Файл: Формирование интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.1.2 Спостереження і бесіда. Метод наблюдение использовался в процессе наблюдения за работой преподавателей, во время проведения семинарских и лекционных занятий, за их стилистикой изложения материала, за манерой говорить и реагировать на вопросы.

Беседа использовалась для изучения должностной инструкции и процесса подготовки преподавателя к занятиям.

Данный метод использовался с целью выбора адекватного направления для определения путей формирования интереса студентов ВУЗов физкультурного профиля к последующей профессиональной деятельности.

2.1.3 Анкетування. Данный метод использовался для определения интереса к профессиональной деятельности студентов ВУЗов физкультурного профиля.

Для определения интереса использовалась методика ОТеЦ (оценка терминальных ценностей) приложение А.

Опросник основывается на двух предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности.

Тест основан на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Методика позволяет оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей:

1. собственный престиж,

2. высокое материальное положение,

3. креативность,

4. активные социальные контакты,

5. развитие себя,

6. достижения,

7. духовное удовлетворение,

8. сохранение собственной индивидуальности.

А также и их представленность в различных сферах жизни человека:

1. сфера профессиональной жизни,

2. сфера обучения и образования,

3. сфера семейной жизни,

4. сфера общественной жизни,

5. сфера увлечений.

Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале (1 – не имеет никакого значения, 2 – небольшое значение, 3 – определенное значение, 4 – важно, 5 – очень важно). Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стэны. Результаты представляются в форме индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер.

2.1.4. Методи математичної статистики.
Для оцінки результатів педагогічного дослідження, для статистичної обробки отриманих результатів використовувалися методи, що застосовуються в педагогіці, спорті та фізичній культурі (В.Б. Коренберг, 2004; С.В. Начінская, 2005) [28,52].

Статистична обробка даних проводилася за допомогою програм Microsoft Excel 2007 і SPSS 17.0.
2.2 Організація дослідження

Наше дослідження проводилися в 3 етапи в період з 2015 по 2016 рр. на базі Національного університету фізичного виховання і спорту України.

Перший етап (вересень 2015 - жовтень 2015 року). На даному етапі вибиралося загальний напрямок дослідження, формулювалась мета, завдання. Проводився аналіз стану питання в наявних даних літератури. На підставі вивчених джерел було здійснено підбір методів дослідження.

Другий етап (листопад 2015 - квітень 2016 року). На даному етапі було проведене анкетування. У ньому досліджувалися основні фактори які впливають на формування професійного інтересу до навчання та майбутньої професійної діяльності Всього в даному етапі брало участь 80 студентів НУФВСУ, 40 студентів першого та четвертого курсів факультету здоров’я, фізичного виховання та туризму та 40 студентів першого та четвертого курсів факультету спорту та менеджменту.

Третій етап (березень 2016 - травень 2016 року). Даний етап був пов'язаний з обробкою та інтерпретацією в дослідженні результатів, їх статистичному аналізу, формулюванні висновків, підготовці практичних рекомендацій, оформлення роботи.

РОЗДІЛИ 3

ДОСЛІДЖЕННЯ ЦІННІСНИХ ОРІЄНТАЦІЙ В ПРОЦЕСІ НАУКИ СТУДЕНТІВ ВУЗІВ ФІЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФІЛЮ

3.1 Ценностные ориентации в профессиональном становлении будущих спортивных педагогов

Изучение особенностей профессионального выбора и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи служит инструментом для выявления изменений, происходящих в отношении перспектив получения высшего образования, профессиональной подготовки под воздействием социально-экономических реалий современного периода развития общества.

В этой связи возникает необходимость исследования ценностных ориентаций студентов. Наше исследование было направлено на выявление ценностей студентов разных факультетов, а также динамики ценностей, обучающихся за годы обучения в университете. Исходя из того, что социальная ситуация развития учащихся первого и четвертого года обучения разная, можно констатировать, что системе ценностных ориентаций студентов произойдут существенные изменения.



Для того чтобы обозначить вектор исследования ценностных ориентаций, были поставлены, следующие задачи:

– во-первых, выявить основные характеристике ценностных ориентаций учащихся, обучающихся по разным специальностям;

– во-вторых, определить динамику изменений, происходящих в структуре ценностных ориентаций, учащихся в образовательном процессе вуза на основе сравнения результатов по факультетам.

Для решения этих задач нами были отобраны студенты Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

Наша выборка включала студентов первого и выпускного курсов данного учебного заведения. Всем студентам, включенным в исследование, было предложено ответить на вопросы методики ОТеЦ (80 вопросов). Результаты обрабатывались с помощью персонального компьютера.

Нас интересовали только высокие оценки по всем изучаемым шкалам (7-10), так как они дают представление о доминировании той или иной ценности. Поэтому нами не использовались средние арифметические значения для сравнения отдельных групп студентов между собой. Мы считаем более целесообразным использовать процентное отношение высоких оценок по каждой шкале к общему числу студентов этой группы.

