Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
шать, от какого упражнения нужно отказаться из-за банальной нехватки времени. Лучше по- думать об этом заранее, когда вы будете готовиться к тренингу. Иногда в описании занятия мы сами указываем, от какого упражнения можно отказаться, но решать все равно вам!
Рефлексия учит наблюдать за собой, фиксировать свои мысли, которые возникли на тренин- ге, понимать, что нового участники узнали, а что знали и так. Главное – научить участников осознавать, как менялись их чувства в процессе занятия, что они чувствуют сейчас. На первых занятиях участникам, скорее всего, это покажется сложным: они не будут знать, что говорить, и ограничатся традиционным: «Мне понравилось». Задача ведущего - научить их самонаблюдению. Ведь этот навык им очень пригодится и в жизни.
Ведущий может научить их навыку самонаблюдения при помощи следующих способов:
При помощи вопросов
z
В конце занятия сядьте в круг и попросите каждого по кругу высказаться по поводу сегод- няшнего занятия. Помогите ребятам своими вопросами:
Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно интересным?
Какие чувства вы сейчас испытываете по поводу прошедшего занятия?
Удовлетворенность/неудовлетворенность?
z
Пустоту/переполненность эмоциями? z
Радость/грусть? и т.д.
z
Что вам не понравилось на тренинге?
А что понравилось?
Узнали ли вы что-то новое? Что именно?
Какая информация была вам уже знакома?
Вы чему-то научились сегодня? Чему?
Что бы вы изменили в сегодняшнем занятии,
если могли бы?
Чего ждете от следующего тренинга?
При помощи наглядного метода
z
Для этого используйте таблицу смайликов из тренинга
«Эмоции и чувства» (см. Приложение 1).
Нужно заготовить 12 карточек с рожицами без назва- ний чувств из этой таблицы. Пусть участники расска- жут о своих чувствах не словами, если им это трудно сделать, а при помощи этих карточек. Для этого они должны показать карточку, которая соответствует их эмоциональному состоянию на данный момент. Мож- но провести такую «диагностику» в начале и в конце тренинга.
После того, как все покажут карточки, вы должны озвучить словами то чувство, которому соответствует каждая карточка.
Существует также
экспресс-метод проведения реф- лексии занятия. Им можно воспользоваться, если у вас будет очень мало времени. Однако постарайтесь пла-
Рефлексия всего занятия
16
Рефлексия учит наблюдать за собой, фиксировать свои мысли, которые возникли на тренин- ге, понимать, что нового участники узнали, а что знали и так. Главное – научить участников осознавать, как менялись их чувства в процессе занятия, что они чувствуют сейчас. На первых занятиях участникам, скорее всего, это покажется сложным: они не будут знать, что говорить, и ограничатся традиционным: «Мне понравилось». Задача ведущего - научить их самонаблюдению. Ведь этот навык им очень пригодится и в жизни.
Ведущий может научить их навыку самонаблюдения при помощи следующих способов:
При помощи вопросов
z
В конце занятия сядьте в круг и попросите каждого по кругу высказаться по поводу сегод- няшнего занятия. Помогите ребятам своими вопросами:
Что на сегодняшнем занятии вам показалось особенно интересным?
Какие чувства вы сейчас испытываете по поводу прошедшего занятия?
Удовлетворенность/неудовлетворенность?
z
Пустоту/переполненность эмоциями? z
Радость/грусть? и т.д.
z
Что вам не понравилось на тренинге?
А что понравилось?
Узнали ли вы что-то новое? Что именно?
Какая информация была вам уже знакома?
Вы чему-то научились сегодня? Чему?
Что бы вы изменили в сегодняшнем занятии,
если могли бы?
Чего ждете от следующего тренинга?
При помощи наглядного метода
z
Для этого используйте таблицу смайликов из тренинга
«Эмоции и чувства» (см. Приложение 1).
Нужно заготовить 12 карточек с рожицами без назва- ний чувств из этой таблицы. Пусть участники расска- жут о своих чувствах не словами, если им это трудно сделать, а при помощи этих карточек. Для этого они должны показать карточку, которая соответствует их эмоциональному состоянию на данный момент. Мож- но провести такую «диагностику» в начале и в конце тренинга.
