ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава X ЗНАЧЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПСИХОЛОГИИ
А. Роль личностного (мотивационного) компонента в структуре познавательной деятельности.
Е.Т.Соколова показала, как под влиянием различно мотивированной инструкции процесс восприятия выступал то в виде деятельности. То действия, то операции.
Более четко выступает мотивационный компонент в строении нарушенного мышления. "Разноплановость", тенденция к актуализации не упроченных в прошлом опыте свойств и связей, является выражением изменения мотивационного компонента.
Б. Соотношение биологического и психологического в развитии человека.
Болезненный процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к искаженному патологическому развитию личности.
Механизмы и мотивы человеческой деятельности следует изучать через анализ патологически измененной психики. Наоборот, патопсихологические исследования показывают, что деятельность здорового человека отличается от больного. Прямой перенос особенностей личности больных на типологию здорового человека неправомерен.
В. Соотношение развития и распада психики.
Экспериментальные исследования И. П. Павлова подтверждают, что при патологии раньше всего нарушается то, что было приобретено позднее. Так, приобретенные условные рефлексы разрушаются при болезнях мозга значительно легче, чем безусловные. Дальнейшими исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности установлено, что поражение более поздних в филогенетическом отношении образований влечет за собой ослабление их регулирующей роли и приводит к "высвобождению" деятельности более ранних.
Ж. де Ажуриагерра отстаивал точку зрения о регрессе психической деятельности душевнобольного человека на онтогенетически более низкий уровень развития.
Т.к. при многих заболеваниях психики больные перестают справляться с более сложными видами деятельности, сохраняя при этом простые навыки; некоторые формы нарушений мышления и способов поведения больных по своей внешней структуре действительно напоминают мышление и поведение ребенка на определенном этапе его развития. Однако при ближайшем рассмотрении эти наблюдения оказываются несостоятельными.
С.Я.Рубинштейн - распад навыков носит сложный характер. В одних случаях - нарушение динамики, в других — нарушение компенсаторных механизмов, в некоторых случаях нарушается сама структура действия. При всех этих формах нарушений навыков не был обнаружен механизм действия, напоминающий этап развития навыков у ребенка.
При глубоком анализе вскрывается качественное отличие мышления слабоумного больного от мышления ребенка. Слабоумный взрослый больной не в состоянии овладеть системой новых связей, установить при выполнении умственных заданий непривычные для него отношения между предметами, в то же время он владеет запасом прежних знаний, навыков, которыми он оперирует.
Нередко проводится аналогия между "откликаемостью" больного и отвлекаемостью маленького ребенка. Однако "отвлекаемости" ребенка строится на ориентировочной деятельности, т.е. высокой степени бодрственной коры. "Откликаемость" больных является следствием снижения бодрственности коры, она не только не обогащает их умственную деятельность, но, наоборот, способствует разрушению ее целенаправленности.
Советские психологи подчеркивали, что материальным субстратом высших психических функций является функциональная система совместно работающих корковых зон.
Психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не могут повторить закономерности развития. Распад не является негативом развития. Разные виды патологии приводят к качественно различным картинам распада.
Нарушение личности заключается не в освобождении биологических потребностей, а в распаде строения потребностей, сформировавшихся прижизненно. Деградация личности состоит в том, что меняется строение самой общественно обусловленной потребности: она становится менее опосредованной, менее осознанной, теряется иерархическое построение мотивов, меняется их смыслообразующая функция, исчезают дальние мотивы.
Патологический материал показывает различие в иерархии и смыслообразовании мотивов больного и здорового человека.
Возрастает значение патопсихологии для теоретических вопросов психологии. Исследование А.Н.Леонтьева об опосредованном характере высших форм памяти было проведено с больными корсаковским синдромом. При обосновании своего знаменитого метода "двойной стимуляции" А.Н.Леонтьев использовал данные исследований умственно отсталых детей.
Патопсихология - междисциплинарная наука, граничащая с медициной, социологией. При проведении системных исследований следует помнить, что изучаются не только разные стороны каких-либо явлений, а выделяется главный фактор, позволяющий изучить целостность данной системы.
