Файл: 1. Научные основы методики грамматики и правописания языкознание, психология, дидактика, опыт школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29.Содержание работы по грамматике, распределение материала по классам (с сопоставительным анализом различных учебников, принятых в массовой школе). Программа по грамматике и правописанию знакомит учащихся первых – третьих классов с различными сторонами языка: фонетической, лексической, и связанной с ней пунктуационной, морфологической и связанной с ней орфографической.В занятиях по русскому языку с маленькими школьниками нельзя отрывать одну сторону грамматических явлений от других их сторон. Фонетическая работа должна поддерживать анализ слов по их морфемному составу. Выделяя корни в таких, например, словах, как ходьба, уход, ходить, ход, учитель обращает внимание учащихся на твердость или мягкость конечной согласной корня в этих словах. Обращается внимание учащихся и на озвончение согласных в середине или оглушение в конце таких слов, как «косьба», «кот» и т.п. Морфемный анализ поддерживает работу над частями речи. Так, еще до изучения склонения имен существительных, прилагательных учащиеся усваивают характерные для этих частей речи окончания (-а, -я, -ая, - яя, -ую, -юю), отдельные суффиксы (-к- травка, канавка, -н- длинный и т.п.). правописание окончаний целесообразно связывать с синтаксическим разбором. Вот почему, планируя материал программы по грамматике, нельзя брать разделы программы последовательно один за другим: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Материал по грамматике, правописанию и развитию речи в начальных классах планируется с таким расчетом, чтобы разные стороны языка выступали на каждом отдельном уроке во взаимосвязи. При этом очень важно учитывать различные стороны речевой культуры учащихся: правильное орфоэпическое произношение, правильное ударение, внимание, внимание к значению слова, умение выбрать нужное слово, правильно и точно отражающую мысль, правильное построение предложений и умение правильно пользоваться монологической речью. Чтобы обеспечить все перечисленные требования, учитель на каждом уроке русского языка занимается разными сторонами языка. Материал же программы распределяют по учебным четвертям так, чтобы обеспечить возможность разностороннего изучения языка, повторение и взаимосвязь грамматической теории и языковой практики.

30.Трудности усвоения грамматических понятий младшими школьниками, причины и меры преодоления.
Основной  причиной  неуспеваемости  младших  школьников  является  несформированность  основных  психических  процессов  (памяти,  мышления).-ученики  пришли  в  школу  неподготовленными.-  посещали  детский  сад, но, несмотря  на  это  у  этих  детей  не  были  сформированы  элементарные  навыки  чтения,  письма-В семье  дети  были  предоставлены сами себе.  Родители  не  занимались  с  ними  из-за  недостатка  времени  или  в  силу  каких-либо  других  причин. Поэтому, на  мой  взгляд.  Все  эти  причины привели  к  возникшим   трудностям  в  учении,  которые  необходимо  преодолевать.  Это  задача  не  только  учителя,  но и  родителей.Преодоление  неуспеваемости  учащихся.Трудности  в  учебе  очень  часто  деморализуют  ученика  и  пагубно  отражаются  на  его  личности.  Испытывая  эти  трудности  и  не  осознавая  их  причин,  прилагая  максимум  усидчивости  и  старания,  он  тем  не  менее  не  добивается  нужного  эффекта  и  получает  опыт  беспомощности.  Вера  в  свои  силы  постепенно  угасает.  Если  такому  ученику  своевременно  не  оказать  помощь  в  преодолении  трудностей  и  в  восполнении  имеющихся  пробелов  в  знаниях,  то  у  него  может  возникнуть  неуверенность в  себе,  которая  может  стать  устойчивой  характеристикой  его  личности.Для  такого  неуверенного  в  себе  ребенка  характерно несоответствие  между  его  отношениям  к  трудностям  и  их  действительными  размерами.  Под  влияние  неуспеха  в  решении одной  учебной  задачи  он  может  и  остальные  воспринимать  как  непосильные  для  себя.  Интерес  к  учению  падает.  Неуспеваемость  может  привести  таких  детей  к  изоляции  от  коллектива,  их  социальный  статус ухудшается.  В  крайних  случаях  возможно  возникновение  отвращения  к  школе,  отказ от ее  посещения.  Поэтому  преодоление  неуспеваемости  должно начинаться  как  можно  раньше,  пока  отставание  в  учебе  не  привело еще к более тягостным  последствиям. Неуспевающий  школьник  неуверен  в  себе,  в  своих  силах.  Как  помочь  ребенку преодолеть  неуверенность  в  себе?  Учителю  нужно  создавать  условия  для  переживания  школьниками  успеха  и  связанных  с  ним  положительных  эмоций.   Для  этого рекомендуется   ставить перед учеником  такие  задачи,  которые  будут  ему  посильны, выполнимы,  т.к.  они  соответствуют  его  возможностям.  Нужно стараться  выделять  те  сферы  деятельности,  в  ходе  выполнения  которых  ученик  может  проявить  инициативу.  Это  может  быть  туристический  поход,  занятия  спортом  и  пр.Рекомендуется закреплять  осознание  школьником  имеющихся  у  него  достижений  и  успехов.  Отталкиваясь  от  них, нужно  помогать  ему  воспринимать  очередное  учебное  задание  само  по  себе,  без  воспоминаний  о  переживаниях,  которые  ему  сопутствовали  при  прежних  неудачах.Полезно  фиксировать,отмечать  и  поощрять  малейшие  удачи  ребенка  в  учебной  деятельности,  самые,  казалось бы,  незначительные  сдвиги  к  лучшему.  Особое  внимание  следует  уделять  тому,  чтобы  не  дать  закрепиться  новым  неудачам.  Для  этого  нужно  заставлять  ученика  доводить   начатое   дело  до  конца.



