Файл: Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) Автономное учреждение Республики Саха (Якутия).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным обучающимся, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные студенты и преподаватель) за свою работу. Такой вариант самостоятельной работы помогает формировать у обучающихся не только профессиональные компетенции, но и общие компетенции.
Самостоятельная работа в учебном заведении может быть организована индивидуально с каждым обучающимся, с несколькими обучающимися
(например, проектными командами) и для учебной группы (лекционного потока) в целом.
В значительной степени выбор конкретных форм организации самостоятельной деятельности обучающихся зависит от профиля обучения, изучаемой дисциплины, уровня профессионального образования [29].
34
1 2 3 4
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ
Организация системы контроля самостоятельной работы обучающихся является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. Контроль CP включает в себя оценку хода выполнения заданий и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия запланированным целям обучения.
Основные задачи контроля CP состоят в выявлении достижений, успехов обучающихся, определении затруднений и проблем, обучении приемам взаимоконтроля и самоконтроля, воспитании у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполнение CP, проявление инициативы.
Контроль преподавателем результатов
CP осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного представления обучающимися материалов (продуктов) своей творческой самостоятельной деятельности. В качестве форм и методов контроля используются семинарские занятия, зачеты, контрольные работы, взаимопроверка учебно-творческими группами, защита творческих работ, участие в пленарных, секционных заседаниях студенческой научно-практической конференции разного уровня, олимпиадах и т. д. [37].
Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т. п. (на практических занятиях);
- решение ситуационных задач по профессии;
- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно:
- представленный текст контрольной работы;
- отчѐт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур ит. п.;
- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
- рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам
(разделам) изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса;
- отчѐт о учебно-исследовательской работе (еѐ этапе, части работы и т.п.);
- статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно- популярном, учебном издании и т. п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации образовательного учреждения;
- представление изделия или продукта творческой деятельности.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы интернет-конференции, обмен информационными файлами, семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ иэлектронных презентаций и др.
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ
Организация системы контроля самостоятельной работы обучающихся является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. Контроль CP включает в себя оценку хода выполнения заданий и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия запланированным целям обучения.
Основные задачи контроля CP состоят в выявлении достижений, успехов обучающихся, определении затруднений и проблем, обучении приемам взаимоконтроля и самоконтроля, воспитании у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполнение CP, проявление инициативы.
Контроль преподавателем результатов
CP осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного представления обучающимися материалов (продуктов) своей творческой самостоятельной деятельности. В качестве форм и методов контроля используются семинарские занятия, зачеты, контрольные работы, взаимопроверка учебно-творческими группами, защита творческих работ, участие в пленарных, секционных заседаниях студенческой научно-практической конференции разного уровня, олимпиадах и т. д. [37].
Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т. п. (на практических занятиях);
- решение ситуационных задач по профессии;
- конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно:
- представленный текст контрольной работы;
- отчѐт, дневник психологического наблюдения, протоколы психодиагностических процедур ит. п.;
- тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
- рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам
(разделам) изучаемой дисциплины, междисциплинарного курса;
- отчѐт о учебно-исследовательской работе (еѐ этапе, части работы и т.п.);
- статья, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно- популярном, учебном издании и т. п. по итогам самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы, опубликованные по решению администрации образовательного учреждения;
- представление изделия или продукта творческой деятельности.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы интернет-конференции, обмен информационными файлами, семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ иэлектронных презентаций и др.
35
Результат выполнения самостоятельной работы представляется в печатном, электронном или публичном виде. Публичный результат выполненной самостоятельной работы по объему представленной информации может быть оформлен как сообщение, выступление, доклад, реферат, отчет, защита проекта, творческое мини-сочинение, выступление на семинарском занятии идругое.
Приведем требования к некоторым из них:
1. Сообщение:
- объем не более трех страниц печатного текста;
- цель - формирование у обучающихся навыков отбора и систематизации информации по заданной теме;
- критерии оценки - соответствие представленной информации заданной теме, характер истиль изложения; правильность оформления. Может использоваться пятибалльная или рейтинговая система оценки.
2. Выступление:
- объем 3-7 страниц печатного текста;
- цель - формирование навыков сбора, систематизации и обобщения информации по заданной теме;
- критерии оценки - соответствие представленной информации заданной теме, характер и стиль изложения, логика выводов, правильность оформления.
Может использоваться пятибалльная или рейтинговая система оценки.
3. Доклад:
- объем 7-10 страниц печатного текста;
- цель - формирование навыков сбора, систематизации и анализа дополнительной информации по заданной теме.
- критерии оценки - соответствие представленной информации заданной теме, характер и стиль изложения, логика выводов, проведенный анализ, правильность оформления. Может использоваться пятибалльная или рейтинговая система оценки.
