Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснение:
Это упражнение помогает участникам посмотреть на знакомую жизненную ситуацию глазами родителей, примерить на себя роль «будущего себя», закрепить навыки, полученные на предыдущих тренингах (предупреждения и/или конструктивного выхода из конфликта, аргументации, принятия конструктивной критики и т.д.).
Y[d[i_n[ha_[èw{x½
hehievd_[èeagj]Vup[`èhg[Zrèxx{½
c[Z_m_dhae[èeW[hf[n[d_[èww{½
jhbeX_vè_èeWgV^è]_^d_è{{{½
Ролевая игра
«Наш мальчик курит!»
263
Моё будущее: стратегии успеха
В ролевой игре участвуют только те, кто хочет. Они показывают небольшой спектакль для остальных участников группы. После этого происходит подробный анализ игры.
Инструкция:
Мне будут нужны 3 добровольца для нашей ролевой игры.
Действующие лица: мама, папа, сын 14-ти лет.
Краткое содержание: родители узнают о том, что их сын курит.
Действие первое
z
– «Военный совет». Мама рассказывает отцу о своем «откры-
тии». Они обсуждают, как им лучше поступить.
Действие второе
z
– «Разборка». Когда сын возвращается домой, происходит серьез-
ный разговор.
Действие третье
z
– «Разбор полетов». Родители на кухне анализируют свои слова
и слова сына, свое и его поведение, делают прогнозы.
Я раздам нашим добровольцам карточки с описанием роли. Речи и поступки своим пер-
сонажам они придумают сами. Спектакль будем играть без репетиций.
Роли:
Задание группе – внимательно наблюдать за спектаклем, стараться запомнить как
можно больше.
Задание актерам – нужно разыграть ситуацию от имени ваших персонажей. Не обяза-
тельно поступать так, как поступили бы лично вы. Импровизируйте, придумывайте,
если нужно, дополнительные детали жизни и биографий. Все понятно? Тогда начали.
Анализ упражнения:
Вопросы актерам:
Что вы чувствовали в данной ситуации?
z
Что было самым сложным?
z
Согласны ли вы со своим персонажем?
z
Какой опыт вы приобрели в процессе этой ролевой игры?
z
Вопросы группе:
Почему эти персонажи вели себя именно так?
z
Кто из них был прав, по-вашему, а кто – нет?
z
Продемонстрировали ли персонажи умение предотвращать или оптимально раз-
z
решать конфликт?
А умение правильно аргументировать?
z
Мама – Людмила Ильинична, дипломат по натуре, а по профессии – менеджер по персоналу, не переносит крика.
Папа – Владимир Сергеевич, успешный бизнесмен, очень много работает. Во всем полагается на себя, свой ум, силу, авторитет. Считает, что главное в человеке – ха- рактер.
Сын – Виталик, считает себя абсолютно взрослым, любит модную музыку и вече- ринки, закурил, что называется, за компанию.
264
А умение правильно реагировать на конструктивную критику?
z
Как будут развиваться события дальше?
z
Как бы вы вели себя на месте каждого из персонажей?
z
Согласитесь, в зависимости от того, в какой роли мы оказываемся, мы поступаем каж-
дый раз по-разному. Да и вообще, наша позиция в процессе жизни обычно меняется по
разным вопросам. Мы поступаем не так, как поступали в прошлом, и не так, как будем
поступать в будущем. Почему? Что меняется? Опыт. Ситуация вокруг. Наш статус.
Наши возможности.
Для того чтобы лучше осознать, что мы хотим и что мы можем сделать для своей
будущей жизни, я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
П о я с н е н и е :
Упражнение на- правлено на разделение в созна- нии участников категорий «хочу» и «могу». Каждый участник группы работает индивидуально. Перед упражнением каждому участнику необходимо выдать листок бумаги и ручку.
И н с т р у к ц и я :
Итак, каждый
из вас получил по листу бумаги
и ручку. В начале занятия вы
рассказали, какими вы будете
в будущем. Но это ведь только
то, чего вы ХОТИТЕ. А, как из-
вестно, наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Поэтому сейчас
я предлагаю вам трезво оценить свои способности и возможности, подумав о том,
чего реально вы сможете добиться в жизни. Разделите, пожалуйста, свой листочек на
две половинки.
В первой половинке сверху напишите слово «Хочу».
Я даю вам сейчас 5-7 минут для того, чтобы вы написали все свои желания, которые у
вас существуют на данный момент.
