Файл: Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Автономное учреждение Республики Саха (Якутия).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8 по учебной или исследовательской теме; подготовку к деловым играм; выполнение курсовых, дипломных работ и др. [15], [35].
3. По нарастанию продуктивного и творческого начал в заданиях и
деятельности обучающихся:
- воспроизводящая
(репродуктивная] самостоятельная работа, предполагающая знания-копии и алгоритмическую деятельность по образцу в аналогичной ситуации;
- реконструктивная самостоятельная работа, связанная с использованием накопленных знаний и известного способа действия в частично изменѐнной ситуации;
- эвристическая (частично-поисковая) самостоятельная работа, которая заключается в накоплении нового опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;
- творческая самостоятельная работа, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов исследовательской деятельности.
Г. Ю. Титова выделяет пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень - самостоятельные работы по образцу. Третий уровень - реконструктивно-самостоятельные работы.
Четвертый уровень
- эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень - творческие
(исследовательские) самостоятельные работы [35].
В связи с введением междисциплинарных курсов интерес представляют
самостоятельные предметные исследовательские работы обучающихся.
4. По характеру учебной деятельности в процессе решения различных учебных задач выделяются сле- дующие виды самостоятельных работ:
- выполнение (изготовление): лабораторных работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др.;
- составление, формулировка: задач, примеров; кроссвордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий и т.д.;
- анализ, рецензия, исследование: ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (производство); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.;
- изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов,
ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др. [37].
5. По количеству обучающихся:
- фронтальная самостоятельная работа;
- групповая самостоятельная работа;
- парная самостоятельная работа;
9
- индивидуальная самостоятельная работа.
Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности обучающихся состоят в следующем: выполняется общее для всех задание; преподаватель дает общий инструктаж к выполнению заданий; используются общие приемы организации и руководства дальнейшими действиями обучающихся. При фронтальной CP главную роль играет коллективный анализ выполняемых заданий, анализ типичных ошибок, допускаемых обучающимися в процессе выполнения работы.
Под индивидуальной CP предусматривается обязательное личное выполнение заданий, исключается сотрудничество обучающихся. К особенностям выполнения индивидуальных самостоятельных работ можно отнести возрастание роли самого обучающегося в определении содержания работы, выборе способов ее выполнения, возможность сотрудничества обучающегося с преподавателем при выполнении трудоемких заданий.
Групповые формы CPпредполагают работу в малых группах (2-5 человек). Наиболее простая и доступная форма такого сотрудничества обучающихся на занятии - это работа в парах постоянного состава, эту форму можно успешно использовать для совместной проработки материала учебника, документа; для выполнения лабораторных работ и практических заданий; для взаимной проверки письменных упражнений. В парах сменного состава обучающийся имеет возможность общаться с другими учащимися, у которых более высокий уровень знаний, иной тип мышления.
6. По видам деятельности, в которые включается обучающийся:
- учебно-познавательная;
- научная (научно-исследователькая);
- социальная.
Также существуют более частные классификации самостоятельных работ
по
учебным
дисциплинам,
по
источникам
знаний,
по
степени
самостоятельности и другим основаниям.
Знание классификации видов самостоятельной работы позволяет преподавателю более эффективно сконструировать или подобрать задания для самостоятельной работы в соответствии с решаемыми образовательными задачами.
10
2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1) Условия,
обеспечивающие
эффективную
организацию
CPобучающихся в образовательном учреждении:
- Четкое и обоснованное планирование самостоятельной работы обучающихся в тематическом планировании учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
- Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы (наличие помещений для выполнения групповых самостоятельных работ, увеличение единиц учебного оборудования, компьютерной техники и других средств) обучающихся:
• библиотека с читальным залом, укомплектованная в соответствии с существующими нормами;
• компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
• учреждения для проведения практики (базы практики) в соответствии с заключенными договорами;
• аудитории (классы) для консультационной деятельности.
- Наличие учебной и учебно-методической литературы, имеющейся в библиотеке или разработанной с учетом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся - учебно-методическая база учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и методического кабинета.
- Внедрение в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий учебно-профессиональной деятельности.
- Наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала как печатного, так и электронного, методических рекомендаций по выполнению CP, технологических карт прохождения индивидуального образовательного маршрута обучающегося, доступа в сеть
Интернет; наличие web-страницы каждой предметно-цикловой комиссии на сайте ОУ.
- Обеспечение компьютерной поддержки организации самостоятельной работы обучающихся для оперативной выдачи учебных материалов, автоматизированного учета учебных достижений, самоконтроля и оценки знаний.
- Дифференциация содержания учебного материала в соответствии с повышением уровня сложности предлагаемых заданий внутри дисциплины и междисциплинарного курса и многообразием видов деятельности.
Организация CP на основе постепенного роста уровня самостоятельности обучающихся.
