ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1103
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
346
бах страны. Минимизировано личное общение между представителями государства, бизнеса, гражданами, в то же время максимально исполь- зуются ИКТ. Концепция электронного правительства была утверждена
6 мая 2008 г. Правительством РФ. Реализация идеи началась в рамках
ФЦП «Электронная Россия» (2002—2010 гг.) и продолжается — ФЦП
«Информационное общество» (2011—2020 гг.)
В современный период функционируют ключевые элементы наци-
ональной инфраструктуры электронного правительства. Создан еди- ный Портал государственных и муниципальных услуг, что обеспечивает регистрацию и защиту персональных данных, возможность подавать заявления в электронной форме и получать услуги. Действует единая система межведомственного электронного взаимодействия государ- ственных органов, призванная обеспечивать передачи сообщений между подключенными к ней информационными системами государ- ственных органов. Информационная система головного удостоверяю- щего центра позволяет в условиях формирования единого простран- ства поддерживать доверие электронной подписи.
Разработаны государственные информационные базы данных, содержащие сведения о регистрации права собственности на недвижи- мое имущество и на транспортные средства; о регистрации граждан по месту жительства и пребывания; о постановке лиц на налоговый учет, которые в настоящее время активно используются гражданами и организациями. Ведется работа по внедрению единой системы учета актов гражданского состояния, но для этого потребуется разработка единых правил перевода бумажных архивов ЗАГС, хранящихся в субъ- ектах РФ, в электронный вид.
§ 3. Гражданско-правовой оборот информации
В гражданском обороте информация, имеющая коммерческую
ценность, отличается определенными признаками. Информация может существовать независимо от своего создателя в виде символов, знаков, что делает возможным ее экономический оборот. Информа- ция обычно отображается на материальном носителе, вследствие чего возникает двуединство информации и того материального носителя, на котором она отображена. Одна и та же информация может при- надлежать одновременно неограниченному кругу лиц и быть исполь- зована неограниченное количество раз. Существование информации в определенной организационной форме (документ и т.д.) позволяет юридически закрепить принадлежность ее конкретному лицу.В этой связи важно подчеркнуть, что Закон об информации ввел понятие доку- ментированной информации, т.е. информации закрепленной на мате- риальном носителе. Поэтому правовой защите подлежит зафиксиро- ванная на материальном носителе документированная информация, позволяющая ее идентифицировать.
347
Предприниматели проявляют коммерческий интерес не к любой
информации. Учитываются потребительские свойства информации удовлетворять потребности того, кто ею обладает. Например, техниче- ская и технологическая информация имеют более длительный жизнен- ный цикл, чем деловая информация. Конечно, важнейшим свойством информации является ее цена, которая определяется с учетом таких факторов как: затраты на разработку информационного продукта, каче- ство представленной информации, ожидаемый спрос на предлагаемый информационный продукт, уровень ожидаемой прибыли от использо- вания информации.
Нужно иметь в виду, что ценность информации по-разному прояв- ляется на различных фазах жизненного цикла продукции в процессе инновационной деятельности, направленной на освоение новшества, содержанием которого чаще всего является не изобретение, а инфор- мация, составляющая коммерческую тайну (ноу-хау).
Характеристика обращения информации в гражданском обо-
роте. Производство и реализация товаров (работ, услуг) обычно связаны с использованием различной технической, технологической и деловой информации, одна часть которой является открытой, а другая — закры- той.
Открытая информация — не скрывается производителем и ком- мерсантом. Она общеизвестна, представляет познавательный интерес и используется в процессе производства и реализации товаров.
Закрытой является информация, которая специально скрывается и защищается производителем от посторонних лиц с использованием института ком- мерческой тайны, поскольку дает преимущество перед конкурентами.
Объективно коммерческая тайна возникает в процессе производства конкурентоспособного товара или иной деятельности, содержащей эле- менты новизны, основывающейся на использовании коммерчески зна- чимой информации (КЗИ). Предприниматель, заботясь об увеличении своей прибыли, вынужден засекречивать определенные сведения с гри- фом коммерческой тайны, и ограничивать доступ к ним.
Можно говорить об объективном процессе возникновения коммер- ческой тайны на любом этапе жизненного цикла производства товаров
(работ, услуг), что обусловлено конкуренцией в рыночной экономике.
