Файл: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение тюменской области тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для освещения торгового зала используются люминесцентные лампы. Они полностью освещают торговый зал, не оставляя темных мест.
В магазине «Пятерочка» сосредоточена огромная масса товарно-материальных ценностей. Сохранность этих ценностей является обязанность торговых работников.
Чтобы обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей, их качество, необходимо проводить следующие мероприятия: организацию охраны магазина, установление системы материальной ответственности, соблюдение всех правил размещения, укладки товаров и ухода за ними.
Охрана магазинов, в нерабочее время обычно возлагается на охранную фирму при органах милиции, с которым магазин заключает договор.
Ключи от магазина хранятся у заведующего (директора) магазином, если он является материально ответственным лицом, а пломбир или печать - у заместителя заведующего или у одного из материально ответственных лиц.
Материально-ответственные лица при работе на контрольно-кассовых аппаратах является кассиры, которые обязаны выполнять основные правила и принципы контрольно-кассовых машин (ККМ). Кассиры, допущенные к эксплуатации ККМ, должны хорошо знать устройство кассовых машин, на которых они работают. Электронные кассовые машины требуют квалифицированного обращения и ухода, поэтому к работе на них допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право их эксплуатации.
На каждую ККМ в торговых организациях заводится Книга кассира-операциониста, в которой на основе показаний контрольно-кассовых лент ведется учет поступающей выручки. Книга кассира-операциониста должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями налогового инспектора, директора, бухгалтера предприятия и печатью. На Книге кассира-операциониста указывается заводской номер ККМ, дата ее начала и окончания. Записи ведутся чернилами или шариковой ручкой. В Книге не допускаются неоговоренные исправления.
Места, где устанавливаются ККМ, должны быть оборудованы в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и действующими нормативами. В частности, рабочее место кассира должно быть оборудовано так, чтобы исключить возможность соприкосновения ККМ с токоведущими устройствами. Включать ККМ следует только через розетку с заземлением.
Перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора, его заместителя или старшего кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины).
Контрольные ленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, хранятся в сейфе директора магазина в течение сроков, установленных для первичных учетных документов. Ответственность за обеспечение хранения названных выше документов несет директор магазина.
Технологические операции в магазине «Пятерочка» включает разгрузку, транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.
Прием товара по качеству и количеству осуществляется в момент и в месте перехода права собственности на товар от продавца к покупателю. В основном, товар по количеству принимается сразу, тут же на складе. При доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин.
Алгоритм приемки товара от распределительного центра (РЦ).
Прибытие машины в магазин. Сотрудник, осуществляющий приемку, проверяет наличие и правильность оформления документов:
- маршрутный (сопроводительный) лист;
- товарная накладная;
- документы, подтверждающие качество;
- документы, подтверждающие легальность;
- документы, подтверждающие ветеринарно-санитарную безопасность продукции.
Сотрудник обязательно проверяет:
- целостность автофургона;
- наличие пломбы, соответствие ее номера сопроводительным документом;
- отсутствие видимых повреждений упаковки паллет и продукции;
- температурный режим (согласно сопроводительным документам).
Выкладывают товар в магазине «Пятерочка» по следующим принципам:
- товар размещают так, чтобы каждый предмет был отчётливо виден;
- новые товары выставляют на самых видных местах;
- полки и стеллажи не перегружают товарам;
- товары должны легко доставаться с полки или витрины;
- товары массового спроса всегда выкладывают на одном и том же месте;
- при выкладке товара используют приёмы дизайна и художественного оформления;
- не рекомендуется выкладывание разнотипных товаров один на один, в стопку;
- для удобства пользования и во избежание порчи товаров избегают излишне большого количества товаров на полках и витринах;
- товар выкладывают этикеткой в сторону покупателя.
В торговый зал магазина товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям. Операции по подготовке товаров к продаже подразделяют на общие и специальные.
К общим для всех товаров подготовительным операциям относят: распаковку; сортировку; проверку правильности маркировки; перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.
Распаковка - это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов.
Сортировка - предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам: размерам, фасонам, сортам, ценам.
Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, размера, цены.
Распаковка товаров включает освобождение товаров от внешней транспортной тары, далее их сортируют, очищают от пыли, загрязнений, устраняют мелкие дефекты, проверяют правильность маркировки, оформляют ценники, данные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с оборудованными рабочими местами.
Ответственность за качество подготовки товаров к продаже несут заведующие секциями и отделами магазинов, менеджер торгового зала.
Специальные операции по подготовке товаров к продаже осуществляются с товарами, требующими особых способов и приемов сборки и монтажа, фасовки и т.п. Они характерны только для отдельных товаров. В частности, технически сложные товары и товары сложного ассортимента требуют осуществления специальных операций для подготовки их к продаже. Каждая товарная единица должна иметь ярлык с указанием краткой технической характеристики и аннотацией.
На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца.
Безусловно, при торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что значительно ускоряет процесс их продажи, увеличивает объемы продаж и повышает культуру обслуживания покупателей. С позиций минимизации затрат наиболее эффективной является фасовка на предприятиях промышленности или посредническими звеньями.
Подготовка товаров к продаже выполняется до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал. Одновременно с подготовкой товаров к продаже необходимо проводить подготовку торгового зала, которая завершается проверкой работы кассовых аппаратов и весоизмерительного оборудования.
Ассортимент замороженной плодоовощной продукции в магазине «Пятерочка»:
- ягоды - 68%;
- грибы – 17%;
- фрукты – 10%;
- овощи – 5%.
Наибольшую долю в ассортименте замороженной плодоовощной продукции магазина «Пятерочка» занимают ягоды быстрозамороженные. Это объясняется тем, что данный ягоды пользуется наибольшим спросом.
Проведя опрос в магазине «Пятерочка», по вопросам, которые находятся в Приложении А, определили структуру ассортимента переработанных плодоовощных продуктов.
Структура ассортимента в зависимости от вида продукции, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура ассортимента переработанных плодов и овощей «Пятёрочка»
Анализ данных по структуре ассортимента показал следующие результаты: 25% респондентов употребляют замороженные фрукты. Остальные в большей степени отдают предпочтения замороженным ягодам – 45 %, замороженным и овощам и грибам - 30%.
Предпочтения потребителей по торговым маркам, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Предпочтения потребителя
Предпочтения потребителей в зависимости от торговой марки распределились следующим образом: 15% отдают предпочтение 4 сезона, 10% - Hortex, 20% - Свой урожай, 10% - Планета витаминов, 30% - Мираторг , 15% - Морозко Green.
Критерии выбора замороженной плодоовощной продукции, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Критерии выбора товара
Большинство покупателей отлают предпочтение производителям из других регионов - 80% ,остальные - производителям из других стран. Основными критериями, которыми руководствуются опрошенные, при покупке являются: цена - 40%. вкус - 20%. производитель - 10% , оформление упаковки - 10%, советы продавцов - 5%.
Таким образом, преобладающие количество опрошенных, предпочитают покупать замороженные ягоды у «Мираторг», также он является популярным производителем и структура ассортимента переработанных плодов, достаточно широкая, при этом в основном при покупке обращают внимание на цену.
Характеристика ассортимента может быть выражена через коэффициенты полноты, широты, устойчивости или новизны.
Широта ассортимента характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже.
Расчёт показателя широты ассортимента по формуле (1).
Формула для расчёта:
Кш = Шд/Шб*100, | (1) | ||
где | Кш - коэффициент широты ассортимента товаров; Шд - количество типов замороженной плодоовощной продукции товаров на торговом предприятии; Шб - широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты принимается количество наименований, представленных в магазине «Пятерочка». | |