Файл: Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Автономное учреждение Республики Саха (Якутия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одним из условий эффективной CP обучающихся является разработка методического обеспечения, отвечающего требованиям ФГОС. В нем должны быть учтены современные направления развития организации и контроля CP:
- индивидуализация самостоятельной работы, которая строится на дифференциации заданий, включении в них, наряду с обязательной, творческой части (включаются более сложные - нестандартные - задания, дополнительные вопросы, учебно-проблемные ситуации и т. д.);
- открытость процедур осуществления и оценки CP (цели, график выполнения, критерии и особенности процедуры оценки работы сообщаются обучающемуся до ее выполнения);
- оптимизация бюджета времени обучающегося на основе учета суммарной нагрузки и уменьшения рутинной работы обучающегося;
- информатизация, осуществляемая на основе использования информационных технологий и интернет-ресурсов в планировании, организации, мониторинге и контроле процесса и результатов СРС и др. [24].
Учебно-методическое
обеспечение
самостоятельной
работы
обучающихся включает в себя:
- Составление графиков самостоятельной работы, содержащих перечень форм и видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля над ней [представлены выше).
- Разработку учебно-методического комплекта для обеспечения самостоятельной работы. К такому комплекту следует отнести теоретический материал, тексты заданий, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы; карточки с алгоритмами и образцами выполнения заданий; рабочие тетради, инструкционно- технологические карты по выполнению практических занятий; электронные материалы; методические пособия, указания, рекомендации по выполнению заданий, практических, контрольных работ, курсовых проектов [работ); а также указать требования к контролю и оценки уровня сформированное™ компетенций обучающихся в области самообразования и выстраивания индивидуальных траекторий обучения (постановки учебных задач, планирования процесса самообучения, осуществления самоконтроля за результатами такого обучения и др.).
- Разработку средств диагностики эффективности и учета CP и др. (для
аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы такой комплект
может быть различным).
Важную роль при организации самостоятельной работы имеют четко и грамотно составленные методические указания обучающимся.
Методические указания для обучающихся по самостоятельной работе содержат целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых


41 тем, структурно-логические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения всех тем дисциплины, профессионального модуля, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, усвоив которые обучающийся может выполнять целевые виды деятельности
(предлагаемые на практических, семинарских, лабораторных занятиях), алгоритмы деятельности обучающихся при выполнении полученных заданий на практических занятиях; требования к результатам выполнения заданий и др.
Структура методических указаний соответствует представленным в главе
2 данного пособия.
Вместе с тем методические указания по CP не должны включать описание подробных алгоритмов осуществления учебных действий, следуя которым обучающиеся не испытывают затруднений при выполнении заданий.
Тем самым осуществляется подмена продуктивной учебной деятельности деятельностью по образцу.
Эффективно использование электронных учебных ресурсов при организации самостоятельной работы.
Подробные рекомендации по разработке учебно-методических указаний
(пособий) для самостоятельной индивидуальной внеаудиторной работы обучающихся даны в методическом пособии «Управление самостоятельной работой студентов» (под общ.ред. И. П. Пастуховой. - М.: Библиотека журнала
СПО, 2006) [37].
Основное назначение методического обеспечения CP - дать возможность каждому обучающемуся перейти от репродуктивной деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к продуктивной деятельности, организуемой самостоятельно, к полной замене контроля со стороны преподавателя самоконтролем, ответственностью за выполнение заданий, за полученные результаты.
В организации CP обучающихся очень важна педагогическая поддержка преподавателя, который должен освоить различные профессиональные роли
(помощник, консультант-тьютор, модератор, партнер, координатор, наставник группы) и уметь давать инструктаж по содержанию и алгоритму выполнения задания, осуществлять индивидуальную педагогическую поддержку обучающегося в процессе его самостоятельной работы.
В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы обучающихся с учетом уровня подготовки обучающихся, преподаваемой дисциплины МДК и других факторов опреде- ляются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому рекомендации, представленные в этой главе не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою систему организации самостоятельной работы в условиях новых ФГОС.


42
Литература и Интернет-источники
1. Ахмадиева,
3.
Р.
Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Текст] / 3. Р. Ахмадиева // Приложение к
«СПО». - 2010. - № 1. - С. 121-127.
2. Васильева,
Н.
А.
Урок-конкурс как форма организации самостоятельной работы студентов [Текст1 / Н. А. Васильева// СПО.
- 2 0 0 9 . - № 1 2 . - С, 36-39.
4. Виштак, 0. В. Система планирования самостоятельной работы студентов [Текст] / 0. В. Виштак, С. В. Оржинская //' Научные исследования в образовании. - 2010. - № 2. - С. 13-17.
5. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов учреждений среднего профессионального образования: методическое пособие [Текст] / сост. И. А. Килина, Л. В. Шишкина, Л. Ф. Васендина; под общей ред.В. И.
Зыбаревой. - Кемерово: ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»,
2007. - 76 с.
6. Георге, И. В. Дидактические условия реализации самостоятельной работы студентов [Текст] / И. В. Георге// СПО. - 2009. - № 9. - С. 48-51.
7. Георге, И. В. Принципы организации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки [Текст] / И. В. Георге //
СПО. - 2009. - № 11. - С. 52-54.
8. Горбачева,
Т. В. Учебно-методическое обеспечение качества внеуадиторной самостоятельной работы студентов [Текст] / Т.В. Горбачева //
Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 1. - С. 27-29.
9. Горбачева, Т. В. Функции и виды контроля качества самостоятельной работы студентов [Текст! / Т. В. Горбачева // Образовательная политика. -
2009. - № 4. - С. 32-37.
10. Григорьев, А. В. Мониторинг самостоятельной работы студентов
[Текст] / А. В. Григорьев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 1. - С. 20-24.
11. Григорян, В. Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов [Текст! / В. Г. Григорян, П. Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009, - № 11. - С. 108-114.
12. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии [Текст] / В. В. Гузеев.-М.: НИИ школьных технологий, 2004. - 128 с.
13. Дмитриева, Л. И. Организация самостоятельной работы студентов
[Текст!/Л. И. Дмитриева//СПО. - 2009. -№9. - С. 32-33,
14. Дочкин, С. А. Применение новых информационных технологий для активизации самостоятельной работы [Текст]: монография / С. А. Дочкин. -
Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2004. -160 с.
15. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация:
[Текст] Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2001. -192 с.
16. Замараева, Г. И. Учебно-методический комплекс - эффективное средство в развитии самостоятельной учебной деятельности студентов [Текст]


