ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1153
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
222
ских целей), а также многочисленными управленческими, учебными, медицинскими, военными, научными и иными подобными организа- циями. В качестве обязательных участков торгового оборота должны рассматриваться: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) деятель- ность оптовых торговых и иных посреднических звеньев; 3) наконец, действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необ- ходимыми ресурсами.
Характерно, что процесс розничной продажи товаров гражданам обычно не включается в предмет регулирования коммерческого права.
Этот вовсе не свидетельствует о невнимании к гражданам — скорее, наоборот. Граждане не являются участниками деятельности по про- движению товаров на рынке. Они выступают в качестве потребителей товаров, купленных для личных нужд. Розничная торговля по своим целям, содержанию и правилам существенно отличается от оптовой торговли и снабжения. В розничной купле-продаже на первый план выходят отнюдь не начала рыночного хозяйства и свободы договора, а задача всесторонней охраны прав граждан-покупателей как потреби-
телей. В европейском праве и иных развитых зарубежных правопоряд- ках осознание сложности и важности этой задачи уже вышло на такой уровень, что привело к образованию и обособлению от права общего, гражданского, специального потребительского права — права, обслу- живающего сделки типа b2c (businessman to consumer) — и противопо- ставляемого праву коммерческому, имеющему дело со сделками типа b2b (businessman to businessman).
Вторым параметром предмета коммерческого права является параметр предметный или объектный. Предметом торговли и объек- том коммерческого права являются товары — но что же это такое?
И ответ на этот вопрос, предлагаемый канонической концепцией ком- мерческого права вряд ли может быть признан отвечающим реалиям сегодняшнего дня. И не только потому, что универсализация термина
«товары», подведение под категорию товаров буквально любого блага
(материального и нематериального), которое может быть обменено на деньги, ведет к слиянию коммерции с предпринимательством, сколько потому, что при таком раскладе торговый оборот сольется с оборотом экономическим, а торговое (коммерческое) право — с граж-
данским в том смысле, что растворит последнее в себе, поглотит его.
Кроме того, со времени формирования классической концепции ком- мерческого права прошло уже немало времени, в течение которого одни экономические блага отмерли, а другие — наоборот, возникли.
В свете отмеченных обстоятельств к числу товаров — объектов тор- гового оборота (предмета коммерческого права в современном смысле этого слова) — следует отнести: 1) собственно товары — партии однород- ных заменимых движимых вещей, определенных родовыми признаками;
2) товарораспорядительные документы; 3) товарные деривативы; 4)
цифровые продукты (digital contents) (ЦП) и 5) услуги, сопутствующие
товарам либо цифровым продуктам (сопутствующие услуги).
223
Наконец, необходимо отметить, что коммерческое право регулирует также ряд вопросов, касающихся вспомогательной торговой дея-
тельности. Одни из них — такие, например, как организации торго- вой деятельности — совершенно не относятся к гражданскому праву; другие, напротив, имеют свои общегражданские аналоги и даже более того, исчерпывают их собою. К вспомогательной торговой деятельно- сти — деятельности, сопутствующей торговле и направленной на ее обслуживание — относятся: (1) организация заключения торговых сделок (т.е. в первую очередь деятельность товарных бирж и оптовых ярмарок); (2) продвижение товаров на рынке (реклама, послепродаж- ное обслуживание); (3) кредитное и расчетное обслуживание торговли
(банковская деятельность); (4) страхование товаров и коммерческих рисков; (5) перевозка и хранение товаров; (6) торговое посредниче- ство, т.е. деятельность оптовых торговых организаций, торговых пред- ставителей, комиссионеров, консигнантов, агентов, маклеров и т.п.
Метод коммерческого права. Если исходить из того, что торго- вый оборот есть часть оборота гражданского, а гражданский оборот регламентируется частноправовым методом — методом координации, отправляющимся от таких начал, как свобода участников оборота, их юридическое равенство и неприкосновенность их частноправовой сферы — то нет и не может быть иного заключения кроме того, что ком-
мерческое (торговое) право, понимаемое как право торгового оборота,
должно использовать частноправовой метод регулирования обще-
ственных отношений, составляющих его предмет. Иначе и не может быть, ибо в противном случае не было бы понятно, как коммерческое право может притязать на статус отрасли частного права. Имея свой
собственный, специальный предмет — торговлю как систематическую, профессиональную и организованную деятельность по продвижению товаров от производителей к потребителям — коммерческое право продолжает оставаться подразделением частного права с точки зрения используемого им метода правовой регламентации.
В то же время известно, что в качестве отличительных признаков отрасли коммерческого права традиционно (с дореволюционных, опять-таки, времен) выделяют такие отличительные черты, характе- ризующие именно метод правового регулирования, как чрезвычайно высокая гибкость, оптимальная приспосабливаемость к изменяю- щимся условиям и потребностям торговой деятельности, наиболее пол- ное использование обычаев торгового (делового) оборота, требование беспрепятственности совершения сделок, презумпцию возмездности сделок, более строгие условия ответственности (ответственность без вины) и др. Можно, пожалуй, сказать даже об особой — практической или деятельностной — методологической парадигме понимания ком- мерческого права. Коммерческое право только тогда сможет адекватно выполнять поставленную перед ним задачу, когда оно будет макси- мально приспособленным к изменяющимся условиям торгового обо- рота, гибким, немедленно реагирующим на его потребности. Следова-
тельно, в состав коммерческого права должны включиться лишь такие нормы и правила, которые действительно применяются в коммерче- ской (торговой) деятельности, реально регулируют ее, предопределяют поведение коммерсантов (торговцев). Для включения нормы в состав коммерческого права неважно, в какой форме она существует — важно, чтобы она (а) регулировала тот или иной аспект торговой деятельно-
сти (предметное соответствие) и (б) делала это реально, а не на бумаге
(фактическое соответствие), т.е. действительно его регулировала.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие значения имеет термин «коммерческое право»?
