Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧИЛИЩ


Что касается материально-технического обеспечения училищ, безусловно, здесь были трудности. В связи с отдаленностью региона учебные материалы доходили довольно долго. Таким образом, фонд учебной литературы в Сибирских училищах формировался в основном за счет добровольных пожертвований198. Соответственно, он отличался скудностью в сравнении с центральными регионами Российской Империи. О трудностях в материальном обеспечении училищ в Сибири пишет в своем письме губерниям П. В. Завадовский.

В Тобольске священник Софийско-Успенского собора и преподаватель татарского языка Иосиф Гиганов внес вклад в дело просвещения Сибири, сочинив четыре книги на татарском языке с переводом на русский: «1-ю - словарь, 2-ю - грамматику, 3-ю - собранная нужнейших коренных слов того языка, 4-ю - букварь для обучения татарскому и арабскому писаны в табличном порядке с приложением слов первообразных с разделением грамматическим»199.

Одним из факторов организации народных училищ в Сибири является то, что специальные здания для них не строились. Была распространена практика приспособления различных зданий под училища200. О данном факте свидетельствует «Ведомость о состоянии народных училищ, находящихся в Тобольском наместничестве за 1792 г.» (см. Прил. 5). Например, упоминается о том, что Туринское малое народное училище находилось в казенном доме, принадлежащем Крестовоздвиженской церкви, Томское малое народное училище находилось в наемном купеческом доме201. Из данного документа так же можно сделать вывод о том, что довольно часто здания дарили местные купцы. Тарское малое народное училище находилось в доме, который был подарен купцом второй гильдии Нерлиным. Тюменское малое народное училище находилось в доме, подаренном купцом Просоловым.

Для главного училища в Тобольске долгое время не могли найти здания, затем было решено занять дом петербургского купца Льва Мануйлова, который был взят в городскую казну за долги. В доме было 9 комнат, и находился он на улице Пиляцкой. Здание было отремонтировано. В 1797 г. училище переходит в новое каменное здание по Богоявленской улице. Ремонт каменного корпуса вели шесть лет,
сделали к нему пристрой, переоборудовали помещения под классные комнаты202.

Красноярская городская дума арендовала трапезную Воскресенского собора. Однако в начальный период существования Красноярского малого народного училища, когда оно имело успех, красноярцы решили выстроить для нее двухэтажное здание. Для этого они запросили разрешение использовать 1% прибылей от питейных сборов в Красноярске. К сожалению, городская дума решила не расходовать средства на училище, а средства, на пожертвование которых купцы дали расписки, вносились нерегулярно. В связи с этим денег не хватало даже на оплату учителям и содержание здания, не говоря уже о строительстве нового помещения. Школа плохо снабжалась бумагой свечами дровами, плохо отапливалась зимой, из-за чего дети часто болели. Такие тяжелые условия вынуждали родителей не отпускать детей в школу, в первую очередь девочек203. Енисейское малое народное училище помещалось в трапезной церкви Захария и Елизаветы Спасского мужского монастыря.

Первоначально Иркутское Главное народное училище расположилось в каменном здании градской гражданской школы, которое было построено в 1782 г. на средства купца Я. Протасова и иркутского городского общества и находилось «против Воскресенской (Тихвинской) церкви на Заморской улице, фасадом на Тихвинскую площадь»204.

В июне - августе 1789 г. в этом здании по проекту архитектора Тименяшкова были произведены ремонт и переоборудование внутренних помещений под Главное народное училище205.

О том, что существовала проблема обеспечения училищ зданиями, можно заключить, например из того, что учитель Томского малого народного училища в 1793 г. жаловался в Тобольский приказ общественного призрения на то, что Томская городская дума не отводит для училища помещения и не принуждает родителей отдавать учеников на обучение в училище.

Следует подчеркнуть сложное финансовое положение училищ, как уже отмечалось выше, обеспечение училищ полностью возлагалось на местные власти. Екатерина II так же рассчитывала на пожертвования, и действительно в первое время существования училищ такие пожертвования были не редкостью. Например, Иркутское городское общество подарило главному народному училищу дом и 500 рублей, а также обязалось ежегодно вносить на его нужды 200 рублей в Приказ общественного призрения

206. Тобольские жители обещали вносить на содержание училища в год по 1770 рублей (фактически вносили с 1789 до 1795 г. по 1609 рублей) и Приказ общественного призрения ежегодно отпускал из своих средств на училище по 820 рублей. Тюменское городское общество взяло обязательство вносить на содержание малого училища по 200 рублей. Туринские и нарымские жители планировали вносить на содержание училищ по 200 рублей. Жители Кузнецка подарили училищу дом и внесли на его содержание 754 рубля, а также Бийское городское общество пожертвовало 75 рублей207. К сожалению, чаще всего это был только первый порыв и в дальнейшем местные власти стали тяготиться содержанием училищ, некоторые из них закрывались, оставшиеся же существовали в тяжелых условиях208.

