Файл: Предмет и задачи патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Также показано, что у больных шизофренией нарушается один из механизмов саморегуляции, основа децентрации и самоанализа — способность к смене позиции, отчуждению и объективации своих действий. При определении понятий с инструкцией на понятность другому человеку больные часто оказывались не в состоянии представить себя в позиции отгадывающего, адекватно использовать культурный опыт. Здоровые испытуемые использовали "культурные метки" (яблоко — плод, упавший на голову Ньютону.

Подобные нарушения саморегуляции связаны с нарушениями мотивационно-потребностной сферы. Фактор нарушения саморегуляции у больных шизофренией с преобладанием негативной симптоматики - "установка на самоограничение" (направленность на ограничение контактов и сфер деятельности, предпочтение действовать сложившимися, легко актуализирующимися способами, избегание трудностей и интеллектуального напряжения).

Наибольшая выраженность нарушения: буквальное следование заданной цели или переход к произвольному целеобразованию. В исследовании Корнилова показаны различия в нарушении формирования конечных и промежуточных целей при решении мыслительных задач: у больных шизофренией снижена побудительность целей, у больных эпилепсией нарушен регулятивный аспект целеобразования. Нарушения целеобразования в мыслительной деятельности обеих нозологических групп носят динамический характер и зависят от общей иерархии целей (отражают складывающиеся актуально в процессе решения взаимоотношения между направленностью, побудительностью и произвольностью конечных целей). При развертывании целеобразования в условиях заданного предметного плана решения выявляется актуализация латентных, необычных свойств предметов, абстрактность построений — у больных шизофренией; конкретность, детализация, ригидность мышления — у больных эпилепсией.

В исследовании Корнилова у больных шизофренией и эпилепсией степень нарушений мыслительной деятельности проявляется примерно одинаково при (наиболее нарушено целеобразование).


Глава VIII Нарушения умственной работоспособности

В случаях, когда система понятий неизменна; больные осмысливают задание, требовавшие синтеза, обобщения; ассоциации больных носили адекватный характер, не было изменено и их отношение к ситуации эксперимента, но не могли в конкретной работе длительно удерживать правильный способ действий, допускали ошибки - нарушена умственная работоспособность больных.

В 1936 г. Коган выдвинул положение: у многих больных основной фактор, снижающий работоспособность, - сужение объема внимания, невозможность одновременного учета нескольких воздействий среды (при сохранении навыков и умений, необходимых для однократных умственных действий).

В исследовании Когана и Коробковой работоспособность - возможность длительной систематической общественно полезной деятельности, классифицируются проявления нарушенной трудоспособности (нарушение целенаправленности, произвольности, объема и регуляции усилий, динамики деятельности). Нарушение умственной работоспособности выражается в нарушении памяти, колебаний внимания. Если таким больным предложить заучивать 10 слов и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя носит ломаный характер.

В работе Васильевой была использована для выявления особенностей темпа сенсомоторных реакций методика отыскания чисел на "таблице Шульте". Больному предлагалось последовательно 5 таблиц, с расположенными вразброс числами (1-25). Больной должен был показывать и называть числа по порядку.

Суммарное время, потраченное на отыскание чисел у больных сосудистыми заболеваниями головного мозга, по сравнению с нормой резко завышено. Это объясняется чрезмерно длительными поисковыми действий в ряду других нормально быстрых (больные внезапно "теряют" очередное число, т.е. "смотрят на него и не видят", утверждая иногда, что такого числа на таблице вообще нет).

В исследовании зрительно-моторной координации больных Рубинштейна испытуемый должен был научиться очень точно рассчитывать свои нажимы на резиновую грушу для того, чтоб осуществить заданное движение под контролем зрения. Запись движений производилась чернилами на ленте кимографа. У больных с психическими нарушениями артериосклеротического генеза, кривая носила толчкообразный характер. Прерывистость психических процессов, неустойчивость ее динамики, связанная с колебаниями коркового тонуса, приводит к непоследовательности суждений.



При классификации предметов обобщенный характер выполнения прерывался решениями ситуационного порядка. Больная К-ва выделяет правильно группы людей, растений (рисунок на карточке) и тут же откладывает отдельно цветок, к которому присоединяет жука, мотивируя: «Он всегда на цветах сидит». Точно так же, выделив группу мебели, относит туда бутылку и стакан: «Они стоят в шкафу». На замечание экспериментатора: «Подумайте» — отделяет стакан от мебели: «Это посуда». Сама убирает жука из группы цветов, присоединив его к группе животных, объясняя: «Туда же можно рыб и птиц — это же все живые». У других больных ошибочные решения вызывались их забывчивостью. Нередко правильное, адекватное выполнение задания прерывается внезапно наступающими колебаниями эмоциональной сферы больных.

Характерная особенность этого нарушения - неустойчивость уровня выполнения задания (уровень обобщения не снижен, но больные не удерживают правильный способ действий в течение времени).

В одних случаях колебания уровня действий были вызваны с помощью метода "классификация предметов", в других - забывчивостью.

Нередко правильное решение задания прерывается колебаниями эмоциональной сферы больных.

Колебания умственных достижений больных обнаруживаются чаще при решении многоактных задач, требующих учета и удержания нескольких признаков (В.М.Коган - при сосудистых заболеваниях мозга происходит сужение объема восприятия, что приводит к затруднениям при необходимости совместить несколько признаков).

При невыраженной степени заболевания непоследовательность суждений поддается исправлению.

Любой вид деятельности может быть в какой-то момент доступен больному, а через некоторое время - выполняться с большими или меньшими трудностями.

Подобные колебания являются проявлением быстро наступающего истощения психических процессов больных (своеобразна, т.к. истощаемость определяет временное изменение самого качества умственных достижений).

У истоков истощаемости процессов лежит ослабление функционального состояния корковой динамики, снижение тонуса коры, выраженное в разлитом торможении, названном И.П.Павловым "охранительным" (функциональный хар-р, преходящее, приводит в временному ослаблению).

Умственная работоспособность может быть нарушена из-за быстрого "пресыщения". Пресыщение (введено К.Левином) - состояние, когда иссякает потребность к продолжению начатого действия, в то время как условия заставляют его им заниматься. В таком случае, возникают изменения в деятельности испытуемого (монотонное задание прерывается привнесением вариаций).


Симптомы пресыщения не связаны с утомлением:

● Э.Крепелин: при всякой работе можно различать несколько фаз: врабатываемость в задание, упражняемость и истощаемость. Симптомы пресыщения несводимы к этим выделенным факторам.

● В.Н.Мясищев и его сотрудники: пресыщение относится к психическим явлениям, к которым применима характеристика отношения личности к выполняемой работе.

Согласно исследованиям, симптомы пресыщения у здоровых людей выступают через длительный промежуток времени, у больных - очень быстро.

Тенденция к чрезмерному опосредованию также причина колебания умственной работоспособности (повышение стремления больного опосредовать и корригировать свои действия затрудняет выполнение умственной работы, придает ей характер прерывистости).

Нарушение работоспособности имеет большое значение при решении практических задач клиники и педагогики. Кроме того, анализ измененной работоспособности позволит подойти к сложнейшей проблеме соотношения психической активности и регуляции поведения.

Глава IX

ЗНАЧЕНИЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ ПСИХИАТРИИ

Данные патопсихологических исследований позволяют подойти к механизмам симптомообразования.

Галлюцинации (встречаются наиболее часто)

Галлюцинации - ложные восприятия (без наличия раздражителя). При иллюзорном восприятии имеется раздражитель, но у больного возникает его искаженное восприятие.

Содержание характера галлюцинаций:

● нейтральные,

● императивные.

Больные относятся к галлюцинациям как к реально воспринимаемым объектам, словам. Галлюцинаторный образ проецируется вовне (больной может точно указать местонахождение образа).

Галлюцинаторный образ зачастую чувственно окрашен, что мешает наступлению коррекции и роднит галлюцинаторный образ с образом реальных предметов.

Галлюцинаторный образ возникает непроизвольно, от него невозможно избавиться усилием воли и т.п.

Вопрос о механизмах галлюцинаций ставился неоднократно. Считалось что:

● галлюцинации - спонтанный продукт нарушения рецепторов,

● в возникновении галлюцинаций играет роль отдельных нарушенных участков центральной нервной системы,

● механизмы галлюцинаций в интенсификации представлений.

Е.А.Попова: тормозная теория галлюцинаций. Галлюцинации возникают при наличии гипнотической парадоксальной фазы (при парадоксальной фазе слабые раздражители приобретают большую силу, чем сильные). Попов считал, что представления под влиянием гипноидных фаз интенсифицируются и проецируются как реальные предметы в пространство.


С.Я.Рубинштейн отмечает, что связи между объектом и возникающим образом могут быть сложно замаскированы или опосредованы, но положение, что первоначальной причиной всякого психического акта является внешнее раздражение, относится и к нарушенной деятельности анализатора.

Одним из важных патогенетических условий формирования галлюцинаций является затрудненность прислушивания и распознавания звуков.

Условия, вызывающие усиленную ориентировочную деятельность анализаторов, способствуют возникновению галлюцинаций. В происхождении зрительных галлюцинаций играют также роль сенестопатии, оптико-вестибулярные нарушения проприо– и интерорецепции.

С.Я.Рубинштейн утверждает, что нельзя определять галлюцинации как ложные восприятия. Автор указывает, что различные раздражители способны возбудить содержание через сложную цепь ассоциаций. Связь образа с наличными раздражителями существует.

В.М.Бехтерев применял монотонные звуковые раздражители в присутствии больных со слуховыми галлюцинациями и получил следующие результаты:

● галлюцинации меняли свою проекцию в пространстве соответственно перемещению источника раздражения;

● раздражители иногда возбуждали галлюцинаторные явления;

● больные переставали видеть или слышать реальный раздражитель.

Наличие раздражителей, вызывающих перегрузку деятельности анализаторов, играет существенную роль в патогенезе обманов чувств.

Псевдогаллюцинации

● проецируются во "внутреннем" пространстве;

● переживаются как субъективное явление;

● возможны тактильные, вкусовые, кинестетические;

● не идентифицируются с реальными предметами и их качествами;

● представляются отчетливыми и живыми;

● возникают спонтанно и независимо;

● не могут быть изменены или изгнаны;

● отсутствует ощущение собственной деятельности (наступает деперсонализация: собственная психическая продукция становится чужой).

"Синдром Кандинского" - сочетание псевдогаллюцинаций с симптомом отчуждения. Основной радикал - чувство овладения, воздействия со стороны. Компоненты синдрома:

1. идеаторный — "сделанность", насильственность, раскрытость мыслей. У больного возникают псевдогаллюцинации слуха, содержащие его собственные мысли. Возникает неприятное чувство "внутренней раскрытости";

2. сенсорный — "сделанность" ощущений;

3. моторный — "сделанность" движений.