Файл: Отчет о прохождении учебной практики практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Формирование данной системы ценностных ориентаций на профессиональную образованность – процесс сложный и динамичный, он должен учитывать фактор времени, согласно которому в моделируемом процессе необходимо предусматривать несколько этапов.

В работе такие этапы были выделены в зависимости от содержательной основы обучения и личностных особенностей студентов: начальный (1 год обучения); основной (2-3 годы обучения); заключительный (4 год обучения). Каждому этапу должна соответствовать своя образовательная технология и свои задачи. Так, на начальном этапе целесообразно использовать когнитивно-ориентированную технологию, которая способствует адаптации студентов к обучению в профессиональном образовательном учреждении, развитию интеллектуального потенциала, актуализации социально-ценностных качеств у обучающихся (самостоятельности, дисциплинированности, ответственности и др.).

На основном этапе эффективна деятельностная технология, которая способна обеспечивать совершенствование интеллектуального потенциала студента за счет освоения комплекса учебных дисциплин, создания условий для развития профессиональных интересов и превращения их во внутренние мотивы деятельности. На заключительном этапе благодаря личностно ориентированной технологии закрепляется профессиональная мотивация за счет включения в образовательный процесс и педагогических технологий - диалоговой, активно-поисковой деятельности, имитационного моделирования профессиональной деятельности, профессионально-смыслового развития, саморефлексии.

Процесс формирования ценностных ориентаций студентов можно представить четырьмя блоками - мотивационным, деятельностным, технологическим и рефлексивно-оценочным. Так, мотивационный блок в содержательном плане включает: диагностику исходного состояния ценностных ориентаций студентов; стимулирование интереса к выбранной профессии; мотивации к самопознанию, самоактуализации и самоопределению; перевода профессиональных интересов во внутренние мотивы.

Деятельностный модуль ориентирован на: освоение знаний об особенностях профессии и специальности; осмысление ценностных ориентаций на профессиональную образованность; овладение инвариантом ценностей профессии; перевод профессиональных мотивов в образовательно-профессиональную деятельность; психолого-педагогическую поддержку. В рамках технологического модуля предусмотрена реализация следующих педагогических технологий: сотрудничества; диалоговой; активной поисковой деятельности; рефлексивной; имитационного моделирования; деятельностно-практической; профессиональ-ного саморазвития. Ключевое значение мы придавали рефлексивно-оценочному модулю: закрепление профессиональных мотивов; оценка и принятие смыслов на личностном уровне; самооценка владения инвариантом самостоятельной деятельности; самооценка направленности на профессиональную деятельность; самоанализ сформированности ценностных ориентиров на профессиональную образованность.


Реализация выделенных модулей в процессуальном блоке модели опиралась на разнообразие организационных форм и методов образовательной деятельности. Организационные формы были представлены коллективным, групповым, бригадным, звеньевым и индивидуальным обучением. Среди методов обучения были выделены и реализованы следующие их группы: репродуктивные, информативно-развивающие, проблемно-поисковые и творческо-воспроизводящие методы.

Разработанная в рамках исследования модель прошла апробацию в опытно-экспериментальной работе (ОЭР), которая состояла из трех этапов: подготовительного, основного и итогового. Каждый из них имел свои цели, содержание и исследовательские процедуры, которые подробно описаны в работе.

Информационное обеспечение основного этапа (формирующий эксперимент) в ОЭР составили, помимо инвариантных базовых курсов, вариативные учебные курсы, специально разработанные нами для решения задачи исследования: «В мире профессионального труда» (1 курс); «Аксиологические основы профессиональной деятельности специалиста среднего звена» (2 курс); «Актуальные проблемы самоактуализации личности в профессии (3 курс)» «Основы саморазвития и самореализации личности» (практикум для 4 курса). Все вариативные курсы и практикум призваны были обеспечить динамику субъектного самостановления студента за счет постоянной психолого-педагогической поддержки (табл. 4).


