Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 786
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение безработного навыкам само презентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы.
Работа с семьей (окружением). Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.
Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.
Социально-экономические методы.
-
обеспечение социальной поддержки; -
бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; -
возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. -
выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; -
выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; -
возможность участия в оплачиваемых общественных работах; и др. социальные гарантии.
3.3. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятности населения
Под профориентационным психологическим консультированиемв службе занятности населения понимается деятельность психолога профконсультанта, направленная на оказание психологической поддержки безработному, помощь в профессиональном самоопределении, выборе и поиске работы.11
Выделяются следующие задачи профконсультаиии в службе занятости населения:
• информационно-справочная, просветительская, ориентированная на предоставление различного рода информации, связанной с профессиональным выбором и поиском работы;
• диагностическая, ориентированная на самопознание клиента;
• психологическая, ориентированная на оказание психологической поддержки в стрессовой ситуации, вызванной потерей, поиском работы, необходимостью или желанием профессионального самоопределения;
• помощь клиенту в выборе профессионального пути и принятии решения о своем дальнейшем профессиональном развитии. Приоритетность решения той или иной задачи обусловлена причиной, по которой клиент обратился в службу занятости, и ситуацией, в которой проводится консультирование.
Выделяются следующие причины обращения в службу занятости населения, при которых необходимо профориентаиионное психологическое консультирование:
-
отсутствие профессии у безработного; -
низкий образовательный уровень; -
отсутствие подходящей вакансии для клиента; -
желание сменить профессию или проблема выбора новой специальности; -
наличие у клиента проблем психоэмоционального характера: стрессовое состояние; тревога; волнение; подавленность и т. п., связанных с профессиональным выбором или поиском работы; -
неадекватная заниженная или завышенная самооценка; -
желание и потребность быть выслушанным и понятым; -
отсутствие четко разработанного плана своего профессионального развития; -
неадекватное, неуспешное поведение во время прохождения собеседований; -
плохое знание рынка труда и профессий; -
определенный социальный статус безработного (демобилизованный из армии, вернувшийся из мест лишения свободы и т. п.); -
потеря работы в связи с увольнением по сокращению штата; -
направление на переобучение или повышение квалификации.
Задачей профконсультанта в службе занятости населения является содействие клиенту в решении проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором и поиском работы.
Выделяются следующие функции профконсультанта в центре занятости:
-
Профессиональная информация, включающая в себя:
-
создание информационного банка данных для клиентов, содержащего в себя различные сведения: -
профессиограммы различных профессий; -
рейтинг профессий; -
информацию об учебных заведениях; -
информационно-стендовую работу внутреннего (на базе центра занятости) и внешнего (использование СМИ, выставок и т. п.) характера; -
участие и работу на различного рода конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации;
-
профотбор, понимаемый как установление оптимального соотношения между требованиями профессии и качествами клиента и включающий в себя:
-
психологическую диагностику индивидуальных свойств и способностей личности; -
оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии; -
принятие решения о степени профессиональной пригодности;
-
организационно-методическая работа, предполагающая:
-
знание консультантом всего спектра методик профориентации и профдиагностики; -
работу с психодиагностическим инструментарием; -
повышение квалификации в области профориентации, самообучение; -
профконсультирование, понимаемое как процесс, целью которого является достижение согласования между желаниями, потребностями, способностями, психологическими особенностями клиента, а также его представлениями о спросе на данную профессию и реально существующим положением на рынке труда, -
психологическая поддержка.
Под психологической поддержкой в профориентационном консультировании понимается деятельность консультанта, предполагающая использование различных мер, техник и приемов психологической помощи лицу, оказавшемуся в ситуации потери работы или профессионального кризиса, объединенных в единую целенаправленную систему.
Профконсультант выполняет следующие задачи, ориентированные на оказание психологической поддержки безработным:
-
в области профессионального консультирования: -
формирование уверенности человека в своей способности справляться с трудностями поиска работы и стрессом, который вызывает этот процесс, а также создание чувства уверенности в собственных силах; -
формирование установки на поиск работы и проявление деятельной, активной позиции; -
формирование, активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, помогающих справляться с трудностями поиска работы и стрессом; работа с мотивационной сферой, предполагающая: -
анализ мотивации и потребностей личности; -
активизацию профессиональных мотивов и потребностей; -
коррекцию профессиональных мотивов и потребностей в соответствии с реальными способностями; -
в области профессионального обучения и переквалификации: -
формирование готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе профессионального обучения и переквалификации; активизация, развитие познавательных мотивов, формирование интереса у обучению; -
активизация психических функций, необходимых для успешного обучения и обеспечивающих познавательную деятельность; -
в области трудоустройства: -
создание атмосферы благожелательности, позитивного отношения к проблеме поиска работы, способствующих активному и результативному поиску работы; активное слушание, демонстрация желания помочь, сочувствия; -
в области психологической коррекции: -
формирование адекватной самооценки, способствующей принятию адекватного решения; -
формирование установки поведения преодоления трудностей; устранение или ослабление скрытого или явного эмоционального неблагополучия, включающего в себя присутствие следующих отрицательных эмоциональных состояний:
-
повышенная тревожность; -
чувство неуверенности в себе, в собственном будущем; -
страх из-за неопределенности; -
излишняя нервозность, слезливость; -
эмоциональная неустойчивость; -
пассивность и индифферентность; -
агрессивность и конфликтность; -
формирование эффективных форм поведения.
