Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 785

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третий этап начался в 2001 г. Он характеризуется изменением финансирования всей системы защиты от безработицы. С введением в действие второй части Налогового кодекса РФ и ликвидацией Фонда занятости финансирование всех мер по трудоустройству населения стало осуществляться только из средств федерального бюджета. Упразднение государственного фонда занятости было продиктовано стремлением усилить контроль расходования средств и сократить налогообложение работодателей.

В 2001 г. впервые удалось обеспечить регулярность и своевременность выплат пособий всем безработным вне зависимости от места их проживания и семейного положения. Реформирование затронуло лишь финансовую составляющую системы государственной службы занятости и не коснулось содержания и качества работы ее институтов, не привело к переориентации от пассивных форм поддержки безработных к активной политике занятости.

Новый порядок финансирования внес еще большую неопределенность в статус государственной службы занятости населения, что вызвало отток квалифицированных кадров, усложнив работу оставшихся сотрудников.

Оплата труда работников центров занятости населения, обслуживающих безработных граждан, уменьшилась в два и более раза.

Четвертый этап начался в 2006 г., и с этого года развитие государственной службы занятости населения получило новый толчок.

Проводимая в России административная реформа по улучшению качества и доступности государственных услуг коснулась и службы занятости. Кроме того, в виде административных регламентов предоставления общественно значимых услуг государства населению проводились на базе четырех служб: Федеральной миграционной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы по труду и занятости. В службе занятости населения с июля 2006 г. были введены в действие 11 административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.

Со второй половины 2006 г. осуществлялось их внедрение в деятельность территориальных центров занятости. Одновременно с этим система службы занятости населения претерпела кардинальные изменения — полномочия в области содействия занятости из федерального ведения переданы в регионы, что нарушило четкие вертикальные связи построения службы занятости.2

Так, в настоящее время за Федеральной службой по труду и занятости остаются только функции нормативно-правового регулирования в сфере труда и контроль соблюдения трудового законодательства, а полномочия и финансирование службы занятости передаются на региональный уровень.

1.2. Цели, задачи и функции центра занятости населения
Центр занятости населения – местное отделение службы занятости, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости, непосредственно оказывает государственные услуги населению в сфере занятости.3

Цель деятельности центра занятости населения - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Приоритетными задачами государственного регулирования занятости выступают:

  • содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда;

  • активизация усилий по регламентации предпринимательской деятельности для легализации теневой занятости;

  • обеспечение существенного роста цены труда;

  • стимулирование предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места;

  • совмещение приоритетов политики занятости с приоритетами структурной и инвестиционной политики;

  • наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;

  • предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Центр занятости осуществляет следующие функции:

  1. регистрирует граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрирует безработных граждан;

  2. реализует государственные и региональные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов;

  3. осуществляет организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда);

  4. содействует в трудоустройстве незанятых многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

  5. содействует в трудоустройстве наркозависимых лиц, прошедших курс реабилитации, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

  6. осуществляет подготовку предложений о привлечении и об использовании иностранных работников;

  7. осуществляет сбор заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), а также заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг);

  8. реализует мероприятия, предусмотренные Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

  9. реализует дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области;

  10. принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;

  11. осуществляет обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения, готовит предложения по совершенствованию данного законодательства;

  12. участвует в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом;

  13. выявляет условия коллективных договоров, изменений к коллективным договорам, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  14. оказывает консультационную и методическую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, расположенным на территории Свердловской области, по разработке и заключению коллективных договоров и соглашений, по вопросам охраны труда, по исполнению работодателями трудового законодательства, по обеспечению работодателями социальных гарантий работникам, предусмотренных трудовым законодательством;

  15. осуществляет сбор, обработку информации о развитии на территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, системы социального партнерства, о коллективных договорах и соглашениях, о выполнении условий коллективных договоров и соглашений, об исполнении работодателями трудового законодательства, о ситуации с выплатой заработной платы, о состоянии условий и охраны труда, об обучении по программам охраны труда руководителей и специалистов, о проведении специальной оценки условий труда в организациях, расположенных на территории муниципальных образований, а также изучает и обобщает опыт регулирования социально-трудовых отношений на территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;

  16. оказывает бесплатную юридическую помощь по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости, гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи;

  17. осуществляет функции получателя бюджетных средств из областного бюджета на осуществление полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения, в том числе в соответствии с государственным заданием, сформированным и утвержденным Департаментом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области (в случае, если Департаментом принято решение о формировании в отношении Центра занятости государственного задания), а также бюджетных средств из областного бюджета за счет субвенции из федерального бюджета на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

  18. формирует предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию Центра занятости;

  19. формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;

  20. представляет сведения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 21) подготавливает и представляет в Департамент в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о деятельности Центра занятости;

  21. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

  22. организует прием граждан, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;

  23. выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке;

  24. обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, а также обучение безопасным методам труда (охрана труда), пожарной безопасности работников Центра занятости;

  25. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости;

  26. осуществляет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления деятельности Центра занятости;

  27. участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;

  28. принимает меры по повышению эффективности трудоустройства инвалидов;

  29. осуществляет деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов в части реализации мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе содействие в их трудоустройстве;

  30. заключает соглашения (договоры) по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов в части реализации мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе содействие в их трудоустройстве, а также сопровождения при содействии занятости инвалидов;

  31. заключает соглашения (договоры) по вопросам социальной занятости инвалидов;

  32. оказывает методическую помощь работодателям по вопросам трудоустройства инвалидов, в том числе по сопровождению при содействии занятости инвалидов;

