Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение тюменской области тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что интересно, произошли изменения среди лидирующих в производстве «заморозки» регионов. Пять лет назад лидерами были Москва, Адыгея, Белгородская область и Санкт-Петербург. В 2020 г ситуация кардинально изменилась. Столица растеряла свой производственный потенциал. Отсюда производство замороженных овощей, фруктов и ягод практически полностью переместилось в Подмосковье. За пятилетку объем выпуска «заморозки» в Московской области вырос в 17 раз и уже составляет более трети общероссийского показателя.

Значительный рост показали также Липецкая, Ростовская, Брянская и Кемеровская области, не фигурировавшие ранее. Из лидеров прошлого периода вверху списка регионов-производителей удалось закрепиться только Адыгее. Таким образом, почти 2/3 отечественных поставок рынка замороженных овощей, фруктов и ягод в России сейчас контролируют производители из Центрального федерального округа.

Экономическая эффективность в значительной мере зависит от эффективности организации путей реализации овощей, определение оптимальной цены и умении ориентироваться и учитывать основные тенденции на рынке [17].

Плодоовощная продукция является товаром первой необходимости. Большая часть населения в зимне-весенний период потребляет овощи, которые закладывают на хранение осенью или импортируют. К началу второго квартала запасы плодоовощной продукции заканчиваются, и к следующему урожаю наблюдается сезонное увеличение спроса. Так как предложение овощей на данное время являются ограниченным, цены возрастают.

Сегодня спрос постоянно увеличивается, потребитель становится всё более взыскательным, он требует качественного товара, больше уделяя внимание внешнему виду, упаковки и вкусовым качествам. Основными овощами, которые пользуются спросом, являются «борщевой набор». Кроме того, закупку овощной продукции в основном осуществляют жители городов, потребители со средним и высоким уровнем доходов [18].

Плодоовощной комплекс является одним из основных и наиболее трудоёмких отраслей АПК. Этой отрасли принадлежит важная роль в снабжении населения продуктами питания, имеющими высокую биологическую ценность, содержащими ряд необходимых компонентов, минеральных веществ и витаминов. Однако произошедшие в стране социально-экономические преобразования разрушили существовавшую ранее систему централизованной организации производства и распределения картофеля и плодоовощной продукции. Крупнотоварное, по своей природе экономически эффективное сельскохозяйственное производство овощей и фруктов в новых условиях стало терять свой экономический потенциал. Контрастное расслоение населения по уровню доходов привело в последние годы к тому, что объективно существующее изобилие плодов и овощей приблизило и потребительский уровень наиболее обеспеченных покупателей, особенно в крупных городах, к западному. В то же время основная часть российских граждан вынуждена отказывать себе в природных витаминах вследствие своей низкой платёжеспособности. Недостаток качественных овощей на внутреннем рынке восполняется поставками по импорту, объёмы которого ежегодно растут. Из-за неудовлетворительного хранения и плохой транспортировки происходит не только утрата природных достоинств свежей продукции, но и её прямое уничтожение. Потери составляют более 40% среднегодового производства овощей. Всё это негативно сказывается на решении проблемы обеспечения населения полноценными продуктами питания и эффективности плодоовощного комплекса [20].


Российские производители не могут в полном объеме удовлетворить потребности рынка. В 2006 г. при увеличении объемов производства плодоовощных консервов на 12 % поставки по импорту возросли более чем на 16 %. Доля импорта на российском рынке плодоовощной консервации составляет порядка 30 %. Некоторые позиции практически не производятся в России (из сырья тропических культур) или производятся в незначительных количествах (сахарная кукуруза, персики, абрикосы, вишни, клубника) [12, с.55].

В последнее время в плодоовощной промышленности отмечается тенденция укрупнения существующих российских производителей. Это связано с тем, что крупные торговые сети более охотно продают раскрученные бренды и предпочитают заключать договоры с крупными производителями или холдингами. Мелким производителям не под силу выдержать необходимые объемы поставок и прочие требования крупных сетевиков. Налаживание связей с современными видами розничных сетей (супер- и гипермаркетами) для поставщиков представляет определенные трудности.

Плодоовощеконсервное производство- одна из важнейших отраслей АПК страны, которая обеспечивает равномерное потребление плодоовощной продукции в течение года, улучшает снабжение продуктами питания население страны [6].

