Файл: Отчет о прохождении учебной практики практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приведенные данные отражают социально-прагматические, духовно-личностные и профессиональные мотивы, отраженные в общей структуре ценностей студентов экспериментальных и контрольных групп. Однако мотивы выбора разные. Например, в ЭГ по итогам формирующего эксперимента мотив «ценность профессии» выбрана в 57% случаев (до эксперимента – 25%). Этот же мотив студенты контрольной группы указали в 29% случаев (до эксперимента – 17%). Мотив «причастность к важному делу» также оказался доминирующим в ответах студентов ЭГ (54% ответов). Мотив «возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности» после эксперимента выбрали 41% респондентов ЭГ (до эксперимента – 13%).

В КГ по окончании эксперимента наблюдались изменения по всем направлениям мотивов. Однако они не свидетельствуют о существенных сдвигах. Доминирующими остались: «стремление быстрее достичь самостоятельности», «возможность скорее начать работать», так они и остались. Такие мотивы, как «ценность профессии», «стремление продолжить образование», «причастность к важному делу» в процентном выражении представлены соответственно: 29% (до эксперимента 17%); 25% (до эксперимента 23%); 13% (до эксперимента 0%).

Полученные данные мы склонны объяснять целенаправленной работой участников ОЭР в акцентуации внимания студентов ЭГ на повышение рейтинга среднего профессионального образования как личностной и профессиональной ценности, аксиологическое обогащение их знаний о будущей профессии.

Общие показатели уровней сформированности ценностных ориентаций студентов по обеим группам приведены в таблице 7
Таблица 7

Общие показатели сформированности ценностных ориентаций студентов


Компоненты

ценностей

Группы

Кол-во студентов, обладающих уровнем, в %

высокий

средний

удовлетво-рительный

низкий

Когнитивный (ценности цели – осознание значимо-сти выбранной профессии)

ЭГ

40,0/54,4

26,3/32,0

27,4/7,6

6,3/6,0

КГ

26,6/32,0

40,3/30,5

16,5/27,5

16,6/10,0

Интеллектуальный (ценно-сти-знания – предметные знания и их осознание)

ЭГ

31,0/43,0

36,0/41,0

22,7/14,8

10,3/1,2

КГ

29,0/30.0

30,0/32,4

28,6/25,6

12,4/12,0

Эмоциональный (ценности-отношения – удовлетворен-ность профессиональным выбором)

ЭГ

44,2/58,0

29,0/34,8

20,8/7,2

6,0/0


КГ


41,0/42,0


15,5/15,0


30,0/33,0


13,5/10

Волевой (ценности-средства – активность в овладении профессиональной образо-ванностью)

ЭГ

34,0/57,0

34,0/37,0

30,0/6,0

2,0/0

КГ

24,5/19,0

22,1/31,0

40,0/30,0

14,4/20

Конативный (ценности-ка-чества)

ЭГ

-/56,0

40,0/22,0

38,0/12,0

22,0/0

КГ

-/30,0

29,0/20,0

51,/45,0

20,0/5,0


Примечание: в числителе приведены данные до начала эксперимента, в знаменателе – после него.

Сравнение уровней сформированности ценностных ориентаций студентов на профессиональную образованность показало, что к концу формирующего эксперимента в обеих группах количество студентов с низким уровнем всех показателей изменилось в лучшую сторону. Однако в ЭГ в сторону увеличения существенно изменились высокий и средний уровни. Положительная динамика этих уровней связывается нами с эффективностью реализованной в ОЭР модели формирования ценностных ориентаций студентов на профессиональную образованность.


Выводы:

Проанализировав особенности компонентов ценностей студентов техникума нами получен ряд интересных фактов. В показателях системы ценностей нами было обнаружены различия между студентами четвертого и второго курса по показателям - «высокий социальный статус», «позитивная социальная активность», «общение».

Достоверность различий по показателю «самообвинение» говорит о том, что старшекурсники имеют более выраженную тенденцию самообвинения, что отражает высокий уровень их самокритичности, поэтому они в состоянии адекватно рефлексировать свои поступки.

Достоверность различий по показателю «высокий социальный статус» говорит о том, что у студентов выпускного курса в меньшей степени выражена потребность в социальном статусе. Этот факт можно объяснить тем, что для старшекурсников характерно стремление ориентироваться на самооценку, нежели на мнение окружающих. Достоверность различий по показателю ценности «позитивная социальная активность» свидетельствует о том, что студенты младшего курса социально активнее, т.к. располагают большим резервом времени и у них есть потребность в социализации, а именно заявить о себе как о субъекте, интегрироваться и занять достойное место, в отличие от выпускников, которые погружены в учебную деятельность, заняты проблемами создания семьи и поиском сферы трудовой деятельности. Достоверность различий по показателю «общение» говорит о том, что у старшекурсников лучше развит навык коммуникабельности и большая потребность в общении, это можно объяснить тем, что у старшекурсников больших опыт в работе, они прошли большое количество педагогических практик, в то время как студенты младшего курса успешно закончили всего лишь одну практику на сегодняшний день.



