Файл: Формирование интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза физической культуры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проанализировав результаты, представленные в таблице 4, мы пришли к следующим выводам о динамике ценностных ориентаций студентов вуза от первого курса к выпускному.

1) Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к повышению и к старшим курсам переходит со 2- 3 места на 1-е. Первокурсники, вчерашние школьники, гораздо терпимее относятся к материальной зависимости от родителей. Студенты же старших курсов имеют более высокие потребности, стремятся быть независимыми от родителей, заводят собственную семью.

2) Наиболее значимая ценность для всех первокурсников – потребность в достижениях (у всех на 1-м месте). Эта потребность имеет тенденцию к снижению (на 2 - 3 место), оставаясь, однако, одной из наиболее значимых в структуре ценностных ориентаций студентов.

3) На третьем по значимости месте для первокурсников стоит потребность в сохранении собственной индивидуальности, которая к 4 курсу занимает уже второе место в структуре ценностей студентов, т.е. стремление к неповторимости и индивидуальности имеет тенденцию к увеличению в процессе обучения и взросления студентов.

4) Стремление к саморазвитию. У большинства студентов значимость потребности к самоактуализации к 4 курсу возрастает и выходит на 4-е место (3-е на факультете физической культуры).

5) На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. Эта потребность выходит к 4 курсу на 4-е место и объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками (кроме того, многие старшекурсники начинают работать, заводят собственную семью).

6) Стремление к активным социальным контактам, креативность и духовное удовлетворение имеют небольшое значение для большинства студентов.

7) Так же заметно повышение значимости сферы профессиональной жизни для всех студентов от первого курса к четвертому. Однако, несмотря на эту тенденцию, профессиональная жизнь все еще остается едва ли не на последнем по значимости месте для большинства студентов. Исключение составляет лишь факультет физической культуры, где к выпускному курсу профессиональная жизнь выходит на 1 место по значимости по сравнению с остальными сферами жизнедеятельности.

8) Сфера обучения является наиболее значимой для студентов факультета адаптивной физической культуры (первое место как на первом, так и на 4 курсе). Для студентов факультета туризма и гостиничного дела обучение стоит на втором месте, уступая сфере увлечений. На факультете физической культуры происходит снижение значимости обучения к выпускному курсу.


9) Интерес к семейной жизни, не являясь преобладающим, имеет тенденцию к росту с первого курса к старшим, что, на наш взгляд, совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи.

10) Интерес к общественной жизни, в свою очередь, имеет тенденцию к снижению. Это объясняется тем, что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников, занять определенное место в группе, расширить круг своих знакомств. К старшим курсам эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения, определилось положение студента в референтной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям к старшим курсам значительно падает.

11) Сфера увлечений занимает одно из важнейших мест в жизни студентов (1-2) на протяжении всего периода обучения.

Результаты, полученные в ходе нашего исследования на ограниченной выборке, тем не менее, обнаруживают некоторые общие закономерности динамики ценностных ориентаций современного студенчества.

Важно сказать, что ценности носят двойственный характер. Во-первых, они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. При этом социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности.

Во-вторых, ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.

Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности, в том числе и профессиональной [132].

Проанализировав основные направления аксиологического подхода, можно констатировать то, что данный подход позволяет осуществить две основных задачи в процессе профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. Первая задача заключается в формировании ценностных ориентаций будущего педагога на гуманистической основе, которое находит свое выражение в ценностном отношении к личности и здоровью как своей, так и будущих учеников. Вторая задача заключается в формировании интереса к своей будущей профессии, которая может быть выражена в понимании педагогических, профессиональных ценностей, а также ценностей физического воспитания [131].


3.2 Основні напрямки професійної підготовки в університеті

В сфере физкультурно-спортивной подготовки, университеты готовят профессионалов по физической культуре и спорту, которые могут работать как учителями физической культуры, так и тренерами.

В науке существует мнение о том, что становление будущего профессионала в сфере физической культуры и спорта происходит планомерно в рамках двух взаимосвязанных направлений. Эти направления включены в образовательный процесс высшей школы и содействуют формированию профессиональных ценностей студентов.

Первое направление характеризуется процессами адаптации недавних абитуриентов к новым условиям жизнедеятельности, включением их в систему обучения, где ведущей деятельностью становится учебная. Здесь учащиеся пытаются овладеть новыми способами получения знаний, на основе прошлого опыта. Особую актуальность для учащихся приобретает физическое самосовершенствование. Студенты пытаются повысить результативность в избранном виде спорта, а также уделяют особое внимание общей физической подготовке. Эта подготовка происходит, как в рамках учебного процесса, при изучении дисциплин физической направленности, так и вне его. При этом у учащихся формируются ценностные ориентации, определяющие дальнейшее личностное развитие студентов в профессиональном плане.

