Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 329
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
От того, каким будет приветственное слово, зависит само занятие и настрой участников.
Очень важно, пока участники собираются или только-только собрались, поговорить с ними не на тему занятия, а просто «по душам». Задать им вопросы, которые им обычно задают друзья. Установить контакт. Это можно сделать с помощью самых простых вопросов:
Как настроение? (варианты: Какого цвета ваше настроение? или На какую погоду
z
(природное явление, стихию, время года и т.д.) похоже ваше настроение?)
О чём вы думали по пути сюда?
z
Что новенького и интересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись?
z
Какое самое яркое событие произошло с вами за прошедшую неделю?
z
Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?
z
Что вы чувствуете – здесь и сейчас?
z
Это может быть не вопрос, а предложение:
Опишите одним словом ваше состояние на данный момент. Это может быть как
z
непосредственное определение состояния, так и некая метафора. Например, мож-
но сказать: «Я чувствую бодрость и активность» или «Я как фонтан, который
бьёт в разные стороны ключами яркой энергии».
Самому ведущему также необходимо отвечать на эти вопросы или предложения наравне с участниками.
Существуют и другие варианты приветственного слова.
Динамичное приветствие
Пример: Поднимите, пожалуйста, палец вверх и укажите на человека, который, как
вам кажется, выглядит сегодня несколько иначе, чем обычно.
Покажите на того, у кого самые рыжие волосы.
Покажите на того, кто был самым активным на прошлом занятии.
Покажите на человека, чьего участия в группе вам хотелось бы видеть несколько боль-
ше. (Вариантов может быть великое множество. Все зависит от того, что именно необходи- мо узнать ведущему для оценки состояния группы).
Тематическое приветствие
Пример: Всем привет! Очень рад (или рада) вас всех видеть! Сегодня на нашем занятии
мы будем говорить о конфликтах. С конфликтами мы сталкиваемся в разных сферах
нашей жизни. Это случается очень часто, ведь мы живем в мире людей, и наши жела-
ния, интересы не всегда совпадают. Так что сегодня мы поговорим о том, как можно
разрешить конфликт и что нам дают конфликты. Но давайте начнем с разминки,
которая плавно введет нас в тему сегодняшнего занятия.
В приветственном слове вам необходимо: поздороваться друг с другом, найти контакт с участниками, настроить их на работу в группе и напомнить об основных правилах (напри- мер, выключить звук мобильного телефона).
Любой тренинг начинается с разминочного упражнения. Это позволяет ребятам «разо-
Приветственное слово ведущего
Разминка
11
Введение в программу
греться», забыть о мыслях, которые их тревожили вне группы и настроиться на работу. Мы старались, чтобы в нашем курсе разминка была тематической, то есть каким-то образом со- ответствовала теме тренинга. Но не обязательно так должно быть всегда. Скорее, наоборот.
Разминочное упражнение должно «заводить» ребят и плавно вводить в тренинговую рабо- ту. Очень часто разминка - это несерьезная, веселая, подвижная игра. В разминке ведущий должен принимать непосредственное участие и «заводить» всю группу.
Помните, что участники только-только пришли на тренинг, помогите им втянуться в него, и отдачу получите в виде их продуктивной работы на всем занятии. Несмотря на то, что в каж- дом занятии приведены свои разминочные упражнения, лучше знать их больше и заранее познакомиться с еще несколькими.
Один из участников начинает рассказ, предлагая одно предложение, затем следующий по кругу добавляет к нему свое предложение, следующий – свое, и так до тех пор, пока очередь не дойдет до начавшего. Затем кому-нибудь из группы предлагается вспомнить и рассказать все получившееся целиком. Остальные могут дополнять или поправлять рассказывающего.
Группа делится на пары, одному из участников пары дается бумажка, на которой написано нетрудное задание. Пользуясь только жестами, не говоря ни слова, он должен объяснить своему напарнику, что написано на бумажке, и добиться того, чтобы он это выполнил.
Сначала участников группы просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве.
«С миру по нитке»
«Тишина»
«Атомы и молекулы»
12
Разминочное упражнение должно «заводить» ребят и плавно вводить в тренинговую рабо- ту. Очень часто разминка - это несерьезная, веселая, подвижная игра. В разминке ведущий должен принимать непосредственное участие и «заводить» всю группу.
Помните, что участники только-только пришли на тренинг, помогите им втянуться в него, и отдачу получите в виде их продуктивной работы на всем занятии. Несмотря на то, что в каж- дом занятии приведены свои разминочные упражнения, лучше знать их больше и заранее познакомиться с еще несколькими.
Один из участников начинает рассказ, предлагая одно предложение, затем следующий по кругу добавляет к нему свое предложение, следующий – свое, и так до тех пор, пока очередь не дойдет до начавшего. Затем кому-нибудь из группы предлагается вспомнить и рассказать все получившееся целиком. Остальные могут дополнять или поправлять рассказывающего.
Группа делится на пары, одному из участников пары дается бумажка, на которой написано нетрудное задание. Пользуясь только жестами, не говоря ни слова, он должен объяснить своему напарнику, что написано на бумажке, и добиться того, чтобы он это выполнил.
