Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
знак, а пауза была бы минимальной, даже если остальные участники только что заняли свои места. Только в момент «хаоса и неразберихи», эта игра становится азартной и интересной для участников. Надо чтобы они «побегали» и «подрались» за стулья.
Анализ упражнения:
Эту разминку мы с вами делали на первом занятии, и вообще
это упражнение было самым-самым первым. Давайте сравним наши впечатления от
этой игры тогда и сейчас. Что-то изменилось?
Выслушайте отдельные ответы участников.
Далее можно провести упражнения, которые участники предложат повторить (1-2 упраж- нения).
Сегодня у нас последнее занятие, и вам, наверняка, есть, что сказать друг другу. Да-
вайте сделаем это в рамках одного упражнения.
Пояснение:
Это упражнение из серии «про- щальных». Для него необходимо приготовить клубок толстых ниток. Все ребята сидят в кругу на стульях.
Инструкция:
Сейчас я обмотаю ниточку
вокруг одного из пальцев левой руки и пере-
дам клубок тому, кому захочу, со словами:
«Я желаю тебе…(и говорю, чего желаю)».
Этот человек обматывает нитку вокруг
любого своего пальца и кидает клубок
тому, кому захочет, с этими же словами.
И так далее... Единственное о чем я вас
прошу: постарайтесь обращать внимание
на тех, у кого клубочек еще не побывал, и
бросьте его им. Я уверен(а): у вас найдет-
ся, что сказать этим людям.
Когда клубочек побывает у каждого по 1-2 раза, скажите:
Смотрите, как мы друг с другом переплелись! Просто какая-то паутина взаимоотно-
шений! Но сейчас нам предстоит распутать ее. Распутывать будем точно так же – в
обратном порядке: бросать клубок тому, кто раньше кинул нам и говорить ему от-
ветное пожелание. Так мы и смотаем весь клубок обратно.
Комментарий:
Слова, с которыми кидают клубок, могут быть и другими. Например, «Мне нравится, что ты такой(-ая) …». Возможны и другие варианты.
Анализ упражнения:
Что вы чувствуете после стольких хороших слов?

Любимые упражнения
Упражнение
«Клубочек»
272

Иногда хочется сказать друг другу что-то очень хорошее, но мы не знаем как. Сегодня
у нас будут еще задания, которые дадут нам возможность это сделать. Главное - не
упустите возможность поделиться своими чувствами с другими.
Одно из таких заданий будет как раз сейчас.
Пояснение:
Это упражнение позволяет подросткам получить обратную связь от других участников группы. Для этого упражнения вам понадобятся два стула: один назовите «чер- ным», другой – «золотым». Если у вас есть возможность, можно накрыть стулья соответ- ствующей тканью – будет более эмоционально.
Инструкция:
Если кто-то хочет получить обратную связь от других участников груп-
пы, то может это сделать прямо сейчас. Для этого здесь стоят вот эти два стула.
Вот этот стул – «черный», а этот – «золотой».
1) Когда вы сядете на «черный» стул, вы услышите, что, по мнению других участни-
ков, вам необходимо изменить в себе, то, над чем вам нужно работать. На черном
стуле вы получите «негативную» обратную связь. Но! Есть правило - «негатив»
нужно давать в корректной форме: не критиковать, а предлагать пути для изме-
нений.
2) Когда вы сядете на «золотой» стул, вы услышите, какой вы хороший и люби-
мый

.
Порядок выполнения упражнения следующий: сначала вы должны сесть на «черный»
стул, а только потом на «золотой». Садятся на стулья только те, кто хочет. Мож-
но и не садиться. Но когда еще вам выпадет такая возможность – взглянуть на себя
со стороны?
Кто хотел бы первым посидеть на стульях?
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33

Комментарий:
Хорошо, если ведущий тоже примет участие в этом упражнении. У него будет возможность получить обратную связь от участников. Лучше, если ведущий будет са- диться на стулья не первым, а в середине или в конце упражнения.
Анализировать это упражнение не имеет смысла, так как каждый из вас сам проана-
лизирует его для себя. Если кто-то хочет выразить эмоции по поводу этого упражне-
ния, можно сделать это сейчас.
П о я с н е н и е :
Данное упражнение перед итоговой рефлексией позволяет участникам осознать, что они получили на этих занятиях
(новые знания, новые ощущения и эмоции, новые навыки).
Все сидят в кругу.
Инструкция:
Ну вот, наши занятия по-
дошли к концу. Очень грустно, когда что-
то заканчивается. Но мы с вами получили
большой опыт, многое узнали, познако-
мились с интересными людьми. В общем,
каждый из нас что-то приобрел. И теперь,
Упражнение «Черный и
золотой стул»
Упражнение «Сбор
чемодана в дорогу»
273
Последнее занятие: подводим итоги