Второе направление профессионального становления студентов, связано с трансформацией ценностей, формирующих заинтересованность у студентов к своей профессии. При этом учебная деятельность начинает обретать профессиональный смысл, появляются учебно-профессиональные мотивы. В образовательном процессе вузов физкультурно-спортивного профиля создаются определенные условия для всестороннего развития, будущего тренера и педагога. Эти условия включают в себя знания, умения полученные в ходе участия в научно-исследовательской работе, проводимой вузом.

Свою точку зрения на процесс подготовки студентов в вузах физкультурно-спортивной направленности, высказывает отечественный исследователь В. Г. Щербаков [164]. Он также придает большое значение знаниям, умениям в контексте освоения определенной системы ценностей, в образовательном процессе вуза.


Анализируя ценностные представления в сфере физической культуры, исследователь выделяет пять групп.

К первой группе он относит такие характеристики, которые связаны с организацией процесса обучения. Они включают в себя организацию условий проведения урока, стимулирование труда педагогического коллектива, а также материально-техническое обеспечение.

Вторую группу составляют индивидуальные характеристики, связанные с субъективными физическими состояниями. К ним относятся антропометрические характеристики индивида, его функциональные возможности в структуре физической подготовки.

Третья группа отражает систему факторов определяющих повседневную жизнь студентов. К этим факторам относится групповая динамика при выполнении деятельности, способности, стремления учащихся.

В четвертую группу включены психофизиологические реакции на внешние факторы. К ней относятся стенические и астенические состояния, определенные личностные характеристики.

И наконец, пятая группа включает в себя социально-личностные характеристики, определяющие нравственное и познавательное развитие в структуре мировоззрения.

Процесс трансформации ценностных представлений в структуре личности студента является сложным и важным. Преподавателю необходимо учитывать множество факторов, влияющих на этот процесс, не малую роль в котором играет и учебно-воспитательная деятельность.

Также, транслируя конкретные ценностные ориентации на студентов в образовательном процессе, преподаватель посредством организации планомерной учебной деятельности, включает в нее актуальные знания, которые позволяют усваивать содержание понятий, направленных на ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности.

Стоит отметить, что не все ценностные ориентации, которые отражаются в структуре учебной деятельности могут быть эффективно усвоены студентом. Данный процесс очень длителен и увидеть результат усвоения ценности сразу невозможно, но это не говорит о том, что ценности не формируются, они формируются, но постепенно и планомерно.

В вузе необходимо максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-образовательного процесса и внеучебной работы, ориентированных не только на прочное, глубокое усвоение знаний и формирование профессиональных навыков и умений, но и на развитие профессиональной самореализации студентов – будущих специалистов [161].


В педагогическом смысле под процессом самореализации педагога по физической культуре в условиях понимается иерархическая модель получения, реконструкции, трансформации знаний, умений, навыков, компетенций и ценностей. Данные составляющие предопределяют на протяжении всей жизнедеятельности субъекта основы повышения качества субъектсубъектных связей, самочувствие субъекта самореализации и продуктов субъект-объектных преобразований и субъект-субъектных отношений. Они определяют пространственно-временную, ситуативно и субъектно-обусловленную систему противоречий, поиск решений выявленных противоречий и проблем в среде и деятельности, прямо и косвенно связанных с физической культурой и спортом [128, 90].

Таким образом, квалифицированный тренер и педагог по физическому воспитанию должен иметь сформировавшуюся личностную систему ценностей, которая определяет его направленность на будущую профессиональную деятельность. Важно отметить, что изменяющаяся среда, активно воздействуя на профессиональную сферу физической культуры, трансформирует и ценности [135].
3.3 Педагогічні умови формування інтересу до майбутньої професійної діяльності у студентів ВНЗ фізкультурного профілю

Важнейшей стороной профессиональной деятельности любого специалиста является постоянное обновление знаний, при котором объем информации, необходимый для плодотворной работы, возрастает с большой скоростью. Совершенно очевидно, что в целях формирования по-настоящему компетентных специалистов-выпускников вуза, отвечающих современным требованиям, необходимы инновационные подходы в обучении. Таким подходом, на наш взгляд, является обращение к стимуляции интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

Все чаще в системе подготовки профессионалов по физическому воспитанию возникает вопрос о качестве подготовки и, соответственно, о сложностях, препятствующих подготовке высококвалифицированного выпускника.

Педагог высшей школы в условиях отсутствия познавательных стимулов у студентов заниматься, начинает следовать принципу удовлетворения минимума требований к себе. Студент же в условиях отсутствия моральных, да и материальных стимулов, приобщился к тому, что главное - это получение диплома при минимуме затрат на приобретение глубинных знаний и квалификации.