Результаты проведенных исследований представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Распределение студентов по выбору ценностных ориентаций и жизненных сфер по методике ОТеЦ

Факультет

Курс

Факультет здоров’я, фізичного виховання та туризму ¼ курс (n=20)

Факультет спорту та менеджменту

(n=20)


Ценностные ориентации

Престиж




45 / 20

Материальное положение

40 / 36

65 / 73

Креативность

83 / 82

32 / 20

Активные социальные контакты

52 / 33

57 / 40

Развитие себя

74 / 48

47 / 40

Достижения

98 / 73

80 / 60

Духовное удовлетворение

55 / 18

37 / 20

Сохранение собственной индивидуальности

79 / 79

70 / 60

Жизненные сферы

Сфера профессиональной жизни

69 / 64

40 / 40

Сфера обучения и образования

73 / 54

72 / 60

Сфера семейной жизни

67 / 54

45 / 40

Сфера общественной жизни

76 / 21

50 / 40

Сфера увлечений

75 / 64

67 / 46


Примечание: в %, в числителе данные студентов 1- го курса, в знаменателе 4-го курса)

Как показано в таблице 3.1, полученные результаты проанализированы с точки зрения общих тенденций, характерных для ценностных ориентаций студентов рассматриваемых факультетов.

1 Интересным показался тот факт, что в системе ценностных ориентаций превалирует показатель «материальное положение». По факультетам разброс данного показателя оказался на уровне от 62 % до 83 %. Такое положение дел, свидетельствует о том, что не все студенты удовлетворены своим достатком, и они стремятся к нему. Но данный факт формирует противоречие, так как с одной стороны существует стремление удовлетворить свои все возрастающие потребности, а с другой проявление недостаточной социальной защищенности учащихся. Таким образом формируется идеальный образ того, что студент мог бы достичь и чего добиться. Стоит отметить что в это связи показатель духовных потребностей оказывается несколько ниже материальных. Его значения колеблются в пределах 13-55 %.

2 Для студентов, обучающихся на рассматриваемых факультетах характерна высокая потребность в достижениях (от 98 % до 60 %), т.е. стремление к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

3 Значительное число испытуемых выбрали такой показатель как «сохранении собственной индивидуальности». Этот показатель имеет разброс по факультетам от 60 % до 79 %. Можно констатировать, что в структуре личности студентов существует определенные характеристики, обуславливающие их самостоятельность, индивидуальность и убеждения.

4 Довольно высокие показатели были выявлены по таким позициям как сфера обучения и сфера увлечений. Стоит отметить, что на таких факультетах как физической культуры, а также туризма и гостиничного дела сфера увлечений преобладает над сферой обучения, тогда как на факультете адаптивной физической культуры эти показатели показали обратную тенденцию.

5 Анализируя показатель «сфера профессиональной жизни», мы пришли к выводу, что для достаточно большого числа учащихся по всем факультетам он является не актуальным. Хотя некоторые студенты и отмечают для себя значимость данной сферы, но определенной устойчивой тенденции в этом направлении не наблюдается. Студенты ведут повседневную жизнь, проводят свой досуг и не задумываются о своем завтрашнем дне. Учебная деятельность, в которую они погружены с одной стороны формирует профессиональную направленность, но с другой стороны существует сфера развлечений и досуга, где каждый студент может найти себе любимое и более привлекательное занятие.


Особенных различий в ценностных ориентациях студентов отдельных факультетов мы не обнаружили, все различия касаются динамики ценностных ориентаций от 1 курса к 4-му.

Для анализа динамики ценностных ориентаций студентов мы проранжировали все ценности и жизненные сферы по их значимости для студентов каждого курса. Ранговые места (от 1 до 8 для ценностных ориентаций и от 1 до 5 для жизненных сфер, где 1 – наиболее значимая ценность и т.д.) представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Ранговые места значимости для студентов отдельных ценностных ориентаций и жизненных сфер

Факультет

Курс

Факультет здоров’я, фізичного виховання та туризму

Факультет спорту та менеджменту


Ценностные ориентации

Престиж

7 / 5

6 / 4

Материальное положение

2 / 1

3 / 1

Креативность

6 / 6

8 / 4

Активные социальные контакты

6 / 6

4 / 3

Развитие себя

4 / 4

5 / 3

Достижения

1 / 3

1 / 2

Духовное удовлетворение

5 / 7

7 / 4

Сохранение собственной индивидуальности

3 / 2

2 / 2

Жизненные сферы

Сфера профессиональной жизни

4 / 1

5 / 3

Сфера обучения и образования

3 / 2

1 / 1

Сфера семейной жизни

5 / 2

4 / 3

Сфера общественной жизни

1 / 3

3 / 3

Сфера увлечений

2 / 1

2 / 2

Примечание: в %, в числителе данные студентов 1- го курса, в знаменателе 4-го курса