Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 787

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Нормативно-правовые основы работы службы занятости в РФ
Основные положения государственной политики в сфере занятости населения закреплены в законодательстве Российской Федерации. Они представляют собой соответствующую систему нормативных правовых актов, которые определяют правовые, организационные и экономические основы отношений, возникающих в связи с обеспечением занятости и реализацией права граждан на труд.

Законодательство о занятости населения основывается, в первую очередь, на Конституцию Российской Федерации, которая является основным законом и провозглашает базовые права людей в сфере труда. Так, в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации труд в нашей стране является свободным, то есть каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Также рассматриваемая статья устанавливает, что принудительный труд в стране запрещен.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие права граждан в сфере труда:

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

  2. право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

  3. право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

  4. право на защиту от безработицы;

  5. право на индивидуальные и коллективные трудовые споры;

  6. право на отдых.

Законодательным актам федерального уровня, объединяющим нормы, относящиеся к сфере содействия занятости, так же является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. Он устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, способствует созданию необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений.

Положения Конституции РФ и актов международного значения отображаются в правовых актах федерального уровня, которые регламентируют права и обязанности сторон правоотношений
, устанавливают способы обеспечения их реализации, а также устанавливают ответственность за невыполнение обязанностей.

В системе нормативных правовых актов федерального законодательства главенствующая роль в регулировании занятости принадлежит Закону Российской Федерации от 19.04.1991 г. (ред. от 28.12.2022г) № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» , который является комплексным законодательным актом. Данный закон определяет гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, устанавливает компенсации, а также закрепляет основные права граждан в области занятости.

Так же, в Российской Федерации действует информационно-аналитическая система – общероссийская база вакансий «Работа в России», которая содержит информацию о работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест гражданах, ищущих работу, и иную информацию.6

Подзаконными актами выступают приказы, постановления, письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) по поводу оплаты труда, условий и охраны труда, трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции и так далее. А также приказы и письма Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации, которая находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Перечисленные акты регулируют общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данных исполнительных структур.

Законодательство о занятости населения основывается не только на нормативных правовых федерального уровня, но и на законах и иных актах субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует принятая постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. (ред. от 01.02.2023г.) №298 государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», которая в первую очередь нацелена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Таким образом, нормативно-правовые основы занятости населения в настоящее время опираются на целостную систему нормативных правовых актов, в которую входят, с одной стороны, правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости населения, с другой – акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости. Основную нагрузку по регулированию указанных отношений также несут подзаконные нормативно-правовые акты и программы, принятые на различных уровнях системы власти.


2.2. Анализ Федерального закона «О занятости населения в РФ»
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года (ред. от 28.12.2022г) «О занятости в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок.

Она означает фактическую реализацию права на труд. Гражданин имеет исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение к труду запрещено, в том числе и как средство обеспечения трудовой дисциплины. Оно воз­можно лишь в случаях, особо установленных законодательством. Так, не считается нарушением запретов работа, требуемая на основании во­енной службы, а также в условиях чрезвычайных обстоятельств и работа при отбывании наказания по приговору суда, выполняемая под надзо­ром соответствующих государственных органов. Незанятость не может быть основанием для правовой ответственности. Реализация принципа свободы труда — это свободный, добровольный акт гражданина. Он мо­жет и не реализовывать данное право, но от этого он не теряет его и в лю­бое время может пожелать его осуществить.

В 1 главе «Общие положения» даются такие понятия как: «занятость», «Кто считается занятым», «Безработный», «Подходящая и неподходящая работа»; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

2 глава «Права граждан в области занятости», закрепляет право на выбор места работы, профессию, на профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.

Глава 3 «Гарантии государства в области занятости», устанавливает общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.


Глава 4 «Регулирование и организация занятости населения», предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.

Главы 5-7 предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона.

Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям – в подборе необходимых кадров.

Урегулированные отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателем. устанавливают определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.
2.3. Организация и регулирование системы занятости населения в РФ
В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В России органами власти проводится регулирование занятости населения при помощи применения различных форм, средств и методов, которые прямо или косвенно воздействуют на население и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечение населения рабочими местами является одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ.7

Система управления занятостью населения – это совокупность идеологических и правовых норм, государственных, экономических и общественных структур и социально-экономических отношений по организации занятости населения.

Как любая система управления система управления занятостью населения включает в себя обязательные элементы: субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент), прямую связь между субъектом и объектом управления (распорядительная информация) и обратную связь (исполнительная информация).

Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» государственная служба занятости населения включает:


1. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

3. Государственные учреждения службы занятости населения.

По характеру влияния на трудовую деятельность методы государственного регулирования делятся на:

  • прямые;

  • косвенные.

Прямое воздействие на рынок труда, как правило, заключается в регулирую­щей или корректирующей функции государства.

Прямые методы предусматривают законодательное регулиро­вание найма работников, а также использование их труда. Пря­мые методы проявляются в следующем: стимулирование созда­ния новых рабочих мест в негосударственном секторе; развитие системы производственного обучения и переподготовки; стимули­рование или, наоборот, сдерживание развития производства в оп­ределенных регионах и областях; установление продолжительно­сти рабочего дня и недели; организация сезонных работ.

Прямое регулирование рынка рабочей силы главным образом оказывает воздействие на предложение труда. А в основе проведе­ния прямых методов находится концепция ограничения государ­ственного вмешательства в экономику.

В отличие от прямого воздействия на рынок труда, косвенные методы регулирования приводят к изменению условия хозяйствования в сторону стимулирования или ограничения развития эконо­мических процессов и соответственно касаются проблемы спроса на труд.

Косвенные методы включают элементы фискальной полити­ки (изменение налоговых ставок), монетарной (регулирование де­нежного обращения), финансовой (осуществление ассигнований ивыплата субсидий), амортизационной (варьирование ставками норм амортизационных отчислений).

Косвенные методы регулирования рынка труда одновременно являются методами общеэкономического регулирования.

По форме участия государства в регулировании занятости можно выделить следующие методы:

  • законодательно-правовые;

  • социально-экономические;

  • административно-организационные.

Федеральным органом исполнительной власти проводящими государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).