Файл: Отчет о прохождении учебной практики практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формирование данной системы ценностных ориентаций на профессиональную образованность – процесс сложный и динамичный, он должен учитывать фактор времени, согласно которому в моделируемом процессе необходимо предусматривать несколько этапов.
В работе такие этапы были выделены в зависимости от содержательной основы обучения и личностных особенностей студентов: начальный (1 год обучения); основной (2-3 годы обучения); заключительный (4 год обучения). Каждому этапу должна соответствовать своя образовательная технология и свои задачи. Так, на начальном этапе целесообразно использовать когнитивно-ориентированную технологию, которая способствует адаптации студентов к обучению в профессиональном образовательном учреждении, развитию интеллектуального потенциала, актуализации социально-ценностных качеств у обучающихся (самостоятельности, дисциплинированности, ответственности и др.).
На основном этапе эффективна деятельностная технология, которая способна обеспечивать совершенствование интеллектуального потенциала студента за счет освоения комплекса учебных дисциплин, создания условий для развития профессиональных интересов и превращения их во внутренние мотивы деятельности. На заключительном этапе благодаря личностно ориентированной технологии закрепляется профессиональная мотивация за счет включения в образовательный процесс и педагогических технологий - диалоговой, активно-поисковой деятельности, имитационного моделирования профессиональной деятельности, профессионально-смыслового развития, саморефлексии.
Процесс формирования ценностных ориентаций студентов можно представить четырьмя блоками - мотивационным, деятельностным, технологическим и рефлексивно-оценочным. Так, мотивационный блок в содержательном плане включает: диагностику исходного состояния ценностных ориентаций студентов; стимулирование интереса к выбранной профессии; мотивации к самопознанию, самоактуализации и самоопределению; перевода профессиональных интересов во внутренние мотивы.
Деятельностный модуль ориентирован на: освоение знаний об особенностях профессии и специальности; осмысление ценностных ориентаций на профессиональную образованность; овладение инвариантом ценностей профессии; перевод профессиональных мотивов в образовательно-профессиональную деятельность; психолого-педагогическую поддержку. В рамках технологического модуля предусмотрена реализация следующих педагогических технологий: сотрудничества; диалоговой; активной поисковой деятельности; рефлексивной; имитационного моделирования; деятельностно-практической; профессиональ-ного саморазвития. Ключевое значение мы придавали рефлексивно-оценочному модулю: закрепление профессиональных мотивов; оценка и принятие смыслов на личностном уровне; самооценка владения инвариантом самостоятельной деятельности; самооценка направленности на профессиональную деятельность; самоанализ сформированности ценностных ориентиров на профессиональную образованность.
Реализация выделенных модулей в процессуальном блоке модели опиралась на разнообразие организационных форм и методов образовательной деятельности. Организационные формы были представлены коллективным, групповым, бригадным, звеньевым и индивидуальным обучением. Среди методов обучения были выделены и реализованы следующие их группы: репродуктивные, информативно-развивающие, проблемно-поисковые и творческо-воспроизводящие методы.
Разработанная в рамках исследования модель прошла апробацию в опытно-экспериментальной работе (ОЭР), которая состояла из трех этапов: подготовительного, основного и итогового. Каждый из них имел свои цели, содержание и исследовательские процедуры, которые подробно описаны в работе.
Информационное обеспечение основного этапа (формирующий эксперимент) в ОЭР составили, помимо инвариантных базовых курсов, вариативные учебные курсы, специально разработанные нами для решения задачи исследования: «В мире профессионального труда» (1 курс); «Аксиологические основы профессиональной деятельности специалиста среднего звена» (2 курс); «Актуальные проблемы самоактуализации личности в профессии (3 курс)» «Основы саморазвития и самореализации личности» (практикум для 4 курса). Все вариативные курсы и практикум призваны были обеспечить динамику субъектного самостановления студента за счет постоянной психолого-педагогической поддержки (табл. 4).