Сравнение данных по количеству связей показало, между показателями самоотношения и ценностных ориентаций нами обнаружено, что у всех студентов четвертого курса общее количество связей двадцать три, двенадцать из которых положительные (52,1%), одиннадцать отрицательные (47,9%), а у студентов второго курса одиннадцать связей, 8 из которых положительные (72,7%), а три из них отрицательные (27,3%). Факт преобладания общего количества связей между этими структурами у старшекурсников можно рассматривать как феномен более высокой интеграции этих подструктур личности у студентов выпускного курса. Внутри каждой из этих подструктур также обнаруживается различия по количеству связей между отдельными их компонентами. Таким образом, у всех студентов четвертого курса внутри подструктуры самоотношения имеется сорок три связи, тридцать семь из которых положительные, а шесть из них отрицательные, в то время как у студентов второго курса в подструктуре самоотношения двадцать шесть связей, девятнадцать из которых положительные, семь из которых отрицательные, что также говорит о высокой интеграции личности у студентов четвертого курса. В структуре ценностных ориентаций у студентов выпускного курса девять связей, семь из которых положительные, две из которых отрицательные, а студентов второго курса семь положительных связей. Это говорит о том, что у студентов четвертого курса имеет место гармония позитивных ценностей, обеспечивающих интеграцию в социуме (признание и уважение со стороны других, познание, высокий социальный статус, помощь людям). В целом структура ценностей у студентов разных курсов идентичны. Эти данные указывают на различный уровень интеграции самосознания студентов, обучающихся на разных курсах.

Таким образом, результаты итогового этапа исследования подтвердили правильность выдвинутых гипотетических положений и эффективность разработанной нами модели формирования ценностных ориентаций студентов на профессиональную образованность. Исследование выявило также технологичность предложенной модели, которая состоит в том, что она отличается целенаправленностью, структурной и содержательной целостностью, относительной универсальностью и результативностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС / ред. Н.В. Гончарова. – М.: Просвещение, 2017. – 47 с.


Монографии, учебники, учебные пособия


  1. Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с

  2. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза.- Учебное пособие. - Волгоград: ВолГМУ, 2006. - 122 с.

  3. Баева, Л.В. Ценности молодёжи в глобализирующемся постнеклассическом обществе / Л.В. Баева // Философия образования. - 2005. - № 1(12). С. 33-44.

  4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.

  5. Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С.38-44.

  6. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1995. - № 6. - С.61-73

  7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С.256- 269.

  8. Здравомыслов, А.Г. Общая социология. Хрестоматия / сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; под общ. ред. Н.И. Лапина. - М.: Высш. гик., 2006. - 783 с

  9. Кисляков, П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. - М.: Русайнс, 2018. - 184 c.

  10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2019. - 940 c.

  11. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

  12. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.

  13. Марцинковская, Т.Д. Психология развития: Учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Academia, 2018. - 256 c.

  14. Минюрова, С.А. Психология самопознания и саморазвития: Учебник / С.А. Минюрова. - М.: Флинта, 2016. - 480 c.

  15. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 1. период поздней юности) / Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2018. - 320 c.

  16. Момов, В. Человек, мораль, воспитание / В. Мо- мов.-М.:Прогресс, 1975

  17. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2016. - 272 c.

  18. Немов, Р.С.Психология. Общие основы психологии / Р С. Немов. - Москва : Просвещение : Владос, 1994.

  19. Павловская М.Е. Формирование ценностных ориентаций студентов при обучении иностранному языку в вузе: Автореф... канд. пед. наук. Тула, 2011.

  20. Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» / М. Рокич, адаптация А. Гоштаус, М.А.Семенов, В.А. Ядов // Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск: «Петроком», 1992. - 198 с

  21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.

  22. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.

  23. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.


Статьи в периодических изданиях


  1. Крюков, В. В. Измерение ценностей / В. В. Крюков // Идеи и идеалы. - 2014. - № 3 (21). - С. 39-43. - 1 т.

  2. Кузьмина O.A. Проблемы молодежи в современном российском обществе // Вестник Ставропольского института имени В.Д. Чурсина. -2006. - №1. - С. 51-53

  3. Кузьмина O.A. Социокультурные ценности в трансформирующемся российском обществе // Социальнополитические процессы в трансформирующемся российском обществе: Материалы 50-й юбилейной научнометодической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - С. 91-94

  4. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. - 1996. - С. 15-26.

  5. Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической педагогической психологии / М.С. Яницкий, А.В. Серый, Ю.В. Пелех // Философия образования. 2013. № 1. С. 175-186.