Файл: Общеобразовательное учреждение Луговская школа Таврического района Омской области Исследовательский проект Студия Союзмультфильм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общеобразовательное учреждение «Луговская школа»
Таврического района Омской области
Исследовательский проект
"Студия «Союзмультфильм» как эпоха российской анимации "
Выполнил(а) проект
обучающаяся 10 класса
ОУ «Луговская школа»
Таврического района
Омской области
Уляшева Вероника Сергеевна
Руководитель проекта
Госина Жанна Фёдоровна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной
категории
с. Луговое
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
Введение ……………………………….……….……….............стр.3 -
Глава I. Теоретическое обоснование проекта
1.1. История создания студии «Союзмультфильм»……………………...…стр.4
1.1.2. Союзмультфильм в годы великой отечественной войны.…………..стр.5
1.1.3. Послевоенное время (1946-1949).…………………………………….стр.5
1.1.4. Золотой век студии «Союзмультфильм».…………………………….стр.6
1.1.5. Студия в 1990 гг.……………………………………………………...стр.10
1.2. Выдающиеся художники-мультипликаторы студии «Союзмультфильм» и их работы.………………………………………………………………….стр.11
1.2.1.Иван Иванов-Вано и сёстры Брумберг………………………………стр.11
1.2.2.Анатолий Савченко…………………………………………………...стр.13
1.2.3.Вячеслав Котёночкин…………………………………………………стр.16
1.2.4.Эдуард Назаров………………………………………………………..стр.17
1.2.5.Леонид Шварцман……………………………………………………..стр.21
1.2.6.Роберт Саакянц………………………………………………………...стр.23
1.2.7.Левон Хачатрян………………………………………………………..стр.26
1.2.8.Александр Татарский и Игорь Ковалёв……………………………...стр.28
1.2.9.Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова…………………………….стр.30
1.3. Как создавались популярные советские мультфильмы……………...стр.34
1.3.1. Винни-Пух…………………………………………………………….стр.34
1.3.2.Малыш и Карлсон……………………………………………………..стр.34
1.3.3.Кот Леопольд…………………………………………………………..стр.35
1.3.4.Чебурашка……………………………………………………………...стр.35
1.3.5.Трое из простоквашино…………………………………………….…стр.36
1.3.6.Падал прошлогодний снег……………………………………………стр.37
-
Глава II. Практическое обоснование проекта
2.1. Анализ мультфильма «Ну, погоди!»…………………………………..стр.37
2.2. Нарушение конституции РФ и прав человека героями мультфильма «Ну, погоди!»……………………………………………………………………...стр.38
IV. Заключение…………………………………………………...стр.42
V. Список литературы…………………………………………..стр.43
VI. Приложение…………………………………………………..стр.44
Введение
Актуальность - «Союзмультфильм» — крупнейшая в СССР и России мультипликационная студия, выпустившая более тысячи добрых и чудесных мультфильмов. Вместе с героями этих мультфильмов росли и учились любви и добру и мы, и наши мамы и папы, и наши бабушки и дедушки. 10 июня доброму дедушке «Союзмультфильму» исполняется ровно 87 лет — целая жизнь у него за плечами. Она получилась непростой, но зато яркой, интересной и, без сомнения, прожитой не зря. В нашей стране впервые стали делать фильмы не для наживы капиталистов, а для коммунистического воспитания народа. Нужно было затронуть много важных тем, касаемо поведения, нарушение прав человека или же просто для воспитания младшего поколения, а кинозрители хотели видеть на экранах рисованных и кукольных персонажей. Тогда ЦК ВЛКСМ выступил с инициативойсоздать в Москве большую специальную киностудию: «Союзмультфильм». Новая студия была призвана помогать в воспитании подрастающего поколения «подрастающей смены», как говорили тогда.
Проблема исследования:
Общество редко думает о том, что может преподнести мультфильм, часто даже не задумывается о смысле, который хочет донести до нас художник. В большинстве случаев, это очень полезный и познавательный урок, который может повлиять на воспитание ребёнка и поменять мировоззрение даже взрослого человека.