После того, как все покажут карточки, вы должны озвучить словами то чувство, которому соответствует каждая карточка.
Существует также
экспресс-метод проведения реф- лексии занятия. Им можно воспользоваться, если у вас будет очень мало времени. Однако постарайтесь пла-
Рефлексия всего занятия
16
нировать свое время так, чтобы была возможность провести рефлексию в полном объеме.
Этот метод заключается в том, что вы просите сразу всех при помощи большого пальца руки
(большой палец указывает вверх/вбок/вниз) показать:
насколько им понравилось занятие: z
понравилось/так себе/не понравилось;
узнали они что-то новое: z
да/50х50/ нет;
изменилось ли их эмоциональное состояние в процессе тренинга: z
улучшилось/не изменилось/ухудшилось.
Итоговый вывод так же важен, как и приветственное слово. Что вы произнесете последним, то и запомнят участники тренинга. Итак, постарайтесь грамотно резюмировать все занятие и выразить свое отношение к нему. Примеры итогового вывода приведены в тексте каждого тренинга. Но это только примерные слова. Вы можете (и мы это настоятельно рекомендуем!) их дополнить - и своими эмоциями от тренинга, и своими мыслями по поводу темы занятия.
У каждой группы в процессе ее существования появляются свои традиции и ритуалы. Это способствует объединению незнакомых и мало знакомых людей в единое целое. Возника- ет чувство принадлежности к чему-то очень важному, а это очень важно для подростков.
Именно поэтому психологи на первом занятии часто сами подталкивают группу к придумы- ванию собственных ритуалов и символов.
Очень хорошо, если у группы будет:
Свой талисман - некий предмет, который они будут передавать, когда захотят высказать- z
ся. Это может быть мягкая игрушка, мячик, какой-то необычный предмет округлых форм и приятный на ощупь.
Ритуал приветствия/прощания. В качестве ритуального приветствия группа может сесть z
в круг, взяться за руки и пожать их друг другу. А в конце занятия участники могут про- щаться до следующего раза, аплодируя друг другу. Или складывать руки вместе, как делали мушкетеры, и кричать: «Мы вместе!» или «Один за всех, и все за одного!». Это может быть любой девиз, который придумает сама группа.
Итоговый вывод
Традиционное прощание «Мы вместе!»
17
Введение в программу
Этот метод заключается в том, что вы просите сразу всех при помощи большого пальца руки
(большой палец указывает вверх/вбок/вниз) показать:
насколько им понравилось занятие: z
понравилось/так себе/не понравилось;
узнали они что-то новое: z
да/50х50/ нет;
изменилось ли их эмоциональное состояние в процессе тренинга: z
улучшилось/не изменилось/ухудшилось.
Итоговый вывод так же важен, как и приветственное слово. Что вы произнесете последним, то и запомнят участники тренинга. Итак, постарайтесь грамотно резюмировать все занятие и выразить свое отношение к нему. Примеры итогового вывода приведены в тексте каждого тренинга. Но это только примерные слова. Вы можете (и мы это настоятельно рекомендуем!) их дополнить - и своими эмоциями от тренинга, и своими мыслями по поводу темы занятия.
У каждой группы в процессе ее существования появляются свои традиции и ритуалы. Это способствует объединению незнакомых и мало знакомых людей в единое целое. Возника- ет чувство принадлежности к чему-то очень важному, а это очень важно для подростков.
Именно поэтому психологи на первом занятии часто сами подталкивают группу к придумы- ванию собственных ритуалов и символов.
Очень хорошо, если у группы будет:
Свой талисман - некий предмет, который они будут передавать, когда захотят высказать- z
ся. Это может быть мягкая игрушка, мячик, какой-то необычный предмет округлых форм и приятный на ощупь.
Ритуал приветствия/прощания. В качестве ритуального приветствия группа может сесть z
в круг, взяться за руки и пожать их друг другу. А в конце занятия участники могут про- щаться до следующего раза, аплодируя друг другу. Или складывать руки вместе, как делали мушкетеры, и кричать: «Мы вместе!» или «Один за всех, и все за одного!». Это может быть любой девиз, который придумает сама группа.
Итоговый вывод
Традиционное прощание «Мы вместе!»
17
Введение в программу
Первое занятие:
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ!