Предприниматель, который принимает меры в отношении сведений, благодаря использованию которых его товар (работа, услуга) стано- вится конкурентоспособным, в состоянии получать стабильно при- быль и держаться в условиях конкуренции, образно говоря, «на плаву».
И наоборот, тот, кто пренебрегает этим правилом и недооценивает пре- имущества использования КЗИ, рискует оказаться банкротом.
В каких же формах существует коммерческая тайна в процессе производства и обмена товаров? В сфере общественного производ- ства на этапе разработки и освоения новой техники, КЗИ проявляется в форме технических и технологических секретов (ноу-хау, секрет про- изводства), а на этапе обмена (купли-продажи) товаров — в форме деловых секретов, охраняемых институтом коммерческой тайны.
348
Обращение коммерческой информации при заключении сделок.
Наиболее интересной и вместе с тем сложной представляется внешне- торговая сделка, рассмотрим ее основные этапы.
Первый этап представляет собой предконтрактную подготовку
для продавца и покупателя. Продавец в этот период, используя дан- ные результатов маркетинговых исследований, которые носят конфи- денциальный характер, активно воздействуют на рынок, прежде всего с помощью рекламы, с тем, чтобы возбудить интерес к своей продук- ции потенциальных покупателей. Покупатель (импортер) товаров также изучает рынок, старается воздействовать на него с тем, чтобы обострить конкуренцию между продавцами (экспортерами), активизи- ровать предложение товара, побудить экспортеров к понижению цен на товары, и таким образом выбрать наиболее подходящего партнера.
По результатам позицирования товара на рынке продавец (экспор- тер) делает свое предложение на продажу товара. Организация-импор- тер знакомит с этим предложением будущего потребителя товара и, убедившись, что параметры товара удовлетворяют требованиям заказ- чика, направляет запрос экспортеру с просьбой направить коммерче- ское предложение на товар, т.е. оферту, содержащей сведения, необхо- димые для принятия решения о заключении контракта.
Экспортер изучает запрос и согласовывает с изготовителем товара возможность его поставки. В этом процессе задействованы различ- ные службы организаций экспортера и изготовителя товара (финан- сово-экономические, юридические, маркетинга, транспортные и др.).
По результатам согласования готовится оферта и направляется покупа- телю (импортеру).
Получив оферту, импортер согласовывает с потребителем товара целесообразность заключения сделки на предложенных условиях и направляет экспортеру акцепт оферты. Такие действия означают решимость импортера заключить договор.
На этапе предконтрактной подготовки стороны должны учиты- вать взаимные коммерческие интересы и исключать случаи, ведущие к потере конфиденциальности коммерческой информации. В этих целях они могут заключить соглашение о конфиденциальности информации.
Второй этап сделки связан с проведением коммерческих переговоров
по согласованию условий и заключению контракта. Стороны инфор- мируют друг друга о степени конфиденциальности предоставляемой информации, касающейся предмета договора. Обязательства сторон о неразглашении полученной информации можно закрепить в прото- коле о намерениях, который подписывается до начала переговоров.
После решения вопроса о гарантиях соблюдения конфиденциально- сти стороны переходят непосредственно к переговорам по выработке условий контракта. Речь идет о согласовании предмета договора, ком- мерческих, технических, транспортных, юридических и иных условий.
Перед подписанием контракта стороны должны получить в соответ- ствующих организациях своих стран экспортную и импортную лицен-
349
зии, в случае если товар подлежит лицензированию. О получении лицензии стороны обязаны уведомить друг друга. После решения этого вопроса стороны подписывают контракт о поставке товара. Вместе с контрактом могут быть подписаны отдельные соглашения о команди- ровании специалистов, техобслуживании и другие.
В контракте стороны, как правило, отдельным разделом предусма- тривают условие о конфиденциальности.
Третий этап сделки связан с ее исполнителем со стороны экспор-
тера. Экспортер заказывает изготовителю товар, подлежащий поставке импортеру, согласно контракту. Затем изготовителем (импортером), либо экспортером осуществляется фрахтование транспорта для пере- возки товара. Импортер обеспечивает платеж за товар. Это может быть подтверждено либо банковской гарантией оплаты, либо открытием аккредитива, либо переводом аванса, а также использованы другие способы расчета, принятые в коммерческой практике.
