Файл: Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Автономное учреждение Республики Саха (Якутия).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27 способность к анализу жизненных и профессиональных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучающийся должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить своѐ отношение к ситуации, предложить варианты решения проблемы.
Метод проектов. Для реализации этого метода важно выбрать тему, взятую из реальной жизни, значимую для обучающихся для решения которой необходимо приложить имеющиеся у него и новые знания, которые еще предстоит получить. Преподаватель и обучающийся совместно осуществляют выбор темы, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует
[29]. Требования к проекту подробнее представлены в главе 6.
Такие методы организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся, как кластеры, контент-анализ, системный анализ, «портфель
обучающегося», самостоятельная работа студентов с учебниками и
учебными пособиями, подробно описаны в методическом пособии
«Управление самостоятельной работой студентов» (под общ.ред. И. П.
Пастуховой. - М.: Библиотека журнала СПО, 2006) [37].
Различные виды CP на семинарских занятиях позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части обучающихся в группе.
На практических занятиях, как правило, нужно не менее 50 % времени отводить на самостоятельное выполнение практических заданий и упражнений. Для проведения практических занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного выполнения, причем эти задания должны быть дифференцированы по степени сложности.
Дифференциация может происходить двумя путями:
1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.
2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.
Оценка предварительной подготовки обучающегося к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум -10 минут.
Из различных форм CP для практических занятий наилучшим образом подходят «деловые игры». Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами, носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т. д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать обучающемуся возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий обучающиеся могут выполнять CP как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых выполняет свое задание, разрабатывает свой проект. Выполненный проект
28
(решение проблемной задачи) затем рецензируется другой микрогруппой по типу «Вертушка». Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль CP, усиливают стремление к ее качественному выполнению.
Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.
Активность работы обучающихся на практических занятиях может быть повышена за счет индивидуальных заданий, при этом условие задания для всех обучающихся одинаковое, а исходные данные - различны. Перед началом выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания
(общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Другая форма CP на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т. п., которые преподаватель раздает обучающимся вместе с контрольными вопросами, на которые обучающийся должен ответить в течение занятия.
При проведении лабораторного занятия необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ.
Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.
При выполнении работы преподавателю необходимо:
1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).
2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленные обучающимся дома (с оценкой).
3. Проверить и оценить работу обучающегося и полученные им данные.
4. Проверить и выставить оценку за отчет.
Контрольная работа - одна из форм аудиторной самостоятельной работы, а также проверки и оценки усвоенных знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности обучающихся в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения. При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники.
29
Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, соответствовать теме, содержать выводы, обобщения и показывать собственное отношение к проблеме, где это уместно.
Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом;
- формирование общетрудовых и профессиональных умений;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Все виды самостоятельных работ, перечисленные выше, можно отнести и к внеаудиторной самостоятельной работе. Дополнительно рассматриваются следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
- работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и т. п.;
- участие в работе факультативов, спецсеминаров и т. п.;
- участие в научной и научно-методической работе ОУ.
Обучающимся можно предложить выбрать для самостоятельного выполнения в течение семестра хотя бы по одному заданию реконструктивного, поискового, исследовательского и творческого вида. По окончании семестра полезно провести с обучающими анализ выбираемых ими видов самостоятельной работы и качества ее выполнения.
Эффективно для формирования компетенций использовать систему творческих заданий межпредметного характера с элементами научного исследования.
Реферирование литературы отражает, идентифицирует не содержание соответствующего произведения (документа, издания) вообще, а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания).
Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, обзор литературы по теме. Содержание реферата должно быть логичным. Объѐм реферата, как правило, от 5 до 15 машинописных страниц. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину. Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего следует пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация.
Структура реферата:
Титульный лист.
Оглавление.
30
Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, еѐ значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, даѐтся характеристика используемой литературы).
Основная часть (состоит из глав и подглав, которые раскрывают отдельную проблему или одну из еѐ сторон и логически являются продолжением друг друга).
Заключение (подводятся итоги и даются обобщѐнные основные выводы по теме реферата, делаются рекомендации).
Список литературы. В списке литературы должно быть не менее 8-10 различных источников.
Допускается включение таблиц, графиков, схем как в основном тексте, так и в качестве приложений.