План занятия
Время
Примечания
Приветственное слово
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Те, кто»
10 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Снежный ком»
5 мин
Обсуждение правил группы
5 мин
Доска или ватман
Упражнение «Исчезающие стулья»
10 мин
Упражнение «Знакомство в парах»
30 мин
Желательно заранее приго- товить плакат с вопросами
Перерыв
Упражнение «Цветочек-трансформер»
10 мин
Введение в программу
10 мин
Плакат с вопросами
Упражнение «Блюдо»
15 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Первое занятие: давайте знакомиться!
Необходимый материал:
1. Крепкие стулья по количеству участников;
2. Динамичная музыка;
3. Плакат на ватмане с вопросами (см. Введение в программу);
4. Чистые листы А4 (количество см. в упражнении «Блюдо»);
5. Доска;
6. Ручки по количеству участников;
7. Цветные карандаши или фломастеры (количество см. в упражнении «Блюдо»).
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с процессом и техниками общения;
2. Сформировать позитивный настрой на работу по данной проблематике;
3. Способствовать формированию у участников ощущения единой группы.
20
Прежде всего, ведущему (-щим) необходимо представиться. Желательно, чтобы вы не огра- ничивались фразой «Меня зовут…». Несколько слов о себе будут вполне уместными.
Я рад(-а) приветствовать вас на наших тренингах! Надеюсь, что они окажутся для
вас интересными и полезными. Я хочу, чтобы на сегодняшнем занятии вы получили
представление о том, каким будет наш курс, как будут строиться наши занятия и ка-
кие темы в него войдут. А еще нам всем обязательно нужно познакомиться. Я думаю,
скучать мы сегодня не будем!
Любой тренинг начинается с разминки. Это необходимо, чтобы мы раскрепостились,
забыли о своих проблемах и приготовились узнать что-то новое - интересное и одно-
временно полезное для себя.
Итак, давайте разомнемся.
Пояснение:
Выбирается один доброволец. Остальные садятся в круг на стулья. Все сидят в кругу, кроме одного участника, который стоит в центре. Для него стула нет.
Инструкция:
Сейчас наш доброволец, стоящий в центре, должен будет произнести
фразу: «Поменяйтесь, пожалуйста, местами те, кто…» и добавит какой-либо при-
знак, например, «…кто пришел сегодня в джинсах». Те ребята, у кого этот признак
есть, должны будут поменяться местами, а наш доброволец должен занять любой из
освободившихся стульев, пока те будут меняться местами. Соответственно, тот,
кто останется без стула, становится новым водящим. Признаки могут быть раз-
личными: как внешними («у кого есть красный цвет в одежде», «у кого есть домашние
животные»), так и отражающими черты личности («кто любит математику») или
ваши действия («кто сегодня не завтракал»). В общем, можно называть все, на что
хватит вашей фантазии. Очень важно, чтобы признак был как минимум у 2 человек
в кругу, иначе это будет «подставой» для сидящего участника. (Ведущий должен за этим следить). Рекомендую каждому заранее подумать, что он скажет, когда окажется
в центре круга. Это сделает игру более динамичной и интересной. Ну что, все понят-
но? Тогда начнем.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 33
Комментарий:
1. Ведущий тоже участвует в игре наравне со всеми.
2. Лучше, чтобы сначала признаки были внешними, а как только ведущий увидит, что все в разминке активны и затруднений с внешними признаками нет, то можно перейти к внутренним, которые не видны. Самым сложным и, пожалуй, интересным для ведущего может быть этап, когда признаками будут черты характера, эмоции и чувства – то, что на- ходиться в глубине человека. Например, «Те, кто веселый…»; «Те, кто грустный…»; «Те, кто чувствует напряженность» и т.д.
3. Очень важно помочь тем, кто, выйдя в круг, долго стоит и думает над признаком. В этом случае нужно подбодрить участника. Можно сказать: «Посмотри на нас, что видишь, то и говори». Желательно, чтобы участник сам придумал признак.
4. Это упражнение-разминка становиться интересной тогда, когда проходит очень дина- мично. Для этого надо, чтобы участник, который вышел в круг, сразу сказал свой при- знак, а пауза была бы минимальной, даже если остальные участники только что заняли свои места. Только в момент «хаоса и неразберихи» эта игра становится азартной и
Упражнение-разминка
«Те, кто»
21
Первое занятие: давайте знакомиться!