Сначала участников группы просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве.
«С миру по нитке»
«Тишина»
«Атомы и молекулы»
12
По моему сигналу (вид сигнала оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свобод- ное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы по
2, 3, 4, 5, 6, 7 и т.д. атомов. Подвигавшись некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, и участники сно- ва объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет 2, то упражнение служит хорошим спосо- бом деления группы на пары для последующей работы.
*На первом занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым мо- лекулам не хватает атомов до нужного числа.
Выбирается один доброволец – он будет «старым профессором», который выходит за дверь и обещает не подслушивать.
После того, как «старый профессор» вышел за дверь, ведущий рассказывает суть упражнения.
«Сейчас мы с вами выберем еще одного человека, он будет «руками профессора». А
также выберем тему лекции, которую должен будет прочитать «старый профессор».
Когда старый профессор войдет, он спрячет руки за спину, а «человек-руки» встанет
сзади профессора и выставит свои руки вперед, как бы заменяя его собственные. Те-
перь это руки профессора. «Старый профессор» забывает все подряд, поэтому и тему
лекции, которую он будет читать студентам, он не помнит. Однако руки его чудом
помнят нужную тему и помогают «профессору» прочитать свою лекцию. «Человек-
руки» пытается показать профессору, что он должен говорить (напомним, что про-
фессор не знает темы лекции - в отличие от всех остальных), а профессор должен
сориентироваться по рукам и попытаться прочитать свою лекцию. «Профессор»
должен читать лекцию независимо от того, угадал он тему или нет, т.е. начать с са-
мого начала и говорить до тех пор, пока не угадает. «Студенты», т.е. вы, все осталь-
ные, которые знают тему лекции, могут помогать или сбивать «профессора» с толку
своими вопросами или репликами. Упражнение заканчивается, когда «профессор» по
«рукам» угадывает тему лекции».
Ведущий тоже участвует в упражнении, например, в роли «студента» и вместе с остальными задает вопросы «профессору».
Группа выстраивается в одну линию-шеренгу, им предлагается пройти из одного конца комнаты в другой своей обычной походкой, а затем - обратно. После этого дается задание пройтись следующим образом: задрав голову вверх, z
низко опустив ее, z
вытянув шею, z
втянув голову в плечи, z
размахивая руками, z
прижав их к телу, z
согнувшись пополам, z
прогнувшись назад, z
«Старичок-профессор»
«Людмила Прокофьевна»
13
Введение в программу
виляя бедрами, z
не сгибая колени, z
высоко поднимая колени, z
широким шагом, z
приставляя пятку одной ноги к мыску другой, z
как можно быстрее, z
как можно медленнее. z
Затем нужно снова пройтись своей привычной походкой и почувствовать произошедшие изменения.
Если участники устали, можно давать не все из предложенных заданий.
В этом блоке участники вспоминают всё, что было на предыдущем занятии. Это не должно занимать у вас много времени: всего 5-7 минут.
Этот блок необходим, чтобы все тренинги у участников воспринимались как целостный курс, а каждое занятие было продолжением предыдущего.
Обсуждение предыдущего занятия в этом блоке желательно вести в произвольной форме, давая участникам возможность высказать все мысли и эмоции, накопившиеся в ходе пред- ыдущего занятия. Можно также структурировать общение серией вопросов.
Например:
Какова была тема предыдущего занятия?
z
Что нового вы узнали? z
Что больше всего понравилось? z
Что больше всего запомнилось?
z
Чему вы научились?
z
Что было для вас неожиданным на предыдущем занятии?
z
Как вы думаете, повлияет ли то, что вы узнали и чему научились на прошлом занятии, на z
вашу последующую жизнь? и др.
Лучше дать участникам возможность высказываться в произвольном порядке, а не по кругу, поскольку некоторым участникам может быть нечего ответить по тому или иному вопросу.
По окончанию блока ведущий должен связать тему прошлого занятия с темой нынешнего занятия.
Например: На прошлом занятии, тема которого была «Наркотики: не влезай – убьет!»,
мы обсудили с вами различные вопросы наркотической зависимости и ее последствия.
Все эти последствия бывают одинаково страшными, независимо от того, по какой
причине человек «втянулся». Сегодня нам предстоит более подробно разобраться в
одном из самых тяжелых из возможных последствий употребления наркотиков – за-
ражением ВИЧ. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «ВИЧ/СПИД: мы знаем, как
себя защитить».
Или так: Итак, тема нашего прошлого занятия - «Кризис: выход есть!». Мы с вами
узнали, что бывают ситуации, в которых мы виноваты сами. Мы приводим себя к
кризису, хотя могли его избежать. В тупик нас может загнать наше рискованное по-
ведение. Один из главных видов рискованного поведения – это употребление алкоголя.
Вот этому и будет посвящено сегодняшнее занятие.
Блок «Вспомним Всё»
14
не сгибая колени, z
высоко поднимая колени, z
широким шагом, z
приставляя пятку одной ноги к мыску другой, z
как можно быстрее, z
как можно медленнее. z
Затем нужно снова пройтись своей привычной походкой и почувствовать произошедшие изменения.