Таблица 4
Психолого-педагогическая поддержка
Поддержка | |
Педагогическая | Психологическая |
Многообразие форм и методов работы | Учет возрастных кризисов |
Преемственность и учет предшествующего опыта | Помощь в формировании образа «Я» в профессии |
Самоактуализация субъектов взаимодействия | Тестирование |
Развитие профессионального самосознания студентов | Преодоление конфликтных ситуаций |
Гибкость, готовность к компромиссам | Коррекция самооценки |
Выделение приоритетов в работе с учетом конкретной ситуации | Психологический консалтинг |
Действительный оптимизм | Развитие деловых и волевых качеств личности |
В формирующем эксперименте приняли участие две группы студентов по 50 человек.
Для удобства анализа на итоговом этапе исследования они были объединены в одну экспериментальную группу (n=100). Для получения сравнительно-сопоставительных данных была выделена контрольная группа студентов (n = 100). В экспериментальных группах осуществлялась реализация авторской модели формирования ценностных ориентаций студентов на профессиональную образованность, в контрольных использовался традиционный подход.
5. Выявление динамики сформированности ценностных ориентаций
На итоговом этапе исследования использовались оценочные методики: тестирование, анкетирование, экспертное оценивание и др. Сформированность ценностных ориентаций студентов МФПУ «Синергия» на профессиональную образованность оценивалась по следующим критериям и показателям: когнитивный (объем знаний о ценностях получаемого образования; специальные знания и умения использовать их на практике; осознание целей и задач предстоящей профессиональной деятельности);
деятельностный (активность самоорганизации в процессе подготовки к профессиональной деятельности; готовность к профессиональной деятельности); личностный (профессиональная направленность; удовлетворенность выбором профессионального уровня образования; эмоционально-ценностное отношение к избранной профессии).
Полученные материалы показали, что предложенная нами модель формирования ценностных ориентаций студентов МФПУ «Синергия» на профессиональную образованность, а также реализованные авторские курсы, технологии, формы и методы работы оказались весьма эффективными, о чем свидетельствуют приведенные ниже выборочные данные.
Так, в таблице 5 отражена динамика удовлетворенности студентов выбранной профессией.
Из приведенных материалов видна несомненная динамика в вариантах ответов студентов ЭГ о явной удовлетворенности выбранной профессией (с 33% до 58,9%). В контроле разница составила всего 2%. В ЭГ по окончании формирующего эксперимента исчез вариант ответа «неопределенное отношение», в контроле он сохранился в прежнем значении (31%).
Таблица 5
Удовлетворенность выбранной профессией по данным самооценки студентов
(в %)
Группа Вариант выбора | Экспериментальная | Контрольная | ||
до эксперимента | после эксперимента | до эксперимента | после эксперимента | |
Явно удовлетворен | 33.0 | 58,9 | 28,0 | 30,0 |
Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен | 27,0 | 31,1 | 20,0 | 23,0 |
Неопределенное отношение | 11,0 | - | 31,0 | 31,0 |
Скорее не удовлетво- рен, чем удовлетворен | 17,8 | 7,0 | 11,0 | 8,0 |
Явно не удовлетворен | 11,2 | 3,0 | 10,0 | 8,0 |
В таблице 6 представлены результаты исследования мотивации студентов на уровень среднего профессионального образования.
Таблица 6
Мотивация студентов на уровень среднего профессионального образования
( в % к общему числу)
№ п/п | Мотивы | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
до экспе- римента | после экспе-римента | до экспе- римента | после экспе-римента | ||
1 | Ценность профессии | 25 | 57 | 17 | 29 |
2 | Стремление продол-жить образование | 33 | 33 | 23 | 25 |
3 | Причастие к важному делу | - | 54 | 7 | 13 |
4 | Удовлетворение от самого процесса учения | - | 27 | - | 3 |
5 | Стремление быстрее достичь самостояте-льности | 15 | 25 | 34 | 45 |
6 | Семейная традиция | 10 | 10 | 12 | 12 |
7 | Возможность наибо-лее полной самореа-лизации в данном виде деятельности | 13 | 41 | 7 | 11 |
8 | Возможность скорее начать работать | 13 | 17 | 33 | 47 |
9 | Не было другого выбора | 3 | 3 | 7 | 7 |