Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1106

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

336
Понятие и признаки информационного общества.Информа- ционное общество — это разновидность постиндустриальногообще- ства. В таком обществе капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям. Каковы признаки информационного общества? Это наличие информационного рынка и информационной инфраструктуры (информационно-телекоммуни- кационных сетей и информационных ресурсов); массовое применение персональных компьютеров; возможность работыв трансграничных сетях (трудовая, коммерческая и иная деятельность в виртуальном пространстве); отсутствие границ между государствами, участниками информационно-телекоммуникационных сетей (Интернет).
Пути перехода России к информационному обществу. Факторы социально-экономического и научно-технического развития страны, свидетельствуют о правильном движении в этом направлении. В обще- ственном мнении существует понимание актуальности задачи перехода к информационному обществу. Государство вкладывает большие сред- ства для создания информационно-технологического базиса в стране.
Информатизация затронула практически все отрасли хозяйства и сферу государственного управления. Информация становится ресурсом раз- вития наряду с энергией, сырьем и т.д.; сформировался рынок инфор- мационных технологий, продуктов и услуг. Имеется развитая система образования и интеллектуального производства ценных знаний. Еже- годно российские специалисты приглашаются зарубежными компа- ниями для создания интеллектуальной продукции (например, выпуск- ники факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М. В. Ломоносова и др. вузов страны).
Вместе с тем в период глобализма и международной конкуренции важно научиться работать в неблагоприятных для России условиях на мировом рынке нефти и увеличить объем средств, вкладываемых в создание наукоемких производств. Нужно проводить гибкую поли- тику по стимулированию бизнеса к вложению им средств в наукоем- кие отрасли, а с другой стороны ограничивать возможности «теневых» и спекулятивных операций в этой сфере, добиться своевременной и полной выплаты налогов. Углубление интеграции в рамках нового
Евразийского экономического союза (2014 г.) следует использовать для восприятия России другими странами, не только как поставщика сырья на мировые рынки, но и как равноправного партнера по информацион- ному обществу. При этом нужно учитывать, что существует конфликт интересов приверженцев «сырьевой» и «информационной» ориентаций развития России.
Государственная политика в области формирования информа-
ционного общества.Цель создания информационного общества в Рос- сии — это формирование единого информационного пространства и вхождение в мировое информационное сообщество. Государством определены приоритетные задачи в области эффективного использова- ния национальных информационных ресурсов и обеспечения доступа


337
к ним; обеспечения граждан общественно значимой информацией и раз- вития независимых средств массовой информации; совершенствования законодательства по регулированию информационных отношений; уста- новления ответственности за сохранность информации, ее засекречива- ние и рассекречивание; защиты законными средствами личности, обще- ства, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации.
Решению этих задач посвящена Государственная программа РФ
«Информационное общество» (2011 — 2020 годы).
Госпрограмма охватывает следующие направления: создание электронного прави- тельства, преодоление цифрового неравенства и развитие новых тех- нологий связи. В программе содержатся конкретные задачи, связан- ные с развитием технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждением угроз, возникающих в информационной сфере.
Предмет и структура информационного права. Информационное право можно определить как совокупность правовых норм регулиру- ющих отношения, возникающие в информационной сфере производ- ства, преобразования и потребления информации. Предмет правового регулирования информационного права составляют отношения, воз- никающие при обращении информации в результате осуществления информационных процессов. Общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в информационной сфере, возникают при выполнении производства, передачи, поиска, получения и распро- странения информации. Такие общественные отношения называют информационными, субъекты которых являются носителями взаимных информационных прав и обязанностей.
Субъекты информационных отношений различаются по обще- правовому критерию: РФ, субъекты РФ, муниципальные образова- ния, юридические и физические лица, общественные объединения; и по отношению к информации: производители или создатели (авторы) информации, обладатели и потребители информации. Объектом пра-
воотношений является сама информация в ее многообразных формах
(документ, информационные ресурсы и т.д.). Содержание правоот-
ношения — это права и обязанности субъектов, они зависят от вида информационных отношений.
В теории и на практике с учетом вида информацииразличаютпра- воотношения по поводу информации, которая находится в граждан- ском обороте (имущественные отношения); в административном обо- роте (государственное регулирование отношений в информационной сфере); и в общественном (публичном) обороте (сведения информаци- онного характера или массовая информация для населения).
В зависимости от правового режима информации,различают информационные правоотношения в областиоткрытой информации
(носят гражданско-правовой и административно-правовой характер); ограниченного доступак информации(носят административно-право- вой и уголовно-правовой характер).


