Файл: Общеобразовательное учреждение Луговская школа Таврического района Омской области Исследовательский проект Студия Союзмультфильм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В свой первый год Иванов-Вано набрал курс из четырёх человек. В дальнейшем на отделении во ВГИКе учились почти все известные советские аниматоры.
Начиная с мультфильма «Мойдодыр», художник чётко обозначил свою позицию и ушёл в «народный» стиль, стараясь дистанцироваться от американского пути. При этом сам Уолт Дисней высоко оценивал советскую анимацию и часто использовал её в качестве учебного пособия. Свои мультфильмы Иванов-Вано предпочитал снимать по русским сказкам — «Конёк-горбунок», «Гуси-лебеди», «Сказка о мёртвой царевне», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев» и многие другие.
Во время войны студию «Союзмультфильм» эвакуировали в Самарканд. Несмотря на тяжёлую ситуацию, сёстры Брумберг продолжили работать — и в 1943 году создали мультфильм «Сказка о царе Салтане». В нём они одними из первых в СССР использовали технику «эклер» — когда предварительно для мультфильма снимают актёров, а потом отснятые кадры прорисовывают. Натурализм надолго задержался в советской анимации, хотя и «съедал» чудовищное количество времени. В военные годы Иванов-Вано также не сидел без дела и снял сказку Чуковского «Краденое солнце», которая, во время войны приобрела для него совершенно другое значение.
Иван Иванов-Вано проделал длинный путь от сына сапожника до «патриарха советской анимации», как его в шутку называли коллеги. Он основал отделение мультипликаторов в институте кинематографии, куда стремился поступить каждый начинающий художник в Советском Союзе. Иванов-Вано не хотел быть последователем диснеевского стиля, отстояв право на национальную идентичность и проложив дорогу для своих учеников.
Валентина и Зинаида Брумберг родились в Москве с разницей ровно в год — 2 августа 1899 и 1900 года. Папа был врачом, мама — учителем. Сёстры с детства увлекались рисованием и отрабатывали навыки на полях книг. Родители за порчу раритетов девочек наказывали, а подросшие художницы уверяли, что именно те зарисовки стали основой для многих их мультипликационных персонажей.
Успех в анимации сестёр Брумберг был неоспорим, но художницы решили попробовать себя в режиссёрской профессии. Одна из их первых работ — мультфильм «Федя Зайцев» — имела оглушительный успех. Картина, выпущенная в 1948 году, обозначила новый рубеж в анимации — произошёл долгожданный для многих художников, хотя и не окончательный, отход от реализма.
Мультфильм сочетал в себе трёхмерный и двумерный рисунок. Персонаж — нарисованный на стене человечек, на многие годы стал символом студии «Союзмультфильм».
Сёстры Брумберг никогда не боялись экспериментов, сначала — использовав новую для СССР технику с актёрами, а в дальнейшем — сделав шаг в сторону и предложив совершенно другую анимацию.
Позже, в различных интервью, создатели культовых мультипликационных персонажей Анатолий Савченко, Роман Качанов, Леонид Шварцман, Фёдор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров и многие другие, называли Ивана Иванова-Вано, сестёр Зинаиду и Валентину Брумберг своими учителями.
1.2.2. Анатолий Савченко
Советский мультипликатор Анатолий Савченко родился 30 июня 1924 года в Новочеркасске. Его отец работал фармацевтом, но всё свое свободное время посвящал рисованию и считал себя художником-самоучкой. Глядя на него, маленький мальчик тоже захотел стать художником. Позже он рассказывал в интервью, «как карандаш держать стал, так и рисовать начал».
В начале 1930-х Савченко попал в кинотеатр, где впервые увидел мультфильмы. Тогда они настолько поразили мальчика, что он решил стать не просто художником, а мультипликатором, и уехал учиться в Москву. Но мечтам не суждено было сбыться — началась война и 17-летний юноша ушёл на фронт.
В боях на Северном Кавказе Савченко был ранен в ногу, однако в госпиталь его не приняли, объяснив, что врачей не хватает даже для тяжелораненых. Молодому человеку крупно повезло — рана затянулась сама собой и не вызвала осложнений. В 1947 году Савченко демобилизовался — он был награждён орденом Отечественной войны и рядом медалей.
Когда будущему мультипликатору было 23 года, он наконец смог вернуться к осуществлению своей детской мечты. Сразу же после возвращения с войны он, не имея никакого художественного образования или опыта, уехал в Москву поступать во ВГИК. Савченко приняли с первой попытки — он получил максимально высокие баллы за рисунок, живопись и композицию.
