Файл: Общеобразовательное учреждение Луговская школа Таврического района Омской области Исследовательский проект Студия Союзмультфильм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слепил из пластилина фигурку самого ведущего, с которой Рязанов и вёл тот знаменательный эфир. Картина понравилась зрителям, а главное, после программы никого не уволили. Поэтому уже на следующий день мультфильм показали по всем каналам, что привело к тому, что из магазинов исчез пластилин.
Неожиданно для авторов «Пластилиновую ворону» решили послать на Всесоюзный фестиваль телефильмов, где мультфильм взял главный приз. В общей сложности картина собрала более двадцати пяти наград.
После яркого старта Татарский взялся за, казалось бы, «проходную» работу — сделать заставку для программы «Спокойной ночи, малыши». Вдохновлённый успехом «Пластилиновой вороны», художник предложил свой вариант заставки и вместе с Ковалёвым представил его публике. Так с 1982 года с некоторыми перерывами дети видят ту самую пластилиновую заставку мультипликаторов (в последние годы немного скорректированную).
Несмотря на признание в стране и за рубежом, Татарскому по-прежнему навязывали, что именно снимать. Ковалёв тогда продолжил работать для студии «Киевнаучфильм» и выступил в качестве художника-мультипликатора на картине «Доктор Айболит». А Татарскому предложили сценарий про весёлых пионеров, собирающих металлолом, но у него уже была идея снять новогодний мультфильм. Но, цензоры, не спешили принимать мультфильм — своими придирками, они чуть не довели Татарского до инфаркта. Почти в каждой реплике героя они видели скрытый смысл. Им не нравилась фраза «Ох уж эти сказочники» — эпиграф первого романа Фёдора Достоевского «Бедные люди». Особое недовольство вызвал момент, когда герой говорит: «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого?! Так я первый буду!».
Окончательным вердиктом стала фраза: «Всего один герой русский мужик, и тот — идиот». Татарский понял, что на этот раз его творение уже никто не спасёт. Однако помочь ему решил редактор студии Александр Тимофеевский, который тайно пронёс мультфильм на годовой отчёт в Дом кино, за что позже был уволен.
Зрители рукоплескали, художник и режиссёр Юрий Норштейн сказал, что мультфильм гениальный, а все остальные можно выбросить. Как и предыдущая работа, «Падал прошлогодний снег» собрал урожай наград.
Следующие картины Александр Татарский опять делал с Игорем Ковалёвым. Вместе они создали «Крылья, ноги и хвосты» и придумали культовых сыщиков Братьев Пилотов для мультфильма «Следствие ведут колобки».
В 1986 году к Татарскому пришёл американский успех — он выиграл международный тендер на право производства анимационных проектов для американского телеканала TBS.
В 1988 году Татарский с Ковалёвым и искусствоведом Анатолием Прохоровым открыли первую в России независимую негосударственную киностудию «Пилот». Планов и идей было много, но только в России — несмотря на все уговоры переехать в США, Татарский неизменно отказывался. А вот Игорь Ковалёв согласился и в начале 1990-х уехал в Голливуд. На его счету работа над мультсериалами «Симпсоны» и «Ох уж эти детки». В 2010 году он вернулся в РФ и по приглашению Тимура Бекмамбетова присоединился к студии Bazelevs.
Известие об отъезде друга и партнера очень расстроило Татарского, но обиду он не затаил и до конца жизни общался с Ковалёвым. Студия «Пилот» продолжила работу и выпускала мультфильмы, имеющие успех по всему миру. Татарский был полон планов, но из-за работы и стресса не выдержало сердце — мультипликатора не стало в июле 2007 года, когда ему было 56 лет. Его последней идеей был сериал «Фиксики».
Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в деревне Андреевка Пензенской области, где его родители находились в эвакуации. Через пару лет с мамой и старшим братом они вернулись в Москву. В то время как отец воевал на фронте, семья Норштейнов осела в Марьиной роще.
Мальчик рано увлёкся рисованием и в 15 лет параллельно с общеобразовательной школой пошёл учиться в художественную. Но несмотря на все старания, в художественный ВУЗ Норштейна не взяли, так что он устроился столяром на мебельный комбинат. Впрочем, это его не сломило, и от мечты он не отказался. Поэтому при первой же возможности поступил на курсы мультипликаторов в студию «Союзмультфильм».
В качестве художника Норштейн успел поработать у Фёдора Хитрука в «Каникулах Бонифация» и у Романа Качанова в «Варежке». Первым мультфильмом, в титрах которого имя Норштейна появилось в качестве режиссёра стал «25-е. Первый день» о живописи в годы революции.