2. Расскажите о предмете и методе коммерческого права.
3. Каковы критерии отделения коммерческого права от гражданского?
4. Что такое товары?
5. Что такое торговое предприятие?
Литература
1. Коммерческое право : учебник. — 5-е изд. / под общ. ред. Б. И. Пугинского,
В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — М., 2016.
сти (предметное соответствие) и (б) делала это реально, а не на бумаге
(фактическое соответствие), т.е. действительно его регулировала.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие значения имеет термин «коммерческое право»?
2. Расскажите о предмете и методе коммерческого права.
3. Каковы критерии отделения коммерческого права от гражданского?
4. Что такое товары?
5. Что такое торговое предприятие?
Литература
1. Коммерческое право : учебник. — 5-е изд. / под общ. ред. Б. И. Пугинского,
В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — М., 2016.
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 35
Раздел IV
.
ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧАСТНЫХ
ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН
Глава 9
.
ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
Ежедневно, иногда по нескольку раз в день, граждане приобретают товары для себя, своих друзей и членов семьи, обращаются к различ- ным организациям и индивидуальным предпринимателям за разноо- бразными услугами и работами в самых разных областях жизни: меди- цинские услуги, услуги бытового подряда (химчистка, индивидуальный пошив одежды и ремонт техники, обуви и пр.), образовательные услуги, услуги страхования, туристического обслуживания, жилищно-комму- нальные услуги и многие другие.
На первый взгляд названные отношения по приобретению товаров, работ и услуг никак не связаны между собой. Но это не так. Общим для них является то, что в качестве одной из сторон всегда выступает гражданин, который приобретает товары, работы или услуги для своих личных нужд, а в качестве другой стороны — профессиональный пред- приниматель, продающий товары в розницу, оказывающий те или иные услуги или осуществляющий различные виды работ. В рассма- триваемых отношениях, гражданин (потребитель), в отличие от другой стороны (предпринимателя), как правило, не обладает специальными знаниями о предлагаемых ему товарах, работах и услугах.
Необходимость выработки специализированной системы норм, которые бы защищали потребителя, была осознана не так давно — в начале XX века стали формироваться общественные движения в защиту потребителей в разных странах. Первое признание проблемы отсутствия защиты прав потребителей со стороны государства произо- шло в США: в своем обращении к Конгрессу США 15 марта 1961 г
1
. пре- зидент Джон Кеннеди впервые сформулировал четыре базовых права потребителя: право на безопасность (right to safety), право на выбор
(right to choose), право на информацию (right to be informed), право быть услышанным (right to be heard). Позднее к этим правам были добавлены еще четыре: право на возмещение ущерба (right to redress), право на потребительское образование (right to consumer education), удовлетворение базовых потребностей (satisfaction of basic needs), право на здоровую окружающую среду (right to a healthy environment).
1
В США 15 марта празднуется День потребителя.
228
Остановимся кратко на характеристике каждого из указанных прав.
Право на безопасностьтоваров (работ, услуг) означает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также то, что товар (услуга, работа) не причинит вред имуществу потребителя.
Право на выбор означает возможность выбора из ассортимента товаров (работ, услуг), предлагаемых по конкурентной цене с гаран- тией удовлетворительно качества. Критерий правильного выбора — информация о товаре (работе, услуге), а также производителе (испол- нителе).
Право на информацию о товаре (услуге, работе) гарантирует потребителю возможность ознакомиться с полной и необходимой для него информацией до момента совершения сделки по приобретению.
Можно выделить четыре блока такой информации: об изготовителе
(исполнителе, продавце), режиме работы изготовителя (продавца, исполнителя), о реализуемом товаре (выполняемой работе, оказыва- емой услуге), об условиях и порядке продажи (оказания услуг либо выполнения работ). Предоставление такой информации является обя- занностью предпринимателей, заключающих договоры с потребите- лями, а ее неисполнение или ненадлежащее исполнение влечет раз- личные виды ответственности.
Право быть услышанным означает право потребителя на представ- ление и учет его интересов при разработке и реализации государствен- ной политики, а также при разработке и внедрении продукции и услуг.
Одним из проявлений этого права является обязанность каждой роз- ничной организации или общественного питания вести Книгу жалоб и предложений.
Право на возмещение причиненного ущерба гарантирует право на получение справедливой выплаты в случае предъявления обосно- ванных претензий по поводу некачественного и небезопасного товара, включая компенсацию за предоставление неверных сведений о товаре
(услуге, работе).
Право на здоровую окружающую среду, не предоставляющую опас- ности для достойной и здоровой жизни нынешнего и будущих поколе- ний, предусматривает доступность информации о состоянии окружаю- щей среды, а также возможность возмещения ущерба, причиненного здоровью, жизни или имуществу потребителя экологическим правона- рушением.
Право на удовлетворение базовых потребностейозначает воз- можность доступа к основным продуктам и услугам первой необходи- мость, чистой питьевой воде, адекватному медицинскому обслужива- нию, санитарным условиям и пр.
Право на потребительское образование— это право на полу- чение знаний и навыков, позволяющих осуществлять компетентный выбор товаров, работ, услуг, а также знание о своих потребительских правах, способах их реализации и защиты.