Экспортер после получения от покупателя гарантий оплаты направ- ляет поручение на экспедирование и таможенное декларирование груза, а также оформляет через свой банк паспорт сделки, который вместе с таможенной декларацией является основанием для пропуска товара через таможенную границу Российской Федерации. Импорте- ром могут быть затребованы от экспортера сертификаты соответствия товара требованиям безопасности и происхождения товара.
После оформления названных документов, экспортер информирует импортера о готовности товара к отгрузке, отгружает товар покупателю и ставит его в известность о факте отгрузки. В своем банке экспортер получает валюту в оплату за товар, осуществляет платежи в бюджет, рассчитывается с изготовителем товара и иными кредиторами.
Органы валютного контроля и др. государственные органы могут запрашивать любую, в том числе закрытую коммерческую информа- цию, касающейся обоснованности платежей в иностранной валюте, учета и отчетности валютных операций. В данном случае субъекты коммерческой деятельности обязаны по запросу государственного органа предоставить такую информацию для проверки.
Четвертый этап сделки связан с ее исполнением со стороны импор-
тера. Отгруженный экспортером товар поступает на таможенный склад в стране покупателя — импортера, который оплачивает таможенную пошлину, налоги и сборы. Для получения товара из таможни покупатель должен предъявить таможенным органам ввозную грузовую деклара- цию, товарораспорядительные документы, квитанции об оплате налогов и сборов и другие документы. После получения товара импортер продает его потребителю и производит расчеты с бюджетом и кредиторами.
Для третьего и четвертого этапов характерным является соблю-
дение сторонами условий конфиденциальности сделки, кроме случаев, когда в силу закона, они обязаны предоставить сведения, составляю- щие коммерческую тайну по мотивированному запросу в таможенные, налоговые и иные государственные органы.
350
Информационное обеспечение гражданского (торгового) обо-
рота. В начале перехода России к рыночной экономике была разру- шена ранее существовавшая в СССР система информационного обеспе- чения управления народным хозяйством, которая не была рассчитана на обслуживание легализованной предпринимательской деятельности.
Предприятия вошли в рыночные отношения, не имея соответствующего этим отношениям рынка информационных услуг, который практиче- ски стал формироваться в нашей стране с нулевой отметки в 2000 г.
Для предпринимателей остро встал вопрос о сборе, получении и рас- пространении информации технического, технологического и делового характера. Наглядно это видно на примере торговли. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регули- рования торговой деятельности в Российской Федерации» содержит ряд статей, посвященных информационному обеспечению торговой деятельности. Разрешен обмен информацией между хозяйствующими субъектами торговой деятельности посредством использования сети
«Интернет». Обязательным становится предоставление информации в федеральный центр субъектами РФ, ведущими торговый реестр и др.
Спрос на ту или иную информацию способствовал формированию различных видов информационных ресурсов. Постепенно в российской экономике обозначились звенья, участвующие в производстве, распро- странении и потреблении информации, что дает основание говорить о сложившейся
структуре информационного рынка. Первая группа — это государственные и коммерческие структуры, специализирующихся на накоплении первичных массивов информации. Имеют мощные информационно-аналитические службы и работают «под заказ», либо предлагают готовые продукты. Вторая группа — это информационно- аналитические подразделения, работающие в интересах конкретной организации.
Развитие структуры информационного рынка требует надежного обеспечения его
инфраструктуры (оперативная связь, электронная подпись и др. меры по защите информации). Решение этих вопро- сов становится актуальным, поскольку условие конфиденциальности сопровождает весь жизненный цикл обращения информации: ее про- изводство, обработку, хранение, тиражирование, передачу, распростра- нение, поиск, получение и потребление.
Положительным является
формирование предпринимательским
сообществом системы сбора и распространения коммерческой
информации. Сегодняна уровне хозяйствующих субъектов малого
и среднего бизнеса разработаны и действуют собственные системы сбора и распространения коммерческой информации. Коммерческая информация может быть получена, в одном случае, с использованием внутренних подразделений, которые проводят анализ и выдачу реко- мендаций в интересах одной структуры. В другом случае — путем заключения договора с информационным агентством, которое ока- зывает консалтинговые услуги, используя собственные электронные