Объект: Мультфильм и его влияние на человека
Предмет: Студия «Союзмультфильм»
Цели работы: Познакомить слушающих с историей русской киностудии «Союзмультфильм» и повысить правовую грамотность младших школьников средствами анимации.
Задачи:
1) Изучить литературу по проблеме исследования.
2) Рассказать о истории создания студии « Союзмультфильм»
3) Провести анализ анимационных фильмов
4) Создать видеоролик на основе мультфильма «Ну, погоди!»
5) Провести классный час по теме «Повышаем правовую грамотность»
Методы исследования: изучение литературных и информационных источников, их анализ.
Место проведения: ОУ «Луговская школа»
Сроки: сентябрь 2022 г.– май 2023 г.
II. Глава I. Теоретическое обоснование проекта
1.1. История создания студии «Союзмультфильм»
Студию создали 10 июня 1936 года в качестве ответа иностранной студии Disney. Отечественные чиновники как раз познакомились с творениями американских мультипликаторов. Они сразу поняли, какая волшебная сила заключена в этих движущихся картинках — ведь с их помощью можно воплотить на экране все что угодно. Было решено, что и наши художники могут создавать мультфильмы нисколько не хуже и даже лучше западных. Так родилась студия, первоначально названная «Союздетмультфильм».
Приказ о создании киностудии мультипликационных фильмов был подписан начальником Главного управления кинофотопромышленности СССР, но считается, что решение о её создании исходило лично от И. В. Сталина.
Для студии были выделены помещения закрытых советской властью православных храмов Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице (в советское время — Каляевской улице), где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения, «что на Песках», в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Храм на Арбате в 1991 году был возвращён Русской православной церкви, а храм на улице Долгоруковской возвращён государству и Русской православной церкви в октябре 2017 года. В первоначальный штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино — Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов, Пантелеймон Сазонов, Владимир Полковников, Леонид Амальрик и другие.
Но уже через год её переименовали в просто «Союзмультфильм», справедливо рассудив, что мультфильмы могут быть интересны и полезны не только детям, но и взрослым.
Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в «диснеевской» манере. Но, несмотря на заимствованную стилистику, уже в это время стали появляться интересные в художественном отношении работы: в первую очередь фильмы Владимира Сутеева («Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках?»).
С 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы (но также делает и их чёрно-белые версии). С 1938 года на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода «эклер» (или ротоскопирование) — натурные съёмки актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой. В 1939—1941 годах на студии создаются фильмы, вошедшие впоследствии в «золотой фонд» мирового кинематографа: «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, «Мойдодыр» Ивана Иванова-Вано, «Дядя Стёпа» и «Муха-Цокотуха» Владимира Сутеева и другие.
В 1940 году происходит смена приоритетов с количественных показателей на качество выпускаемых фильмов. При студии организуются четырёхмесячные курсы художников-мультипликаторов и штат пополняется их выпускниками, молодыми специалистами (подобные курсы за историю «Союзмультфильма» набирались не менее четырнадцати раз).
1.1.2. Союзмультфильм в годы Великой Отечественной войны(1941-1945гг)
В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы киностудии были переключены на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд Красной армии.
ПРИМЕРЫ ИЛИ КАРТИНКИ КИНОПЛАКАТОВ ИЛИ МУЛЬТШАРЖЕЙ
В октябре 1941 года началась эвакуация части студии в город Самарканд (Узбекская ССР). В 1943 году «Союзмультфильм» вернулась в Москву.
В годы войны, по причине отсутствия материалов, тяжёлых условий работы и кадрового дефицита, производство мультфильмов значительно сократилось. Фильмов вышло мало, но они известны до сих пор: «Ёлка» (1942) Петра Носова и Михаила Цехановского, «Лиса, заяц и петух» (1942) Ольги Ходатаевой, «Краденое солнце» (1944) Ивана Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» (1943) и «Синдбад-мореход» (1944) сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг, «Орёл и крот» (1944) Пантелеймона Сазонова и Ламиса Бредиса, «Телефон» (1944) Михаила Цехановского.