31.Общие требования к организации обучения. 1. Общедидактические требования:Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.Урок должен быть воспитывающим и развивающим.На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.На уроке должны осуществляться межпредметные связи.Урок должен быть оснащен:техническими средствами обучения;дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.На уроке должны осуществляться инновационные процессы.Необходимо введение в обучение компьютеров.На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);соответствие мебели возрасту детей;соответствие дидактического материала по размеру и цвету;соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;соблюдение санитарно-гигиенических требований.Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.2. Специальные требования:Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;опора на более развитые способности ребенка;Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением
целостной деятельности на отдельные части, операции и др.3. Специфические:1. На каждом уроке р.я. должны совершенствоваться каллиграфические навыки.2. На каждом уроке р.я. проводится работа по обогащению словарного запаса.3. На каждом уроке р.я. проводится работа по развитию связной речи.4. На каждом уроке р.я. проводятся разнообразные упр.:- устные и письменные(объем написанного не меньше страницы)-упр. разнообразные упр. по характеру мыслительной деятельности- упр. должны быть разными по содержанию.5. На каждом уроке совершенствовать грамматический разбор.6. Обязательно соблюдение гигиенических условий письма.7. Обязательное проведение физ. Минуток.8. Обязательное соблюдение приемов активации внимания на уроке:- работа с учебником;- чередование с дидактическим материалом;- подбор грамматико-орфографического и текстового материала.- самостоятельная работа;- проведение игрового-занимательного материала;- наглядность;- нетрадиционные формы урока.9. Обязательное осуществление дифференцированного подхода.4. Целесообразность использования технич. ,дидактич. , наглядного оснащения.5. Создание на уроке условий для активного урока:- работа с учебником;- самостоятельная работа;- сам грамматико-орфографический материал.- использование разноуровневых заданий для дифференциации.- наглядность и ТСО;- использование игрового-грамматического материала; - нестандартный урок.6. Реализация на уроке компонентов уч. познават. деят-ти (цель, задачи, мотивация, оценки, содержания, уч. Действия, контроль(сами- и взаимо-)).

32.Виды морфологических упражнений и методика их использования. Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии и служат основой формирования, как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:- опознание части речи; того или иного разряда этой части речи;- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;- постановка слова в указанной форме;- составление синонимов слова;- разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи;- группировка слов по частям речи и их разрядам;- составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами;- полный или частичный морфологический разбор слова.(методика использования – посмотреть в учебнике подходящее упражнение и наболтать).


33.Организация изучения каждой из частей речи (по выбору студента). 1. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.2. Содержание по каждому классу смотреть в программе в пояснительной записке и описании результатов в 1-4 классах.3. Сравнительно-сопоставительный анализ программ (проанализировать 2ую программу и сравнить с первой)4. Упражнения на формирование понятия рассмотреть учебник по русскому языку и сказать их.5. Значение. В 1 классе дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умение классифицировать слова на группы с учетом их смысла (слова, обозначающие птиц, овощи, фрукты, обувь, одежду и т. д.). Классификация слов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абстрагировать.Во II-III классах углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имен существительных, о собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленных существительных (без термина); дети знакомятся с родом и числом. Для формирования понятия «имя существительное» важно выделить основные лексические группы слов, которые объединяются в данную часть речи, указать признаки, характерные для всех существительных, раскрыть их роль в нашей речи.

34.Изучение элементов синтаксиса и пунктуации. Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, которое создает расчленённое обозначение единого понятия. Словосочетание лишено признаков предложения, т.е. не является единицей общения, не содержит утверждения или отрицания, не оформлено интонационно. Оно характеризуется определенной структурой: наличие главного и зависимого слов. По главному слову определяются различные группы словосочетаний:глагольные (войти в класс, нести сумку);наречные (совсем тихо, не очень четко);именные (ручка двери, книга брата)В практике начального обучения вводится термин «словосочетание» (в 3 классе) (по учебнику Т.Г. Рамзаевой, УМК «Классическая начальная школа»).Словосочетание - это два слова, связанные между собой по смыслу. Не только по смыслу, но и грамматически!В словосочетании одно слово зависит от другого.Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Связь слов в словосочетании устанавливается по вопросу: