Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение № 1 (к блоку «Виды поддержки»)
Для каждого участника
Вид поддержки
Язык поддержки
Психологические
механизмы
Ошибки
1)
Указание на силь-
ные стороны лич-
ности
«Я уверен, что ты сможешь… , т. к. в тебе есть…»
Повышение само- оценки и внушение уверенности в своих силах.
Лесть, неискренность, многословность.
2)
Присоединение к
проблеме
«Я сам такой…»
Разделение ответ- ственности при усло- вии, что самооценка не снижается.
Говорение только о сво- их проблемах.
3)
Предложение по-
мощи
«Могу ли я тебе чем- нибудь помочь?»
Чувство защищён- ности и опоры. Раз- деление ответствен- ности .
Перекладывание ответ- ственности полностью на свои плечи, навязывание помощи.
4)
Выделение пози-
тивного в ситуа-
ции
«Зато у тебя теперь есть такой жизнен- ный опыт».
Ра ц и о н а л и з а ц и я , признание права другого на ошиб- ку, снятие чувства вины.
Пренебрежение к си- туации, снижение её значимости.
5)
Ф и л о с о ф с к и й
взгляд на пробле-
му
«Это судьба».
«Таков закон жиз- ни».
«Рано или поздно это со всеми случа- ется».
Приобщение к опыту человечества. Увели- чение масштаба обоб- щения, на фоне кото- рого проблема может показаться меньше.
Несвоевременная под- держка, бестактность в чрезмерном преуменьше- нии слишком значимой для человека проблемы.
6)
Признание объ-
ективной сложно-
сти ситуации
«Да. Это действи- тельно трудно сде- лать»
С н я т и е ч у в с т в а вины.
Беспомощность, отказ от деятельности.
7)
Предоставление
возможности вы-
бора
« Н о т ы ж е м о - жешь сделать по- другому».
Актуализация само- с т о я т е л ь н о с т и и ответственности за свой выбор.
Есть вероятность не- верного выбора.
254

255
Толерантность
Приложение № 2 (к упражнению «Поддержка»)
x
W
Y
i

МОё БУДУщЕЕ:
СТРАТЕГИИ УСПЕхА

План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Здравствуй, сегодня ты…»
5 мин
Мяч
Упражнение «Путаница»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Введение в тему
5 мин
Дискуссия «Я через 20 лет»
10 мин
Упражнение «Хождение по линии жизни»
20 мин
Веревки на половину участ- ников группы
Перерыв
Ролевая игра «Наш мальчик курит!»
30 мин
Заранее подготовить кар- точки
Упражнение «Я хочу и я могу»
10 мин
Чистые листы и ручки всем участникам
Упражнение «Шаг в будущее»
5 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Мяч небольшой;
2. Веревки толстые (диаметр 6-10 мм) длинной 1,5-2 метра. Количество - вполови- ну меньше, чем участников тренинга;
3. Лист ватмана с диаграммой или доска с мелом;
4. Карточки для ролевой игры.
Задачи тренинга:
1. Сформировать представление о том, как здоровье молодого человека соотносит- ся с его будущим;
2. Помочь участникам осознать и прочувствовать, что их будущее во многом зави- сит от их собственных намерений, целей и действий;
3. Сформировать навык проектирования собственного будущего.
Моё будущее: стратегии успеха
258


