Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 786

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучение безработного навыкам само презентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы.

Работа с семьей (окружением). Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.

Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.

Социально-экономические методы.

  • обеспечение социальной поддержки;

  • бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

  • возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

  • выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

  • выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах; и др. социальные гарантии.


3.3. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятности населения
Под профориентационным психологическим консультированиемв службе занятности населения понимается деятельность психолога профконсультанта, направленная на оказание психологической поддержки безработному, помощь в профессиональном самоопределении, выборе и поиске работы.11

Выделяются следующие задачи профконсультаиии в службе занятости населения:

• информационно-справочная, просветительская, ориентированная на предоставление различного рода информации, связанной с профессиональным выбором и поиском работы;

• диагностическая, ориентированная на самопознание клиента;


• психологическая, ориентированная на оказание психологической поддержки в стрессовой ситуации, вызванной потерей, поиском работы, необходимостью или желанием профессионального самоопределения;

• помощь клиенту в выборе профессионального пути и принятии решения о своем дальнейшем профессиональном развитии. Приоритетность решения той или иной задачи обусловлена причиной, по которой клиент обратился в службу занятости, и ситуацией, в которой проводится консультирование.

Выделя­ются следующие причины обращения в службу занятости насе­ления, при которых необходимо профориентаиионное психологиче­ское консультирование:

    • отсутствие профессии у безработного;

    • низкий образовательный уровень;

    • отсутствие подходящей вакансии для клиента;

    • желание сменить профессию или проблема выбора новой спе­циальности;

    • наличие у клиента проблем психоэмоционального характера: стрессовое состояние; тревога; волнение; подавленность и т. п., связанных с профессиональным выбо­ром или поиском работы;

    • неадекватная заниженная или завышенная самооценка;

    • желание и потребность быть выслушанным и понятым;

    • отсутствие четко разработанного плана своего профессио­нального развития;

    • неадекватное, неуспешное поведение во время прохождения собе­седований;

    • плохое знание рынка труда и профессий;

    • определенный социальный статус безработного (демобилизован­ный из армии, вернувшийся из мест лишения свободы и т. п.);

    • потеря работы в связи с увольнением по сокращению штата;

    • направление на переобучение или повышение квалификации.

Задачей профконсультанта в службе занятости населения яв­ляется содействие клиенту в решении проблем, связанных с про­фессиональным самоопределением, выбором и поиском работы.

Выделяются следующие функции профконсультанта в центре занятости:

  1. Профессиональная информация, включающая в себя:

  • создание информационного банка данных для клиентов, содер­жащего в себя различные сведения: 

  • профессиограммы различных профессий;

  • рейтинг профессий;

  • информацию об учебных заведениях;

  • информационно-стендовую работу внутреннего (на базе центра занятости) и внешнего (использование СМИ, выставок и т. п.) характера;

  • участие и работу на различного рода конференциях, семинарах, совещаниях, посвященных проблемам профориентации;

  1. профотбор, понимаемый как установление оптимального соот­ношения между требованиями профессии и качествами клиента и включающий в себя:


  • психологическую диагностику индивидуальных свойств и спо­собностей личности;

  • оценку индивидуальных способностей личности в соответствии с требованиями профессии;

  • принятие решения о степени профессиональной пригодности;

  1. организационно-методическая работа, предполагающая:

  • знание консультантом всего спектра методик профориентации и профдиагностики;

  • работу с психодиагностическим инструментарием;

  • повышение квалификации в области профориентации, самообу­чение;

  • профконсультирование, понимаемое как процесс, целью кото­рого является достижение согласования между желаниями, по­требностями, способностями, психологическими особенностями клиента, а также его представлениями о спросе на данную про­фессию и реально существующим положением на рынке труда,

  • психологическая поддержка.

Под психологической поддержкой в профориентационном консультировании понимается деятельность консультанта, предполагающая использование различных мер, техник и приемов психо­логической помощи лицу, оказавшемуся в ситуации потери рабо­ты или профессионального кризиса, объединенных в единую целенаправленную систему.

Профконсультант выполняет следующие задачи, ориентированные на оказание психологической поддержки безработным:

  • в области профессионального консультирования:

  • формирование уверенности человека в своей способности справляться с трудностями поиска работы и стрессом, который вызывает этот процесс, а также создание чувства уверенности в собственных силах;

  • формирование установки на поиск работы и проявление дея­тельной, активной позиции;

  • формирование, активизация навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, помогающих справляться с трудностями поиска работы и стрессом; работа с мотивационной сферой, предполагающая:

  • анализ мотивации и потребностей личности;

  • активизацию профессиональных мотивов и потребностей;

  • коррекцию профессиональных мотивов и потребностей в со­ответствии с реальными способностями;

  • в области профессионального обучения и переквалификации:

  • формирование готовности к преодолению трудностей, которые могут возникнуть в процессе профессионального обучения и переквалификации; активизация, развитие познавательных мотивов, формирование интереса у обучению;

  • активизация психических функций, необходимых для успешного обучения и обеспечивающих познавательную деятельность;