Объем производства плодоовощной продукции определяется потребительским спросом, который, в свою очередь, формируется под воздействием предложения консервной продукции на рынке. Исходя из нормативов, среднее потребление продукции в свежем виде на душу населения должно составлять 80 %, а в переработанном виде — 20 %. На практике же увеличение предложения в одной форме продукта изменяет потребность в другом виде того же продукта. Увеличение потребления овощей в свежем виде значительно уменьшает потребность в плодоовощной продукции в консервированном виде [20].

Так как плодоовощная продукция – скоропортящийся товар, потребление ее в свежем виде в течение длительного срока, а также доставка ее к месту сбыта - не простая проблема, поэтому требуется ее быстрая и качественная переработка.

С освоением рыночных отношений возросло количество сельских товаропроизводителей, малых частных предприятий по переработке овощной продукции, в городах и поселках функционирует множество мелкооптовых продовольственных точек, хотя часто они не получают ожидаемую прибыль в силу не налаженности каналов реализации. Вместе с тем уровень переработки вторичных сырьевых ресурсов и внедрение малоотходных и безотходных технологий в плодоовощном комплексе становятся недостаточными. Промышленная переработка плодов и овощей сельских товаропроизводителей находится на низком технологическом уровне.



Сложившаяся система и состояние заготовки, хранения, транспортировки и реализации плодоовощной продукции не отвечают современным требованиям потребительского рынка. Выпускаемая продукция должна выдерживать жесткую конкуренцию, правила которой диктует мировой рынок. Неудовлетворительное хранение и транспортировка ведут к утрате природных достоинств свежей продукции, а потери превышают 40 % объема ее среднегодового производства.

Оптимальное распределение плодоовощной промышленности по направлениям использования состоит: в реализации в свежем виде; в хранении и в переработке.

Производство плодоовощной продукции с каждым годом только увеличивается, а качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего, да и несвоевременность переработки овощной продукции приводит к очень большим потерям на пути от производителя до потребителя. К сожалению, ввиду особенностей продукции, теряются их товарные характеристики [10].

На сегодня ассортимент овощей и фруктов не большой. Большинство производителей отдают предпочтение выращиванию стандартного набора овощей и его оптовой реализации. Большие объёмы продукции супермаркеты купить не в состоянии, при отсутствии возможности хранения. Но стремительные тенденции развития розничной торговли могут в ближайшее время привести к уменьшению части рынков [19].

Большие торговые предприятия ищут пути к нормальной овощной торговли. Супермаркеты всё чаще пользуются предложениями, которые поступают от самих производителей овощной продукции. Работа с ними ведётся на договорной основе.

Основными поставщиками ранней замороженной плодоовощной продукции в розничную торговлю являются посредники оптового рынка.

Сейчас каждое торговое предприятие решает проблемы со снабжением плодов своими силами. Супермаркеты стараются устанавливать прямые связи не только с местными производителями замороженных плодов, но и с производителями из других регионов или большими оптовыми компаниями. Основные посевные площади, для сырья замороженных плодов, расположены в Центральном, Уральском, Центрально-Черноземном, Волго-Вятском и Западно-Сибирском экономических районах.

Овощеводство развито повсеместно, однако наибольшие посевы сосредоточены в Северо-Кавказском, Поволжском, Центральном, Уральском экономических районах.

Наиболее распространенными по площади посева и производимой массе являются капуста, столовая свекла, морковь, лук, помидоры, огурцы, баклажаны.


Бахчевые культуры (дыня, арбуз, тыква) - на Северном Кавказе, в нижнем Поволжье, частично в некоторых областях Центра и Урала.

Садоводство и виноградарство. Главным образом среднее и нижнее Поволжье, области Центра и Северного Кавказа. Отчасти (яблони, груши, слива) - Центральный, Центрально-Черноземный районы [11, с.112].

1.2 Факторы, влияющие на качество замороженной плодоовощной продукции

К факторам формирующее качество переработанной плодоовощной продукции относят: сырьё, технология производства.

Пригодность плодов и овощей для переработанных зависит от многих факторов, таких как сортовые особенности, видовой состав, степень зрелости. Одним из условий пригодности для замораживания является способность замороженного продукта восстанавливаться после размораживания без ухудшения товарного вида. Не подвергают перерабатыванию следующие виды плодоовощной продукции: салат, редис, белую смородину. Продукция из переработанных огурцов характеризуется низким качеством [12, с.66].

Перерабатывать могут почти все виды плодов и ягод (кроме редиса, салата и некоторых других видов). Высокое качество переработанной продукции достигается, прежде всего, соблюдением технологического процесса подготовки продукции к переработке, необходимо использование сортового сырья технической степени зрелости. Особое внимание уделяется соблюдению санитарно-гигиенических условий производства, использованию современных способов и режимов заморозки. Технологические инструкции по переработки плодоовощной продукции обязательно учитывают видовые и сортовые особенности сырья, в соответствии с которыми корректируются регламенты производства. Технология подготовки сырья к переработке зависит от вида плодоовощного сырья [12, с.22].

На замораживание направляется продукция свежая, только высокого качества, отвечающая требованиям стандарта по органолептическим показателям, степени зрелости, целостности сырья, однородности размера, наличию плодоножек, не имеющая признаков механических, микробиологических и физиологических повреждений. Для каждого вида продукции предъявляются индивидуальные требования к степени технической зрелости сырья [9, с.345].

Признаки, обусловливающие пригодность сортов для заморозки:

- наиболее приемлемы сорта, устойчивые к болезням, пригодные к механизированной уборке;

- плодоовощное сырье должно обладать устойчивостью к повреждениям;

- сырье должно иметь высокую влагоудерживающую способность и минимальное изменение влагоудерживающей способности после замораживания;


- сырье должно иметь структурную прочность тканей плодов, стойкость к растрескиванию, и соответственно преимущество отдается сортам с повышенным содержанием полисахаридов, которые обеспечивают относительную стабильность и прочность консистенции мякоти и целостность покровных тканей переработанной и размороженной продукции — клетчатки, гемицеллюлоз, протопектина;

- иметь высокое содержание сухих веществ, сахаров, витаминов С, Р, А и др.;

- у косточковых плодов отбираются сорта с яркой окраской, хорошо отделяющейся косточкой, сочные, с ярко выраженными ароматом и вкусом, мякоть не должна размягчаться в процессе переработки;

- для окрашенных сортов преимущество отдается сортам с высоким содержанием антоцианов, которые обусловливают темную (сине-красных тонов) окраску кожицы плодов;

- сорта ягод, рекомендуемые для замораживания, отличаются плотной консистенцией мякоти, ярко выраженной окраской, интенсивным ароматом и четко выраженным вкусом, должны сохранять форму и не выделять сок [5].

Перед переработкой сырье охлаждается до температуры 0°С. В зависимости от технологии и вида скороморозильной установки замораживание свежих плодов и овощей может производиться россыпью с последующей расфасовкой в замороженном виде или предварительно расфасованной продукции. Как правило, россыпью замораживают плоды и овощи на флюидизационных морозильных аппаратах или используются воздушные морозильные аппараты с сетчатым конвейером, через который подается холодный воздух. Расфасованные плоды и овощи замораживают в аппаратах плиточного типа и на конвейерных воздушных морозильных аппаратах. Замораживание осуществляется при температуре -30°С и ниже. Заморозка считается оконченной, когда равновесная температура достигает -18...-24°С. Замораживание продукции до более низких температур нецелесообразно. Чем больше разница между температурой продукта и температурой воздуха при хранении, тем больше усушка, больше потери витамина С, тем выше потери потребительских свойств [7].

К факторам, сохраняющее качество переработанной плодоовощной продукции, можно в первую очередь отнести упаковку, маркировку, транспортирование и хранение.

Замороженные плодоовощные товары могут упаковываться в пакеты из полиамид-целлофана. В качестве потребительской тары также могут использоваться пачки из ламинированного картона с вкладышем из пергамента, целлофана, полиэтилена или другого непроницаемого для влаги материала или без вкладышей. Упаковка для плодоовощной переработанной продукции различается также в зависимости от того, кому поставляется продукция. Для конечных потребителей она фасуется, как правило, в пакеты из ламинированной бумаги или полиэтиленовой пленки марки Н «пищевая» или в пакеты из полиамидцеллофана, массой нетто продукта от 250 г до 1 кг в зависимости от вида сырья. в пачки из ламинированного картона массой нетто продукта до 1, 0 кг. Допускается использовать другие виды пленок и тароупаковочных материалов, разрешенных для упаковывания пищевых продуктов Роспотребнадзором РФ [4].