Когда все написали:
Теперь в другой колонке сверху напишите: «Могу». Теперь вам предстоит разобрать
каждое свое желание с позиции тех возможностей, которые у вас существуют на дан-
ный момент.
Например, в первой колонке вы пишете: «Хочу поступить в институт», а во второй
– «Могу выбрать, в какой именно, выбрать специальность и начать готовиться к
вступительным экзаменам».
Итак, у вас есть 5-7 минут, чтобы разобрать свои желания с позиции реальных воз-
можностей.
После того, как все закончили выполнение задания, пригласите всех сесть в круг. Листочки остаются у каждого участника.
Упражнение
«Я хочу и я могу»
265
Моё будущее: стратегии успеха
Анализ упражнения:
Удалось ли развести понятия «хочу» и «могу» в отношении вашего будущего?
Возможно ли в вашем случае «хочу» превратить в «могу»?
Это упражнение показало нам, что если мы знаем свои возможности в отношении по-
ставленных целей, то можем чётче понять, как их нам реализовать. Если мы знаем
свои возможности, то строим более конкретные планы, а, следовательно, с большей
вероятностью их реализуем и достигнем в будущем желаемых результатов.
Пояснение:
Упражнение выполняется всей группой, участники стоят в кругу. Суть упраж- нения – в том, что каждый участник, делая шаг вперёд, говорит, каким будет его следующий конкретный шаг для осуществления будущего.
Упражнение позволяет определить задачи на ближайшее время. После того, как каждый выскажется о своём следующем шаге, для закрепления эффекта упражнения можно всем взяться за руки и пообещать друг другу реально выполнить сказанное.
Инструкция:
Давайте все встанем со своих стульев. Я предлагаю вам прямо здесь и сейчас
сделать один маленький, пусть воображаемый, но вполне конкретный шаг в своё будущее.
Вспомните, кем и каким вы хотите видеть себя через 20 лет. А теперь давайте подумаем о
том, что можно начать делать прямо сейчас для того, чтобы светлое будущее наступило.
Пусть каждый из вас, подумав немного, сделает один шаг вперёд со словами: «Следующим
моим шагом в будущее будет…». И продолжит фразу так, как считает нужным. Например,
вы хотите стать международным журналистом. Для этого нужно подтянуть английский.
Поэтому вы говорите: «Следующим моим шагом будет пойти на курсы английского языка».
А если в будущем вы хотите быть сильным и подтянутым, проводить отпуск, сплавляясь
по горным рекам, то вы говорите: «Следующим моим шагом будет записаться в спортив-
ную секцию». Итак, каждый говорит свою фразу и делает шаг вперед. Все понятно?
Анализ упражнения:
Что чувствуете сейчас?
Как вам кажется, смогли вы себя запрограммировать на успешное будущее?
Только что мы сделали один маленький шажок навстречу своему будущему. Ура!
Когда мы строим планы на будущее – это важно, это первый шаг к их реализации. Мы
как бы программируем себя. Мы помогаем нашим планам реализоваться!
Наши мысли материальны! Своими мыслями мы притягиваем события – как хорошие,
так и плохие. Позитивно формулируя цели, озвучивая то, чего мы хотим, мы достига-
ем успеха гораздо быстрее, чем если этого не делаем.
Завершите занятие традиционными блоками:
Упражнение
«шаг в будущее»
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
266
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Итоговый вывод:
Наше будущее строится уже сегодня! Мы должны ответственно подходить ко
всему, что делаем сейчас, потому что отвечать за это придется именно нам.
И если что-то не удастся, винить будет некого.
Давайте запомним некоторые аксиомы, которые позволят осуществиться ва-
шим планам на все 100%:
1. От того, какие цели мы поставим, какие планы построим, да и вообще от
того, каким мы увидим своё будущее, во многом зависит то, каким оно будет.
2. Наши мысли материальны! Позитивно формулируя цели, озвучивая то, чего
мы хотим, мы достигаем успеха гораздо быстрее, чем не делая этого.
Не забывайте о своем здоровье сейчас. Иначе вы рискуете заниматься им всю
оставшуюся жизнь. Открывая очередную бутылку пива, помните, что никто
не планирует стать алкоголиком. А закуривая сигарету, знайте: никто не
мечтает умереть от рака легких.
Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Удачи вам!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
267
Моё будущее: стратегии успеха
ПОСЛЕДНЕЕ ЗАНЯТИЕ:
ПОДВОДИМ ИТОГИ
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Те, кто»
10 мин
Любимые упражнения (1-2 шт)
не более 20 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Клубочек»
10 мин
Приготовить клубок ниток
Упражнение «Черный и золотой стул»
20-30 мин
Упражнение «Сбор чемодана в дорогу»
15 мин
Рефлексия всего курса и последнего занятия
«Свеча»
10-15 мин
Свеча в стакане
3-5 мин
Свеча в стакане
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Клубок толстых ниток;
2. Свеча в стакане с металлической крышкой (фитиль должен быть ниже краев стакана);
3. Ручки (каждому участнику);
4. «Визитки» ведущему по количеству участников группы.
Задачи тренинга:
1. Обобщить всю полученную информацию;
2. Подвести итоги работы по программе;
3. Получить обратную связь от участников тренинга и попрощаться друг с другом.
Последнее занятие: подводим итоги
270
Ну вот, время пролетело незаметно, сегодня – наше последнее занятие. Это самое
грустное из всех занятий нашего курса. Но ничего не поделаешь. Сегодня мы подводим
итоги. Будем анализировать, насколько плодотворно мы провели это время.
А теперь (клянусь – в последний раз!) мой традиционный вопрос:
Как прошла эта неделя? Произошло что-нибудь интересное?
Хорошо! Давайте разомнемся! Сегодня у нас будет необычная разминка. Ее необыч-
ность - в том, что она будет такой, какой захотите вы. Поэтому, если вы хотите
поиграть в какую-либо игру, скажите, и мы поиграем.
А пока давайте сделаем упражнение, которое было у нас на первом занятии. Как давно
это было! Помнится, тогда оно вам понравилось…
Комментарий:
На этом занятии можно провести упражнения, которые участникам в свое время очень понравились и стали их любимыми. Мы рекомендуем повторить разминочное упражнение из Первого занятия – «Те, кто».
Пояснение:__Выбирается_один_доброволец._Остальные_ребята_садятся_в_круг_на_стулья._Все_сидят_в_кругу,_кроме_одного_участника,_он_стоит_в_центре,_для_него_стула_нет.Инструкция'>Пояснение:
Выбирается один доброволец. Остальные ребята садятся в круг на стулья. Все сидят в кругу, кроме одного участника, он стоит в центре, для него стула нет.
Инструкция:
Сейчас наш доброволец, стоящий в центре, должен будет произнести
фразу: «Поменяйтесь, пожалуйста, местами те, кто…» и добавит какой-либо при-
знак, например, «…кто пришел сегодня в джинсах». Те, у кого этот признак есть,
должны будут поменяться местами, а наш доброволец должен занять любой из
освободившихся стульев, пока они будут меняться местами. Соответственно, тот,
кто останется без стула, становится новым водящим. Признаки могут быть раз-
личными: как внешними («у кого есть красный цвет в одежде», «у кого есть домашние
животные»), так и отражающими черты личности («кто любит математику») или
ваши действия («кто сегодня не завтракал»). В общем, можно называть все, на что
хватит вашей фантазии. Очень важно, чтобы признак был как минимум у 2 человек
в кругу, иначе это будет «подставой» для сидящего участника. (Ведущий должен за этим следить). Рекомендую каждому заранее подумать, что он скажет, когда окажется
в центре круга. Это сделает игру более динамичной и интересной. Ну что, все понят-
но? Тогда начнем.
Комментарий:
1. Ведущий тоже участвует в игре наравне со всеми.
2. Лучше, чтобы сначала признаки были внешними, а как только ведущий видит, что все в разминке активны и затруднений с внешними признаками нет, то можно перейти к внутренним, которые не видны. Самым сложным и, пожалуй, интересным для ведущего может быть этап, когда признаками будут черты характера, эмоции и чувства – то, что на- ходиться в глубине человека. Например, «Те, кто веселый…»; «Те, кто грустный…»; «Те, кто чувствует напряженность» и т.д.
3. Очень важно помочь тем, кто, выйдя в круг, долго стоит и думает над признаком. В этом случае нужно подбодрить участника. Можно сказать: «Посмотри на участников, что ви- дишь, то и говори». Желательно, чтобы участник сам придумал признак.