Критерии оценки реферата: соответствие теме; глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников; владение терминологией и культурой речи; оформление реферата.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах в виде выступлений,
Техническая характеристика устройства - описание технических характеристик какого-либо устройства, на основании проведенного анализа.
Может быть выполнено обучающимся самостоятельно или с помощью педагога. Желательно, чтобы обучающемуся была представлена инструкция для анализа.
Инструкция выполнения процесса деятельности актуальна для описании неизвестных обучающемуся процессов, может носить исследовательский характер либо отражать видение обучающимся данного процесса {например:
инструкция создания прически).
Аннотирование книг, статей - это предельно сжатое изложение основного содержания текста. Используется для подготовки к семинарам, к которым задано проработать определенную литературу. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о еѐ тематике. Аннотация включает характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несѐт в себе данное произведение в сравнении с другими, родственными ему по тематике \ц
целевому назначению (при переиздании - что отличает данное издание от предыдущего). Иногда приводятся сведения об авторе (национальная принадлежность, страна, период, к которому относится творчество автора, литературный жанр), В аннотации указывается читательское назначение печатного произведения.
Доклад - вид самостоятельной работы, используется как в аудиторной, так и во внеаудиторной СР. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. К докладу по крупной теме привлекается несколько обучающихся, между которыми распределяются вопросы выступления.
Самостоятельная работа в Интернете с использованием средств ИКТ
31
Формы организации CP с использованием средств ИКТ:
1. Поиск и обработка информации:
- написание реферата-обзора;
- рецензия на сайт по теме;
- анализ существующих рефератов в сети на данную тему, их оценивание;
- написание своего варианта плана лекции или ее фрагмента;
- составление библиографического списка;
- подготовка фрагмента практического занятия;
- подготовка доклада по теме;
- подготовка дискуссии по теме;
- работа с web-квестом, подготовленным преподавателем или найденным в сети.
2. Диалог в сети:
- обсуждение состоявшейся или предстоящей лекции в списке рассылки группы; общение в синхронной телеконференции (чате) со специалистами или обучающимися других групп или ОУ НПО, СПО, изучающими данную тему;
- обсуждение возникающих проблем в отсроченной телеконференции;
- консультации с преподавателем и другими обучающимися через отсроченную телеконференцию.
3. Создание web-страниц и web-квестов:
- размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме;
- публикация библиографий по теме;
- создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах;
- создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса.
Web-квестом называется специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам.Они создаются для того, чтобы лучше использовать время обучающихся, чтобы применять полученную информацию в практических целях и развивать умения критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации.
Данный вид деятельности разработали в 1995 году в государственном университете Сан-Диего исследователи Берни Додж и Том Марч. Чтобы данная работа была максимально эффективной, web-квест(специальным образом организованная web-страница) должен содержать следующие части:
1. Введение, в котором описываются сроки проведения и задается исходная ситуация.
2. Интересное задание, которое можно реально выполнить.
3. Набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания.
Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данногоweb- квеста, чтобы облегчить обучающимся скачивание материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на web-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или другие материалы, имеющиеся в
32 библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий обучающиеся не будут терять времени.
4. Описание процесса выполнения работы, который должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков.
5. Некоторые пояснения по переработке полученной информации: направляющие вопросы, дерево по- нятий, причинно-следственные диаграммы.
Б. Заключение, напоминающее обучающимся, чему они научились, выполняя данное задание; возможно, пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.
Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных проектов является приобретение знаний и осуществление их интеграции в свою систему знаний. Работа над кратковременнымweb-квестом может занимать от одного до трѐх сеансов. Долгосрочныеweb-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным web-квестом обучающийся должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочнымweb-квестом может длиться от одной недели до месяца
(максимум двух). Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини- группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных обучающихся. Дополнительную мотивацию при выполнении web- квеста можно создать, предложив обучающимся выбрать роли (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т. п.) и действовать в соответствии с ними:
Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным.
Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее
[29].
Формы web-квеста также могут быть различными. Наиболее популярные из них:
- Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят обучающиеся. Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
- Написание интерактивной истории (обучающиеся могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления).
- Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего обучающихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются обучающимися, глубоко изучившими данную личность (это может быть политический деятель, литературный персонаж, известный ученый, инопланетянин и т. п.).