43
/ Г. И. Замараева// Приложение к «СПО». - 2009. - № 4. - С. 131-134.
1 7 . Измайлова, М. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: методическое пособие [Текст] / М. А. Измайлова. - Москва,
2009. - 6 4 с.
18. Калашникова,
Л.
М.
Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения специальных дисциплин
[Текст] / Л. М. Калашникова // Педагогическое образование и наука. - 2011. -
№ 7. - С. 82-85.
19. Капустина,
Л.
И.
Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации среднего профессионального образования [Текст! / Л. И. Капустина// Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 2. - С. 176-180.
20. Колеватова, Т. А. Самостоятельная работа студентов при изучении специальных дисциплин [Текст! / Т. А. Колеватова // Приложение к «СПО». -
2009. - № 8. - С. 18-25.
21. Корниенко, С. Г. Самостоятельная работа студентов в педагогическом колледже
[Электронный ресурс].
-
Режим доступа: http://festival.1september.ru/autorhs/102-212-266, свободный.
22. Кузьмина, Ю. 0. Самостоятельная работа студентов как средство формирования профессиональной компетентности [Текст] / Ю. 0. Кузьмина, 0.
И. Донина// Высшее образование сегодня. - 2010. -№ 12. - С. 27-28.
23. Латушкина, И. Ф. Самостоятельная работа как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся [Текст] / И. Ф.
Латушкина // СПО. - 2011. - № 8. - С. 78-83.
24. Максимченко,
Т. В. Разработка методического обеспечения самостоятельной работы студентов в контексте создания рабочих программ общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей [Текст] / Т.
В. Максимченко, В. А. Титковский, Н. М. Уварова // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 2. - С. 34-39.
25. Михайлова, Л. Н. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор повышения конкурентоспособности выпускников [Текст! / Л. Н.
Михайлова, Е. П. Карцева, Н. П. Понькина // Приложение к журналу «СПО». -
2011. - № 11. - С. 51 -58.
26. Модель организации самостоятельной работы обучающихся
[Электронный ресурс]. - umk-spo.biz - Режим доступа: http:// umk- spo.biz/articles/kontro|/primer-kon-ved, свободный.
27. Морева, Н. А. Технологии профессионального образования [Текст]: учебное пособие для ВПО / Н. А. Морева. - М. : Академия, 2005. - 432 с.
28. Оберемко, 0. Г. Роль конспектирования в саморазвитии студента
[Текст] / 0. Г. Оберемко // Образование и саморазвитие.
- 2009. - № 6. - С. 14-18. - Одинцова, В. А Формирование познавательной самостоятельности студентов [Текст] / В. А. Одинцова //
Инновации в образовании. - 2009. - № 11. - С. 98-103.
29. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов


44
[Электронный ресурс]: материалы выступления на семинаре.
- http://ogk.edu.ru/.
-
Режим доступа: http://ogk.edu.ru/sites/all/files/materialy_vystupleniya.pdf.
30. Панов,
В.
И.
Становление субъекта и субъектное™ в исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Панов // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 45-46.
31. Рекомендации по планированию и организации самостоятельной
Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО. (Письмо Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин 16/13).
32. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях Учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования [Текст! /Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко - М., 2001. - 272 с.
33. Скакун, В. А. Методика преподавания специальных дисциплин и общетехнических предметов (в схемах и таблицах) [Текст! : учеб.пособие / В.
А. Скакун. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 128 с.
34. Суглоб,
0. С. Роль методической службы в обеспечении самостоятельной работы студентов [Текст] / 0. С. Суглоб // Приложение к
«СПО». - 2010. - № 3. - С. 114-118.
35. Титова, Г. Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов [Текст! / Г.Ю.Титова // Вестник ТГПУ. - 2010.
- Выпуск 1 ( 9 1 ) . - С. 123-126.
36. Тришина, Е. С. Организация самостоятельной работы студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов
[Текст] / Е. С. Тришина//СПО. - 2010. - № 9. - С. 14-19.
37. Управление самостоятельной работой [Текст]: методическое пособие/
Т. Г. Аргунова, В. Н. Андреева, Л. А. Зубарева, Э. А. Курманова, 3. И.
Макарьева и др. ; под общ.ред. И. П. Пастуховой. - М.: Библиотека журнала
«СПО», 2006. - 192 с,
38. Черногаева, Н. А. Контроль самостоятельной работы студентов
[Текст] / Н. А. Черногаева // Методист. - 2009. - № 1. - С. 36-41.
39. Чуб, Е. В, Моделирование самостоятельной работы студентов в образовательном учреждении [Текст! / Е. В. Чуб// Инновации в образовании. -
2011. - № 5. - С. 58-65.
40. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] : учебное пособие для ВПО и СПО / Н. Е. Эрганова . - М. : Академия, 2007. -
160 с.