Файл: Предмет и задачи патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ.

Патопсихология – это прикладная отрасль психологической науки.

Огромное значение приобретают данные экспериментальной патопсихологии при решении вопросов психиатрической экспертизы: трудовой, судебной и воинской. При ее проведении нужно учитывать профессиональные требования больного и итоговые результаты.

За последнее время в патопсихологии на первый план выступает направленность на психокоррекцию. Чтобы она была эффективной, должна базироваться на углубленном анализе и квалификации психического состояния больного человека.

Исследованиями было установлено, что вовлечение больного человека в реальный труд влечет за собой изменения в его мнении о себе и окружающих, а так же делает его деятельность целенаправленной.

Патопсихологический эксперимент имеет большую значимость в психиатрической клинике детского возраста. Благодаря ему решаются вопросы о прогнозе обучаемости и связанный с ним вопрос об отборе детей в специальные школы.

главной задачей в работе патопсихолога- охрана психического здоровья.

Глава I К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ.

Отечественная патопсихология зародилась в начале XX в., и была вызвана к жизни запросами психиатрической практики и достижениями психологической науки. До конца XIX в. большинство психиатров мира не использовали психологическую основу в своих деятельностях. Однако, это изменилось в связи с основанием первой в мире экспериментально-психологической лаборатории В. Вундта в 1879 г. С того момента психиатрия уже не мыслилась отдельной от психологии наукой. Развитие этих сфер науки стремительно пошло в гору: в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории по всему миру, в том числе и в России. В лабораториях разрабатывались экспериментально- психологические методы исследования нарушенной психики. Одновременно с этим изучалась психика здорового человека.

В начале XX в. Появляется особая отрасль знаний — патологическая психология. Особые условия исследования, а еще более особая постановка вопросов, даваемая потребностями психиатрической клиники, привели к образованию самостоятельной дисциплины — экспериментальной психопатологии. Смешение понятий "патопсихология" и "психопатология" происходило из-за отсутствия четкой дифференциации задач психологии и психиатрии. Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсихологии на заре ее становления содержалось в работах В. М. Бехтерева.


Многие отечественные и зарубежные ученые отмечали, что ее значение выходит за пределы прикладной к психиатрии науки.

Расстройства психики рассматривались как эксперимент природы, затрагивающий большей частью сложные психические явления, к которым экспериментальная психология еще не имела подхода. Психология, таким образом, получала новый инструмент познания.

Патологический материал способствует постановке новых проблем в психологии, кроме того, патопсихологические явления могут служить, критерием при оценки психологических теорий.

Исследования нарушений психической деятельности в самых истоках рассматривались отечественными и зарубежными учеными в русле психологических знаний. Придавалось большое значение экспериментально-психологическим исследованиям для решения задач психиатрии.

В зарубежной патопсихологии упор ставился на теории и изучения отдельных особенностей. В то время, как отечественная патопсихология с самых истоков отличалась естественнонаучными традициями. Работы И. М. Сеченова и его последователя В. М. Бехтерева являлись ключевыми в таком подходе. Но в ходе борьбы с субъективно-идеалистической психологией В. М. Бехтерев пришел к созданию "рефлексологии", в которой абсолютизировал ее внешние проявления и игнорировал психический образ. Многие методики для работы с душевнобольными, разработанные В. М. Бехтеревым, стали основополагающими для советской патопсихологии. Сохранили значение для современной науки и сформулированные В. М. Бехтеревым и С. Д. Владычко требования к методикам: простота и портативность.

Основные принципы патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были:

использование комплекса методик,

качественный анализ расстройства психики,

личностный подход,

соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования.

Для получения богатого объективного материала использовался целый комплекс методик: наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений.

Представитель школы В. М. Бехтерева К. И. Поварнин писал, что на результатах объективных исследований отражается отношение больного к экспериментальной задаче. На его взгляды оказывал огромное влияние А. Ф. Лазурский, так же, как и на других представителей Бехтеревской школы.



Для нужд педагогической психологии, А. Ф. Лазурский внедрил естественный эксперимент, который применялся в ходе организации досуга больных, их занятий и развлечений.

Таким образом, уже на истоках патопсихология имела все задатки для становления отдельной отраслью психологии. Предмет исследования — нарушения психики; методы — весь арсенал психологических методов; концептуальный аппарат — аппарат психологической науки.

Связь с психиатрией осуществлялась через участие в воссоздании психопатологического синдрома, характерного для разных психических заболеваний. Экспериментальные исследования использовались в решении задач дифференциального диагноза и в осуществлении контроля за динамикой психического расстройства в ходе лечения. Они помогали проникать в механизмы психического расстройства.

Основы психорефлекторной терапии так же были разработаны в школе Бехтерева. В качестве метода лечения истерических анестезий и параличей, навязчивых состояний и патологических влечений применялось "воспитание" сочетательно-двигательных рефлексов, вытеснявших патологические рефлексы; проводилась работа над поднятием умственной активности путем определенной дозировки умственного труда в форме чтения и конспектирования и других форм умственных занятий взрослых людей. Патопсихологические методы использовались и в детской и судебной экспертизах.