Так с 1953 года Савченко стал работать на студии «Союзмультфильм». За всю жизнь к этой записи в трудовой книжке прибавилась только одна — о выходе на пенсию. Несмотря на возможность работать с мастером Ивановым-Вано, вместе они сделали лишь два мультфильма — «Лесной концерт» и «Мойдодыр». Савченко предпочёл уйти в группу Евгения Райковского и Бориса Степанцева. Позже он говорил, что Иванов-Вано хотел творить грандиозные полотна, а Савченко это было неинтересно.
Первым мультфильмом, который был создан под руководством режиссёров Райковского и Степанцева, стал «Приключения Мурзилки». Потом были «Опять двойка», «Петя и Красная Шапочка», «Мурзилка на спутнике», «Петух и краски» и другие. Однако знаменитыми режиссёр Степанцев и художник Савченко проснулись после выхода на экраны мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» в 1965 году.
Не секрет, что многие картины появлялись в советское время по разнарядке. И «Вовка...» был также снят по заказу сверху — там потребовали создать мультфильм на тему «слава труду». Мало кто верил в успех этой задумки, но она удалась. Большой вклад внесла актриса Рина Зелёная, которая не только подарила свой голос Вовке, но и придумала немало фраз, которые позже стали крылатыми.Худ. совет, принимавший мультфильм, был восхищён, особо отметив работу Савченко по созданию вторых планов.
Одного Вовки в биографии художника было бы достаточно, чтобы войти в историю анимации, но абсолютно народным Савченко сделал главный герой книги Астрид Линдгрен — Карлсон. Интересно, что книгу художник не читал и иллюстраций в шведском издании не видел. Получив сценарий, Савченко сел творить.
Карлсон появился очень быстро, равно как и Фрекен Бок. Кстати, именно Савченко принадлежала идея позвать свою землячку, Фаину Раневскую, озвучивать роль домомучительницы.
Согласно изначальной задумке, это должна была быть трилогия мультфильмов о Карлсоне: был даже готов сценарий третьей серии, но режиссёр Борис Степанцев отвлёкся на другой проект и к человечку с моторчиком так больше и не вернулся.
Зрителям было достаточно и двух эпизодов, чтобы влюбиться в героев Линдгрен и массово начать скупать её книги — тиражи писательницы стали многомиллионными. Интересно, что в Швеции Карлсон — не самый популярный персонаж, некоторые родители предпочитают обходить книгу стороной. В США издание исключено из школьной программы за то, что «подаёт дурной пример детям младшего возраста». Однако стоит отметить, что сюжет советского мультфильма заметно отличается от оригинального произведения.
Вместе им удавались не только добрые, весёлые картины, но и взрослые мультфильмы, такие как «Окно» и «Песня о соколе». Первый, на музыку Прокофьева, принёс авторам «Серебряного Пеликана» на Международном фестивале анимационных фильмов в Румынии. А в «Песне о соколе» Савченко удалось попробовать новую технику рисования — живопись по стеклу.
Новым вызовом для художника стал «Щелкунчик» — впервые в советской анимации была создана картина без слов
, основанная только на музыке Петра Чайковского.
Мультфильм длился почти полчаса и включал в себя множество персонажей. Савченко признавался, что работа давалась очень тяжело, но с большим удовольствием.
В 1983 году Борис Степанцев умер, но карьера Савченко на этом не закончилась. Художника пригласил режиссёр Валентин Караваев для работы над идей мультфильма о попугае.
Изначально было запланировано три серии «Возвращения блудного попугая», но Караваев потерял интерес к Кеше уже после первой серии.
Проект продолжил Александр Давыдов, причём очень успешно — за второй выпуск создатели получили премию «Ника». Узнав о награде, Караваев посчитал несправедливым номинацию, так как именно он придумал попугая, поэтому решил вернуться в проект и снял третью серию. После выхода мультфильма на экраны в 1990 году Савченко ушёл на пенсию.
Однако художник принял участие в создании следующих эпизодов о попугае Кеше, которые опять снимал Давыдов. Именно они стали последними в мультипликационной карьере Савченко — «Кеша-рыболов» и «Мужество попугая Кеши», вышедшие в 2005 году. На пенсии художник продолжил иллюстрировать детские книжки. В 2011 году Савченко умер, никаких наград и званий в качестве художника-мультипликатора он так и не получил.