4. Это упражнение-разминка становиться интересной тогда, когда проходит очень дина- мично. Для этого надо, чтобы участник, который вышел в круг, сразу сказал свой при-
Упражнение-разминка
«Те, кто»
271
Последнее занятие: подводим итоги
Это упражнение помогает участникам посмотреть на знакомую жизненную ситуацию глазами родителей, примерить на себя роль «будущего себя», закрепить навыки, полученные на предыдущих тренингах (предупреждения и/или конструктивного выхода из конфликта, аргументации, принятия конструктивной критики и т.д.).
Y[d[i_n[ha_[èw{x½
hehievd_[èeagj]Vup[`èhg[Zrèxx{½
c[Z_m_dhae[èeW[hf[n[d_[èww{½
jhbeX_vè_èeWgV^è]_^d_è{{{½
Ролевая игра
«Наш мальчик курит!»
263
Моё будущее: стратегии успеха
В ролевой игре участвуют только те, кто хочет. Они показывают небольшой спектакль для остальных участников группы. После этого происходит подробный анализ игры.
Инструкция:
Мне будут нужны 3 добровольца для нашей ролевой игры.
Действующие лица: мама, папа, сын 14-ти лет.
Краткое содержание: родители узнают о том, что их сын курит.
Действие первое
z
– «Военный совет». Мама рассказывает отцу о своем «откры-
тии». Они обсуждают, как им лучше поступить.
Действие второе
z
– «Разборка». Когда сын возвращается домой, происходит серьез-
ный разговор.
Действие третье
z
– «Разбор полетов». Родители на кухне анализируют свои слова
и слова сына, свое и его поведение, делают прогнозы.
Я раздам нашим добровольцам карточки с описанием роли. Речи и поступки своим пер-
сонажам они придумают сами. Спектакль будем играть без репетиций.
Роли:
Задание группе – внимательно наблюдать за спектаклем, стараться запомнить как
можно больше.
Задание актерам – нужно разыграть ситуацию от имени ваших персонажей. Не обяза-
тельно поступать так, как поступили бы лично вы. Импровизируйте, придумывайте,
если нужно, дополнительные детали жизни и биографий. Все понятно? Тогда начали.
Анализ упражнения:
Вопросы актерам:
Что вы чувствовали в данной ситуации?
z
Что было самым сложным?
z
Согласны ли вы со своим персонажем?
z
Какой опыт вы приобрели в процессе этой ролевой игры?
z
Вопросы группе:
Почему эти персонажи вели себя именно так?
z
Кто из них был прав, по-вашему, а кто – нет?
z
Продемонстрировали ли персонажи умение предотвращать или оптимально раз-
z
решать конфликт?
А умение правильно аргументировать?
z
Мама – Людмила Ильинична, дипломат по натуре, а по профессии – менеджер по персоналу, не переносит крика.
Папа – Владимир Сергеевич, успешный бизнесмен, очень много работает. Во всем полагается на себя, свой ум, силу, авторитет. Считает, что главное в человеке – ха- рактер.
Сын – Виталик, считает себя абсолютно взрослым, любит модную музыку и вече- ринки, закурил, что называется, за компанию.
264
А умение правильно реагировать на конструктивную критику?
z
Как будут развиваться события дальше?
z
Как бы вы вели себя на месте каждого из персонажей?
z
Согласитесь, в зависимости от того, в какой роли мы оказываемся, мы поступаем каж-
дый раз по-разному. Да и вообще, наша позиция в процессе жизни обычно меняется по
разным вопросам. Мы поступаем не так, как поступали в прошлом, и не так, как будем
поступать в будущем. Почему? Что меняется? Опыт. Ситуация вокруг. Наш статус.
Наши возможности.
Для того чтобы лучше осознать, что мы хотим и что мы можем сделать для своей
будущей жизни, я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
П о я с н е н и е :
Упражнение на- правлено на разделение в созна- нии участников категорий «хочу» и «могу». Каждый участник группы работает индивидуально. Перед упражнением каждому участнику необходимо выдать листок бумаги и ручку.
И н с т р у к ц и я :
Итак, каждый
из вас получил по листу бумаги
и ручку. В начале занятия вы
рассказали, какими вы будете
в будущем. Но это ведь только
то, чего вы ХОТИТЕ. А, как из-
вестно, наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями. Поэтому сейчас
я предлагаю вам трезво оценить свои способности и возможности, подумав о том,
чего реально вы сможете добиться в жизни. Разделите, пожалуйста, свой листочек на
две половинки.
В первой половинке сверху напишите слово «Хочу».
Я даю вам сейчас 5-7 минут для того, чтобы вы написали все свои желания, которые у
вас существуют на данный момент.