На студии Норштейн встретил свою любовь — художницу Франческу Ярбусову, которая стала не только женой, но и творческим партнёром режиссёра. Про неё говорили, что рисовать она начала раньше, чем ходить. На студию Ярбусова пришла работать будучи студенткой ВГИКа. Именно её руке принадлежат все самые известные персонажи мультфильмов Норштейна.
Первым их совместным проектом стала картина «Лиса и заяц» 1973 года, основанная на русской народной сказке. На сдаче картины авторам говорили, что у зайчика «грустные еврейские глаза», но работу приняли. Первый блин не был комом — мультфильм получил первую премию за лучший детский фильм в Загребе и в Баку.
Но всемирный успех пришёл к авторам в 1975 году, когда зритель увидел «Ёжика в тумане». Некоторые источники пишут, что Ёжика Норштейн срисовал со своей подруги поэтессы Людмилы Петрушевской, обратив внимание на её профиль при свете лампы. Сам же автор говорил, что главного героя изобразила его жена Франческа Ярбусова, хотя и не исключено, что неосознанно она добавила черты подруги семьи. Норштейн бы уверен, что персонаж должен быть настолько ясным, чтобы его можно было нарисовать одной линией, не отрывая карандаш от бумаги. Именно таким стал Ёжик.
А вот туман в мультфильме — полностью задумка автора, которая стала, по сути, первым спецэффектом в советской анимации. Фигурку Ёжика клали на белый фон, сверху накрывали листом кальки, а во время съёмки кальку медленно поднимали, и Ёжик исчезал в белой дымке.
Когда в руки Норштейна попал сценарий, сначала он его «услышал», то есть представил звуки и даже запахи места, где будут разворачиваться события. При создании мультфильма автор вдохновлялся работами великих живописцев — Рембрандта, Ван Гога, Пикассо. В процессе съёмки были применены разные техники, которые помогли сделать героев трёхмерными. Тщательно Норштейн отнёсся и к выбору актёров для озвучки. На роль рассказчика он позвал Алексея Баталова.
Мало какой другой мультфильм получил столько наград, сколько «Ёжик в тумане». Чего только стоит звание «лучшего мультфильма всех времён и народов», которым его наградили в 2003 году. Но как истинный творец, Норштейн считал, что всё равно мог сделать и лучше.
В следующий раз был мультфильм «Сказка сказок» на тему детских воспоминаний и фантазий, который отлично приняла публика и критики — в 1984 году картина удостоилась звания «лучший анимационный фильм всех времён и народов» и множества фестивальных наград.
В 1981 году Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова начали снимать мультфильм «Шинель» по повести Николая Гоголя. Работа шла медленно, а к 1986 году было завершено только десять минут из шестидесяти задуманных. Тогда руководство «Союзмультфильма», несмотря на все регалии Норштейна, приняло решение его уволить.
При поддержке друга актёра Ролана Быкова художник создал студию у себя дома, где с женой продолжил работать над мультфильмом. По состоянию на февраль 2021 году «Шинель» не закончена — и считается самым долгим проектом в истории анимации.
Работу замедляет отказ Норштейна использовать компьютерную графику. Но основная проблема — финансирование съёмок. Все деньги, которые зарабатывает Норштейн на продаже книг и лицензионных копий мультфильмов, он вкладывает в производство «Шинели».
КАРТИНКИ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК ПРИМЕРЫ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
1.3. Как создавались популярные советские мультфильмы
1.3.1. Винни-Пух.
Первая экранизация книги о Винни-Пухе принадлежит студии Уолта Диснея: в начале 60х годов было выпущено несколько серий о забавном медвежонке и его друзьях. До начала работы над отечественным «Винни-Пухом» Федор Хитрук не видел диснеевской версии.
Однако ему хотелось отойти от образов, которые были изображены в книге, создать своих, новых и оригинальных персонажей. Безусловно, ему это удалось. Все, кто видели и диснеевский, и наш варианты, однозначно высказываются в пользу последнего.
Любопытно, что первоначально Винни-Пух был очень мохнат, уши у него выглядели немного «пожеванными», а глаза были разного размера. Пятачок же сначала получался у художников похожим на толстую аппетитную сардельку. Немало было нарисовано самых разных медвежат и поросят, прежде чем персонажи приобрели привычный нам вид.