«собирая чемодан в дорогу», расскажите, что именно вы приобрели и берете с собой.
Наши бесценные приобретения мы будем раскладывать по полочкам (чемодан-то не
резиновый). Таких полочек будет 3:
новые знания (я узнал),
z
новые ощущения и эмоции (я почувствовал),
z
новые навыки (я научился).
z
Мы сейчас будем собирать чемодан в 3 захода, то есть сделаем 3 круга.
Заход первый. Каждый по кругу, когда до него дойдет очередь, должен будет закончить
предложение: «Я узнал (узнала) …» и назвать то самое важное, что вы узнали на тре-
нингах (то, что запомнилось). А заканчиваем мы предложение так: и эту информацию
я беру с собой. Например: «Я узнал, что ВИЧ и СПИД – это не одно и то же, и что ВИЧ
не передается через слюну и пот. Эту информацию я беру с собой». Или: «Я узнала,
что альтернативные вопросы – очень эффективное средство манипулирования. Эту
информацию я беру с собой».
Все понятно? Давайте молча на минуту сосредоточимся. Начали.
Участники по кругу говорят о новых знаниях, полученных на тренингах.
Оказывается, вы не только веселились на наших занятиях, но много чего узнали и за-
помнили! Молодцы!
За ход второй. Теперь мы заканчиваем другое предложение: «Я впервые
почувствовал(а)…. Например: «Я впервые почувствовал, что испытывают люди,
которых все отвергают. И эти ощущения я беру с собой». Или: «Я впервые почувство-
вала, как здорово быть в центре внимания! И эти ощущения я беру с собой».
Все понятно? Давайте молча на минуту сосредоточимся. Начали.
Участники по кругу говорят о новых эмоциях, полученных на тренингах.
Спасибо за ваши эмоции, которые вы с блеском проанализировали. Молодцы!
Итак, заход третий. Сейчас мы будем говорить о том, чему научились. Например:
«Я научился говорить «Нет!» в ситуациях, когда на меня давят. Это умение я беру с
собой». Или «Я научилась критически относиться к непроверенной информации и к
рекламе. Это умение я беру с собой».
Все понятно? Давайте молча на минуту сосредоточимся. Начали.
Участники по кругу говорят о новых навыках, полученных на тренингах.
Спасибо за ваши слова! Конечно, само по себе приятно – общаться в такой интерес-
ной компании. Но ведь важно еще и научиться чему-то! И, по-моему, все мы многому
научились.
Я тоже многому научился (научилась) у вас.
Ведущий здесь может поделиться с участниками тем, что он приобрел в процессе проведе- ния занятий.
Главное – чтобы мы сохранили все то, что получили на наших тренингах. Чтобы всег-
да принимали правильные решения и никогда не жалели о своем выборе. Чтобы у нас
всегда был рядом друг, которому можно довериться. Чтобы новые знания, ощущения
и навыки помогли бы нам достичь успеха.
Ну что, чемоданы собраны? Присядем на дорожку? (Впрочем, мы и так сидим!)
Пояснение:
Итоговое упражнение. Достаточно эмоциональное. Ведущий участвует вме- сте со всеми.
«Свеча»
274


