Файл: Общеобразовательное учреждение Луговская школа Таврического района Омской области Исследовательский проект Студия Союзмультфильм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В то же самое время студия осваивала новый род деятельности — дубляж иностранных фильмов и мультфильмов, которым занималась вплоть до начала 1990-х годов. Наиболее известные режиссёры дубляжа на «Союзмультфильме» — Георгий Калитиевский, Майя Мирошкина, Алла Гончарова.

В начале 1960-х годов, в годы «хрущёвской оттепели», резко увеличивается выпуск сатирических мультфильмов. Сначала это происходит за счёт сокращения производства детских фильмов, но вскоре принимается решение увеличить общие объёмы выпускаемой продукции.

Рубеж 1950—1960-х годов на «Союзмультфильме» ознаменован творческими поисками и экспериментами, которые к 1963 году совершенно изменили «лицо» студии. В этот период сняты картины: «Козлёнок» Р. Давыдова, «Ключ» Л. Атаманова, «Большие неприятности» сестёр Брумберг, «Две сказки» Л. Амальрика, «Дикие лебеди» М. и В. Цехановских, «История одного преступления» Ф. Хитрука, «Мир дому твоему» В. Никитина и И. Николаева, «Баня» А. Карановича и С. Юткевича и другие.

С 1960-х годов непрерывно расширяется диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. В коллективе Фёдора Хитрука был введён «бригадный метод» — прикрепление к съёмочной группе художников-мультипликаторов ещё в процессе подготовительного периода. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные куклы («Летающий пролетарий» И. Иванова-Вано и И. Боярского).

Известные работы «Союзмультфильма» 1960-х годов — «Левша» И. Иванова-Вано, «Скамейка» и «Балерина на корабле» Л. Атаманова, «Дюймовочка» и «Про бегемота, который боялся прививок» Л. Амальрика, «Тараканище» и «Кот-рыболов» В. Полковникова, «Акционеры» Р. Давыдова, «Чиполлино» и «Снежные дорожки» Б. Дёжкина, «Вовка в Тридевятом царстве» и «Окно» Б. Степанцева, «Кот в сапогах» сестёр Брумберг, «Русалочка» И. Аксенчука, «Паровозик из Ромашкова» В. Дегтярёва, «Баранкин, будь человеком!», «Дочь Солнца» и «Рикки-Тикки-Тави» А. Снежко-Блоцкой, «Будильник» и «Бабушкин зонтик» Л. Мильчина, «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Человек в рамке» и «Фильм фильм фильм» Ф. Хитрука, «Межа» В. Котёночкина, «Шпионские страсти» Е. Гамбурга, «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника» А. Хржановского, «Песенка мышонка» Ю. Прыткова и другие.

Среди известных фильмов кукольного объединения 1960-х годов — «Варежка» Р. Качанова, «Кто сказал мяу?» и «Козлёнок, который считал до десяти» В. Дегтярёва. В эти годы в режиссуру приходят Вадим Курчевский («Мой зелёный крокодил», «Легенда о Григе», «Франтишек»), Николай Серебряков («Я жду птенца», «Не в шляпе счастье», «Клубок»), Михаил Каменецкий и Иван Уфимцев («Чьи в лесу шишки?»).


Постоянные персонажи серийных фильмов 1960—1980-х годов становятся любимцами нескольких поколений зрителей: «Маугли» Р. Давыдова, «Малыш и Карлсон» Б. Степанцева, «Умка» В. Пекаря и В. Попова, «Ну, погоди!» В. Котёночкина, «Бременские музыканты» И. Ковалевской, «Винни Пух» Ф. Хитрука, «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» Р. Качанова и другие.

В 1970—1980 годы «Союзмультфильм» считается крупнейшей анимационной студией в Европе. По состоянию на начало 1980-х годов картины «Союзмультфильма» завоёвывают в общей сложности более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей, на студии работает около 500 человек. Число фильмов, снятых в стенах студии к этому времени, превышает одну тысячу.

Ярким явлением в этот период стал мультипликационный сборник «Весёлая карусель», организованный группой мультипликаторов: А. Петровым, Г. Бариновой, Г. Сокольским, Л. Носыревым и В. Угаровым. В нём дебютировало большинство молодых режиссёров студии.

