Файл: Общеобразовательное учреждение Луговская школа Таврического района Омской области Исследовательский проект Студия Союзмультфильм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2.3. Вячеслав Котёночкин
Вячеслав Котёночкин родился 20 июня 1927 года. Когда ему было 11 лет, он попал на Новогоднюю ёлку в Дом Союзов, где показали первый сборник цветных мультфильмов. Мальчика настолько увлекла анимация, что он начал посещать изостудию.
Когда пришла война, Котёночкин поступил в артиллерийское училище, где закончил десять классов. Оттуда его направили в противотанковое артиллерийское училище в Пензе. Демобилизовавшись, Котёночкин всё ещё рассуждал, куда пойти учиться. Всё определила случайная встреча — он познакомился с мультипликатором Борисом Дёжкиным.
Опытному художнику хватило одного взгляда на рисунки Котёночкина, чтобы порекомендовать ему поступать на курсы мультипликаторов в «Союзмультфильм». Также он посоветовал молодому художнику идти отрабатывать навыки рисования… в зоопарк. Дёжкин был уверен, что аниматор, в первую очередь, должен уметь создавать животных. Причём изображать мультипликатор советовал зверей в движении.
Конкурс на зачисление в студию был огромный, но Котёночкин справился и с успехом закончил курсы, после чего был принят в штат «Союзмультфильма». Первой его работой в качестве художника-мультипликатора стала картина «Лев и заяц». Также он принял участие в рисовании мультфильмов «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа».
Яркий старт едва не закончился увольнением, когда выяснилось, что Котёночкин свободное время любил проводить в ресторане «Спорт», где играли живой джаз. В заявлении на увольнение он написал: «Прошу меня уволить, но если можно, оставить». И художнику дали ещё один шанс. А своё увлечение музыкой он перевёл в творчество — на студии ходили слухи, что никто не рисовал танцы лучше, чем Котёночкин. Поэтому в том же «Ну, погоди» авторы, зная об этой его особенности, прописали несколько сцен, где волк танцует с зайцем.
Фамилию художника можно встретить в более чем 80 картинах — он нарисовал героев мультфильма «Необыкновенный матч», творил под руководством Ивана Иванова-Вано, создавая образы в «Снегурочке», «Храбром зайце».
В 1968 году от руководства «Союзмультфильма» поступил заказ — сделать мультфильм на тему «не обижай слабых». Развить идею предложили молодым авторам Александру Курляндскому, Феликсу Камову и Аркадию Хайту. Сразу же родилось предложение сделать сюжет-погоню. Оставалось решить, кто за кем будет гнаться.
Версий было много — лиса и петух, лиса и заяц, но больше всего авторам нравилась идея волка, пытающегося поймать и съесть зайца. Режиссёром пригласили Геннадия Сокольского, который сделал трёхминутный мультфильм «Ну, погоди». Его работу можно увидеть в сборнике «Весёлая карусель».
Первый выпуск прошёл незамеченным, персонажи подверглись критике, их советовали перерисовать и сделать более добрыми. Художник обиделся и от дальнейшего сотрудничества отказался. Авторы стали искать другого режиссёра, но, к их удивлению, никому сюжет не нравился — все говорили, что в нём нет идеи.
Без особой надежды молодые авторы предложили сценарий Котёночкину, поймав его случайно в лифте. Неожиданно художник сказал: «А в этом что-то есть» и приступил к разработке персонажей. Заяц получился сразу — по сути, это была подпись художника, каждый раз, когда его просили что-нибудь нарисовать, он всегда его изображал.
Котёночкин проводил много времени перед зеркалом, пытаясь срисовать волка с себя. Но окончательный образ сложился в голове художника, когда он обратил внимание на черноволосого парня в подворотне, который стоял, облокотившись к стене с гитарой в руках, вывалившимся животом и папиросой в зубах. Несмотря на то, что Котёночкин сотни раз видел похожие типажи, именно в тот раз он откликнулся в нём и превратился в знаменитого волка.
Озвучить персонажа должен был артист Владимир Высоцкий — Котёночкину казалось, что у волка голос должен быть с хрипотцой. Но бард был под запретом и его кандидатуру сразу же отвергли. Тогда озвучить волка пригласили актёра Анатолия Папанова. На роль зайца взяли Клару Румянову.
Изначально никто не предполагал, что «Ну, погоди» будет сериалом — почти после каждого выпуска авторы думали о закрытии картины. Но публика сразу полюбила мультфильм и стала забрасывать студию и его создателей письмами с просьбой снимать как можно дольше. В итоге «Ну, погоди» стал самым длинным мультсериалом советского времени — Вячеслав Котёночкин сделал восемнадцать выпусков, премьера последнего состоялась в 1994 году.
Всю жизнь Котёночкин мечтал снять мультфильм по поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила», но двадцать четыре года, по просьбам зрителей, занимался созданием «Ну, погоди». Картина была продана в 102 страны мира, Котёночкина
считали миллиардером, а он ютился на 24 метрах в хрущёвке и покупал в долг машину «Запорожец».
Девяносто процентов дохода от проката забирало государство, десять — Госкино. Котёночкина «кормили» обещаниями и откладывали расчёт до лучших времени. Также авторы не получали ничего от бесконечных товаров, которые использовали образы персонажей. Только в конце 1990-х создатели решили бороться за свои права. Но до каких-то результатов художник так и не дожил.