Инструкция:
Давайте теперь сделаем самое последнее упражнение. Чтобы погру-
зиться в воспоминания о наших занятиях, я сейчас выключу свет и зажгу вот эту свечу
в стакане. Мы будем сегодня передавать именно ее.
Когда рефлексия, закончится, потушите свечу, накрыв стакан чем-нибудь металлическим, но оставив видным сам стакан. Пусть она сама потухнет. Не удивляйтесь, если в этот момент увидите слезы на глазах некоторых участников.
Когда свеча потухнет, скажите:
Наша программа закончена.
Но жизнь-то продолжается! И все самое интересное – впереди!
Я надеюсь, что мы еще увидимся. Приходите, пишите, звоните. Вот все мои координаты.
(Ведущий раздает всем участникам заранее подготовленные «визитки»). Тем, кто этого
еще не сделал, я тоже советую обменяться телефонами. Вот увидите – вам захочется
встретиться. И не обязательно через 20 лет.
Если есть возможность, можно устроить прощальное чаепитие.
А теперь давайте попрощаемся друг с другом.
После этого можно встать всем в круг, положив руки друг другу на плечи.
В заключение можно сделать общий снимок на память. Для этого нужно заранее предупре- дить участников, чтобы они захватили с собой фотоаппараты.
В с е м с п а с и б о !
Рефлексия всего занятия
Последнее упражнение последнего занятия …
z
Что вы в связи с этим чувствуете?
Давайте вспомним нашу первую встречу. Что
z
вы ощущали, когда в первый раз пришли в груп-
пу? Какие у вас были первые впечатления об
остальных участниках, обо мне, о том, что мы
будем делать?
Изменились ли эти впечатления за время на-
z
ших занятий? Каковы они сейчас?
5-10 мин
Нужна свеча в стакане
Итоговый вывод:
В качестве последнего вывода расскажите о своем
впечатлении от группы, от каждого участника и
от программы, которую вы провели.
Ведущий говорит, как и все участники, держа свечу в руках.
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
275
Последнее занятие: подводим итоги

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА:
дополнение к
тренинговому курсу

278
Как мы уже говорили во Введении, досуговые встречи могут стать дополнением к основной программе. Если члены группы не заинтересованы в дополнительных встречах или у вас нет свободного времени, от досуговых мероприятий можно отказаться. Организация досуга может распространяться и на ребят, не участвующих в основной программе.
Эта часть программы включает в себя: тренинги по командообразованию;
z спортивные акции (катание на роликах, коньках и др.); z
проведение уличных акций и флеш-мобов;
z проектно-исследовавательскую деятельность.
z
Тренинги по командообразованию
Тренинг по командообразованию (далее – «ТК») представляет собой серию тренинговых упражнений. «ТК» – это программа самообучения группы, в которой ее участники находят решения, руководствуясь лишь собственным опытом. В «ТК» нет места соревновательности.
Важен успех и полученный опыт.
«ТК» может проводиться одновременно для нескольких групп. В каждой группе упражнение проводит специально подготовленный ведущий.
Цель:
сплочение группы в процессе преодоления трудностей, создание атмосферы взаим- ного доверия и поддержки в коллективе.
Участники:
оптимальное число участников в группе – 15. Возраст участников – от 14 лет.
Форма одежды – спортивная (желательно).
Время проведения:
не регламентируется. Группа самостоятельно решает, продолжать упражнение или начать выполнять следующее. При желании группа всегда может вернуться к невыполненному упражнению.
Место проведения:
оптимально, если это будет большая территория, включающая участки леса и спортивную площадку, но многие упражнения можно выполнять и просто во дворе.
Инвентарь:
деревья, веревки, футбольный, баскетбольный и волейбольный мячи, турник, шесты.
Обязательное требование «ТК»:
обеспечение безопасности для его участников.
Ведущий:
в начале каждого упражнения зачитывает группе задание и правила. Если у участников z
возникают вопросы, задание и правила зачитываются повторно, но без дополнительных объяснений. При выполнении задания действует принцип: «Разрешено все, что не за- прещено», но участники должны сами догадаться об этом;
во время выполнения упражнений не помогает и не мешает группе, помнит, что группа z
должна добиться всего сама, опираясь на собственный опыт;
во время «ТК» поддерживает хорошее настроение в группе, осуществляет страховку и z
организует ее силами самих участников.
Рекомендации организаторам:
желательно, чтобы организаторами «ТК» были люди, прошедшие «ТК» в качестве участников;
z для осознания членами группы процесса ее развития следует организовать самоанализ z
(рефлексию) действий группы.
Главные цели тренинга по командообразованию – формирование единой команды и вы- явление лидеров.
Курс предполагает:

выработку общей для группы стратегии;
z творческий подход;
z самовыражение;
z результативное лидерство;
z развитие уверенности в себе;
z решение проблем;
z преодоление себя.
z
Варианты организации самоанализа:
1.
После каждого упражнения. Этот вариант наиболее приемлем при использовании «ТК» в качестве тренинга, когда наибольшее внимание уделяется психологическим аспектам взаимоотношений в группе. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечат- лениями, отмечают трудности, которые они испытывали при выполнении упражнения.
2.
В середине «ТК» и после него. Этот вариант наиболее распространен среди организа- торов и используется при проведении «ТК» с целью сплочения коллектива, находяще- гося на начальной стадии формирования. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, выявляют и анализируют трудности, которые группа испытывала при выполнении упражнений, и определяют пути их преодоления при выполнении по- следующих упражнений. После «ТК» участники группы подводят его итоги и отмечают изменения, произошедшие с группой в ходе его прохождения.
3.
После всего «ТК». Данный вариант рекомендуется использовать только в случае, ког- да время на проведение «ТК» очень ограничено. В ходе обсуждения участники группы делятся своими впечатлениями, отмечают трудности, которые они испытывали при вы- полнении упражнений, что в действиях группы мешало их быстрому преодолению. Для эффективности этого варианта самоанализа важно в ближайшее время дать возмож- ность группе использовать сделанные выводы в другой коллективной деятельности.
Обращение к участникам перед началом «ТК»:
Упражнения для «ТК»
Задание:__подтянуться_всей_группе_100_раз,_при_этом_каждый_участник_должен_попытаться_подтянуться.Исходные_условия'>Исходные условия:
между деревьями натянуты веревки в виде паутины. Верхняя ве-
Дорогие друзья! Сейчас вам предстоит пройти серию испытаний, которая называется
«Тренинг по командообразованию». Испытания достаточно сложные, и, чтобы ваша
группа успешно их преодолела, каждому из вас придется приложить максимум усилий.
Некоторые испытания связаны с риском получения ссадин и синяков, поэтому вам не-
обходимо постоянно помнить о технике безопасности, беречь и поддерживать друг
друга. В начале каждого испытания я буду зачитывать вам его задание и правила. Если
у вас появятся вопросы, задайте их. Но, по условиям нашего тренинга, инструктор
имеет право только повторно зачитать задание и правила без дополнительных объ-
яснений.
Если какое-либо испытание долго не удается пройти, вы можете перейти к выполнению
следующего. При желании вы всегда можете вернуться к непройденному испытанию.
Вам нужно постараться за отведенное время пройти как можно больше испытаний.
Это будет непросто, но очень увлекательно. Помните, что от вклада каждого в дости-
жение общей цели зависит успех группы. Вы справитесь, если будете одной командой!
«Паутина»
279
Организация досуга: дополнение к тренинговому курсу

ревка – на высоте около 1,5 метра над землей. Нижняя – на высоте примерно 0,3 метра.
Группа находится по одну сторону от «паутины».
Задание:__пролезть_всей_группе_сквозь_«паутину».Ограничения'>Задание:
пролезть всей группе сквозь «паутину».
Ограничения:__при_касании_земли_любым_участником_упражнение_выполняется_всей_группой_с_начала.Исходные_условия:__на_земле_начерчен_квадрат_со_стороной_1_м.Задание'>Ограничения:
нельзя касаться «паутины» (веревки);
z обходить «паутину» нельзя ни с той, ни с другой стороны;
z над «паутиной» и под ней могут пролезть два участника;
z при касании любым участником «паутины» (веревки) упражнение выполняется всей z
группой с самого начала.
Исходные условия:
вся группа встает в шеренгу на бревно или скамейку (шириной 20 сантиметров и длиной 7-8 метров). Это может быть несколько бревен или скамеек, состав- ленных вместе. В крайнем случае, можно нарисовать эти границы.
Задание:
Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный ко- нец бревна. В результате должна получиться та же линия, а участники должны стоять в том же порядке.
Ограничения:
при касании земли любым участником упражнение выполняется всей группой с начала.
Исходные условия:
на земле начерчен квадрат со стороной 1 м.
Задание:
уместиться всей группой внутри квадрата.
Ограничения:
не заступать за его стороны;
z продержаться в таком положении не менее 10 секунд.
z
Исходные условия:
на расстоянии 10 м. перед футбольными воротами шириной 3 м. установлен футбольный мяч.
Задание:
группе забить ногой мяч в ворота 15 раз подряд с расстояния 10 м.
Ограничения:
при промахе счет забитых мячей идет с начала; один участник может уда- рить дважды только в том случае, если каждый участник уже совершил по одному удару.
Исходные условия:
группа находится перед турником.
Задание:
подтянуться всей группе 100 раз, при этом каждый участник должен попытаться подтянуться.
Исходные условия:
участники стоят в кругу лицом друг к другу. Ведущий подает им во- лейбольный мяч.
Задание:
группе сделать 25 касаний по правилам волейбола.
Ограничения:
участник не может касаться мяча два раза подряд;
z
«Бревно»
«Квадрат»
«Пенальти»
«Подтягивание»
«Волейбол»
280