Продолжают работать признанные мастера рисованного кино: Лев Атаманов («Пони бегает по кругу», цикл «Котёнок по имени Гав»), Борис Степанцев («Щелкунчик»), Лев Мильчин («Стойкий оловянный солдатик»), Владимир Попов («Бобик в гостях у Барбоса», «Трое из Простоквашино»). Активно заявляет о себе новое поколение режиссёров: Валентин Караваев («Дед Мороз и лето», «Премудрый пескарь»), Геннадий Сокольский («Птичка Тари», «Замок лгунов»), Валерий Угаров («Шкатулка с секретом», цикл «На задней парте», «Халиф-аист»), Галина Баринова («Страшная история»). Анатолий Петров разрабатывает собственную технологию получения движущегося рисованного «объёмного» изображения — так называемую «фотографику» («И мама меня простит», «Полигон»).

Другие мастера кукольного объединения по-прежнему уделяют основное внимание детской аудитории: М. Каменецкий — «Самый маленький гном», «Боцман и попугай», «Волк и телёнок», И. Уфимцев — цикл «38 попугаев», В. Дегтярёв — «Как ослик счастье искал».

Юрий Норштейн разрабатывает новое технологическое направление — «многоярусную перекладку» и внедряет вместе с оператором А. Б. Жуковским ряд новаторских приёмов. Его фильмы «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» получают мировое признание.

К началу 1980-х годов зрителям становятся известны новые имена: режиссёры Эдуард Назаров («Жил-был пёс», «Путешествие муравья») и Гарри Бардин, экспериментирующий с нетрадиционными фактурами и материалами («Конфликт», «Брэк!», «Банкет», «Брак», «Выкрутасы»).



Заметно расширились тематические границы студийных работ. Репертуар «взрослеет», студия запускает в производство целый ряд масштабных проектов: «Шинель» Юрия Норштейна, «Геракл у Адмета» А. Петрова и другие. Также в конце 1970-х годов «Союзмультфильм» выпускает серию разных мультфильмов на спортивную тематику к московской Олимпиаде 1980 года.

Как отмечала Юлиана Слащёва: «Последние коммерчески успешные проекты были произведены на студии в 1984 году. Вообще, этот год был очень плодотворным для студии: успешный эпизод про попугая Кешу, тогда же вышел замечательный фильм Иванова-Вано „Сказка о царе Салтане“. После этого — ничего из того, что мы сегодня называем популярной анимацией и что было бы способно завоевать сердца семейной аудитории, стать успешным и зарабатывать для студии деньги».

С первых лет «перестройки» ставится вопрос о реорганизации работы киностудии. В апреле 1988 года внутри «Союзмультфильма» были сформированы пять творческих объединений: «Поиск» (худ. рук. А. Хржановский), «Комикс» (худ. рук. В. Тарасов), «Традиция» (худ. рук. А. Петров), «Детский фильм» (худ. рук. В. Котёночкин), «Объёмно-кукольные фильмы» (худ. рук. В. Курчевский), а также автономная мастерская Юрия Норштейна. Однако, эта структурная форма просуществовала лишь до апреля 1990 года, когда было возвращено разделение студии на ТПО кукольных и рисованных фильмов.

Среди лучших фильмов, снятых на студии в 1984—1990 годах: «Мартынко» Э. Назарова, «Возвращение блудного попугая» В. Караваева, «Серый волк энд Красная Шапочка» Г. Бардина, «Пейзаж с можжевельником» А. Хржановского, «Машенька» С. Олифиренко, «Теремок» С. Косицына, «Подружка» и «Притча о мыши» Е. Гаврилко, «Кот и К°» А. Гурьева, «Нити» И. Максимова, «Медвежуть» А. Туркуса, А. Шелманова, В. Кафанова, «Про любовь и муху» А. Ушакова, «Влюбчивая ворона» М. Муат.

К концу 1980-х годов студия переживает сразу несколько кризисов — кадровый, производственный и творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов, иссякает творческая атмосфера. С возникновением кооперативного движения, просочившегося также и в кинематограф и положившего начало частному независимому кинопроизводству «Союзмультфильм» окончательно утрачивает лидирующее положение, перестаёт определять лицо отечественной мультипликации. Резко падают объёмы производства, немало мастеров и рядовых сотрудников покидают студию.

В 1989 году «Союзмультфильм» получил статус арендного предприятия и оставался таковым вплоть до 1999 года.


1.1.5. Студия в 1990 гг.

В 1991 году студия лишается здания, в котором размещалось кукольное объединение. В 1990-е годы «Союзмультфильм» работает и как производственная база для независимых частных студий («Кристмас Филмз», «Аргус Интернейшнл», Школа-студия «ШАР», «Ренешанс», «Студия 13», «Крис», «Полинкевич» и другие).

