Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 784
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
Свердловской области «Краснотурьинский индустриальный колледж»
(ГАПОУ СПО СО «КИК»)
Допустить к защите
Заведующий отделением
_________Овчинникова Т.В.
«__»____________ 2023 года
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения
студент (ка)
группы Ю-191к Титова Алина Васильевна
специальность 40.02.01
Право и организация
социального обеспечения
Руководитель Бояринцева Ольга Викторовна
Рецензент Андреева Татьяна Николаевна
Нормоконтроль Бояринцева Ольга Викторовна
Выпускная квалификационная работа защищена с оценкой ___________
«___» _____________ 2023 г.
Краснотурьинск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................. | 4 |
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ………………………………………………….…………………. | 7 |
1.1. История развития службы занятости населения ……………….…… | 7 |
1.2. Цели, задачи и функции центра занятости населения…...………….. | 11 |
1.3 Модернизация центров занятости населения..……………………...... | 19 |
РАЗДЕЛ 2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………. | 22 |
2.1. Нормативно-правовые основы работы службы занятости в РФ …... | 22 |
2.2. Анализ Федерального закона «О занятости населения в РФ»……… | 24 |
2.3. Организация и регулирование системы занятости населения в РФ... | 26 |
РАЗДЕЛ 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ…………... | 30 |
3.1. Понятие безработного гражданина. Порядок регистрации безработных граждан………………………………………………………. | 30 |
3.2. Формы и методы социальной поддержки безработных……………. | 36 |
3.3. Профориентационное психологическое консультированиев службе занятности населения……............................................................... | 44 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. | 54 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..... | 57 |
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. | 59 |
ВВЕДЕНИЕ
Органы службы занятости, играют не маловажную роль, в жизни современного общества. В настоящее время, многие люди, впервые ищущие работу или потерявшие её, обращаются за помощью именно в вышеупомянутые органы.
Безработица — это социально-экономическое явление, при котором активная часть населения не может найти работу.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы в том, что немалый урон безработица наносит жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Занятость остается важным моментом в жизни трудоспособного населения. Поскольку существует тесная взаимосвязь между направлениями занятости и политикой доходов. Это требует изучения подходов к проблеме занятости, рынка труда, деятельности государства в области регулирования занятости и методов социальной работы с безработными гражданами.
Для этого, и существуют органы центра занятости. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Объектом исследования является роль службы занятости в реализации гражданами прав на труд и обеспечение занятости населения.
Предметом исследования является органы службы занятости в Российской Федерации.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить механизм работы центров занятости населения.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-
Ознакомиться с историей развития службы занятости населения; -
Выявить, цели, задачи и функции службы занятости населения; -
Изучить нормативно-правовые основы службы занятости; -
Ознакомиться с организацией и регулированием системы занятости населения; -
Ознакомиться с понятием безработного; -
Изучить порядок регистрации безработного; -
Рассмотреть комплекс мер, проводимых центром занятости населения для социальной поддержки и реабилитации безработного населения.
Исходя, из поставленной цели и задач формируется структура выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении проводится обоснование актуальности темы, ее важность, определяется цель работы и те задачи, которые должны быть реализованы в ходе написания выпускной квалификационной работы, обозначается предмет и объект исследования, структура работы с краткой характеристикой каждого раздела.
В первом разделе выпускной квалификационной работы рассмотрена история развития, цель, задачи и функции, центра занятости населения, а также, модернизация последних лет.
Во втором разделе, ознакомление с нормативно-правовой базой, анализ ФЗ «О занятости населения». А также, организация и регулирование системы занятости в Российской Федерации.
В третьем разделе, изучено понятие и признание человека безработным, и так же, формы и методы социальной поддержки безработных центром занятости населения.
В заключении сформулированы краткие выводы по задачам и целям выпускной квалификационной работы.
Теоретической и методологической базой для написания выпускной квалификационной работы являются работы специалистов и авторов в области изучения занятости: Каканова К.В., Аверин А.Н., Радонова А.В., Колосов А.В., Дёмин А.Н.
Для решения поставленных задач в работе применялся метод системного анализа. В качестве информационных источников использованы нормативно - правовые акты, материалы периодических изданий, ресурсы-Интернет.
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ ОРГАНОВ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
1.1 История развития службы занятости населения
Первые биржи труда в России были созданы Временным правительством после революции 1917 г. Они переходили к профсоюзам и учреждались в городах с числом жителей не менее 20 тыс. чел.
Управление ими передавалось комитетам, большинство которых принадлежало представителям рабочих.