  33. организует и проводит мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах;

  34. организует и осуществляет взаимодействие с работодателями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, образовательными учреждениями и организациями по вопросам профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов;

  35. осуществляет организацию и проведение мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве;

  36. осуществляет сбор и обработку сведений от работодателей, расположенных на территории Свердловской области, о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов, обеспечивает формирование и ведение реестра работодателей, расположенных на территории Свердловской области, которым установлена квота для приема на работу инвалидов;

  37. реализует мероприятия, связанные с решением вопросов о направлении безработных граждан на пенсию по старости досрочно;

  38. осуществляет работу по регистрации граждан, подавших заявление о предоставлении государственных услуг в области занятости населения в электронном виде или через государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»;

  39. обеспечивает инвалидам возможность подачи заявления о предоставлении государственной услуги по сопровождению при содействии занятости через «личный кабинет» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», а также других условий оказания данной государственной услуги на дому или дистанционно;

  40. осуществляет подготовку и проведение комплексных мероприятий, направленных на широкое информирование населения о ситуации на рынке труда, проводит работу по взаимодействию со средствами массовой информации, общественными организациями, реализует специальные информационные мероприятия, формирующие позитивное общественное мнение о работе службы занятости;

  41. осуществляет сопровождение (администрирование) сведений, поступающих в Информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России»;

  42. осуществляет взаимодействие с органами прокуратуры Свердловской области по выявлению нарушений работодателями пунктов 2, 3 и 6 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

  43. осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации и Свердловской области.


Благодаря успешной и высокоэффективной деятельности службы, уровень безработицы в Свердловской области один из самых низких в Российской Федерации.

В целях выполнения задач, стоящих перед службой занятости, освоения новых технологий и дальнейшего развития проводится интенсивное обучение персонала по различным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обучение проводится в различных образовательных учреждениях – Уральская академия государственной службы, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Уральский межрегиональный филиал Всероссийского научно – исследовательского института охраны и экономики труда Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и других.

Проблема занятости населения тесно связана с удовлетворением одной из важнейших социальных потребностей человека и самой главной из них – потребности в самореализации и свободном развитии. Эффективно участвуя в решении данной проблемы, служба занятости населения Свердловской области вносит весомый вклад в формирование прогрессивных тенденций экономического и социального развития Свердловской области.
1.3. Модернизация центра занятости населения
С 2019 г. пандемия коронавируса существенно повлияла на уровень безработицы в Российской Федерации в целом и во всех регионах страны. По данным Минтруда России, из-за пандемии коронавируса в регионах России стало больше безработных среди молодежи и женщин.

Коронавирусная инфекция внесла серьезные коррективы во все сферы жизнедеятельности, выявила новые и обострила существующие проблемы.

С приходом пандемии отдельные категории работников, в том числе женщины, молодежь, дети, мигранты, оказались в наиболее уязвимом положении.

Пандемия коронавируса существенно изменила положение на региональных рынках труда: расширились возможности онлайн-формата, появились дистанционные вакансии и новые возможности противодействия безработице.

Пандемия изменила не только отдельные сферы жизни общества, но и социальные институты регионов страны. Пандемия показала, что службы занятости населения России уже не могут вернуться к прежним установкам и готовы к модернизации.4

Новые центры занятости — это пространство, где встречается бизнес и потенциальный работник, где граждане могут пройти первичное тестирование, получить поддержку психолога, возможность переобучения по востребованным у работодателей профессиям, обрести уверенность в себе, а также навыки самопрезентации.


Подбирать людей в центрах занятости будут под конкретный запрос работодателей. Реорганизация центров занятости проходит по всей стране.

В рамках модернизации внедряется клиентоцентричный подход, то есть ориентация на потребности и интересы человека, ищущего работу, а для работодателей сотрудников в центрах занятости подбирают под конкретный запрос. 

Благодаря национальному проекту «Демография»5 проводится модернизация центров занятости — как флагманских, чаще всего расположенных в крупных городах, так и небольших, расположенных в сельской местности. На сегодняшний день прошли модернизацию 175 центров занятости населения в 73 регионах. В 2023 году в 17 регионах начнется комплексная модернизация — на новые стандарты работы перейдут все центры занятости населения в этих регионах.

Отдельный акцент сделан на повышении квалификации и формировании новых профессиональных навыков у сотрудников центров занятости — благодаря национальному проекту обучение пройдут 22 тыс. сотрудников.

Пройти бесплатное переобучение по востребованным профессиям благодаря национальному проекту «Демография» могут:

  • граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста;

  • женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и неработающие женщины, воспитывающие детей-дошкольников;

  • официально зарегистрированные безработные граждане;

  • работники под риском увольнения;

  • граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, которые получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;

  • участники специальной военной операции и члены семей участников СВО, погибших в ходе боевых действий;

  • молодежь в возрасте до 35 лет:

  • если после завершения учебы или военной службы более четырех месяцев не удалось найти работу;

  • студенты последних курсов вузов и колледжей, если для них отсутствует подходящая работа по полученной специальности;

  • если нет профессионального или высшего образования.

Записаться на обучение можно онлайн — на портале «Работа России», а после подачи заявки — пройти профессиональную ориентацию в ближайшем центре занятости населения, чтобы специалисты смогли подобрать оптимальную программу. В каждом регионе свой набор программ, поэтому во время обучения можно получить профессию, которая точно востребована у работодателей. Обучаться можно также для открытия собственного дела.


Обучение можно проходить как на дистанционном, так и на очном формате обучения.

Всего в 2023 году в программе смогут принять участие не менее 138 тыс. человек.