Успешность профконсультирования во многом зависит от компетентности и подготовленности профконсультанта. Одной из областей, в которых профконсультант должен уметь ориентироваться, является область изучения и исследования личностных качеств и психологических характеристик безработных граждан — клиентов службы занятости населения, а также знание типов безработных.
На основе уровня активности и самостоятельности в поиске работы, а также степени эмоциональной вовлеченности в данную проблему можно выделить 4 типа безработных граждан:
Первый тип безработных имеет следующие характеристики:
-
обычно не нуждается в помощи службы занятости и чаще всего не регистрируется как безработный; -
полностью самостоятелен в профессиональном самоопределении и поиске работы; -
ориентирован на быстрый поиск новой подходящей работы;
Второй тип безработных имеет следующие характеристики:
-
регистрируется в службе занятости как безработный с целью полного использования ее ресурсов по поиску работы, -
самостоятельность в принятии решении о том, какая работа для них максимально подходит; -
адекватность и обоснованность профессионального плана;
Третий тип безработных, имеющий следующие характеристики:
-
болезненное переживание потери работы, на которое уходит достаточно большой промежуток времени; -
стадия переоценки ценностей наступает через довольно длительный срок (иногда до года); -
принятие решения об изменении своего профессионального положения чаще всего происходит не самостоятельно, а с помощью участия в специальных социально-реабилитационных программах;
Четвертый тип безработных характеризуется такими особенностями:
-
переживание серьезных и глубоких конфликтов, связанных с потерей работы; -
потеря работы может стать толчком к неблагоприятным личностным и социальным изменениям, вплоть до алкоголизма, наркомании, суицида, преступной деятельности; -
необходимость прохождения специальных реабилитационных программ.
Выделяют следующие психологические характеристики безработного:
-
снижение чувства общей удовлетворенности своей жизнью, обусловленное невозможностью удовлетворения своих ведущих потребностей как низшего уровня, то есть материальных потребностей, так и высшего уровня, то есть потребностей в самоактуализации, проявлении своей активности и реализации себя; -
нарушение существовавшей ранее иерархии и потребностей и мотивов, в связи с чем на первый план выступают менее значимые мотивы, например проблема свободного времени и его траты, а более значимые, например забота о своем авторитете, статусе, отходят на второй план; -
усиление чувства одиночества и социальной изоляции из-за отсутствия привычных контактов с окружающими; -
потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня, неорганизованность в связи с изменением привычного стиля жизни; -
нарастание апатии, пассивности, покорности, обусловленное неудачами в поиске работы, отказом потенциальных работодателей, общим состоянием депрессии; -
преобладание настроения пессимизма, основанного на неверии в собственные силы, в результативность своих поисков; -
потеря стремления к упорядоченности своей жизни, основой которого может быть резкое изменение стиля жизни, общая дезорганизация личности; -
повышение возбудимости, агрессии, связанное с невозможностью удовлетворения своих актуальных потребностей.
Наиболее сильно эти характеристики проявляются в ситуации потери человеком работы не по собственной инициативе, а в ситуации увольнения по инициативе организации или из-за сокращения штатов.
В ситуации потери работы человек проходит в своих эмоциональных переживаниях определенные закономерные стадии.
Выделяют следующие стадии эмоциональных переживаний при потере работы:
-
первая стадия, которая характеризуется переживанием шока, эмоционального потрясения и вместе с тем может переживаться и чувство облегчения при известии об увольнении. Степень эмоционального потрясения зависит от того, насколько сотрудник был готов к известию об увольнении; -
вторая стадия определяется как неприятие действительности, то есть отказ верить в произошедшее. Острота этого переживания также зависит от того, насколько неожиданным было увольнение; -
третья стадия характеризуется активным проявлением отрицательных эмоций как реакцией на увольнение, например безработный может демонстрировать гнев, возмущение, негодование и т. п.; -
четвертая стадия, предполагающая "уход в себя", для которого характерно: