ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако некоторые положения способствовали тому, что психика была разделена на отдельные функции, а исследование же данных функций должно сводиться к их измерению.
Для того чтобы знание явления стало несомненным, требуется его проверка и доказательство. Для этого служит опыт или эксперимент. Экспериментом называется искусственное изменение условий наблюдения с целью определения отношений между явлением и условиями его возникновения. Этим прежде всего доказывается факт существования явления, которое было ранее обнаружено простым наблюдением, затем определяется отношение явления к его условиям, причинам или сопровождающим обстоятельствам. Таким образом, эксперимент - это только проверка наблюдения.
Таким образом, в основании научных данных лежат результаты наблюдения, проверенные с помощью эксперимента.
В психологии, как и в других науках, эксперимент имеет решающее значение: только посредством эксперимента психология становится наукой и только посредством эксперимента может она освободиться от бесплодных и произвольных гипотез. Отсюда следует, что выделение экспериментальной психологии как особой науки, в отличие от психологии так называемой физиологической, эмпирической, интуитивной и пр., не имеет никакого основания. Психология как наука едина, пользуется всеми методами естествознания, и только добытые с помощью этих методов данные могут иметь для нее значение.
Психическое содержание состоит из ощущений, восприятий, представлений, понятий, ассоциативных сочетаний этих величин, чувствований и чувств, действий. Обусловлены они суммой двигательных импульсов, находящихся налицо в данный момент.
Эксперимент позволяет наблюдать и фиксировать состояние человека, его поведение и ощущения. Также это актуально, когда он находится в процессе лечения.
Только так формируется действительно значимый материал.
Методы психологического исследования в зависимости от указанных психических величин разделяются на следующие:
1. Методы анализа ощущений.
2. Методы анализа восприятия.
3. Методы измерения времени психических процессов.
4. Методы анализа воспроизведений:
a. простых воспроизведений,
b. сложных представлений.
5. Методы анализа сложных психических актов.
Наиболее плодотворное исследование возможно только по отношению к тем психическим явлениям, которые характеризуются более определенной зависимостью от внешних объектов, с которыми связана наша психическая деятельность, — с ощущениями, восприятиями, представлениями, понятиями и их сочетанием, словом, с той частью психического содержания, которая называется интеллектуальной сферой. А вот настроения, чувства, влечения имеют менее постоянный характер.
Необходимость экспериментального исследования стала особенно очевидной в начале XX в. Левин указывал, что что психология должна использовать галилеевское мышление. Поэтому эксперимент должен быть строго продуман: необходимо создать определенные условия, чтобы получить, вычленить само изучаемое явление. Галилеевский же метод в психологии предполагает теоретическое объяснение фактов на основе целостной системы причинных соотношений. Именно нахождение причинных соотношений дает возможность предсказания единичных событий.
Принципыметодическихприемов, использующихсявлабораториях:
Г. И. Россолимо разработал систему психологических экспериментов, которая позволяла установить уровень отдельных психических функций, или "психологический профиль субъекта". Эта ложная теория не могла обеспечить внедрения методов, адекватных запросам клинической практики.
Метод количественного измерения остается до настоящего времени ведущим в работе многих психологов за рубежом, работающих в области психиатрии. Однако, этот метод тоже не объективен, т.к. это был взгляд на психические процессы как на врождённые способности, которые лишь количественно меняются при развитии. Также минусом является то, что при исследовании больных методами, направленными на измерение функций, не могут быть учтены ни особенности умственной деятельности, ни качественная сторона нарушения, ни возможности компенсации, анализ которых столь необходим при разрешении клинических задач, особенно психокоррекционных.
Патопсихологический эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов; а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. Он направлен на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления.
Идея о том, что один лишь количественный анализ не может оказаться пригодным при решении ряда задач, связанных с деятельностью человека, находит свое признание среди ряда ученых зарубежных стран. основным принципом построения психологического эксперимента является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов больного в противоположность задаче лишь одного количественного их измерения. Один и тот же патопсихологический симптом может быть обусловлен различными механизмами, он может явиться индикатором различных состояний.
Характер нарушений не является специфическим для того или иного заболевания или формы его течения; он. является лишь типичным для них и должен быть оценен в комплексе с данными целостного патопсихологического исследования, т.е. необходим синдромальный анализ.
"Функциональная проба" — методу, широко используемому в медицинской практике и состоящему в испытании деятельности какого-нибудь органа. К этому методу может быть приравнено психологическое исследование в клинике. Роль "функциональной пробы" могут играть те экспериментальные задачи, которые в состоянии актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в своей жизнедеятельности, его мотивы, побуждающие эту деятельность.
Важно помнить, что патопсихологический эксперимент должен актуализировать не только умственные операции больного, но и его личностное отношение.
Подход, сформулированный В. Н. Мясищевым, требует знания и изучения психологии личности. Этот подход диктуется и правильным пониманием детерминации психической деятельности.
О патологическом изменении личности мы говорим тогда, когда под влиянием болезни у человека скудеют интересы, мельчают потребности, когда у него проявляется равнодушное отношение к тому, что его раньше волновало и т.д… Такое измененное отношение является индикатором измененной личности.