4. Реферат:
- объем не более 20 страниц печатного текста;
- цель - самостоятельное углубленное изучение материала по заданной теме. Предполагает сбор информации, знакомство с существующими методиками (методами, научными течениями), их сравнение, умение сделать свой выбор из существующих вариантов в рамках заданной темы и обосновать его;
- критерии оценки - соответствие собранной информации заданной теме, характер и стиль изложения, проведенный анализ, логика и обоснованность выводов, их соответствие теме, правильность оформления. Может использоваться пятибалльная или рейтинговая система оценки.
Форма представления выполнения самостоятельной работы может быть задана в зависимости от выбора самого задания и обязательно указана в методических указаниях по выполнению самостоятельной работы. Часто задание уже определяет форму представления. Возможны такие формы письменной отчетности
36
• микрозачет по контрольным вопросам;
• терминологический словарь;
• конспект;
• представление изученного материала в схематичной форме;
• тест-опрос;
По результатам выполнения вышеперечисленных форм работы обучающемуся выставляется зачет или отметка.
37
Наиболее значимые, интересные материалы, подготовленные обучающимися в процессе самостоятельной работы, собираются в портфолио
(портфель достижений) (подробнее см. главу 6),
При контроле самостоятельной работы можно использовать различные формы контроля (см. главу 6). Перечислим некоторые из них:
Взаимоконтроль. Взаимный контроль содействует выработке таких качеств личности, как объективность, честность, справедливость, коллективизм.
Методы взаимной проверки качества CP:
1. Взаимная проверка письменных ответов. Целесообразна при проведении небольших CP на 5-7 минут. Обучающиеся обмениваются работами, проверяют их, а затем делают краткий отзыв или дают общую оценку работы.
2. Взаимопроверка качества самостоятельных работ, выполненных после изучения целом темы. В процессе взаимопроверки обучающиеся могут пользоваться учебниками, хрестоматиями, справочниками и другими пособиями.
3. Взаимопроверка устных ответов. Эту форму можно реализовать различными вариантами: после того, как обучающиеся самостоятельно проработают новый материал, создаются пары, в которых один обучающийся спрашивает, другой - отвечает на вопросы по изученному (прочитанному) материалу, тексту. Используются «листы взаимоконтроля», на которых фиксируются вопросы по материалу нескольких уроков; из числа наиболее подготовленных обучающихся выделяются консультанты, которые контролируют работу однокурсников при проведении зачетов, письменных и лабораторных работ.
Самоконтроль
По времени осуществления выделяют предварительный, текущий и
заключительный самоконтроль.
Предварительный самоконтроль проводится до начала выполнения самостоятельной работы, он необходим для того, чтобы обучающий убедился в правильности ориентиров: понять цель, учебную задачу, требования преподавателя.
Текущий самоконтроль осуществляется в процессе решения учебной задачи на исполнительском этапе CP, его задача - слежение, сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, фиксация расходуемого времени, выбор адекватных средств достижения цели и способов решения учебной задачи.
Более эффективно самоконтроль и самооценка обучающимся результатов
CP позволит осуществить приведенная матрица. На начальных этапах CP она может составляться педагогом, а затем - обучающимся.
№
Владение на данный Примечание
38 п\п момент
Основные умения CP
Самооценка Оценка преподавате ля
1 .
Слушать и записывать лекции
2.
Составлять план, конспектировать, составлять тезисы
3.
Подготовить сообщение, доклад
4.
Подготовить реферат
5.
Выступить с сообщением, докладом
6.
Защитить реферат
7 .
Анализировать, сравнивать факты, явления, точки зрения
8.
Делать обобщения, строить умозаключения на основе анализа фактического материала
9.
Формулировать гипотезу, проверять ее
10.
Осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы
Заключительный (констатирующий) самоконтроль осуществляется после выполнения СР. На этот вид самопроверки выделяется специальное время, именно поэтому к нему прибегают обучающиеся чаще всего, хотя тоже делают это не все и не регулярно.
Результаты CP оцениваются в ходе текущего контроля и учитываются в процессе промежуточной аттестации обучающихся по профессиональному модулю, учебной дисциплине. Контроль результатов внеаудиторной CP обучающихся осуществляется на семинарских, практических, лабораторных занятиях по профессиональному модулю, учебной дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).
Результаты самостоятельной учебно-исследовательской работы обучающихся могут быть опубликованы на сайте образовательного учреждения, в специализированных студенческих или научных, научно- методических изданиях, апробированы на научно-практических студенческих конференциях.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные
39 учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень сформированностиобщеучебных умений;
- умение активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
- уровень самостоятельности обучающегося при выполнении СР.
Критерии для оценки качества CP уточняются в зависимости от учебной дисциплины, МДК, вида самостоятельного задания.