В 1993 году законодательно закрепляется право киностудий на использование прав произведённых ими фильмов. В этом же году директором студии становится 24-летний Сергей Скулябин. С 1996 года начинается противостояние коллектива студии и новой дирекции. В 1997 году Скулябина увольняют, но в августе этого же года он с помощью сотрудников ЧОПа осуществляет рейдерский захват студии. Следующие два года «Союзмультфильм» существует в режиме борьбы. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование. Творческий коллектив студии практически разваливается.

Как вспоминал Акоп Киракосян: «По неопытности приняли на работу в качестве директора Сергея Анатольевича Скулябина, который оказался просто преступником — он потом сбежал в Америку. У него была одна задача — обанкротить предприятие и ликвидировать его. Раз студии нет, значит, и нет расходной части, а доходы всё время капают в карман с продаж старой коллекции. К счастью, мы вовремя опомнились, нас поддержал академик Лихачёв, и нам удалось отбить у бандитов „Союзмультфильм“. Его снова сделали государственным. Но пока велась эта война, предприятие разорвали на кусочки. Разбежались люди, а кадры — это главное в мультипликации».

1.2.Выдающиеся художники-мультипликаторы студии

«Союзмультфильм» и их работы.

1.2.1. Иван Иванов-Вано и сёстры Брумберг

Иван Иванов родился в крестьянской семье 8 февраля 1900 года в Москве. С детства за мальчиком закрепилось прозвище Вано, поэтому, когда на «Союзмультфильме» появилось сразу два художника Иванова, он прибавил к своей фамилии приставку «Вано».

Его отец работал сапожником и рано ушёл из семьи, оставив жену с четырьмя детьми. Мать Вано была белошвейкой и просто не успевала заниматься сыном. Женщина приняла решение отдать ребёнка на воспитание своей старшей дочери Евдокии, которая была замужем за художником Константином Спасским. Это и определило судьбу Ивана.


Когда мальчику было 14 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал Спасский. Там же учились сёстры Брумберг, вместе с которыми ему предстояло создать стиль советской анимации.

После окончания училища детский писатель и художник Владимир Сутеев пригласил Иванова-Вано в государственный технику кинематографии (нынешний ВГИК). При поступлении его попросили нарисовать мальчика и провести съёмку. Когда он увидел, как его персонаж «ожил», то окончательно решил, чем хочет заниматься. Туда же в экспериментальную мастерскую пришли и сёстры Брумберг.

Дебютной работой, которую доверили молодым художникам, были заготовки для картины 1925 года «Китай в огне», которая стала первым советским полнометражным мультфильмом. Отрасль была настолько новой, что создателям просто не хватало знаний и опыта, поэтому в кадрах картины можно увидеть даже пальцы мультипликаторов.

Проектов было немного, поэтому Иванов-Вано успевал заниматься анимационными вставками в фильмах, например, для режиссёра Георгия Александрова в «Весёлых ребятах».

Старания молодого художника не прошли незамеченными, и уже в 1927 году вместе с коллегами по студии «Межрабпомфильм» Иванов-Вано сделал первый советский мультфильм для детей по сказке Корнея Чуковского «Крокодил». Картина называлась «Сенька-африканец» и включала в себя, помимо анимации, также документальные кадры. Вместе с сёстрами художник трудился над чёрно-белой картиной «Сказка о царе Дурандае».

В 1936 году Иванов-Вано и сёстры Брумберг, как и многие другие аниматоры из маленьких студий, пришли работать на только что открывшийся «Союзмультфильм». Первыми работами Брумберг стали детские сказки «Заяц-портной» и «Красная Шапочка», Иванова-Вано — «Котофей Котофеевич».

Сам автор остался недоволен своим дебютом на студии — в 1930-х мультипликаторы СССР попали под влияние диснеевской анимации. Начальство требовало от художников рисовать так же, как в Америке. Иванов-Вано считал такой подход неправильным. На этой картине карьера Иванова-Вано на студии «Союзмультфильм» могла закончиться — за шестиминутное опоздание на работу мультипликатор был уволен. Возвращаясь домой в расстроенных чувствах, он случайно встретил в трамвае преподавателя ВГИКа Льва Кулешова, которому рассказал о произошедшем. И тот предложил ему создать в ВУЗе отделение художников-мультипликаторов. Узнав о планах во ВГИКе, студия пригласила художника обратно.