338
Информационное право как отрасль системы права представляет совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъ- ектов права в информационной сфере. В Общей части информацион- ного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регу- лирования деятельности в информационной сфере.
Особенная частьвключает в себя отдельные институты информа- ционного права, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой информации (массовой информации, библиотеч- ного и архивного дела) и информации ограниченного доступа (госу- дарственной, коммерческой и иной тайны). Информационное право взаимодействует с такими отраслями как конституционное, админи- стративное, уголовное, гражданское, предпринимательское, коммер- ческое, трудовое, международное публичное и частное право.
Структура и состав законодательства в информационной сфере.
За период после принятия Конституции РФ (12.12.1993) было сформи- ровано информационное законодательство (свыше 1000 нормативных правовых актов в информационной сфере). Это нормы конституцион- ного уровня, законы и подзаконные акты, регулирующие информаци- онные отношения в различных сферах общественной жизни. Осново- полагающими принципами регулирования в данной сфере являются: свобода информации и равенство субъектов информационных отно- шений; достоверность, полнота и своевременность информации; соблюдение требований законности и правопорядка в информацион- ных отношениях; ограничение доступа к отдельным видам информа- ционных ресурсов, информационная безопасность и защита информа- ции.
Базовым в этой сфере является Федеральный закон от 27.07.2006
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которыйрегулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. С учетом специфики регулирования отдельных информационных отношений выделяется законодательство о средствах массовой информации; о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информаци- онных услуг; о средствах связи; об информационной безопасности.
Этапы формирования законодательной базы в сфере обращения
информациимогут быть представлены следующим образом. На пер-
вом этапе с момента возникновения феодального государства и права до крестьянской реформы (IХ в. — 1861 г.) преобладали межгосудар- ственные торговые отношения Киевской Руси с др. государствами, которые защищались как государственные интересов (тайна). С нача- лом ведения хозяйственной деятельности заключаются договоры с условием защиты торговых и профессиональных секретов (промыс- ловая и фабричная тайна).


339
На втором этапе в период утверждения и развития капитализма
в России(1861—1917 гг.) промысловая тайна введена в рыночный обо- рот и это понятие прочно утвердилось в законодательных актах Россий- ской империи.
На третьем этапе в период существования Советского государ-
ства (1917—1991 гг.) произошло превращение «промысловой тайны» в «государственную» и «служебную» тайну. Законы Российской импе- рии, позволявшие надежно защищать производственную и коммерче- скую тайны были отменены. Государство издает перечень сведений, составляющих государственную тайнутри открытых общесоюзных перечня (1926, 1947, 1956 гг.), и девять закрытых перечней. С 1930 по 1985 г. сформированы основные параметры системы защиты государственных секретов, которая заимствована современными службами безопасности для защиты интересов предпринимателей.
В период 1985—1991 гг. были приняты важнейшие законы о предпри- ятиях и предпринимательской деятельности, которые заложили основу нового законодательства РФ в информационной сфере.
На четвертом этапе — период «реставрации капитализма»
(с 1992 г. по настоящее время) характерным является переход от социализма к капитализму, что обусловливает коренные изменения в правовой системе, включая регулирование и защиту информации.
В России сформирована правовая база перехода страны на «новый тех- нологический уклад» с использованием информационно-коммуникаци- онных технологий (ИКТ). Приняты Федеральный закон «Об информа- ции, информационных технологиях и о защите информации» и часть четвертая ГК РФ, что способствует развитию информационного зако- нодательства. Реализуются Федеральные целевые программы: «Инфор- мационное общество (2011—2020 годы)», «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г.
Право на информацию. Защита информации с ограниченным
доступом. Основной объем информационных прав и свобод содержится в ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, полу- чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Правовой режим информационных ресурсов можно определить как комплекс правил в сфере информации, инфор- мационных технологий, информационной безопасности, закрепленных правовыми нормами. Различаютобщий правовой режим ресурсов, который основан на принципе свободы доступа к информации, и спе- циальный режим, он связан с ограничением прав граждан в инфор- мационной сфере.Содержание правового режима информационных ресурсов включает порядок документирования информации, доступа к информационным ресурсам и принятие мер по охране информации.
Конституция закрепляет принцип открытого получения и использо- вания информации, кроме той ее части, доступ к которой ограничен в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья,


340
прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Информация с ограниченным доступом — это сведения, их носи- тели, засекреченные путем установления ограничений на распростра- нение такой информации и на доступ к ее носителям. По правовому режиму и субъектному составу информация ограниченного доступа делится на «государственную тайну» и «конфиденциальную информа- цию».
Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведы- вательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельно- сти, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Государство в отношении таких сведений имеет монопольное право засекречивать и рассекречивать информацию, разрешать допуск и доступ к информации, требовать защиты и привлекать виновных к ответственности.
Виды конфиденциальной информации перечислены в Указе Прези- дента Российской Федерации от 06.03.97 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Персональные данные — это любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу
(субъекту персональных данных), в том числе его фамилия и имя, дата рождения, социальное или семейное положение и др. Сведения, состав-
ляющие тайну следствия и судопроизводства, охраняютсяуголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Запрещается разгла- шение сведений, полученных в ходе дознания и предварительного след- ствия без согласия лица, производящего дознание, следователя и про- курора.
Служебная тайна — защищаемая конфиденциальная информация, ставшая известной лицу в органах государственной власти, в органах местного самоуправления в силу исполнения служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных орга- нов, доступ к которой ограничен на основании закона.
Профессиональная тайна — это сведения, связанные с профессио- нальной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией и федеральными законами (нотариальная, адвокатская, врачебная и др.).
Информация, составляющая коммерческую тайну, — это сведения, связанные с предпринимательской деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными зако- нами.