Кстати, во второй и третьей сериях рисунки героев были упрощены: черные «очки» на мордочке Винни-Пуха приобрели четкие очертания, а румяные щечки Пятачка стали обозначаться одной красной линией. Во время работы над мультфильмом про Винни-Пуха Федор Хитрук не знал о существовании анимационных картин про забавного мишку студии Диснея. Позже, по словам Хитрука, его версия понравилась диснеевскому режиссеруВольфгангу Райтерману. В то же время, так как советские мультфильмы были созданы без учета принадлежащих студии Диснея исключительных прав на экранизацию, их показ за рубежом был невозможен.
1.3.2. Малыш и Карлсон.
Советский мультфильм «Малыш и Карлсон» режиссера Бориса Степанцева, снятый по мотивам повести шведской писательницы Астрид Линдгрен и вышедший на телеэкраны в 1968 году, был с восторгом воспринят как маленькими, так и взрослыми телезрителями.
Всего серий о Карлсоне вышло две: «Малыш и Карлсон» (1968) и «Карлсон вернулся» (1970). «Союзмультфильм» собирался делать и третью, но эта идея так и не была реализована. В архивах студии до сих пор хранится пленка, которую планировалось использовать для съемок мультфильма по третьей части трилогии о Малыше и Карлсоне — «Карлсон опять проказничает».
Если очень внимательно смотреть мультфильм про Карлсона, то можно заметить следующую деталь: в начале мультика, когда Малыш переходит дорогу, на проезжающем мимо автобусе видна реклама Air France.
На похитителей белья из мультипликационной картины про Карлсона очень похожи сыщики из мультфильма о приключениях поросенка Фунтика. Кроме этого, на шведских родителей Малыша очень похожи советские родители Дяди Федора из «Простоквашино».
1.3.3. Кот Леопольд.
Советский мультипликационный сериал про кота Леопольда и донимающих его мышей-хулиганов снимался на Творческом объединении «Экран» с 1975 по 1993 год. На момент создания мультсериала еще не было художественной мастерской. Поэтому первые две серии («Месть кота Леопольда» и «Леопольд и золотая рыбка») не рисовались, а были сделаны техникой перекладывания.
Мелкие детали героев и декорации вырезались из бумаги и перекладывались под стеклом. После каждого кадра детали сдвигались на мизерное расстояние, что создавало иллюзию движения. Дальнейшие серии мультфильма были реализованы с помощью рисованной анимации. Создатели мультфильма долго ломали голову над именем главного героя.
Неожиданно для авторов «Пластилиновую ворону» решили послать на Всесоюзный фестиваль телефильмов, где мультфильм взял главный приз. В общей сложности картина собрала более двадцати пяти наград.
После яркого старта Татарский взялся за, казалось бы, «проходную» работу — сделать заставку для программы «Спокойной ночи, малыши». Вдохновлённый успехом «Пластилиновой вороны», художник предложил свой вариант заставки и вместе с Ковалёвым представил его публике. Так с 1982 года с некоторыми перерывами дети видят ту самую пластилиновую заставку мультипликаторов (в последние годы немного скорректированную).
Несмотря на признание в стране и за рубежом, Татарскому по-прежнему навязывали, что именно снимать. Ковалёв тогда продолжил работать для студии «Киевнаучфильм» и выступил в качестве художника-мультипликатора на картине «Доктор Айболит». А Татарскому предложили сценарий про весёлых пионеров, собирающих металлолом, но у него уже была идея снять новогодний мультфильм. Но, цензоры, не спешили принимать мультфильм — своими придирками, они чуть не довели Татарского до инфаркта. Почти в каждой реплике героя они видели скрытый смысл. Им не нравилась фраза «Ох уж эти сказочники» — эпиграф первого романа Фёдора Достоевского «Бедные люди». Особое недовольство вызвал момент, когда герой говорит: «Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого?! Так я первый буду!».
Окончательным вердиктом стала фраза: «Всего один герой русский мужик, и тот — идиот». Татарский понял, что на этот раз его творение уже никто не спасёт. Однако помочь ему решил редактор студии Александр Тимофеевский, который тайно пронёс мультфильм на годовой отчёт в Дом кино, за что позже был уволен.
Зрители рукоплескали, художник и режиссёр Юрий Норштейн сказал, что мультфильм гениальный, а все остальные можно выбросить. Как и предыдущая работа, «Падал прошлогодний снег» собрал урожай наград.
Следующие картины Александр Татарский опять делал с Игорем Ковалёвым. Вместе они создали «Крылья, ноги и хвосты» и придумали культовых сыщиков Братьев Пилотов для мультфильма «Следствие ведут колобки».