А. Роль личностного (мотивационного) компонента в структуре познавательной деятельности.
Е.Т.Соколова показала, как под влиянием различно мотивированной инструкции процесс восприятия выступал то в виде деятельности. То действия, то операции.
Более четко выступает мотивационный компонент в строении нарушенного мышления. "Разноплановость", тенденция к актуализации не упроченных в прошлом опыте свойств и связей, является выражением изменения мотивационного компонента.
Б. Соотношение биологического и психологического в развитии человека.
Болезненный процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования психологических механизмов, которые приводят к искаженному патологическому развитию личности.
Механизмы и мотивы человеческой деятельности следует изучать через анализ патологически измененной психики. Наоборот, патопсихологические исследования показывают, что деятельность здорового человека отличается от больного. Прямой перенос особенностей личности больных на типологию здорового человека неправомерен.
В. Соотношение развития и распада психики.
Экспериментальные исследования И. П. Павлова подтверждают, что при патологии раньше всего нарушается то, что было приобретено позднее. Так, приобретенные условные рефлексы разрушаются при болезнях мозга значительно легче, чем безусловные. Дальнейшими исследованиями в области физиологии высшей нервной деятельности установлено, что поражение более поздних в филогенетическом отношении образований влечет за собой ослабление их регулирующей роли и приводит к "высвобождению" деятельности более ранних.
Ж. де Ажуриагерра отстаивал точку зрения о регрессе психической деятельности душевнобольного человека на онтогенетически более низкий уровень развития.
Т.к. при многих заболеваниях психики больные перестают справляться с более сложными видами деятельности, сохраняя при этом простые навыки; некоторые формы нарушений мышления и способов поведения больных по своей внешней структуре действительно напоминают мышление и поведение ребенка на определенном этапе его развития. Однако при ближайшем рассмотрении эти наблюдения оказываются несостоятельными.
С.Я.Рубинштейн - распад навыков носит сложный характер. В одних случаях - нарушение динамики, в других — нарушение компенсаторных механизмов, в некоторых случаях нарушается сама структура действия. При всех этих формах нарушений навыков не был обнаружен механизм действия, напоминающий этап развития навыков у ребенка.
При глубоком анализе вскрывается качественное отличие мышления слабоумного больного от мышления ребенка. Слабоумный взрослый больной не в состоянии овладеть системой новых связей, установить при выполнении умственных заданий непривычные для него отношения между предметами, в то же время он владеет запасом прежних знаний, навыков, которыми он оперирует.
Нередко проводится аналогия между "откликаемостью" больного и отвлекаемостью маленького ребенка. Однако "отвлекаемости" ребенка строится на ориентировочной деятельности, т.е. высокой степени бодрственной коры. "Откликаемость" больных является следствием снижения бодрственности коры, она не только не обогащает их умственную деятельность, но, наоборот, способствует разрушению ее целенаправленности.
Советские психологи подчеркивали, что материальным субстратом высших психических функций является функциональная система совместно работающих корковых зон.
Психическая болезнь протекает по биологическим закономерностям, которые не могут повторить закономерности развития. Распад не является негативом развития. Разные виды патологии приводят к качественно различным картинам распада.
Нарушение личности заключается не в освобождении биологических потребностей, а в распаде строения потребностей, сформировавшихся прижизненно. Деградация личности состоит в том, что меняется строение самой общественно обусловленной потребности: она становится менее опосредованной, менее осознанной, теряется иерархическое построение мотивов, меняется их смыслообразующая функция, исчезают дальние мотивы.
Патологический материал показывает различие в иерархии и смыслообразовании мотивов больного и здорового человека.
Возрастает значение патопсихологии для теоретических вопросов психологии. Исследование А.Н.Леонтьева об опосредованном характере высших форм памяти было проведено с больными корсаковским синдромом. При обосновании своего знаменитого метода "двойной стимуляции" А.Н.Леонтьев использовал данные исследований умственно отсталых детей.
Патопсихология - междисциплинарная наука, граничащая с медициной, социологией. При проведении системных исследований следует помнить, что изучаются не только разные стороны каких-либо явлений, а выделяется главный фактор, позволяющий изучить целостность данной системы.