интересной для участников. Нужно, чтобы они «побегали» и «подрались» за стулья.
Особенно это важно на первом занятии. После такой разминки все чувствуют себя уже знакомыми.
5. Даже если это упражнение известно кому-то из группы, оно все равно вызывает инте- рес. В дальнейшем на занятиях или в паузах перед занятиями вы можете провести его еще несколько раз. Но! Не слишком часто, т.к. важно, чтобы были и другие динамичные игры-разминки.
Анализ упражнения:
Это разминочное упражнение, поэтому анализа не требует. В крайнем случае, можно произнести что-то вроде этого:
Ну, как? Вам понравилось упражнение? Выслушайте отдельные ответы участников.
По-моему, было весело! Вы молодцы! У нас сегодня будет еще много интересных заданий.
Далее можно перейти к следующему упражнению.
Но сначала давайте все-таки познакомимся друг с другом…
Пояснение:
Эта психологическая игра стара, как мир, но от этого она не теряет своей ак- туальности. Кроме того, после этого упражнения участники быстро запоминают имена друг друга, так как оно сильно мотивирует их к этому.
Инструкция:
Знакомиться мы сейчас с вами будем следующим образом. Я назову вам
свое имя, потом сидящий справа от меня человек назовет мое имя плюс свое. Сидящий
от него справа назовет мое, его и свое имя. И так далее - по кругу. Последнему человеку
придется назвать имена всех присутствующих, начиная с моего. Старайтесь, когда
будете произносить имена, сначала посмотреть человеку в глаза и только потом
назвать его имя. И еще очень важно – сейчас вы можете сказать нам то имя, каким,
вы хотите, чтобы мы вас здесь называли (Ксения или Ксюша, например). Задание
понятно? Давайте попробуем. Не переживайте, если вы не сможете вспомнить имя
кого-либо из присутствующих. Мы все вам поможем. У нас ведь нет задачи - проверить
вашу память!
Когда круг замкнется, спросите: «Не хочет ли кто-нибудь тоже повторить все имена,
только в обратном порядке?» Обычно желающие находятся, и не один. Обязательно поаплодируйте добровольцам за их отличную память после называния имен.
Затем можно всем перемешаться (сесть на другие стулья) и после этого опять попросить кого-то назвать все имена. И опять поаплодируйте добровольцам.
Ну, что? Есть у вас ощущение, что вы уже знаете имена друг друга? По-моему, это
очень действенное упражнение. Мы еще успеем познакомиться с вами поближе, а пока
хотелось бы рассказать вам о том, куда вы попали. В общем, вы – ПОПАЛИ!!!
☺
Давайте узнаем, что такое тренинг:
Прежде всего, это не урок. Мы не сидим здесь с вами за партами, как вы видите, а
z
я не учитель. Мы сидим с вами в кругу. Это нужно для того, чтобы все видели друг
друга и все были равны.
Упражнение-разминка
«Снежный ком»
Обсуждение правил группы
22
Особенно это важно на первом занятии. После такой разминки все чувствуют себя уже знакомыми.
5. Даже если это упражнение известно кому-то из группы, оно все равно вызывает инте- рес. В дальнейшем на занятиях или в паузах перед занятиями вы можете провести его еще несколько раз. Но! Не слишком часто, т.к. важно, чтобы были и другие динамичные игры-разминки.
Анализ упражнения:
Это разминочное упражнение, поэтому анализа не требует. В крайнем случае, можно произнести что-то вроде этого:
Ну, как? Вам понравилось упражнение? Выслушайте отдельные ответы участников.
По-моему, было весело! Вы молодцы! У нас сегодня будет еще много интересных заданий.
Далее можно перейти к следующему упражнению.
Но сначала давайте все-таки познакомимся друг с другом…
Пояснение:
Эта психологическая игра стара, как мир, но от этого она не теряет своей ак- туальности. Кроме того, после этого упражнения участники быстро запоминают имена друг друга, так как оно сильно мотивирует их к этому.