Когда Котёночкин заболел, деньги на операцию пришлось собирать по друзьям и знакомым. Но выкарабкаться ему не удалось — в 2000 году его не стало. Несмотря на официальные государственные звания, самым значимым художник всегда считал польский «Орден улыбки», который ему вручили дети.
1.2.4. Эдуард Назаров
Эдуард Назаров родился 23 ноября 1941 года в бомбоубежище в разгар битвы за Москву. Его родители были далеки от искусства — отец закончил Гидрометеорологический институт, мать — Торфяной. Однако мальчик с самого детства увлёкся рисованием и пошёл учиться в художественную школу под руководством Апановича, где познакомился с будущим легендарным мультипликатором Юрием Норштейном.
Но даже учась там, Назаров ещё не был уверен, что свяжет свою жизнь с рисованием. По примеру отца, который занимался изучением океанических льдов, молодой человек подумывал поступить на географический факультет МГУ. Однако отец не разделял энтузиазма сына и уговорил его идти заниматься искусством.
Поступать Назаров решил в архитектурный, но оказался не готов. Именно в тот момент он услышал о наборе в студию «Союзмультфильм» на подготовительные курсы мультипликаторов. Только вот с приёмом документов Назаров опоздал и его отправили домой. По случайному везению, кто-то на студии увидел его рисунки и пригласил на курсы художников-прорисовщиков.
На курсах Назаров «проучился» 2-3 дня, после чего талантливого художника забрал в свою группу режиссёр Борис Степанцев. Первой работой, где можно увидеть руку будущего мастера, был мультфильм «Мурзилка на спутнике» 1959 года. На тот момент Назарову было всего 17 лет.
Несмотря на яркий старт, художнику пришлось прерваться — его забрали в армию, из которой он вернулся только через три с половиной года. Этот опыт в будущем пригодился Назарову, когда он создавал мультфильм «Про Сидорова Вову».
Вернувшись из армии, Назаров подал документы в Строгановское художественно-промышленное училище. Однако снисхождения на студии абитуриенту ждать не пришлось — за то, что он ушёл сдавать вступительный экзамен, режиссёр Михаил Цехановский, с которым тогда работал Назаров, убрал его из титров мультфильма «Почта» (цветной ремейк оригинальной картины 1929 года).
Встреча со «своим» режиссёром ждала Назарова впереди. В 1965 году он попал ассистентом художника Сергея Алимова на мультфильм Фёдора Хитрука «Каникулы Бонифация». И так и остался в его команде на двенадцать лет.
Тандем Алимов-Хитрук сложился ещё на картине «История одного преступления», Назаров не раз признавался, что мастера значительно повлияли на всё его дальнейшее творчество. Например, от них он почерпнул идею выстраивать мультфильм, отталкиваясь от музыки. После ссоры на смену Алимову в команду Хитрука пришёл
художник Владимир Зуйков, с которым Назарова ждала всесоюзная слава.
Первой их совместной работой стали анимационные заставки в фильме Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Далее был комичный «Фильм, фильм, фильм», который озадачил Хитрука своей затянутостью. Не зная, что делать с картиной, режиссёр случайно включил ускоренный режим на монтажном столе — и мультфильм получился.
К тому моменту Фёдор Хитрук уже несколько лет вынашивал идею создать мультфильм по книге Алана Милна «Винни-Пух». Обладатель прав на экранизацию Уолт Дисней снял свою версию ещё в начале 1960-х, но советский режиссёр её не видел. Не хотел он использовать и иллюстрации в книжке Бориса Заходера, который перевёл Милна. Придумать образы он поручил Эдуарду Назарову и Владимиру Зуйкову.
Под руководством режиссёра художникам пришлось полностью перерисовать главного героя. Сложной задачей стало не только придумать образ Винни-Пуха, но и решить, как его «оживить».
Долго художники сидели и за созданием образа Пятачка. Как говорил Назаров, персонаж напоминал «вертикальную толстую сардельку» и только, когда у поросёнка появилась шея, Пятачок ожил.
За четыре года были создано три мультфильма, после чего художники выдохлись. Изначально планировалась сделать сериал про Винни-Пуха из девяти эпизодов, но у авторов уже не было никакой мотивации продолжать работу.
По словам Хитрука, его версия понравилась диснеевскому режиссёру Вольфгангу Райтерману. Но права на экранизацию принадлежали американской студии, так что массовый иностранный зритель советскую версию не увидел.
Международное признание художникам внезапно принёс следующий мультфильм — «Остров», который появился случайно и в большой спешке.
Чёрно-белый мультфильм без слов и с таким необычным стартом произвёл хорошее впечатление на иностранное жюри и получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Вскоре после этого Назаров ушёл в свободное плавание — стал пробовать себя в качестве режиссёра. Результатом новой работой стал мультфильм «Жил-был пёс», в котором Назаров выступил как постановщик, художник и автор сценария.
На самом деле у Назарова была возможность воспользоваться услугами профессионального писателя, но, как признавался позже мультипликатор, ничего из этого не вышло. Назаров всегда тщательно изучал детали, прежде чем начинать работу, поэтому перед съёмками он уехал в Украину. Там он ходил по музеям,