ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Природа синдрома недостаточно исследована (возможно причина заключается в темных чувствах, описанных И.М.Сеченовым, либо положение А.А.Меграбян о гностических чувствах и их расстройствах).
Псевдогаллюцинации мало изучены психологами, но исследование синдрома внесло бы определенный вклад в решение проблемы сознания и самосознания.
Т.А.Климушева подтверждает гипотезу о патологии гностических чувств. В экспериментах выявилось условие, провоцирующие болезненные явления - "субъективное ощущение усилия, напряжения выполненной умственной работы, где трудность и ошибка могут быть заметны самому больному".
Псевдогаллюцинации мало изучены психологами.
В качестве другого примера, иллюстрирующего механизмы симптомообразования, является пример выявления соотношения первичных и вторичных образований. Если рассматривать умственную отсталость как первичное явление, то изменение личностной сферы ребят, неуспевающих учеников средних школ, оказавшихся в ситуации “униженных”, пытающиеся компенсировать чувство неполноценности и совершавшие асоциальные поступки, следует рассматривать как вторичное.
Оно формировалось именно благодаря тому, что социальное окружение предъявляло к ним слишком жесткие требования. Иными словами, здесь действовало положение С.Л.Рубинштейна о том, что внешние причины действуют через внутренние условия, к которым С. Л. Рубинштейн относил и работу ЦНС. Приведенный психологический анализ синдромов галлюцинаций и псевдогаллюцинаций и анализ нарушений первичных и вторичных симптомов показывают, что патопсихологические исследования могут оказаться полезными для вопросов психоневрологии.
Данные патопсихологических исследований могут быть полезными и для решения вопроса о соотношении органического и функционального, как, например, при анализе больных с "лобным" синдромом - синдромом, возникающим при поражениях передних лобных отделов мозга и при так называемой "контузионной глухонемоте".
Основное нарушение - нарушение личности, нарушение его отношения к внешнему миру и потеря взаимоотношения с ним. Это личностное нарушение ведет к нарушению всей системы потребностей больного.
Личностное нарушение у "лобного" больного ведет к нарушению всей его деятельности.
В крайнем выражении поведение лобного больного диктуется не внутренними мотивами, а внешними ситуационными моментами.
Под "психологическим полем" Левин понимает конкретную психологическую ситуацию
, в которой личность в данный момент находится и которая определяется ее аффективными побуждениями, потребностями.
Подчиняясь "полю", человек может произвольно менять для себя его значение:
● при большей дифференцированности нашего сознания мы имеем большую возможность управлять ситуацией;
● когда дифференциация потребностей снижается, например при усталости или при больших душевных потрясениях, личность подпадает под "власть поля"; не человек стоит над ситуацией, управляя своим поведением, а ситуация над ним.
Ситуационное поведение может принимать разные формы:
● в виде подчинения психологическим моментам ситуации, лишая деятельность целенаправленности - внушаемость больных:
● принимает характер грубых нарушений и выступает в форме подчинения отдельным случайным воздействующим на них стимулам.
"Полевое" поведение может выступить при любом органическом заболевании, например при болезни Пика, артериосклерозе и т.п. В этих случаях генез "полевого" поведения является следствием интеллектуального снижения, косности потребностей.
Иначе протекает "полевое" поведение у лобного больного. Поведение его диктуется лишь отдельными случайными моментами, входящими в данную ситуацию.
Синдром "полевого" поведения сочетается в большинстве случаев с симптомом персеверации в деятельности, т.к. эти симптомы в действительности однородны в своей структуре. Для того чтобы персеверация могла проявляться и в деятельности, необходимо, чтобы активность больного была доведена до минимума, так как персеверация означает подчинение той ситуации, в которой больной находится, она выражает неумение активно воспринять и образовать новый стимул: персеверации оказываются, таким образом, проявлением аспонтанности.
Персеверации, "полевое" поведение являются реакцией мозга в целом. Симптом "полевого" поведения, персевераций является наиболее типичным при поражениях лобных долей.
Однако одного ограниченного поражения лобных долей недостаточно для вызывания столь грубой симптоматики. Компенсаторные механизмы мозга очень велики, и потому, если травма падает на полноценный молодой мозг, она не приводит к столь грубым симптомам.
Травмы мозга в ряде случаев падают на биологически неполноценный мозг (отягощенный склерозом, алкоголем). Момент отягощения в этих случаях играет в структуре образования грубой лобной симптоматики ту же роль
, что воспалительные процессы, т.е. роль тех общемозговых динамических нарушений, при наличии которых "локальная" лобная симптоматика приобретает столь резко выраженную и очерченную форму.
Анализ соотношения общемозговых и локальных факторов позволил подойти к широкому кругу вопросов теории психоневрологии.
1. Изучение активности (С.Я.Рубинштейн) - значительная роль в выраженной аспонтанности больных принадлежит истощаемости, которая была, в частности, обнаружена при работе больных в трудовых мастерских. Доказательство, что создание продуманных градуированных, индивидуально подобранных способов восстановления нарушенных функций является необходимым условием для успешной коррекции.