Инструкция:
Знакомиться мы сейчас с вами будем следующим образом. Я назову вам
свое имя, потом сидящий справа от меня человек назовет мое имя плюс свое. Сидящий
от него справа назовет мое, его и свое имя. И так далее - по кругу. Последнему человеку
придется назвать имена всех присутствующих, начиная с моего. Старайтесь, когда
будете произносить имена, сначала посмотреть человеку в глаза и только потом
назвать его имя. И еще очень важно – сейчас вы можете сказать нам то имя, каким,
вы хотите, чтобы мы вас здесь называли (Ксения или Ксюша, например). Задание
понятно? Давайте попробуем. Не переживайте, если вы не сможете вспомнить имя
кого-либо из присутствующих. Мы все вам поможем. У нас ведь нет задачи - проверить
вашу память!
Когда круг замкнется, спросите: «Не хочет ли кто-нибудь тоже повторить все имена,
только в обратном порядке?» Обычно желающие находятся, и не один. Обязательно поаплодируйте добровольцам за их отличную память после называния имен.
Затем можно всем перемешаться (сесть на другие стулья) и после этого опять попросить кого-то назвать все имена. И опять поаплодируйте добровольцам.
Ну, что? Есть у вас ощущение, что вы уже знаете имена друг друга? По-моему, это
очень действенное упражнение. Мы еще успеем познакомиться с вами поближе, а пока
хотелось бы рассказать вам о том, куда вы попали. В общем, вы – ПОПАЛИ!!!
☺
Давайте узнаем, что такое тренинг:
Прежде всего, это не урок. Мы не сидим здесь с вами за партами, как вы видите, а
z
я не учитель. Мы сидим с вами в кругу. Это нужно для того, чтобы все видели друг
друга и все были равны.
Упражнение-разминка
«Снежный ком»
Обсуждение правил группы
22
Я уважаю ваше мнение, а вы - мое и друг друга.
z
На тренинге основная форма работы – это интерактивные упражнения. Мы здесь
z
получаем знания и тренируем какие-то важные навыки и умения. Слово «тренинг»
– родственное слову «тренировка». Но иногда важная информация будет препод-
носиться и в форме беседы.
Кроме того, тренинг – это интересно. Можно даже смело сказать, что все школьные
уроки должны проводиться в этой форме. На тренинге можно многое, чего нельзя на
обычном уроке в школе, но и здесь есть свои правила: (по ходу обсуждения правила за-
писываются на доске или ватмане)
1. Не опаздывать.
2. Каждый имеет право высказывать собственное мнение.
3. Не перебивать друг друга, уважать мнения других.
4. Быть активными, стараться проявлять себя.
5. Говорить только от своего имени.
6. Хранить чужие секреты и не выносить информацию о другом человеке за пределы этого помещения.
7. На время тренинга выключать звук у мобильных телефонов. Давайте это сейчас и сделаем.
Попросите участников дополнить этот список своими правилами, если они захотят. После того, как все правила записаны на доске или ватмане, ребята в знак того, что они с ними со- гласны, под ними поставят свои подписи.
Пояснение:
По конструкции стулья должны быть достаточно крепкими и устойчивыми, чтобы по ним можно было ходить. Попросите участников снять обувь. Это упражнение на- правлено на сплочение группы и на развитие взаимовыручки, что очень важно на первом занятии.
Стулья стоят в кругу. Участники стоят ногами на стульях. Ведущий не участвует.
Инструкция:
Вот, вы сейчас стоите на сту-
льях. Молодцы! А теперь походите по ним.
Пусть ребята начнут ходить по стульям против часовой стрелки, подбадривайте их к этому. Можно (но не обязательно) включить динамич- ную музыку.
Когда участники начнут движение, спросите: Куда вы идете? Дождитесь любого первого ответа. Например, «В лес».
Так, вы идете в лес. Хорошо! А я буду злым медведем и буду вам мешать! Ваша задача -
помогать друг другу и достичь-таки своей цели.
После этих слов вы начинаете постепенно убирать стулья. По одному. Не торопитесь!
Важ-
но следить за техникой безопасности! Просите ребят помогать друг другу: подавать руку, придерживать. Стулья убирайте с разных сторон. В отдельных случаях можно чуть-чуть под- винуть стул ближе к центру или по окружности, т.к. вам важно, чтобы участники выполнили это упражнение.
Упражнение
«Исчезающие стулья»
23
Первое занятие: давайте знакомиться!