1.1.3. Послевоенное время (1946-1949).
С 1946 года киностудия разместилась в бывшей церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе, перестроенной под музей атеизма. Как отмечал телеканал «Культура»: «Первый юбилей отметили новосельем на Каляевской, ныне Долгоруковской улице. Тогда, в сорок шестом, начался расцвет „Союзмульфильма“. Обновлённая студия привлекала лучших из лучших выпускников ВГИКа: Винокурова, Никитина, Шварцмана. Почти каждая лента была хитом. Мультфильмы предназначались и взрослым, и детям».
В послевоенное время идеологические кампании 1946—1953 годов, в том числе «борьба с диснеевщиной», покончили с прямыми заимствованиями приёмов из американских кинообразцов и определили самобытный эстетический «канон» советского детского мультфильма. Среди режиссёров и мультипликаторов студии появляются новые лица (Лев Атаманов, Иван Аксенчук и др.). Меняется также и технология киносъёмок — начиная с 1945 года студия отказывается от довоенного метода съёмки фильмов на три цветоделённых негатива, перейдя на использование многослойной киноплёнки, а художник Евгений Мигунов предлагает новаторский способ создания фона с помощью масляных красок (мультфильм «Полкан и Шавка»).
Наиболее запомнившиеся работы «Союзмультфильма» второй половины 1940-х годов: полнометражный рисованный фильм «Конёк-Горбунок» (1947) Ивана Иванова-Вано, картины «Пропавшая грамота» (1945) и «Федя Зайцев» (1948) сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг, фильм «Серая шейка» (1948) Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, цветная версия довоенного фильма «Квартет» (1947) Александра Иванова, лента Михаила Цехановского «Цветик-семицветик» (1948).
В 1947 году на VIII кинофестивале в Венеции фильм Мстислава Пащенко «Песенка радости» награждён бронзовой медалью «За лучший анимационный фильм». Это первая международная награда студии.
КАРТИНКИ
1.1.4.Золотой век студии «Союзмультфильм»
В первой половине 1950-х годов студия выпускает популярные детские фильмы, многие из которых основаны на применении «эклера». Среди наиболее ярких работ этого периода: «Каштанка» М. Цехановского, «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа» Л. Атаманова, «Снегурочка» И. Иванова-Вано, «Непослушный котёнок» М. Пащенко, «Волшебный магазин» Л. Амальрика и В. Полковникова, «Когда зажигаются ёлки», «Лесные путешественники» М. Пащенко и многие другие. Тогда же на студии создаётся мастерская по выпуску кукольных мультфильмов, которую возглавляет Роман Гуров, до войны работавший на «Мосфильме».
С 1955 года режиссёры и художники-мультипликаторы студии постепенно отходят от строгих натуралистических решений, начинаются поиски более условных форм, активно развивается сатирический жанр. Лев
Атаманов реализует первый опыт закрепления за конкретным мультипликатором роли определённого персонажа (в фильме «Снежная королева» Оле-Лукойе «сыгран» Фёдором Хитруком).
Среди наиболее известных работ студии 1955—1959 годов — полнометражные фильмы: «Заколдованный мальчик» В. Полковникова и А. Снежко-Блоцкой и «Снежная королева» Л. Атаманова, картины «В некотором царстве…» И. Иванова-Вано, «Ореховый прутик» И. Аксенчука, «Необыкновенный матч» М. Пащенко и Б. Дёжкина, «Кораблик» и «Кошкин дом» Л. Амальрика, «В яранге горит огонь» О. Ходатаевой, «Остров ошибок» сестёр Брумберг, «Петя и Красная Шапочка» и «Приключения Мурзилки» Е. Райковского и Б. Степанцева, «Чудесница» А. Иванова.