Если участники устали, можно давать не все из предложенных заданий.
В этом блоке участники вспоминают всё, что было на предыдущем занятии. Это не должно занимать у вас много времени: всего 5-7 минут.
Этот блок необходим, чтобы все тренинги у участников воспринимались как целостный курс, а каждое занятие было продолжением предыдущего.
Обсуждение предыдущего занятия в этом блоке желательно вести в произвольной форме, давая участникам возможность высказать все мысли и эмоции, накопившиеся в ходе пред- ыдущего занятия. Можно также структурировать общение серией вопросов.
Например:
Какова была тема предыдущего занятия?
z
Что нового вы узнали? z
Что больше всего понравилось? z
Что больше всего запомнилось?
z
Чему вы научились?
z
Что было для вас неожиданным на предыдущем занятии?
z
Как вы думаете, повлияет ли то, что вы узнали и чему научились на прошлом занятии, на z
вашу последующую жизнь? и др.
Лучше дать участникам возможность высказываться в произвольном порядке, а не по кругу, поскольку некоторым участникам может быть нечего ответить по тому или иному вопросу.
По окончанию блока ведущий должен связать тему прошлого занятия с темой нынешнего занятия.
Например: На прошлом занятии, тема которого была «Наркотики: не влезай – убьет!»,
мы обсудили с вами различные вопросы наркотической зависимости и ее последствия.
Все эти последствия бывают одинаково страшными, независимо от того, по какой
причине человек «втянулся». Сегодня нам предстоит более подробно разобраться в
одном из самых тяжелых из возможных последствий употребления наркотиков – за-
ражением ВИЧ. Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «ВИЧ/СПИД: мы знаем, как
себя защитить».
Или так: Итак, тема нашего прошлого занятия - «Кризис: выход есть!». Мы с вами
узнали, что бывают ситуации, в которых мы виноваты сами. Мы приводим себя к
кризису, хотя могли его избежать. В тупик нас может загнать наше рискованное по-
ведение. Один из главных видов рискованного поведения – это употребление алкоголя.
Вот этому и будет посвящено сегодняшнее занятие.
Блок «Вспомним Всё»
14
Основная часть занятия – это собственно тренинг. Ход каждого занятия подробно описан в этом пособии. Здесь мы остановимся лишь на нескольких общих особенностях.
Деление участников тренинга на группы
На каждом занятии вы можете столкнуться с необходимостью поделить участников тренинга на пары или группы. Существует несколько способов, которыми вы можете воспользоваться:
«На первый-второй рассчитайся!»
z
С этим способом все понятно. Первые номера образуют одну группу, вторые – вторую группу, третьи номера – третью и т.д.
«Я хочу!»
z
Выбираются добровольцы, которые сами набирают себе группы. Если надо 3 группы, вы- бираются 3 добровольца, которые набирают себе команды по одному человеку пооче- редно (сначала один, потом второй, потом третий, потом опять первый, второй и т.д.).
«От сих до сих…»
z
Принудительный способ. Если все участники сидят в кругу, ведущий делит круг пополам, одна половина которого составляет одну группу, а вторая – вторую. Точно так же можно поделить группу и на три, и на четыре подгруппы.
«Атомы и молекулы»
z
См. описание этого способа в разделе «Разминка».
Деление по признаку
z
Деление на команды по полу, длине волос, цвету глаз, цвету одежды и т.д.
По дате рождения
z
Все, кто родился с января по конец июня – в одной команде, остальные – во второй ко- манде. Так же можно поделить по сезонам: кто родился зимой и весной – одна команда, а летом и осенью – другая команда. Можно делить по принадлежности к знаку Зодиака или зодиакальным стихиям (земля, вода, огонь, воздух).
Жребий
z
Необходимо заранее подготовить бумажки с номерами или разного цвета. Для деления на две команды подойдут шахматы.
Использование специального реквизита
Для некоторых упражнений нужен специальный реквизит. Его необходимо заготовить за- ранее, поэтому, готовясь к занятию, обратите на это внимание. Следует отметить, что нео- бычный реквизит очень оживляет занятие, поэтому не ленитесь его найти и приготовить.
Результат, поверьте, не заставит себя долго ждать.
В любом случае, чаще используйте доску и записывайте выводы, которые вы сделали с груп- пой, рисуйте схемы. Наглядность очень важна для понимания и усвоения материала.
Перерыв
Каждое занятие длится 1,5-2 часа, поэтому целесообразно где-то в середине занятия сделать небольшой перерыв (5 минут). Однако его можно и не делать, если группа заинтересована и не хочет прерываться, или если вы посчитаете, что это нарушит процесс.
Упражнения: делать или нет
В каждом занятии мы указали время, необходимое для каждого упражнения, но это прибли- зительное время. Упражнение может затянуться или, наоборот, пройти быстрее. Это зависит и от каждой конкретной группы, и от конкретного ведущего. Часто вам придется самим ре-
Основная часть занятия
15
Введение в программу