Это измененное отношение приводит не только к ослаблению работоспособности больного, к ухудшению его умственной продукции, но само может участвовать в построении психопатологического синдрома. Самоотношение больного к ситуации, к себе должно стать предметом исследования и должно быть отражено в построении эксперименту.
Патопсихологический эксперимент является по существу взаимной деятельностью экспериментатора и испытуемого. Любая мимика экспериментатора может повлечь изменение в ходе эксперимента.
«Успешность восстановления нарушенных сложных психических функций зависит от того, насколько восстановительная работа опирается на сохранные звенья психической деятельности» - Лурия. Также он подчеркивал, что восстановление нарушенных форм психической деятельности должно протекать по типу перестройки функциональных систем.
Плодотворность такого подхода была доказана работами многих советских ученых. Исследования, направленные на анализ принципов восстановления нарушенных движений, показали, что в процессе восстановительной трудовой терапии решающая роль принадлежала мобилизации сохранных функций больного, сохранности его установок.
При восстановлении афазических расстройств речь идет о включении сохранного звена, о его развитии, о постепенном "накоплении возможности его использования" для практики дефектных функций. Перестройка дефектной функции происходит в тесном комплексе с развитием сохранной. - Э. С. Бейн
Восстановительная работа должна базироваться на оживлении оставшихся в сохранности знаний. - В. М. Коган
Приведенные взгляды исследователей касаются восстановления функций, носящих, условно говоря, узкий характер речи, праксиса.
Они могут быть с еще большим правом отнесены к восстановлению более сложных форм психической деятельности, к восстановлению утраченной умственной работоспособности.
Построение экспериментальных приемов должно предоставить возможность учитывать поиски решений больного. Больше того, строение психологического эксперимента должно дать возможность экспериментатору, вмешаться в ход эксперимента, чтобы обнаружить, как больной воспринимает "помощь" экспериментатора, может ли он ею воспользоваться. Построение же эксперимента по типу жестко стандартизированных тестов не дает этой возможности.
Основное отличие эксперимент в клинике от эксперимента, направленного на исследование психики здорового человека заключается в том, что мы не всегда можем учесть своеобразие отношения больного к опыту, зависящее от его болезненного состояния.
Эксперимент также может проводиться не прямо, а обходными путями, т.к. некоторые больные могут резко среагировать на прямые инструкции, или вовсе отказаться.
Построение экспериментально-психологического исследования в клинике отличается от обычного психологического эксперимента еще одной особенностью: многообразием, большим количеством применяемых методик. Объясняется это следующим. Процесс распада психики не происходит однослойно.
Нарушение психической деятельности больного бывает часто нестойким. При улучшении состояния больного некоторые особенности его мыслительной деятельности исчезают, другие — остаются. Характер обнаруживаемых нарушений может изменяться в зависимости от особенностей самого экспериментального приема; поэтому сопоставление результатов различных вариантов какого-нибудь метода, при этом многократно применяемого, дает право судить о характере, качестве, динамике нарушений мышления больного.
Основная мысль: при исследовании распада психики часто приходится не ограничиваться одним каким-нибудь методом
, а применять комплекс методических приемов, имеет свой смысл и свое обоснование.
Направленность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психических нарушений с особенной необходимостью выступает при исследовании аномальных детей. " Л. С. Выготский пишет, что состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней: уровня актуального развития и зоны ближайшего развития (те потенциальные возможности ребенка, которые самостоятельно, под влиянием тех или иных условий, не выявляются, но которые могут быть реализованы с помощью взрослого). Существенным является не только то, что ребенок может и умеет делать самостоятельно, но то, что он умеет делать с помощью взрослого. Психическое развитие ребенка характеризуется не столько его актуальным уровнем, сколько уровнем его ближайшего развития. Данное положение определяет принципы построения психологического эксперимента применительно к аномальным детям.
А. Я. Иванова строит свои экспериментально- психологические исследования по типу обучающего эксперимента. Для осуществления "регламентированной помощи" А. Я. Иванова внесла видоизменения в некоторые общепринятые методики патопсихологического исследования: предметную классификацию, методику Кооса, классификацию геометрических фигур, серию последовательных картин.
Система дозированных подсказок была использована Р. Г. Натадзе при формировании искусственных понятий у здоровых детей. С помощью детально разработанной методики Р. Г. Натадзе обнаружил разные уровни развития детей.
В настоящее время в патопсихологии детского возраста разрабатываются методы коррекции патологических явлений. Нахождение этих коррекционных путей требует не только знаний возрастных особенностей ребенка и анализа их отклонений, но и осуществления "контроля за ходом психического развития детей".
Следует учесть еще одну особенность патопсихологического исследования. Выполнение экспериментальных заданий имеет для разных больных различный смысл. Отношение к эксперименту зависит от отношения больного к факту стационирования, от отношения к самому экспериментатору.
Патопсихологический эксперимент направлен не только на анализ отдельных симптомов, но и на выявление психологических синдромов. Что касается интерпретации полученных данных, она проводится на основании системного анализа. Важны еще не столько ошибки больного, сколько его реакция на них и на поправки экспериментатора.