Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 785
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третий этап начался в 2001 г. Он характеризуется изменением финансирования всей системы защиты от безработицы. С введением в действие второй части Налогового кодекса РФ и ликвидацией Фонда занятости финансирование всех мер по трудоустройству населения стало осуществляться только из средств федерального бюджета. Упразднение государственного фонда занятости было продиктовано стремлением усилить контроль расходования средств и сократить налогообложение работодателей.
В 2001 г. впервые удалось обеспечить регулярность и своевременность выплат пособий всем безработным вне зависимости от места их проживания и семейного положения. Реформирование затронуло лишь финансовую составляющую системы государственной службы занятости и не коснулось содержания и качества работы ее институтов, не привело к переориентации от пассивных форм поддержки безработных к активной политике занятости.
Новый порядок финансирования внес еще большую неопределенность в статус государственной службы занятости населения, что вызвало отток квалифицированных кадров, усложнив работу оставшихся сотрудников.
Оплата труда работников центров занятости населения, обслуживающих безработных граждан, уменьшилась в два и более раза.
Четвертый этап начался в 2006 г., и с этого года развитие государственной службы занятости населения получило новый толчок.
Проводимая в России административная реформа по улучшению качества и доступности государственных услуг коснулась и службы занятости. Кроме того, в виде административных регламентов предоставления общественно значимых услуг государства населению проводились на базе четырех служб: Федеральной миграционной службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной регистрационной службы и Федеральной службы по труду и занятости. В службе занятости населения с июля 2006 г. были введены в действие 11 административных регламентов предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.
Со второй половины 2006 г. осуществлялось их внедрение в деятельность территориальных центров занятости. Одновременно с этим система службы занятости населения претерпела кардинальные изменения — полномочия в области содействия занятости из федерального ведения переданы в регионы, что нарушило четкие вертикальные связи построения службы занятости.2
Так, в настоящее время за Федеральной службой по труду и занятости остаются только функции нормативно-правового регулирования в сфере труда и контроль соблюдения трудового законодательства, а полномочия и финансирование службы занятости передаются на региональный уровень.
1.2. Цели, задачи и функции центра занятости населения
Центр занятости населения – местное отделение службы занятости, непосредственно работающие с населением в области труда и занятости, непосредственно оказывает государственные услуги населению в сфере занятости.3
Цель деятельности центра занятости населения - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.
Приоритетными задачами государственного регулирования занятости выступают:
-
содействие ускорению переливов рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда; -
активизация усилий по регламентации предпринимательской деятельности для легализации теневой занятости; -
обеспечение существенного роста цены труда; -
стимулирование предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места; -
совмещение приоритетов политики занятости с приоритетами структурной и инвестиционной политики; -
наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; -
предоставление работы каждому, кто ее ищет.
Центр занятости осуществляет следующие функции:
-
регистрирует граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрирует безработных граждан; -
реализует государственные и региональные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов; -
осуществляет организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда); -
содействует в трудоустройстве незанятых многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; -
содействует в трудоустройстве наркозависимых лиц, прошедших курс реабилитации, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; -
осуществляет подготовку предложений о привлечении и об использовании иностранных работников; -
осуществляет сбор заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг), а также заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг); -
реализует мероприятия, предусмотренные Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; -
реализует дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области; -
принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан; -
осуществляет обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения, готовит предложения по совершенствованию данного законодательства; -
участвует в расследовании несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев (в том числе групповых) со смертельным исходом; -
выявляет условия коллективных договоров, изменений к коллективным договорам, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; -
оказывает консультационную и методическую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, расположенным на территории Свердловской области, по разработке и заключению коллективных договоров и соглашений, по вопросам охраны труда, по исполнению работодателями трудового законодательства, по обеспечению работодателями социальных гарантий работникам, предусмотренных трудовым законодательством; -
осуществляет сбор, обработку информации о развитии на территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, системы социального партнерства, о коллективных договорах и соглашениях, о выполнении условий коллективных договоров и соглашений, об исполнении работодателями трудового законодательства, о ситуации с выплатой заработной платы, о состоянии условий и охраны труда, об обучении по программам охраны труда руководителей и специалистов, о проведении специальной оценки условий труда в организациях, расположенных на территории муниципальных образований, а также изучает и обобщает опыт регулирования социально-трудовых отношений на территории муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области; -
оказывает бесплатную юридическую помощь по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости, гражданам, имеющим право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи; -
осуществляет функции получателя бюджетных средств из областного бюджета на осуществление полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения, в том числе в соответствии с государственным заданием, сформированным и утвержденным Департаментом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области (в случае, если Департаментом принято решение о формировании в отношении Центра занятости государственного задания), а также бюджетных средств из областного бюджета за счет субвенции из федерального бюджета на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; -
формирует предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию Центра занятости; -
формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения; -
представляет сведения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 21) подготавливает и представляет в Департамент в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о деятельности Центра занятости; -
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; -
организует прием граждан, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы; -
выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке; -
обеспечивает профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, а также обучение безопасным методам труда (охрана труда), пожарной безопасности работников Центра занятости; -
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости; -
осуществляет функции государственного заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для осуществления деятельности Центра занятости; -