  • в области трудоустройства:

  • создание атмосферы благожелательности, позитивного отноше­ния к проблеме поиска работы, способствующих активному и результативному поиску работы; активное слушание, демонстрация желания помочь, сочувствия;

  • в области психологической коррекции:

  • формирование адекватной самооценки, способствующей приня­тию адекватного решения;

  • формирование установки поведения преодоления трудностей; устранение или ослабление скрытого или явного эмоционально­го неблагополучия, включающего в себя присутствие следующих отрицательных эмоциональных состояний:


  • повышенная тревожность;

  • чувство неуверенности в себе, в собственном будущем;

  • страх из-за неопределенности;

  • излишняя нервозность, слезливость;

  • эмоциональная неустойчивость;

  • пассивность и индифферентность;

  • агрессивность и конфликтность;

  • формирование эффективных форм поведения.

Успешность профконсультирования во многом зависит от компетентности и подготовленности профконсультанта. Одной из областей, в которых профконсультант должен уметь ориенти­роваться, является область изучения и исследования личностных качеств и психологических характеристик безработных граждан — клиентов службы занятости населения, а также знание типов безработных.

На основе уровня активности и самостоятельно­сти в поиске работы, а также степени эмоциональной вовле­ченности в данную проблему можно выделить 4 типа безра­ботных граждан:

Первый тип безработных имеет следующие характеристики:

  • обычно не нуждается в помощи службы занятости и чаще все­го не регистрируется как безработный;

  • полностью самостоятелен в профессиональном самоопределе­нии и поиске работы;

  • ориентирован на быстрый поиск новой подходящей работы;

Второй тип безработных имеет следующие характеристики:

  • регистрируется в службе занятости как безработный с целью полного использования ее ресурсов по поиску работы,

  • самостоятельность в принятии решении о том, какая работа для них максимально подходит;

  • адекватность и обоснованность профессионального плана;

Третий тип безработных, имеющий следующие характеристики:

  • болезненное переживание потери работы, на которое уходит достаточно большой промежуток времени;

  • стадия переоценки ценностей наступает через довольно длитель­ный срок (иногда до года);

  • принятие решения об изменении своего профессионального положе­ния чаще всего происходит не самостоятельно, а с помощью уча­стия в специальных социально-реабилитационных программах;

Четвертый тип безработных характеризуется такими особенно­стями:

  • переживание серьезных и глубоких конфликтов, связанных с потерей работы;

  • потеря работы может стать толчком к неблагоприятным личностным и социальным изменениям, вплоть до алкоголизма, наркомании, суицида, преступной деятельности;

  • необходимость прохождения специальных реабилитационных про­грамм.

Выделяют следующие психологические характеристики безработного:


  • снижение чувства общей удовлетворенности своей жизнью, обу­словленное невозможностью удовлетворения своих ведущих потребностей как низшего уровня, то есть материальных по­требностей, так и высшего уровня, то есть потребностей в самоактуализации, проявлении своей активности и реализа­ции себя;

  • нарушение существовавшей ранее иерархии и потребностей и мотивов, в связи с чем на первый план выступают менее значи­мые мотивы, например проблема свободного времени и его траты, а более значимые, например забота о своем авторитете, статусе, отходят на второй план;

  • усиление чувства одиночества и социальной изоляции из-за отсут­ствия привычных контактов с окружающими;

  • потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня, неорга­низованность в связи с изменением привычного стиля жизни;

  • нарастание апатии, пассивности, покорности, обусловленное неудачами в поиске работы, отказом потенциальных работода­телей, общим состоянием депрессии;

  • преобладание настроения пессимизма, основанного на неверии в собственные силы, в результативность своих поисков;

  • потеря стремления к упорядоченности своей жизни, основой ко­торого может быть резкое изменение стиля жизни, общая дез­организация личности;

  • повышение возбудимости, агрессии, связанное с невозможно­стью удовлетворения своих актуальных потребностей.

Наиболее сильно эти характеристики проявляются в ситуации потери человеком работы не по собственной инициативе, а в си­туации увольнения по инициативе организации или из-за сокра­щения штатов.

В ситуации потери работы человек проходит в своих эмоцио­нальных переживаниях определенные закономерные стадии.

Вы­деляют следующие стадии эмоциональных переживаний при по­тере работы:

    • первая стадия, которая характеризуется переживанием шока, эмоционального потрясения и вместе с тем может пережи­ваться и чувство облегчения при известии об увольнении. Сте­пень эмоционального потрясения зависит от того, насколько сотрудник был готов к известию об увольнении;

    • вторая стадия определяется как неприятие действительности, то есть отказ верить в произошедшее. Острота этого пережи­вания также зависит от того, насколько неожиданным было увольнение;

    • третья стадия характеризуется активным проявлением отрица­тельных эмоций как реакцией на увольнение, например безработный может демонстрировать гнев, возмущение, негодование и т. п.;

    • четвертая стадия, предполагающая "уход в себя", для которого характерно: