Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 728

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29
Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государ- ства. Как правило эта форма правления свойственна феодальному типу государств; в настоящее время она существует в Саудовской Аравии,
Катаре, Омане, ОАЭ. Монарх при такой форме правления обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судеб- ной сферах. Он издает законы от своего имени и наделен правитель- ственной властью. Выборный представительный орган в абсолютной монархии отсутствует.
Конституционная монархия характеризуется ограничением полно- мочий главы государства. В зависимости от степени такого ограниче- ния различают дуалистическую и парламентарную монархии.
В дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) наблюда- ется как бы двойственность (дуализм) власти монарха и парламента.
Полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодатель- ства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх при такой форме правления имеет право отклонять законы, принятые парламентом, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, распускать парламент. Он назначает правительство, которое несет ответственность не столько перед парламентом, сколько перед главой государства и может в любое время произвести смену министров.
В парламентарной монархии (Великобритания, Нидерланды, Бель- гия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха фак- тически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления в соответствии с принципом «Король царствует, но не правит». При такой форме правления законы при- нимаются парламентом, право вето
1
монарх фактически не осущест- вляет. Правительство образуется на основе парламентского большин- ства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
В случае выражения парламентом вотума недоверия правительству оно уходит в отставку. Монарх выполняет все свои государственные функ- ции по рекомендации правительства. Любой акт монарха требует кон- трасигнации
2
главы правительства или соответствующего министра.
Специфическими особенностями монархической формы правле- ния обладают некоторые государства, входящие в Содружество наций
(Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.), которые состоят в лич- ной унии с Соединенным Королевством Великобритании и Северной
Ирландии и не имеют собственных монархов. Главой государства в этих странах является британский монарх, но его функции осущест- вляет генерал-губернатор, назначаемый королевой по представлению премьер-министра.
1
Вето — отказ главы государства от подписания и введения в действие законопро- екта, принятого парламентом.
2
То есть подписи министра на акте, исходящем от главы государства, означающей, что министр принимает на себя юридическую и политическую ответственность за дан- ный акт.


30
Можно также выделить некоторые особенности монархической формы правления и в других странах.
Выборная монархия. В Малайзии в соответствии с традицией, Вер- ховный правитель, иногда именуемый в местной и иностранной прессе королем, избирается на пятилетний срок из числа наследных султанов девяти штатов Малайзии.
Теократическая монархия. В ней значительная роль в управлении государством принадлежит религиозным институтам (Ватикан, Сау- довская Аравия).
Традиционалистская монархия (Королевство Свазиленд). При такой форме правления король является не только главой государства, он счи- тается также хранителем обычаев и традиций страны. Король форми- рует правительство из ближайших своих родственников, имеет право вето на решение парламента. Реальная власть находится в руках коро- левского семейства.
Республика. Другой основной формой правления — наряду с монар- хией — является республика. Это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо изби-
раются, либо формируются парламентами и несут юридическую
и политическую ответственность, а граждане обладают личными
и политическими правами. В настоящее время республиканская форма правления является самой распространенной в мире.
В зависимости от того каким образом осуществляется государствен- ная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений
(президент или парламент) наделен большим объемом полномочий выделяют три основные разновидности республики — президентскую,
парламентскую и смешанную.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Ее также называют дуалистической республикой, подчеркивая разделение двух властей на исполнительную, которая представлена институтом президента и законодательную, которая сосредоточена в парламенте. При такой форме правления президент является одновременно главой государ- ства и главой правительства. Пост премьер-министра в президентской республике отсутствует. Правительство формируется внепарламент- ским путем: президент назначает его членов независимо от парла- мента. Например, в США — с одобрения Сената. Министры обязаны проводить политику, устанавливаемую президентом и несут ответ- ственность не перед парламентом, а перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству и его отдельным членам вотум недоверия, а порицание министров со стороны парламента не влечет за собой их отставки. В президентской республике президент избира- ется независимо от парламента либо особой коллегией выборщиков как например, в США, либо прямым голосованием избирателей (Мек- сика, Венесуэла, Колумбия). Президент наделяется правом отлагатель- ного вето на законы.


31
Отличительная черта президентской республики — жесткое разде- ление властей, при которой система высших государственных органов строится на принципе «сдержек и противовесов», они обладают зна- чительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Парла- мент не вправе вынести вотум недоверия правительству, а президент не вправе досрочно распустить парламент.
В 1787 г. США стали первой страной в мире, где возникла не только должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства, но и зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы современности. Пер- выми европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 г. две республики — Франция и Швейцария.
Парламентарная республика характеризуется тем, что правитель- ство формируется парламентом и несет ответственность перед ним.
Парламент наряду с законодательной деятельностью наделяется пра- вом контроля за деятельностью правительства. Президент занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широкими. Он назначает прави- тельство не по своему усмотрению, а из числа представителей партий или коалиций партий, располагающих большинством мест в парла- менте. Вотум недоверия правительству со стороны парламента вле- чет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов. При такой форме правления правительство осуществляет фактическое управление стра- ной, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) становится фактически первым лицом в государстве. Полномочия президента, за исключением чисто представительских, осуществляются с согласия правительства. Акты президента нуждаются в контрасигнации гла- вой правительства или соответствующим министром, которые и несут за них ответственность. Парламентская форма республики существует сегодня в ФРГ, Австрии, Италии, Швейцарии, Исландии, Ирландии,
Индии и в других государствах.
Смешанные формы правления сочетают в себе признаки президент- ской и парламентской республик (Франция с 1958 г., Финляндия, Пор- тугалия). Президент является центральной фигурой в системе высших государственных органов. Он является главой государства и руководи- телем исполнительной ветви власти. Он избирается внепарламентским путем — на основе всеобщих и прямых выборов. Президент обладает правом роспуска парламента. Правительство назначается президентом без формального участия парламента в его формировании, но с учетом расстановки политических сил в парламенте. Оно несет ответствен- ность и перед президентом, и перед парламентом. Премьер-министр назначается президентом. Утверждения его кандидатуры в парламенте не требуется, так как нижняя палата парламента имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия. Соотношение полно-


32
мочий президента республики и премьер-министра зависит от расста- новки политических сил в парламенте.
Формы государственного устройства. Вопрос о государственном устройстве — это вопрос о том, как организована территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положе- ние. Наличие конкретной формы государственного устройства в опре- деленной стране зависит от целого ряда социальных, исторических, национальных, географических и иных условий. Под формой госу-
дарственного устройства понимают политико-территориальную
организацию (или административно-территориальное устройство)
государственной власти, соотношение государства как целого с его
составными частями
1
. В зависимости от наличия либо отсутствия
суверенитета у составных частей государства выделяют две основные
формы государственного устройства — унитарное государство и феде-
ративное государство (федерацию).
Унитарное государство — это государство единое, слитное, кото- рое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью (напри- мер, Франция, Италия, Испания). Для страны с унитарной формой госу- дарственного устройства характерно наличие следующих основных признаков:
— единая Конституция, нормы которой применяются на всей терри- тории страны без каких-либо изъятий или ограничений;
— единая система высших органов государственной власти;
— единое гражданство;
— единая система права;
— единая судебная система;
— территория унитарного государства подразделяется на адми- нистративно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.
Унитарное государство может существовать как отдельное суверен- ное государство, а может входить в состав федерации, сохраняя опреде- ленный комплекс своих суверенных прав, либо на автономных началах.
Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридиче- ской и определенной политической самостоятельностью. Составляю- щие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, государства) являются субъектами феде- рации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Например, в состав современных федераций входит различ-
1
Термин «политико-территориальное устройство» используется для характеристики территориальной организации федеративного государства поскольку субъекты федера- ции обладают некоторой самостоятельностью. Термин «административно-территори- альное устройство» используется для характеристики территориальной организации
унитарного государства и подчеркивает территориальную структуру органов государ- ственной власти единого государства.


33
ное число субъектов: в США — 50 штатов и федеральный округ Колум- бия, Канаде — 10 провинций и 3 территории, ФРГ — 16 федеральных земель, Австрии — 9 федеральных земель, Индии — 29 штатов и 7 союзных территорий, РФ — 85 субъектов и т.д. Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:
— территория федеративного государства в политико-администра- тивном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации;
— субъект федерации, как правило, наделяется учредительной вла- стью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конститу- ции;
— субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соот- ветствовать федеральному законодательству, которое действует на тер- ритории всех субъектов федерации;
— субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
— двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата рассматривается как орган общефедерального представитель- ства и избирается по территориальным избирательным округам. Верх- няя палата представляет интересы субъектов федерации;
— наличие двойного гражданства (не всегда). Каждый гражданин считается гражданином федерации и соответствующего государствен- ного образования.
Конфедерация не представляет собой формы государственного устройства и является формой объединения суверенных государств.
Члены конфедерации, сохраняя самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении каких-либо конкретных целей. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к испол- нению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, встреча- лась в истории сравнительно редко. Например, конфедерациями были
Австро-Венгрия до 1918 г., Объединенная Арабская Республика (соз- дана Египтом и Сирией в 1958 г., распалась в 1961 г.), Сенегамбия (соз- дана Гамбией и Сенегалом в 1982 г., распалась в 1989 г.) и некоторые другие.
К формам государственного устройства не относятся межгосудар- ственные объединения, содружества и сообщества государств.
Государственный режим. Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, форма государственного устройства — о национально-территориальной орга- низации государства, то государственный режим дает представление о том, как осуществляется, функционирует государственная власть.