- Повышение педагогической квалификации преподавателей по проблемам организации самостоятельной работы обучающихся. Освоение преподавателями тьюторских и консультативных функций как основы нового характера взаимодействия с обучающимися при увеличении доли самостоятельной работы и переходе на обучение по индивидуальным образовательным маршрутам.
11
- Создание системы контроля качества выполненной самостоятельной работы. Оценка учебных достижений обучающихся с помощью рейтинговой системы и компьютеризированного тестирования.
- Расширение и повышение ценности самостоятельной работы для обучающихся за счет использования форм и методов поощрения за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирования, поощрительные баллы, гранты и др.).
Организация самостоятельной работы обучающихся должна планироваться и библиотекой: организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно- библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах ибазах данных; оказывает помощь обучающимся в организации самостоятельных занятий; и центром информационных технологий: организует занятия по применению эффективных форм работы с информационно- коммуникационными средствами; обеспечивает функционирование электронной библиотеки ОУ.
В библиотеке должны быть установлены компьютеры общего пользования. Для автоматизации деятельности библиотек рекомендуется использовать полнофункциональную универсальную автоматизированную информационно-библиотечную систему [например, «Ирбис», 1С Библиотека и
др.], предоставляющую возможность быстрого поиска информации, а также использования электронных вариантов учебно-методических материалов по организации самостоятельной работы.
Для улучшения образовательного процесса, организации обучающимися самостоятельной работы, для более успешного формирования общих и профессиональных компетенций в вариативную часть программ дисциплин, профессиональных модулей могут быть включены темы, знакомящие обучающихся с основными принципами и приѐмами отбора информации, литературы по определѐнной проблеме, еѐ анализа, составления библиографии; организации и описания результатов исследовательской деятельности в виде тезисов, докладов, рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и т. д.
2) Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной
работы обучающимися по дисциплине, МДК:
- Мотивирование обучающихся на выполнение самостоятельных учебных заданий.
- Четкое иполное информирование обучающихся о сущности предстоящей самостоятельной работы:
- формулирование цели CP (ожидаемый результат);
- формулирование условий выполнения CP;
- информирование о средствах для выполнения CP и возможности их использования; трудоемкости CP;
- информирование о формах отчетности, объеме работы и сроках выполнения CP (графики);
12
- предъявление образцов оформления CP и ее результатов;
- предъявление критериев оценки результатов CP;
- информирование о формах контроля и самоконтроля.
- Оказание консультационной помощи (индивидуальной и групповой) по ходу выполнения CP, в том числе через взаимодействие в сети Интернет.
- Дифференциация и индивидуализация самостоятельной работы: ориентация на уровень подготовки обучающихся, на ранее приобретенный опыт; ориентация на особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и т. п.); ориентация на особенности характера итемперамент личности обучающегося.
- Создание достаточного числа регулярно обновляемых заданий нового поколения для самостоятельной работы.
Подготовка и издание методических указаний для самостоятельной работы обучающихся, учебных пособий, в том числе электронных.
13
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИМСЯ
Внедрение ФГОС нового поколения в образовательных учреждениях требует четкого проектирования системы организации самостоятельной работы обучающихся.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, планируется в рабочем учебном плане, распределяется в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с ориентировочным распределением по разделам и темам.
При разработке программы ПМ (МДК) и УД в составе ОПОП НПО/СПО отбор содержания самостоятельной работы происходит при работе с разделами 2.2. «Тематический план и содержание учебной дисциплины» и 3.2.
«Содержание обучения по профессиональному модулю». Далее информация о самостоятельной); работе распределяется по учебным занятиям в календарно- тематическом плане.
При планировании самостоятельной работы в рабочих программах дисциплин и профессиональных модулей необходимо сначала определить виды работ. Иногда в планирующей документации используются фор- мулировки видов самостоятельной работы, не связанные с каким-либо образовательным результатом, который можно оценить. Например:
«Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы». «Подготовка к лабораторным и практическим работам».
«Оформление отчетов и подготовь к их защите». «Работа над курсовым
проектом». Данные виды CP указывают на процессы, а не на результаты.
Более целесообразно при планировании CP указывать не виды, а примерную тематику CP по ПМ и учебным дисциплинам. При этом тематика должна представляться в «заданной» формулировке. Например: «Оформление фрагмента технологической документации процесса механической обработки... .по образцу». «Разработка комплекса мероприятий по снижению травматизма на производственном участке». «Составление и оформление договора аренды и подряда». «Моделирование конспекта урока нестандартной формы», «Составление системы работы по нравственному (трудовому, гражданскому и т. д.) воспитанию» и т. п.
Далее необходимо рассчитать трудоемкость вида СР. Как правило, разработчики программ руководствуются собственным профессиональным опытом и здравым смыслом. Затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного содержания учебного задания определяются эмпирически с учетом наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работ, их опроса о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат на решение той или иной задачи. По совокупности заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по ПМ и УД [29].
Примерные нормы времени на основные виды внеаудиторной работы приведены в таблице 1.