В 1986 году к Татарскому пришёл американский успех — он выиграл международный тендер на право производства анимационных проектов для американского телеканала TBS.
В 1988 году Татарский с Ковалёвым и искусствоведом Анатолием Прохоровым открыли первую в России независимую негосударственную киностудию «Пилот». Планов и идей было много, но только в России — несмотря на все уговоры переехать в США, Татарский неизменно отказывался. А вот Игорь Ковалёв согласился и в начале 1990-х уехал в Голливуд. На его счету работа над мультсериалами «Симпсоны» и «Ох уж эти детки». В 2010 году он вернулся в РФ и по приглашению Тимура Бекмамбетова присоединился к студии Bazelevs.
Известие об отъезде друга и партнера очень расстроило Татарского, но обиду он не затаил и до конца жизни общался с Ковалёвым. Студия «Пилот» продолжила работу и выпускала мультфильмы, имеющие успех по всему миру. Татарский был полон планов, но из-за работы и стресса не выдержало сердце — мультипликатора не стало в июле 2007 года, когда ему было 56 лет. Его последней идеей был сериал «Фиксики».
1.2.9. Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова
Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в деревне Андреевка Пензенской области, где его родители находились в эвакуации. Через пару лет с мамой и старшим братом они вернулись в Москву. В то время как отец воевал на фронте, семья Норштейнов осела в Марьиной роще.
Мальчик рано увлёкся рисованием и в 15 лет параллельно с общеобразовательной школой пошёл учиться в художественную. Но несмотря на все старания, в художественный ВУЗ Норштейна не взяли, так что он устроился столяром на мебельный комбинат. Впрочем, это его не сломило, и от мечты он не отказался. Поэтому при первой же возможности поступил на курсы мультипликаторов в студию «Союзмультфильм».
В качестве художника Норштейн успел поработать у Фёдора Хитрука в «Каникулах Бонифация» и у Романа Качанова в «Варежке». Первым мультфильмом, в титрах которого имя Норштейна появилось в качестве режиссёра стал «25-е. Первый день» о живописи в годы революции.
На студии Норштейн встретил свою любовь — художницу Франческу Ярбусову, которая стала не только женой, но и творческим партнёром режиссёра. Про неё говорили, что рисовать она начала раньше, чем ходить. На студию Ярбусова пришла работать будучи студенткой ВГИКа. Именно её руке принадлежат все самые известные персонажи мультфильмов Норштейна.
Первым их совместным проектом стала картина «Лиса и заяц» 1973 года, основанная на русской народной сказке. На сдаче картины авторам говорили, что у зайчика «грустные еврейские глаза», но работу приняли. Первый блин не был комом — мультфильм получил первую премию за лучший детский фильм в Загребе и в Баку.
Но всемирный успех пришёл к авторам в 1975 году, когда зритель увидел «Ёжика в тумане». Некоторые источники пишут, что Ёжика Норштейн срисовал со своей подруги поэтессы Людмилы Петрушевской, обратив внимание на её профиль при свете лампы. Сам же автор говорил, что главного героя изобразила его жена Франческа Ярбусова, хотя и не исключено, что неосознанно она добавила черты подруги семьи. Норштейн бы уверен, что персонаж должен быть настолько ясным, чтобы его можно было нарисовать одной линией, не отрывая карандаш от бумаги. Именно таким стал Ёжик.
А вот туман в мультфильме — полностью задумка автора, которая стала, по сути, первым спецэффектом в советской анимации. Фигурку Ёжика клали на белый фон, сверху накрывали листом кальки, а во время съёмки кальку медленно поднимали, и Ёжик исчезал в белой дымке.
Когда в руки Норштейна попал сценарий, сначала он его «услышал», то есть представил звуки и даже запахи места, где будут разворачиваться события. При создании мультфильма автор вдохновлялся работами великих живописцев — Рембрандта, Ван Гога, Пикассо. В процессе съёмки были применены разные техники, которые помогли сделать героев трёхмерными. Тщательно Норштейн отнёсся и к выбору актёров для озвучки. На роль рассказчика он позвал Алексея Баталова.
Мало какой другой мультфильм получил столько наград, сколько «Ёжик в тумане». Чего только стоит звание «лучшего мультфильма всех времён и народов», которым его наградили в 2003 году. Но как истинный творец, Норштейн считал, что всё равно мог сделать и лучше.