Здравствуйте!
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» поется в одной бардовской пес-
не. Полностью согласен (-сна) с этими словами. Это значит, что в мире есть хоть
какая-то стабильность. Мы собирались и собираемся вместе на наших тренингах, не-
смотря на то, что меняется мир вокруг нас и меняемся мы сами. И сейчас мы с вами
посмотрим, какие изменения с нами произошли за это время. Заметили вы, что дру-
гие участники тоже изменились? Для этого я предлагаю вам выполнить следующее
упражнение.
Пояснение:
Вся группа сидит в кругу. Ведущий держит в руках заранее подготовленный мяч или то, что его заменяет.
Инструкция:
Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но здороваться
мы будем не просто так, а следующим образом. Вы видите у меня в руках мяч. (Вместо мяча может быть любой другой предмет, подходящий для удобного перекидывания из рук в руки – будь то свёрнутый шарф или яблоко).
Сейчас мы будем перебрасывать этот мячик друг другу. При этом необходимо будет
поздороваться с тем, кому мы бросаем мячик, назвать его имя, а также сказать, что
необычного или интересного в нём сегодня вы заметили. Может, что-то изменилось
во внешности, или в одежде, или в поведении? Ваше обращение обязательно должно
начинаться словами: «Здравствуй, … Сегодня ты…» Например, вы можете сказать:
«Здравствуй, Света. Сегодня ты так необычно заколола волосы. Мне кажется, это
очень идёт тебе».
Все понятно? Тогда начинаем.
Анализ упражнения:
Ну, как? Трудно ли было подмечать что-то необычное в знакомых людях?

Что вы почувствовали, когда что-то новое нашли в вас?

Очень важно быть наблюдательным, особенно в отношениях между людьми. Ведь если
вы заметили: в человеке что-то изменилось, и вам это нравится, то почему бы не
сказать ему об этом?! Это самый лучший комплимент.
А теперь давайте встанем со своих стульев и сделаем еще одно разминочное упражнение.
Пояснение:
В начале упражнения группа плотным кольцом стоит в кругу. Все держатся за руки. Лучше всего, чтобы юноши и девушки встали через одного. Ведущий не участвует.
По ходу упражнения он может помогать группе распутываться, если видит, что ситуация за- шла в тупик. Иногда после распутывания бывает так, что какой-либо участник оказывается спиной к кругу. Тогда можно позволить ему развернуться. Важно следить, чтобы участники выполняли задание как можно более корректно, а также за тем, чтобы не было травм. После упражнения можно сделать небольшое обсуждение в кругу.
Упражнение на разогрев
«Здравствуй, сегодня ты…»
Упражнение на разогрев
«Путаница»
259
Моё будущее: стратегии успеха


Инструкция дается после того, как группа встала в круг плотным кольцом.
Инструкция:
Закройте глаза и вытяните сначала одну руку вперёд. Возьмите за
руку другого участника, того, чью руку встретите. Хорошо! (или «Все нашли?», если
ведущий тоже принимает участие). Теперь также вытяните другую руку вперед и
найдите чью-нибудь руку. Сделали? Теперь можно открыть глаза.
Итак, каждый из вас держит сейчас руки двух участников группы. Ваша задача – не
расцепляя рук, распутаться таким образом, чтобы вы вновь встали в круг. Желатель-
но сделать это как можно быстрее. Время пошло.
Анализ упражнения:
Трудно ли было выполнять задание?

Какую вы тактику выработали?

Что удалось, а что не удалось?

Комментарий:
Подводить итог в этом упражнении не требуется, так как оно направлено на раскрепощение участников и подготовке к дальнейшей работе.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Будущее всегда интересовало и притягивало человечество своей непознаваемостью.
В самом деле, что ждёт нас впереди? Никто не может знать этого наверняка. Точно
мы знаем только то, что с нами было и что с нами происходит сейчас. А уже на осно-
ве этого у нас появляются какие-то фантазии о том, что ждёт нас в будущем и как
сложится наша дальнейшая жизнь. Эти фантазии уходят корнями в наше прошлое и
опираются на наше настоящее. Вместе с прошлым и настоящим наши фантазии о
будущем образуют целостный образ нашей жизни.
Пояснение:
Группа сидит в кругу. Произнося инструкцию, ведущий обращается ко всем участникам одновременно. Выполняется упражнение по очереди. Каждый участник выска- зывается вслух о том, как он представляет своё будущее. Очерёдность выбирается произ- вольная, но если упражнение вызывает трудности, то ведущий может сам назначить первым того или иного участника, обратившись к нему с каким-либо вопросом. Например: «Вот ты,
Петя, кем будешь через 20 лет? Как думаешь?» Следует добиться того, чтобы участники как можно более полно вжились в образ себя через 20 лет, прочувствовали его и описали его как можно более детально.
Инструкция:
Давайте сейчас заглянем на 20 лет вперед. Расскажите о себе так, как
если бы сегодня было, например, 12 марта 2028 года (ведущий называет дату, когда
проходит это занятие + 20 лет). Как вас зовут, сколько вам лет, чем вы занимаетесь,
с кем вы живете, есть ли семья, дети, каких успехов вы достигли по жизни (образова-
Блок «Вспомним все»
Введение в тему
Дискуссия
«Я через 20 лет»
260