2. Соотношение органического и функционального факторов в структуре неврозов, психопатии, реактивных состояний.До сих пор нет единого мнения относительно генезиса этих явлений, мнения делятся на: конституционально обусловленные; органическая "почва"; психогенная природа.
Принято считать, что изменения психических функций, выступающие при коммоциях мозга, являются диффузными общемозговыми нарушениями. Обычно их квалифицируют как общемозговую слабость, как снижение мозговой деятельности. Однако они разнообразнее.
В зависимости от интенсивности коммоции от различных патогенетических моментов эти нарушения принимают вид нарушений памяти, интеллекта; временами коммоция поражает аффективно-волевую сферу, вызывая аспонтанность, вялость, часто эти нарушения выступают в виде нарушений гнозиса.
Однако можно выделить характерные черты:
1. нарушения отдельных психических функций развиваются на измененном фоне (оглушенности, большой истощаемости), из которого они вырастают, от которого они неотделимы;
2. отдельные психические нарушения более непосредственно вырастают из общих динамических нарушений, нежели это бывает при других травмах мозга; они первичнее, менее выводимы из психологических надстроек.
Определенный очерченный синдром — нарушение определенной функции — является лишь по-особому оформленным проявлением диффузного общемозгового нарушения. Поэтому колебания в общемозговом тонусе, проявляющиеся, например, в психической истощаемости, неизбежно отражаются и в структуре этой частной функции.
Как такое нарушение, как истощаемость, может принять характер ограниченного нарушения, например нарушения восприятия? Последнее приобретает характер диффузности: больной не может дать точного определения того изображения
, которое ему предъявляют; например, изображение летчика он определяет как "человек"; вишню — как "ягода", лошадь — как "животное", т.е. больной ограничивается общими определениями, заменяя вид родом и т.д. Иными словами, у этих больных нарушены процессы узнавания.
В большинстве случаев коммоций нарушения не принимают характера очерченных симптомов и остаются в виде диффузных нарушений.
Дальнейшей отличительной чертой при коммоциях мозга является характер течения заболевания - регрессивное течение.
Другая отличительная черта, которая свойственна нарушениям при открытой травме, — это неравномерный процесс восстановления. Иначе при коммоциях: восстановление отдельных функций происходит равномерным путем.
Память является очень чувствительным индикатором при различных мозговых нарушениях. Нарушения памяти являются индикатором общих динамических нарушений в той стадии, когда они еще не потеряли характера диффузности и не перешли в очерченный синдром.
Об этом ярче всего свидетельствует кривая запоминания. Если больному предлагалось для запоминания 10 слов, то после многократного повторения мы получаем нарастание воспроизведения этих слов. Изображая этот процесс запоминания в виде кривой, мы получим нарастающую кривую.
При различных мозговых повреждениях характер кривой меняется; так, например, при лобных поражениях нарастание удержанных слов происходит чрезвычайно замедленно: кривая приобретает характер плато. В ряде других заболеваний, где страдание поражает аффективно-волевую сферу больного, вызывая взрывчатость, лабильность эмоциональной сферы, кривая памяти носит изогнутообразный характер, отражая лабильность эмоциональных процессов.
Постконтузионная глухонемота в подавляющем большинстве не является коммоционной болезнью. В этих случаях нарушения слуха и речи следует рассматривать не как изолированный симптом, а как реакцию всей личности в целом.
У некоторых больных глухонемота протекала на фоне какого-то ступорозного состояния. При исчезновении основного симптома глухонемоты обычно исчезало и состояние ступора.
Является ли постконтузионная глухонемота органическим заболеванием?
1. в большинстве случаев она таковым не является;
2. постконтузионная глухонемота является особой формой реактивного состояния личности. Анализ наших случаев показывает, что у большинства больных имело место нарушение аффективно-волевой сферы.
Резюмируя: глухонемота не выражает собой только выпадение функции речи и слуха; ее нужно рассматривать как проявление реактивного состояния всей личности в целом.
За тот факт, что постконтузионная глухонемота является функциональным заболеванием, говорит и характер ее обратного развития. И в случаях глухонемоты мы имеем регрессивное течение, однако оно совершенно иного характера, чем при коммоциях мозга; выход из глухонемоты бывает большей частью очень резким, внезапным.
Обучение в случаях постконтузионных нарушений занимают методы психокоррекции, отвлечения и убеждения. Отношение больного к своему обучению - необходимы отвлечение, переключение больного на другие болезненные явления. В таких случаях больной подробно излагает свои жалобы и убеждается косвенным образом, что он в состоянии говорить, и надо лишь укрепить больного в данном убеждении.
Однако есть случаи, где показана специальная восстановительная работа, — это случаи, когда речь восстанавливается не сразу, а восстановление проходит через фазу какого-то речевого затруднения, например через заикание.
Симптом глухонемоты труднее снимается, нежели симптом немоты. Восстановление речи происходит полностью, глухота не полностью снимается.