В следующий раз был мультфильм «Сказка сказок» на тему детских воспоминаний и фантазий, который отлично приняла публика и критики — в 1984 году картина удостоилась звания «лучший анимационный фильм всех времён и народов» и множества фестивальных наград.
В 1981 году Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова начали снимать мультфильм «Шинель» по повести Николая Гоголя. Работа шла медленно, а к 1986 году было завершено только десять минут из шестидесяти задуманных. Тогда руководство «Союзмультфильма», несмотря на все регалии Норштейна, приняло решение его уволить.
При поддержке друга актёра Ролана Быкова художник создал студию у себя дома, где с женой продолжил работать над мультфильмом. По состоянию на февраль 2021 году «Шинель» не закончена — и считается самым долгим проектом в истории анимации.
Работу замедляет отказ Норштейна использовать компьютерную графику. Но основная проблема — финансирование съёмок. Все деньги, которые зарабатывает Норштейн на продаже книг и лицензионных копий мультфильмов, он вкладывает в производство «Шинели».
КАРТИНКИ ИЗ МУЛЬТФИЛЬМОВ КАК ПРИМЕРЫ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
1.3. Как создавались популярные советские мультфильмы
1.3.1. Винни-Пух.
Первая экранизация книги о Винни-Пухе принадлежит студии Уолта Диснея: в начале 60х годов было выпущено несколько серий о забавном медвежонке и его друзьях. До начала работы над отечественным «Винни-Пухом» Федор Хитрук не видел диснеевской версии.
Однако ему хотелось отойти от образов, которые были изображены в книге, создать своих, новых и оригинальных персонажей. Безусловно, ему это удалось. Все, кто видели и диснеевский, и наш варианты, однозначно высказываются в пользу последнего.
Любопытно, что первоначально Винни-Пух был очень мохнат, уши у него выглядели немного «пожеванными», а глаза были разного размера. Пятачок же сначала получался у художников похожим на толстую аппетитную сардельку. Немало было нарисовано самых разных медвежат и поросят, прежде чем персонажи приобрели привычный нам вид.
Кстати, во второй и третьей сериях рисунки героев были упрощены: черные «очки» на мордочке Винни-Пуха приобрели четкие очертания, а румяные щечки Пятачка стали обозначаться одной красной линией. Во время работы над мультфильмом про Винни-Пуха Федор Хитрук не знал о существовании анимационных картин про забавного мишку студии Диснея. Позже, по словам Хитрука, его версия понравилась диснеевскому режиссеруВольфгангу Райтерману. В то же время, так как советские мультфильмы были созданы без учета принадлежащих студии Диснея исключительных прав на экранизацию, их показ за рубежом был невозможен.
1.3.2. Малыш и Карлсон.
Советский мультфильм «Малыш и Карлсон» режиссера Бориса Степанцева, снятый по мотивам повести шведской писательницы Астрид Линдгрен и вышедший на телеэкраны в 1968 году, был с восторгом воспринят как маленькими, так и взрослыми телезрителями.
Всего серий о Карлсоне вышло две: «Малыш и Карлсон» (1968) и «Карлсон вернулся» (1970). «Союзмультфильм» собирался делать и третью, но эта идея так и не была реализована. В архивах студии до сих пор хранится пленка, которую планировалось использовать для съемок мультфильма по третьей части трилогии о Малыше и Карлсоне — «Карлсон опять проказничает».
Если очень внимательно смотреть мультфильм про Карлсона, то можно заметить следующую деталь: в начале мультика, когда Малыш переходит дорогу, на проезжающем мимо автобусе видна реклама Air France.
На похитителей белья из мультипликационной картины про Карлсона очень похожи сыщики из мультфильма о приключениях поросенка Фунтика. Кроме этого, на шведских родителей Малыша очень похожи советские родители Дяди Федора из «Простоквашино».
1.3.3. Кот Леопольд.
Советский мультипликационный сериал про кота Леопольда и донимающих его мышей-хулиганов снимался на Творческом объединении «Экран» с 1975 по 1993 год. На момент создания мультсериала еще не было художественной мастерской. Поэтому первые две серии («Месть кота Леопольда» и «Леопольд и золотая рыбка») не рисовались, а были сделаны техникой перекладывания.
Мелкие детали героев и декорации вырезались из бумаги и перекладывались под стеклом. После каждого кадра детали сдвигались на мизерное расстояние, что создавало иллюзию движения. Дальнейшие серии мультфильма были реализованы с помощью рисованной анимации. Создатели мультфильма долго ломали голову над именем главного героя.