В декабре 1917 г. в пределах Советской России было зарегистрировано 164 670 безработных граждан, а на 10 апреля 1918 г. — 324 000, треть безработных граждан составляли квалифицированные рабочие кадры.
Советское правительство 31 января 1918 г. обнародовало декрет «О биржах труда». Декрет предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж и регулярное проведение их съездов.
Биржа труда как особый социальный институт занимает важное место в системе цивилизованного регулирования отношений между ищущими работу и работодателями по вопросам купли-продажи рабочей силы, оказывает эффективную социально-экономическую помощь безработным.
Осуществленные государством меры по сдерживанию безработицы дали положительные результаты. В крупных городах безработица постепенно рассасывалась: если в начале 1918 г. трудоустраивалось только 30 % безработных граждан, то в середине 1918 г. — 85 % безработных граждан. Формирование политики занятости населения происходило в условиях преимущественно административных мер противодействия безработице. К началу 1924 г. вдвое было сокращено количество бирж труда, при этом функции оставшихся бирж труда были значительно ограничены.
Одновременно усилились меры по регистрации безработных, что создавало видимость снижения уровня безработицы. Органы по труду утратили контроль над рынком труда, а безработица была признана вне закона.
В 1930 г. органы по труду получили право принудительно привлекать безработных к проведению неотложных работ, а биржи труда были преобразованы в территориальные органы по обеспечению страны рабочей силой.
В это же время было принято решение о распределении всех безработных граждан на работы и прекращении выдачи им пособий. На эти средства было развернуто профессиональное обучение безработных граждан при органах по труду с последующим распределением на работу.
В 1931 г. в СССР была закрыта последняя биржа труда.
Только через 60 лет произошло возрождение рынка труда. Верховным Советом РСФСР принят Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации». В Законе сформулированы основные принципы занятости населения, придающие отношениям занятости населения рыночный характер. Закон «О занятости населения» был первым в Советском Союзе рыночным законом.
Развитие государственной службы занятости населения происходит в несколько этапов. А именно:
1 этап: 1991 год - середина 1995 года;
2 этап: середина 1995 года - 2001 год;
3 этап: 2001 год - 2005 год;
4 этап: начался в 2006 году и по настоящее время.1
Первый этап — с 1991 до середины 1995 г. — период «бурного развития». Он характеризуется сокращением занятости, снижением продолжительности рабочего времени, резким падением заработной платы, ростом открытой безработицы.
С безработицей Россия вплотную соприкоснулась начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона «О занятости населения» службы занятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущим работу.
Данный этап являлся отражением глубокой трансформационной рецессии, которая растянулась на целое десятилетие. Многие специалисты службы занятости, работающие с момента ее создания, говорят об этом этапе как о «смутном времени», когда служба занятости выполняла определенную роль, сдержав натиск безработицы и предоставив гражданам, лишившимся работы, хотя бы минимальную защиту, гарантированную Конституцией РФ.
В первые два года шло создание инфраструктуры защиты от безработицы. Был учрежден Государственный фонд занятости, создана самостоятельная Федеральная государственная служба занятости РФ, была сформирована ее вертикаль: федеральный центр как координирующий орган на общефедеральном уровне, региональные службы занятости как координирующие органы на уровне субъектов РФ и районные службы занятости, реализующие политику занятости.
Быстрое становление государственной службы занятости проходило в условиях, имеющихся в наличии значительных финансовых ресурсов в Фонде занятости, кроме того, данный период характеризуется большими объемами внешнего финансирования (прежде всего, кредиты Всемирного банка). Средства направлялись на техническое оснащение служб занятости, наем персонала и его обучение.
Второй этап — с середины 1995 до 2001 г. — самый противоречивый период в развитии службы занятости. С одной стороны, этот этап отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы, а с другой, приходилось работать в условиях финансовых ограничений вследствие кризиса, с которым столкнулся Государственный фонд занятости, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов.
В 1996—2000 гг. развивались новые формы деятельности государственной службы занятости: разрабатывались и реализовывались программы общественных работ, в которых приняли участие около 2,4 миллиона человек. Проводилась профессиональная ориентация молодежи, незанятого населения и безработных граждан.
1997 - 1998 гг. отмечены как пик популярности центров занятости. В это же время сокращается размер пособия по безработице. В данный период структура обращающихся меняется: среди клиентов становится много учащихся и людей, имеющих работу. То есть, сама функция содействия в трудоустройстве отходит на второй план.