Файл: Формирование интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эффективность и оптимизация процесса обучения могут быть достигнуты лишь в том случае, если уровень подготовки преподавателя отвечает требованиям времени. Актуальной в настоящее время является необходимость перестройки мышления педагога на овладение интенсивной технологией обучения посредством применение передовых методов обучения. Для достижения продуктивных результатов в учении, педагогу необходимо внедрять в практику прогрессивные методов построения учебного процесса, разрабатывать систему мер, обеспечивающую оптимальные темпы и высокий уровень подготовки кадров в вузе [77].

В условиях подготовки современного специалиста одна из главных задач преподавателя заключается в том, чтобы не транслировать конкретные профессиональные знания, а заложить основу для развития самостоятельного мышления, творческого восприятия окружающего мира. При этом у студента происходит осознания себя в нравственном отношении полноценным и полезным обществу, в котором он находится. Выполнение данной задачи раскрывает потенциал для дальнейшего пополнения своих знаний, так, как только через собственную деятельность, через свои интеллектуальные усилия и размышления можно достичь высот подлинного образования [67].

Данное понимание подводит нас к многоуровневой системе высшего образования, которое заключается в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.

В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом предпринимаются попытки изменения содержания обучения в вузе. Как правило, эту проблему пытаются решить за счет уплотнения учебного материала, добавления к программному материалу новых фактов или за счет поисков оптимального распределения учебных часов между различными дисциплинами.

Однако простое увеличение объемов информации, подлежащей усвоению, не может считаться решением проблемы, так как приводит к росту учебных нагрузок, не гарантируя главного – формирования профессиональных качеств [125, 60].

Вузы призваны готовить, прежде всего, квалифицированного специалиста широкого профиля. Студент должен уметь целенаправленно и самостоятельно углублять знания сквозь призму научно-практической деятельности.

В этой связи учащийся должен быть научен методам использования фундаментальных знаний уже в вуз. Будущий специалист должен пройти практическую адаптацию в условиях производства с тем, чтобы самому усвоить всю широту спектра требований к квалификации, чтобы приобщиться к своевременному требованию современного тренировочного процесса. По этой причине высшая школа должна исходить не из формального преподнесения знаний будущему специалисту, которые значительны по объему, а научить творчески, применять полученные знания, воспитывать интерес в самостоятельном применении своих знаний и удовлетворении своих интеллектуальных потребностей [53].


Выделяя педагогические условия формирования интереса относительно будущей профессиональной деятельности, мы имеем в виду факторы и среду, в которой это формирование происходит наиболее благоприятно.

Итак, первым условием для развития интереса студентов к будущей профессиональной деятельности выступают активные и интерактивные методы обучения, направленные на развитие учебно-познавательной активности студентов и поддержание их интереса на протяжении всего периода обучения в вузе.

Как показали наши исследования, ценности современных студентов лежат в области общения, активной самопрезентации, поэтому особую актуальность приобретают такие педагогические средства как активные и интерактивные методы обучения.

Актуальными на сегодняшний день являются методические подходы, связанные с применением активных и интерактивных методов обучения.

Специфика данных методов заключается в том, что учебный процесс организовывается на основе взаимодействия, диалога. В ходе этого процесса студенты учатся решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, общаться с другими людьми, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях [76].

Для организации учебно-познавательного процесса организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, разнообразные творческие работы, ролевые и деловые игры, учебные «мозговые штурмы», работа с документами и различными источниками информации.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы уточнили, что под активными методами обучения понимаются, все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого учащегося. Построение такого образовательного процесса вызывает интерес к предмету у студентов, создаёт для каждого учащегося комфортные условия обучения, а также обеспечивает лучшее усвоение и запоминание материала.

Сущность интерактивных методов обучения заключена в том, что они позволяют перейти от монологической системы обучения к диалогу, когда студенты не только свободно обмениваются суждениями, мнениями, оценками теоретических фактов и явлений, но вправе спорить с преподавателем, отстаивая определённую точку зрения [97].



При этом преподаватель не проецирует готовую информацию, он лишь организовывает поиск и обсуждение представленной учебной информации.

Интерактивная методика предполагает, что студенты, обучая друг другу, создают атмосферу взаимопонимания, дружелюбия, терпимости, защищённости, поддержки [22].

При применении активных методов обучения можно решить одновременно три учебно-воспитательные задачи.

Первая заключается в подчинении процесса обучения управляющему воздействию преподавателя.

Вторая – обеспечивать активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных.

И наконец, третья устанавливает непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Каждый преподаватель может самостоятельно разработать различные виды форм контроля знаний студентов.

Также выделяется ряд отличительных особенностей активного обучения студентов:

1) Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.

2) Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).

3) Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

4) Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, сущность которых – в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых [20].

Вторым условием пробуждения интереса к будущей профессиональной деятельности студентов является педагогическое содействие формированию у студентов положительного эмоционального настроя и создание благоприятного психологического климата в ходе учебного процесса.

Важно отметить, что в основе чувств лежат, потребности в трудовой деятельности, потребности поступать в соответствии с моральными нормами, принятыми в обществе, а также потребности в общении. Эти потребности возникли в процессе онтогенеза и выступают регуляторами поведения человека в целом. Стоит отметить, что чувства выполняю отражательную функцию, которая выражается в обобщенной оценке событий в повседневной жизни [7].


Третьим педагогическим условием развития интереса к будущей профессиональной деятельности является планомерное и эффективное построение внеучебной деятельности студентов.

Современные требования к качеству оказания образовательных услуг создают необходимость поиска новых подходов к построению учебно-воспитательного процесса учащихся в высшей школе. Эта ситуация, сложившаяся в результате изменения ценностных ориентаций студентов, требует внедрения в образовательный процесс вузов определенных форм работы с учащимися, построение планомерной воспитательной деятельности.

Как известно воспитание в учебном заведении осуществляется в рамках образовательного процесса, который обуславливает применение определенных форм воспитательной работы [25].

Висновки до розділу 3:

Таким образом, интерес интегрируется в структуру личности благодаря познавательному опыту и общению. Процесс формирования такого интереса многогранен. К примеру, у одного человека этот интерес будет поверхностным, его необходимо будет постоянно подкреплять внешними стимулами. У других он будет развитым, стремящимся к расширению, но определенной сферой или областью знаний. Некоторые же развивая познавательную сторону интереса, будут иметь непомерную тягу к творческой деятельности, в рамках который они ищут все новые и новые пути его преобразования, расширения и понимания. Таким образом, интерес в своей динамике может интегрироваться в структуру личности под воздействием учебно-воспитательного процесса, организованного вузом. Благодаря такой динамики формируется профессиональный интерес, который развиваясь, способствует расширению знаний студентов, умственному развитию студентов [58].

Содержание деятельности преподавателя по формированию у студентов интереса к будущей профессиональной деятельности составляют:

– методология научного исследования, включающая обоснование условий формирования интереса к будущей профессиональной деятельности;

– выбор актуальных средств и методов для стимулирования интереса учащихся;

– подбор учебных заданий для самостоятельной работы учащихся по изучаемым дисциплинам [76].
ВИСНОВКИ

При уточнении требований к выпускникам вуза физкультурного профиля особое внимание необходимо уделить:

– инновационным направлениям, связанных с подготовкой конкурентоспособного специалиста по физической культуре и формирующимся как ответ на общественную необходимость, при этом студенты должны научиться транслировать и совершенствовать полученный в процессе подготовки опыт;

– внедрению учебно-профессиональных требований подготовки специалистов, отражающих потребности в квалифицированных работниках региона или конкретного ведомства;