участвует в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы; -
принимает меры по повышению эффективности трудоустройства инвалидов; -
осуществляет деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов в части реализации мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе содействие в их трудоустройстве; -
заключает соглашения (договоры) по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов в части реализации мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе содействие в их трудоустройстве, а также сопровождения при содействии занятости инвалидов; -
заключает соглашения (договоры) по вопросам социальной занятости инвалидов; -
оказывает методическую помощь работодателям по вопросам трудоустройства инвалидов, в том числе по сопровождению при содействии занятости инвалидов; -
организует и проводит мониторинг трудоустройства и закрепляемости инвалидов на рабочих местах; -
организует и осуществляет взаимодействие с работодателями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, образовательными учреждениями и организациями по вопросам профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов; -
осуществляет организацию и проведение мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействию в последующем трудоустройстве; -
осуществляет сбор и обработку сведений от работодателей, расположенных на территории Свердловской области, о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов, обеспечивает формирование и ведение реестра работодателей, расположенных на территории Свердловской области, которым установлена квота для приема на работу инвалидов; -
реализует мероприятия, связанные с решением вопросов о направлении безработных граждан на пенсию по старости досрочно; -
осуществляет работу по регистрации граждан, подавших заявление о предоставлении государственных услуг в области занятости населения в электронном виде или через государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»; -
обеспечивает инвалидам возможность подачи заявления о предоставлении государственной услуги по сопровождению при содействии занятости через «личный кабинет» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», а также других условий оказания данной государственной услуги на дому или дистанционно; -
осуществляет подготовку и проведение комплексных мероприятий, направленных на широкое информирование населения о ситуации на рынке труда, проводит работу по взаимодействию со средствами массовой информации, общественными организациями, реализует специальные информационные мероприятия, формирующие позитивное общественное мнение о работе службы занятости; -
осуществляет сопровождение (администрирование) сведений, поступающих в Информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий «Работа в России»; -
осуществляет взаимодействие с органами прокуратуры Свердловской области по выявлению нарушений работодателями пунктов 2, 3 и 6 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; -
осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Благодаря успешной и высокоэффективной деятельности службы, уровень безработицы в Свердловской области один из самых низких в Российской Федерации.
В целях выполнения задач, стоящих перед службой занятости, освоения новых технологий и дальнейшего развития проводится интенсивное обучение персонала по различным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обучение проводится в различных образовательных учреждениях – Уральская академия государственной службы, Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Уральский межрегиональный филиал Всероссийского научно – исследовательского института охраны и экономики труда Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и других.
Проблема занятости населения тесно связана с удовлетворением одной из важнейших социальных потребностей человека и самой главной из них – потребности в самореализации и свободном развитии. Эффективно участвуя в решении данной проблемы, служба занятости населения Свердловской области вносит весомый вклад в формирование прогрессивных тенденций экономического и социального развития Свердловской области.
1.3. Модернизация центра занятости населения
С 2019 г. пандемия коронавируса существенно повлияла на уровень безработицы в Российской Федерации в целом и во всех регионах страны. По данным Минтруда России, из-за пандемии коронавируса в регионах России стало больше безработных среди молодежи и женщин.
Коронавирусная инфекция внесла серьезные коррективы во все сферы жизнедеятельности, выявила новые и обострила существующие проблемы.
С приходом пандемии отдельные категории работников, в том числе женщины, молодежь, дети, мигранты, оказались в наиболее уязвимом положении.
Пандемия коронавируса существенно изменила положение на региональных рынках труда: расширились возможности онлайн-формата, появились дистанционные вакансии и новые возможности противодействия безработице.
Пандемия изменила не только отдельные сферы жизни общества, но и социальные институты регионов страны. Пандемия показала, что службы занятости населения России уже не могут вернуться к прежним установкам и готовы к модернизации.4
Новые центры занятости — это пространство, где встречается бизнес и потенциальный работник, где граждане могут пройти первичное тестирование, получить поддержку психолога, возможность переобучения по востребованным у работодателей профессиям, обрести уверенность в себе, а также навыки самопрезентации.
Подбирать людей в центрах занятости будут под конкретный запрос работодателей. Реорганизация центров занятости проходит по всей стране.
В рамках модернизации внедряется клиентоцентричный подход, то есть ориентация на потребности и интересы человека, ищущего работу, а для работодателей сотрудников в центрах занятости подбирают под конкретный запрос.
Благодаря национальному проекту «Демография»5 проводится модернизация центров занятости — как флагманских, чаще всего расположенных в крупных городах, так и небольших, расположенных в сельской местности. На сегодняшний день прошли модернизацию 175 центров занятости населения в 73 регионах. В 2023 году в 17 регионах начнется комплексная модернизация — на новые стандарты работы перейдут все центры занятости населения в этих регионах.
Отдельный акцент сделан на повышении квалификации и формировании новых профессиональных навыков у сотрудников центров занятости — благодаря национальному проекту обучение пройдут 22 тыс. сотрудников.
Пройти бесплатное переобучение по востребованным профессиям благодаря национальному проекту «Демография» могут:
-
граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста; -
женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и неработающие женщины, воспитывающие детей-дошкольников; -
официально зарегистрированные безработные граждане; -
работники под риском увольнения; -
граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, которые получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; -
участники специальной военной операции и члены семей участников СВО, погибших в ходе боевых действий; -
молодежь в возрасте до 35 лет: -
если после завершения учебы или военной службы более четырех месяцев не удалось найти работу; -
студенты последних курсов вузов и колледжей, если для них отсутствует подходящая работа по полученной специальности; -
если нет профессионального или высшего образования.
Записаться на обучение можно онлайн — на портале «Работа России», а после подачи заявки — пройти профессиональную ориентацию в ближайшем центре занятости населения, чтобы специалисты смогли подобрать оптимальную программу. В каждом регионе свой набор программ, поэтому во время обучения можно получить профессию, которая точно востребована у работодателей. Обучаться можно также для открытия собственного дела.
Обучение можно проходить как на дистанционном, так и на очном формате обучения.
Всего в 2023 году в программе смогут принять участие не менее 138 тыс. человек.