ние, работа)? Как вы выглядите? (Опишите себя). Ваше здоровье, ваши увлечения,
друзья? Где и как проводите отпуск? И так далее.
Итак, мы с вами только что представили себе, какими мы будем через двадцать лет.
Вы видите, в основном, мы представляем свое будущее оптимистично! Однако никто,
конечно, не может знать наверняка, будет это так или иначе. Зато мы можем стро-
ить планы на будущее, ставить себе цели. И от того, какие цели мы поставим, какие
планы построим, да и вообще от того, каким мы увидим своё будущее, во многом за-
висит то, каким оно будет.
А теперь давайте попытаемся создать целостную картину нашей жизни. Сейчас мы
попробуем назвать основные события нашей жизни: и те, которые уже произошли с
нами, и те, которые мы переживаем сейчас, и те, которые ожидаются в будущем. Это
поможет нам увидеть нашу жизнь целиком.
Итак, я предлагаю сделать следующее упражнение.
Пояснение:
Упражнение выполняется в парах.
Все пары работают одновременно, независимо друг от друга. И только анализ упражне- ния проводится со всей группой в кругу.
Пары должны быть подобраны таким образом, чтобы участники в парах максимально до- веряли друг другу. Это очень глубокое упражнение. Следует добиться от участников серьёз- ного отношения к нему и максимального погружения в суть задания. При этом ведущему
Упражнение «хождение
по линии жизни»
261
Моё будущее: стратегии успеха
следует следить за техникой выполнения упражнения. Особенно следует подчеркнуть, что не обязательно по своему жизненному пути идти до конца. Можно остановиться на том ме- сте, до которого вы себе представляете свой жизненный путь или до которого готовы дойти здесь и сейчас. Подчёркивать это важно потому, что мысли о конечности существования могут вызвать у участников группы негативные эмоции. Для выполнения упражнения по- требуются верёвки примерно полтора метра длиной, по одной верёвке для каждой пары.
Инструкция:
Разбейтесь на пары. Выберите себе в пару человека, которому вы мак-
симально доверяете. Сейчас кто-то один из вас будет идти по линии жизни, другой
будет его сопровождающим. Договоритесь в паре, кто из вас будет первым идти по
линии жизни. Пусть этот человек возьмёт в руку верёвку. Эта верёвка символизиру-
ет ваш жизненный путь. Разложите её на полу, пожалуйста, так, как вы видите свою
жизнь. Возможно, ваш жизненный путь прямой, как струна, – тогда и верёвку кладите
прямо. Если же вы чувствуете, что ваша жизнь извилиста, положите верёвку соот-
ветствующим образом. Пусть её изгибы соответствуют переломным моментам
вашей жизни. Теперь встаньте, пожалуйста, возле одного края верёвки. Это начало
вашего жизненного пути. Вы только родились и делаете первые шаги в жизни. Прой-
дите, пожалуйста, по верёвке весь ваш жизненный путь (прошлый и будущий). Очень
медленно, вдумчиво, отмечая все значимые в вашей жизни события. В этом нелёгком
деле вас будет поддерживать сопровождающий. Рассказывайте ему обо всех важных
этапах вашей жизни. Вспомните свои ощущения от этих событий (с какого возраста
вы себя помните, когда вы пошли в детский сад, в школу, ваши первые достижения, а
может быть, и разочарования). Когда вы дойдёте до настоящего момента, не оста-
навливайтесь, а продолжайте путь дальше, отмечая на жизненном пути те события,
которые, как вы предполагаете, произойдут с вами в будущем. При этом вы можете
называть даже конкретные даты этих событий, если вы планируете совершить их
именно в этот временной отрезок времени. Постарайтесь описать ваше будущее как
можно более детально. Не торопитесь. В этом упражнении важна не скорость выпол-
нения задания, а качество. Не обязательно проходить свой жизненный путь до конца.
Вы можете остановиться на том месте, до которого вы себе представляете свой
жизненный путь или до которого готовы дойти здесь и сейчас. После того, как один
участник в паре закончит хождение по линии жизни, партнёры (самостоятельно, без
моей команды) меняются местами. Инструкция такая же. На выполнение всего за-
дания (для каждой пары) у вас есть примерно 20 минут. Если всё понятно – присту-
пайте к выполнению.
Анализ упражнения:
Какие чувства вызвало у вас выполнение этого упражнения?