Когда все написали:
Теперь в другой колонке сверху напишите: «Могу». Теперь вам предстоит разобрать
каждое свое желание с позиции тех возможностей, которые у вас существуют на дан-
ный момент.
Например, в первой колонке вы пишете: «Хочу поступить в институт», а во второй
– «Могу выбрать, в какой именно, выбрать специальность и начать готовиться к
вступительным экзаменам».
Итак, у вас есть 5-7 минут, чтобы разобрать свои желания с позиции реальных воз-
можностей.
После того, как все закончили выполнение задания, пригласите всех сесть в круг. Листочки остаются у каждого участника.
Упражнение
«Я хочу и я могу»
265
Моё будущее: стратегии успеха
Анализ упражнения:
Удалось ли развести понятия «хочу» и «могу» в отношении вашего будущего?
Возможно ли в вашем случае «хочу» превратить в «могу»?
Это упражнение показало нам, что если мы знаем свои возможности в отношении по-
ставленных целей, то можем чётче понять, как их нам реализовать. Если мы знаем
свои возможности, то строим более конкретные планы, а, следовательно, с большей
вероятностью их реализуем и достигнем в будущем желаемых результатов.
Пояснение:
Упражнение выполняется всей группой, участники стоят в кругу. Суть упраж- нения – в том, что каждый участник, делая шаг вперёд, говорит, каким будет его следующий конкретный шаг для осуществления будущего.
Упражнение позволяет определить задачи на ближайшее время. После того, как каждый выскажется о своём следующем шаге, для закрепления эффекта упражнения можно всем взяться за руки и пообещать друг другу реально выполнить сказанное.
Инструкция:
Давайте все встанем со своих стульев. Я предлагаю вам прямо здесь и сейчас
сделать один маленький, пусть воображаемый, но вполне конкретный шаг в своё будущее.
Вспомните, кем и каким вы хотите видеть себя через 20 лет. А теперь давайте подумаем о
том, что можно начать делать прямо сейчас для того, чтобы светлое будущее наступило.
Пусть каждый из вас, подумав немного, сделает один шаг вперёд со словами: «Следующим
моим шагом в будущее будет…». И продолжит фразу так, как считает нужным. Например,
вы хотите стать международным журналистом. Для этого нужно подтянуть английский.
Поэтому вы говорите: «Следующим моим шагом будет пойти на курсы английского языка».
А если в будущем вы хотите быть сильным и подтянутым, проводить отпуск, сплавляясь
по горным рекам, то вы говорите: «Следующим моим шагом будет записаться в спортив-
ную секцию». Итак, каждый говорит свою фразу и делает шаг вперед. Все понятно?
Анализ упражнения:
Что чувствуете сейчас?
Как вам кажется, смогли вы себя запрограммировать на успешное будущее?
Только что мы сделали один маленький шажок навстречу своему будущему. Ура!
Когда мы строим планы на будущее – это важно, это первый шаг к их реализации. Мы
как бы программируем себя. Мы помогаем нашим планам реализоваться!
Наши мысли материальны! Своими мыслями мы притягиваем события – как хорошие,
так и плохие. Позитивно формулируя цели, озвучивая то, чего мы хотим, мы достига-
ем успеха гораздо быстрее, чем если этого не делаем.
Завершите занятие традиционными блоками:
Упражнение
«шаг в будущее»
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
266
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Итоговый вывод:
Наше будущее строится уже сегодня! Мы должны ответственно подходить ко
всему, что делаем сейчас, потому что отвечать за это придется именно нам.
И если что-то не удастся, винить будет некого.
Давайте запомним некоторые аксиомы, которые позволят осуществиться ва-
шим планам на все 100%:
1. От того, какие цели мы поставим, какие планы построим, да и вообще от
того, каким мы увидим своё будущее, во многом зависит то, каким оно будет.
2. Наши мысли материальны! Позитивно формулируя цели, озвучивая то, чего
мы хотим, мы достигаем успеха гораздо быстрее, чем не делая этого.
Не забывайте о своем здоровье сейчас. Иначе вы рискуете заниматься им всю
оставшуюся жизнь. Открывая очередную бутылку пива, помните, что никто
не планирует стать алкоголиком. А закуривая сигарету, знайте: никто не
мечтает умереть от рака легких.
Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Удачи вам!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
267
Моё будущее: стратегии успеха
ПОСЛЕДНЕЕ ЗАНЯТИЕ:
ПОДВОДИМ ИТОГИ
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Те, кто»
10 мин
Любимые упражнения (1-2 шт)
не более 20 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Клубочек»
10 мин
Приготовить клубок ниток
Упражнение «Черный и золотой стул»
20-30 мин
Упражнение «Сбор чемодана в дорогу»
15 мин
Рефлексия всего курса и последнего занятия
«Свеча»
10-15 мин
Свеча в стакане
3-5 мин
Свеча в стакане
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Клубок толстых ниток;
2. Свеча в стакане с металлической крышкой (фитиль должен быть ниже краев стакана);
3. Ручки (каждому участнику);
4. «Визитки» ведущему по количеству участников группы.
Задачи тренинга:
1. Обобщить всю полученную информацию;
2. Подвести итоги работы по программе;
3. Получить обратную связь от участников тренинга и попрощаться друг с другом.
Последнее занятие: подводим итоги
270
Ну вот, время пролетело незаметно, сегодня – наше последнее занятие. Это самое
грустное из всех занятий нашего курса. Но ничего не поделаешь. Сегодня мы подводим
итоги. Будем анализировать, насколько плодотворно мы провели это время.
А теперь (клянусь – в последний раз!) мой традиционный вопрос:
Как прошла эта неделя? Произошло что-нибудь интересное?
Хорошо! Давайте разомнемся! Сегодня у нас будет необычная разминка. Ее необыч-
ность - в том, что она будет такой, какой захотите вы. Поэтому, если вы хотите
поиграть в какую-либо игру, скажите, и мы поиграем.
А пока давайте сделаем упражнение, которое было у нас на первом занятии. Как давно
это было! Помнится, тогда оно вам понравилось…
Комментарий:
На этом занятии можно провести упражнения, которые участникам в свое время очень понравились и стали их любимыми. Мы рекомендуем повторить разминочное упражнение из Первого занятия – «Те, кто».
Пояснение:__Выбирается_один_доброволец._Остальные_ребята_садятся_в_круг_на_стулья._Все_сидят_в_кругу,_кроме_одного_участника,_он_стоит_в_центре,_для_него_стула_нет.Инструкция'>Пояснение:
Выбирается один доброволец. Остальные ребята садятся в круг на стулья. Все сидят в кругу, кроме одного участника, он стоит в центре, для него стула нет.
Инструкция:
Сейчас наш доброволец, стоящий в центре, должен будет произнести
фразу: «Поменяйтесь, пожалуйста, местами те, кто…» и добавит какой-либо при-
знак, например, «…кто пришел сегодня в джинсах». Те, у кого этот признак есть,
должны будут поменяться местами, а наш доброволец должен занять любой из
освободившихся стульев, пока они будут меняться местами. Соответственно, тот,
кто останется без стула, становится новым водящим. Признаки могут быть раз-
личными: как внешними («у кого есть красный цвет в одежде», «у кого есть домашние
животные»), так и отражающими черты личности («кто любит математику») или
ваши действия («кто сегодня не завтракал»). В общем, можно называть все, на что
хватит вашей фантазии. Очень важно, чтобы признак был как минимум у 2 человек
в кругу, иначе это будет «подставой» для сидящего участника. (Ведущий должен за этим следить). Рекомендую каждому заранее подумать, что он скажет, когда окажется
в центре круга. Это сделает игру более динамичной и интересной. Ну что, все понят-
но? Тогда начнем.
Комментарий:
1. Ведущий тоже участвует в игре наравне со всеми.
2. Лучше, чтобы сначала признаки были внешними, а как только ведущий видит, что все в разминке активны и затруднений с внешними признаками нет, то можно перейти к внутренним, которые не видны. Самым сложным и, пожалуй, интересным для ведущего может быть этап, когда признаками будут черты характера, эмоции и чувства – то, что на- ходиться в глубине человека. Например, «Те, кто веселый…»; «Те, кто грустный…»; «Те, кто чувствует напряженность» и т.д.
3. Очень важно помочь тем, кто, выйдя в круг, долго стоит и думает над признаком. В этом случае нужно подбодрить участника. Можно сказать: «Посмотри на участников, что ви- дишь, то и говори». Желательно, чтобы участник сам придумал признак.
4. Это упражнение-разминка становиться интересной тогда, когда проходит очень дина- мично. Для этого надо, чтобы участник, который вышел в круг, сразу сказал свой при-
Упражнение-разминка
«Те, кто»
271
Последнее занятие: подводим итоги