Таблица 4

Психолого-педагогическая поддержка



Поддержка

Педагогическая

Психологическая

Многообразие форм и методов работы

Учет возрастных кризисов

Преемственность и учет предшествующего опыта

Помощь в формировании образа «Я» в профессии

Самоактуализация субъектов взаимодействия

Тестирование

Развитие профессионального самосознания студентов

Преодоление конфликтных ситуаций

Гибкость, готовность к компромиссам

Коррекция самооценки

Выделение приоритетов в работе с учетом конкретной ситуации

Психологический консалтинг

Действительный оптимизм

Развитие деловых и волевых качеств

личности

В формирующем эксперименте приняли участие две группы студентов по 50 человек.

Для удобства анализа на итоговом этапе исследования они были объединены в одну экспериментальную группу (n=100). Для получения сравнительно-сопоставительных данных была выделена контрольная группа студентов (n = 100). В экспериментальных группах осуществлялась реализация авторской модели формирования ценностных ориентаций студентов на профессиональную образованность, в контрольных использовался традиционный подход.
5. Выявление динамики сформированности ценностных ориентаций
На итоговом этапе исследования использовались оценочные методики: тестирование, анкетирование, экспертное оценивание и др. Сформированность ценностных ориентаций студентов МФПУ «Синергия» на профессиональную образованность оценивалась по следующим критериям и показателям: когнитивный (объем знаний о ценностях получаемого образования; специальные знания и умения использовать их на практике; осознание целей и задач предстоящей профессиональной деятельности);
деятельностный (активность самоорганизации в процессе подготовки к профессиональной деятельности; готовность к профессиональной деятельности); личностный (профессиональная направленность; удовлетворенность выбором профессионального уровня образования; эмоционально-ценностное отношение к избранной профессии).

Полученные материалы показали, что предложенная нами модель формирования ценностных ориентаций студентов МФПУ «Синергия» на профессиональную образованность, а также реализованные авторские курсы, технологии, формы и методы работы оказались весьма эффективными, о чем свидетельствуют приведенные ниже выборочные данные.

Так, в таблице 5 отражена динамика удовлетворенности студентов выбранной профессией.

Из приведенных материалов видна несомненная динамика в вариантах ответов студентов ЭГ о явной удовлетворенности выбранной профессией (с 33% до 58,9%). В контроле разница составила всего 2%. В ЭГ по окончании формирующего эксперимента исчез вариант ответа «неопределенное отношение», в контроле он сохранился в прежнем значении (31%).
Таблица 5

Удовлетворенность выбранной профессией по данным самооценки студентов

(в %)

Группа

Вариант

выбора

Экспериментальная

Контрольная

до

эксперимента

после эксперимента

до эксперимента

после

эксперимента

Явно удовлетворен

33.0

58,9

28,0

30,0

Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен


27,0


31,1


20,0


23,0

Неопределенное

отношение


11,0


-


31,0


31,0

Скорее не удовлетво- рен, чем удовлетворен


17,8


7,0


11,0


8,0

Явно не удовлетворен

11,2

3,0

10,0

8,0


В таблице 6 представлены результаты исследования мотивации студентов на уровень среднего профессионального образования.


Таблица 6

Мотивация студентов на уровень среднего профессионального образования

( в % к общему числу)

№ п/п



Мотивы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

до экспе-

римента

после экспе-римента

до экспе-

римента

после экспе-римента

1

Ценность профессии

25

57

17

29

2

Стремление продол-жить образование

33

33

23

25

3

Причастие к важному делу

-

54

7

13

4

Удовлетворение от самого процесса учения


-


27


-


3

5

Стремление быстрее достичь самостояте-льности


15


25


34


45

6

Семейная традиция

10

10

12

12

7

Возможность наибо-лее полной самореа-лизации в данном виде деятельности



13



41



7



11

8

Возможность скорее начать работать

13

17

33

47

9

Не было другого выбора

3

3

7

7