Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 787
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Нормативно-правовые основы работы службы занятости в РФ
Основные положения государственной политики в сфере занятости населения закреплены в законодательстве Российской Федерации. Они представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд.
Законодательство о занятости населения основывается, в первую очередь, на Конституцию Российской Федерации, которая является основным законом и провозглашает базовые права людей в сфере труда. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд в нашей стране является свободным, то есть каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также рассматриваемая статья устанавливает, что принудительный труд в стране запрещен.
Конституция Российской Федерации закрепляет следующие права граждан в сфере труда:
Законодательным актам федерального уровня, объединяющим нормы, относящиеся к сфере содействия занятости, так же является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. Он устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, способствует созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений.
Положения Конституции РФ и актов международного значения отображаются в правовых актах федерального уровня, которые регламентируют права и обязанности сторон правоотношений
, устанавливают способы обеспечения их реализации, а также устанавливают ответственность за невыполнение обязанностей.
В системе нормативных правовых актов федерального законодательства главенствующая роль в регулировании занятости принадлежит Закону Российской Федерации от 19.04.1991 г. (ред. от 28.12.2022г) № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» , который является комплексным законодательным актом. Данный закон определяет гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, устанавливает компенсации, а также закрепляет основные права граждан в области занятости.
Так же, в Российской Федерации действует информационно-аналитическая система – общероссийская база вакансий «Работа в России», которая содержит информацию о работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест гражданах, ищущих работу, и иную информацию.6
Подзаконными актами выступают приказы, постановления, письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) по поводу оплаты труда, условий и охраны труда, трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции и так далее. А также приказы и письма Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, которая находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Перечисленные акты регулируют общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данных исполнительных структур.
Законодательство о занятости населения основывается не только на нормативных правовых федерального уровня, но и на законах и иных актах субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует принятая постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. (ред. от 01.02.2023г.) №298 государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», которая в первую очередь нацелена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Таким образом, нормативно-правовые основы занятости населения в настоящее время опираются на целостную систему нормативных правовых актов, в которую входят, с одной стороны, правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости населения, с другой – акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости. Основную нагрузку по регулированию указанных отношений также несут подзаконные нормативно-правовые акты и программы, принятые на различных уровнях системы власти.
2.2. Анализ Федерального закона «О занятости населения в РФ»
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года (ред. от 28.12.2022г) «О занятости в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок.
Она означает фактическую реализацию права на труд. Гражданин имеет исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду запрещено, в том числе и как средство обеспечения трудовой дисциплины. Оно возможно лишь в случаях, особо установленных законодательством. Так, не считается нарушением запретов работа, требуемая на основании военной службы, а также в условиях чрезвычайных обстоятельств и работа при отбывании наказания по приговору суда, выполняемая под надзором соответствующих государственных органов. Незанятость не может быть основанием для правовой ответственности. Реализация принципа свободы труда — это свободный, добровольный акт гражданина. Он может и не реализовывать данное право, но от этого он не теряет его и в любое время может пожелать его осуществить.
В 1 главе «Общие положения» даются такие понятия как: «занятость», «Кто считается занятым», «Безработный», «Подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
2 глава «Права граждан в области занятости», закрепляет право на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.
Глава 3 «Гарантии государства в области занятости», устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.
Глава 4 «Регулирование и организация занятости населения», предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.
Главы 5-7 предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.
Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям – в подборе необходимых кадров.
Урегулированные отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателем. устанавливают определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.
2.3. Организация и регулирование системы занятости населения в РФ
В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.7
Система управления занятостью населения – это совокупность идеологических и правовых норм, государственных, экономических и общественных структур и социально-экономических отношений по организации занятости населения.
Как любая система управления система управления занятостью населения включает в себя обязательные элементы: субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент), прямую связь между субъектом и объектом управления (распорядительная информация) и обратную связь (исполнительная информация).
Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная служба занятости населения включает:
1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3. Государственные учреждения службы занятости населения.
По характеру влияния на трудовую деятельность методы государственного регулирования делятся на:
Прямое воздействие на рынок труда, как правило, заключается в регулирующей или корректирующей функции государства.
Прямые методы предусматривают законодательное регулирование найма работников, а также использование их труда. Прямые методы проявляются в следующем: стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе; развитие системы производственного обучения и переподготовки; стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в определенных регионах и областях; установление продолжительности рабочего дня и недели; организация сезонных работ.
Прямое регулирование рынка рабочей силы главным образом оказывает воздействие на предложение труда. А в основе проведения прямых методов находится концепция ограничения государственного вмешательства в экономику.
В отличие от прямого воздействия на рынок труда, косвенные методы регулирования приводят к изменению условия хозяйствования в сторону стимулирования или ограничения развития экономических процессов и соответственно касаются проблемы спроса на труд.
Косвенные методы включают элементы фискальной политики (изменение налоговых ставок), монетарной (регулирование денежного обращения), финансовой (осуществление ассигнований ивыплата субсидий), амортизационной (варьирование ставками норм амортизационных отчислений).
Косвенные методы регулирования рынка труда одновременно являются методами общеэкономического регулирования.
По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:
Федеральным органом исполнительной власти проводящими государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).
2.1. Нормативно-правовые основы работы службы занятости в РФ
Основные положения государственной политики в сфере занятости населения закреплены в законодательстве Российской Федерации. Они представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд.