Практика судебно-медицинской экспертизы порождала потребность в исследованиях, на стыке патологической и индивидуальной психологии. А еще намечались и исследования на стыке патопсихологии с социальной психологией.

Интересно, что в школе В. М. Бехтерева наметилась проблема соотношения развития и распада психики, которая нашла разрешение на теоретическом фундаменте работ Л. С. Выготского. В. М. Бехтерев не считал изучение психики душевнобольных ключом к познанию внутреннего мира здоровых. Поэтому и в практике подготовки невропатолога и психиатра, и в научных психиатрических поисках школы В. М. Бехтерева психология нормального человека занимала почетное место. Недостаточная психологическая подготовка может вести к грубым ошибкам — упрощенному представлению о психических явлениях, неправильным выводам и др. Кроме того, помимо теоретических знаний исследователям необходима практическая подготовка. Разносторонние конкретные исследования и разработка элементарных теоретических основ позволяют считать вклад школы В. М. Бехтерева в патопсихологию отправным пунктом формирования данной отрасли в России.


Вторым крупным центром отечественной психиатрии, в котором развивалась экспериментальная психология, была психиатрическая клиника С. С. Корсакова, организованная в 1887 г. С. С. Корсаков придерживался мнения, что только знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Подобных традиций придерживались и его последователи. С. С. Корсаков был председателем Московского психологического общества, а его сотрудники явились организаторами и участниками. Работы, вышедшие из его клиники, внесли ценный вклад в психологическую науку — в понимание механизмов памяти и ее расстройств, механизмов и расстройств мышления. Ряд заседаний Московского общества психологов был посвящен ознакомлению с методами психологического исследования, с работами по экспериментально- психологической диагностике психических заболеваний.

Как правило, ведущие психоневрологи предреволюционной России были проводниками передовых идей психологии и содействовали ее развитию в научно-организационном направлении. Они являлись членами научных психологических обществ, редакторами и авторами психологических журналов.

После Великой Октябрьской социалистической революции именно на психоневрологических съездах прозвучали первые доклады советских психологов, выступивших за построение марксистской психологии. на II съезде впервые выступил Л. С. Выготский, поднявший голос против механистического выхолащивания из психологии психического образа.

Эта ситуация во многом определила характер патопсихологических исследований и пути их дальнейшего развития.

На становление патопсихологии большое влияние оказали идеи Л. С. Выготского:

1) мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животного;

2) развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, они возникают не в результате одного лишь созревания мозговых структур, а формируются прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания;

3) поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психического развития.

Сам Л. С. Выготский руководил патопсихологической лабораторией при Московском отделении ВИЭМ на базе клиники им. С. С. Корсакова, а его теоретические идеи получили дальнейшее развитие в работах его учеников и сотрудников. Экспериментальные исследования под руководством Л. С. Выготского положили начало многостороннему изучению распада мышления Б. В. Зейгарник и ее сотрудниками в патопсихологической лаборатории Института психиатрии МЗ РСФСР и МГУ.


Основные центры, в которых осуществлялись патопсихологические исследования: психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева и ЛГУ, лаборатория Центрального института психиатрии МЗ РСФСР на базе психиатрической больницы им. П. Б. Ганнушкина, лаборатория Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

За последние годы выросло значение патопсихологии в психокоррекционной работе, которая проводится в разных видах психологической службы. Расширяется сеть лабораторий по восстановлению как отдельных нарушенных функций, так и трудоспособности больных людей. Особое развитие получили патопсихологические исследования в детских психоневрологических учреждениях.

На всесоюзных съездах психологов страны были широко представлены доклады патопсихологов на следующие темы: 1) значение патопсихологии для теории общей психологии; 2) проблемы психокоррекции; 3) патология познавательной деятельности и личности. Аналогичные симпозиумы были организованы на международных конгрессах психологов.

Таким образом, в настоящее время развивается прикладная область психологии, имеющая свой предмет и свои методы, — экспериментальная патопсихология.

Глава II

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, анализ истории жизни заболевшего человека, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. Очень важно проводить исследование в динамике.

  1. ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Важно отметить, что, метод эксперимента не является единственным путем познания в психологии. Он стал главенствующим по мере развития психологии как точной науки в связи с ее общими теоретическими положениями и применением в практике.

Внимание психологов-рационалистов было направлено на разграничение в психике человека отдельных "душевных способностей", каждая из которых по-своему перерабатывает получаемый извне материал. Психология сводилась к описанию работы этих способностей. Отрицая дробление психики на отдельные процессы или функции, представители этого направления отказываются от научного исследования психического, считая, что если природу можно объяснить, то психику можно только понять. Эти положения "понимающей" психологии нашли свое отражение в концепции психологов- экзистенциалистов. На практике это означает, что психолог должен ограничиться лишь наблюдением за поведением субъекта, регистрацией его высказываний и самонаблюдением и отказаться от эксперимента, от возможности изменения условий и деятельности. Эмпирическая психология (пришедшая на смену рационалистической) принесла с собой иное понимание метода исследования. С развитием эмпирической психологии, развитием психофизиологии начинает внедряться в психологию метод эксперимента.