Поскольку городские управления плохо обеспечивали содержание училищ, эта обязанность повсеместно пала на Приказы Общественного Призрения, которым сверх того приходилось содержать больницы, вести разные земские повинности и т.п. В итоге Красноярское и Кузнецкое малые народные училища были закрыты из-за недостатка финансирования. Остальные семь малых народных училищ работали в тяжелых условиях, имели трудности в нахождении денежных средств, не хватало дров, бумаги, свечей209.

Но все же местные городские общества Томска, Тары, Тюмени, Туринска, Нарыма, Енисейска и Верхнеудинска изыскивали ежегодно по 250-350 рублей, необходимых на содержание малых народных училищ. Таким образом, они смогли просуществовать до преобразования их в начале XIX в. в уездные училища210.

Из всего вышесказанного следует, что в области материально-технического обеспечения существовал ряд трудностей, связанных как с отдаленностью территории Сибири, так и не способностью местных властей обеспечить данные учебные заведения. Безусловно, эти трудности влияли на качество образования не в лучшую сторону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В 1786 г. в России было открыто 165 малых и главных народных училищ, в которых обучалось 11 088 учеников. К концу XVIII в. в 45 губерниях России действовало 49 главных народных училищ с 7011 учащимися и 239 малых училищ с 15 209 учениками. В общей сложности в стране существовало всего 288 главные и малых училищ с 22 220 учениками и 760 учителями. Безусловно, для такой огромной страны как Россия это очень маленькие цифры. Однако, учитывая тот факт, что общеобразовательная система образования в Российской империи только зарождалась, то результаты покажутся довольно впечатляющими. Обучение проходили как мальчики, так и девочки, однако мальчиков было больше. Один из главных недостатков реформы в том, что, несмотря на ее всесословный характер, дети крестьян фактически не обучались.

Приведенные факты вполне могут развенчать существующий миф о том, что изменения в образовании, происходившие в центральной части Российской империи «не доходили» до Сибири. Процесс изменений в сфере образование начался еще в начале XVIII в., при Петре I. Однако его школы, будучи узко специализированными, не носили общеобразовательного характера. При Екатерине начался процесс складывания именно всеобщего народного образования.

Безусловно, были существенные факторы, тормозившие осуществление школьной реформы в полной мере. Один из таких факторов - это нехватка учителей. В России была только одна учительская семинария, которая за все годы своего существования подготовила всего 420 учителей, которые и заняли места не только в народных училищах, но и в других учебных заведениях. Зачастую их подготовка была крайне низкой. Для малых народных училищ учителей необходимо было изыскивать на местах, ими становились выпускники главных народных училищ или духовных семинарий, чаще всего не по своей воле. Профессия учителя в XVIII в. считалась прерогативой низших классов и не была уважаема и часто люди данной профессии бедствовали.

Одной из главных проблем деятельности этих новых учебных заведений было то, что они не финансировались центральной властью. Их финансирование было возложено на Приказы общественного призрения
, Екатерина рассчитывала также на общественные пожертвования. И действительно, в самом начале их существования в училища по всей России поступала некоторая помощь, большей частью жертвовали помещения для училищ. К сожалению, чаще всего это был только первый порыв и в дальнейшем местные власти стали тяготиться содержанием училищ, некоторые из них закрывались, оставшиеся же существовали в тяжелых условиях.

Также не стоит забывать о такой важной причине, как непонимание в обществе того времени важности образования. В 1788 г. при ревизии народных училищ обнаружилось малое число учащихся в старших классах. Родители считали, что их детям достаточно умения читать и писать, а прочие науки бесполезны.

Вследствие всех этих причин идеи Янковича в это время не были восприняты, его руководствам не следовали, обучение превратилось в механическое выучивание учебника наизусть.

Все эти отрицательные факторы проявлялись и в работе главные и малых народных училищ в Сибири, более того, к ним добавлялись проблемы связанные со специфичностью данного региона. В первую очередь, это, конечно же, отдаленность региона от центра России. К началу XIX в. из трех главных народных училищ, продолжали работу два, из десяти малых, в достаточно тяжелых условиях существовали восемь. Как уже упоминалось выше, численность учащихся в этих учебных заведениях с каждым годом сокращалась.

Народные училища в Сибири сыграли большую роль в повышении образования и культурного уровня населения этого региона. Например, при Тобольском и Иркутском главных народных училищах были созданы библиотеки, которые имели право посещать не только учащиеся училищ, но и все жители города. Также в Тобольском училище издавался первый в Сибири журнал.

Деятельность данных образовательных учреждений способствовала подготовке грамотных кадров для государственных учреждений, в особенности для аппарата управления. В конце XVIII - начале XIX в. гражданские ведомства при комплектовании штатов своих канцелярий обходились выпускниками народных училищ, что позволило издать 27 мая 1800 г. указ о запрещении брать на светскую службу учащихся духовных семинарий.

Также выпускники главных народных училищ шли на военную службу в младших офицерских чинах, становились учителями в малых народных училищах.