Законодательство о занятости населения основывается, в первую очередь, на Конституцию Российской Федерации, которая является основным законом и провозглашает базовые права людей в сфере труда. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд в нашей стране является свободным, то есть каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также рассматриваемая статья устанавливает, что принудительный труд в стране запрещен.
Конституция Российской Федерации закрепляет следующие права граждан в сфере труда:
-
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию -
право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; -
право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; -
право на защиту от безработицы; -
право на индивидуальные и коллективные трудовые споры; -
право на отдых.
Законодательным актам федерального уровня, объединяющим нормы, относящиеся к сфере содействия занятости, так же является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. Он устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, способствует созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений.
Положения Конституции РФ и актов международного значения отображаются в правовых актах федерального уровня, которые регламентируют права и обязанности сторон правоотношений
, устанавливают способы обеспечения их реализации, а также устанавливают ответственность за невыполнение обязанностей.
В системе нормативных правовых актов федерального законодательства главенствующая роль в регулировании занятости принадлежит Закону Российской Федерации от 19.04.1991 г. (ред. от 28.12.2022г) № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» , который является комплексным законодательным актом. Данный закон определяет гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, устанавливает компенсации, а также закрепляет основные права граждан в области занятости.
Так же, в Российской Федерации действует информационно-аналитическая система – общероссийская база вакансий «Работа в России», которая содержит информацию о работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест гражданах, ищущих работу, и иную информацию.6
Подзаконными актами выступают приказы, постановления, письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) по поводу оплаты труда, условий и охраны труда, трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции и так далее. А также приказы и письма Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, которая находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Перечисленные акты регулируют общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данных исполнительных структур.
Законодательство о занятости населения основывается не только на нормативных правовых федерального уровня, но и на законах и иных актах субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует принятая постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. (ред. от 01.02.2023г.) №298 государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», которая в первую очередь нацелена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Таким образом, нормативно-правовые основы занятости населения в настоящее время опираются на целостную систему нормативных правовых актов, в которую входят, с одной стороны, правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости населения, с другой – акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости. Основную нагрузку по регулированию указанных отношений также несут подзаконные нормативно-правовые акты и программы, принятые на различных уровнях системы власти.
2.2. Анализ Федерального закона «О занятости населения в РФ»
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года (ред. от 28.12.2022г) «О занятости в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок.
Она означает фактическую реализацию права на труд. Гражданин имеет исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду запрещено, в том числе и как средство обеспечения трудовой дисциплины. Оно возможно лишь в случаях, особо установленных законодательством. Так, не считается нарушением запретов работа, требуемая на основании военной службы, а также в условиях чрезвычайных обстоятельств и работа при отбывании наказания по приговору суда, выполняемая под надзором соответствующих государственных органов. Незанятость не может быть основанием для правовой ответственности. Реализация принципа свободы труда — это свободный, добровольный акт гражданина. Он может и не реализовывать данное право, но от этого он не теряет его и в любое время может пожелать его осуществить.
В 1 главе «Общие положения» даются такие понятия как: «занятость», «Кто считается занятым», «Безработный», «Подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
2 глава «Права граждан в области занятости», закрепляет право на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.
Глава 3 «Гарантии государства в области занятости», устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.
Глава 4 «Регулирование и организация занятости населения», предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.
Главы 5-7 предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.
Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям – в подборе необходимых кадров.
Урегулированные отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателем. устанавливают определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.
2.3. Организация и регулирование системы занятости населения в РФ
В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.7
Система управления занятостью населения – это совокупность идеологических и правовых норм, государственных, экономических и общественных структур и социально-экономических отношений по организации занятости населения.
Как любая система управления система управления занятостью населения включает в себя обязательные элементы: субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент), прямую связь между субъектом и объектом управления (распорядительная информация) и обратную связь (исполнительная информация).
Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная служба занятости населения включает:
1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
3. Государственные учреждения службы занятости населения.
По характеру влияния на трудовую деятельность методы государственного регулирования делятся на:
-
прямые; -
косвенные.
Прямое воздействие на рынок труда, как правило, заключается в регулирующей или корректирующей функции государства.
Прямые методы предусматривают законодательное регулирование найма работников, а также использование их труда. Прямые методы проявляются в следующем: стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе; развитие системы производственного обучения и переподготовки; стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в определенных регионах и областях; установление продолжительности рабочего дня и недели; организация сезонных работ.
Прямое регулирование рынка рабочей силы главным образом оказывает воздействие на предложение труда. А в основе проведения прямых методов находится концепция ограничения государственного вмешательства в экономику.
В отличие от прямого воздействия на рынок труда, косвенные методы регулирования приводят к изменению условия хозяйствования в сторону стимулирования или ограничения развития экономических процессов и соответственно касаются проблемы спроса на труд.
Косвенные методы включают элементы фискальной политики (изменение налоговых ставок), монетарной (регулирование денежного обращения), финансовой (осуществление ассигнований ивыплата субсидий), амортизационной (варьирование ставками норм амортизационных отчислений).
Косвенные методы регулирования рынка труда одновременно являются методами общеэкономического регулирования.
По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:
-
законодательно-правовые; -
социально-экономические; -
административно-организационные.
Федеральным органом исполнительной власти проводящими государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).