Пришло ли какое-либо новое понимание вашей жизни во время выполнения упраж-

нения?
Было ли что-то, что задело вас при выполнении упражнения?

Хочу задать вам один вопрос:
Что может помешать осуществлению наших планов?

Послушайте ответы ребят. Поблагодарите за инициативу. Ребята будут называть разные
варианты ответов, запишите их на доске, а потом обратите их внимание:
Среди ваших ответов я ничего не услышал(-а) про болезни.. (Скорее всего, так и будет.
Если же участники назовут плохое здоровье, то просто акцентируйте на этом их внимание).
После того, как все варианты ответов будут названы, обобщите:
Осуществлению планов могут помешать 3 фактора:
262


1) природа (имеются в виду различные катаклизмы: наводнения, землетрясения и т.д.)
2) другие люди
3) наше собственное поведение.
И если на первые два фактора мы не можем никак повлиять, то на последний – можем.
Значит, на него и стоит обращать внимание. А наше поведение часто влияет на наше
здоровье.
А ведь во многом именно от здоровья зависит реализация наших целей. Вряд ли вы,
думая о своем будущем, представляете себя алкоголиком, валяющимся под кустом,
или наркоманом, пытающимся раздобыть очередную дозу. Мы думаем, что это нас
не коснется. И даже открывая очередную бутылку пива и закуривая очередную сига-
рету, мы уверены в своем здоровье. Однако, не задумываясь о нем сейчас, мы рискуем
провести следующую часть своей жизни, пытаясь восстановить его. Здоровье для нас
сейчас – это нечто само собой разумеющееся. Поэтому мы о нем и не думаем. Однако
будущее начинается уже сейчас! И употребляя алкоголь и табак, мы в определенной
степени задаем свою жизненную программу. Наше здоровье – это НАШЕ дело и НАША
ответственность, а не кого-то другого.
Ученые проанализировали, от чего зависит здоровье человека, и пришли к следующим
выводам.
(Диаграмму ведущий может нарисовать на доске или заранее – на листе ватмана).
Действительно, наше здоровье в наших руках. Особенно это касается так называе-
мых «болезней поведения», то есть того, что впрямую от нас зависит. Мы сами дела-
ем выбор и с курением, и с наркотиками, и с алкоголем. И вред здоровью здесь очевиден.
А ведь бывает и так: и не пьет человек, и не курит, и спортом занимается, и лишь
единственный раз позволил себе слабость, например, случился у него кратковремен-
ный курортный роман с сексом без презерватива. А в результате – ВИЧ. Об этом тоже
нужно всегда помнить.
Именно от здоровья часто зависит реализация наших жизненных целей.
Итак, сейчас вы рассказали о том, какими представляете себя в будущем. А теперь я
предлагаю вам разыграть небольшой спектакль, в котором некоторые из вас будут
играть роли родителей – возможно, самих себя через 20 или 30 лет.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   33