Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
§1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
§2. ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ СОСЛОВНЫХ ПРЕГРАД
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II (1782-1786 ГГ.)
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ В СИБИРИ.
§ 1. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В УЧИЛИЩАХ СИБИРИ
§ 2. УЧИТЕЛЯ ГЛАВНЫХ И МАЛЫХ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИБИРИ
Нехватка средств и непонимание гражданами России необходимости обучения, не востребованность образования в XVIII в. это не единственные причины отрицательной динамики количества учащихся в новых учебных заведениях. Существенно влияло наличие частных школ и частных учителей. С частными учителями родители договаривались чему, и в какой срок следует обучить ребенка, частному учителю население доверяло больше183.
«Церковнослужители, мелкие чиновники, отставные военнослужащие, ссыльные чиновники и аристократы, грамотные женщины из мещанских, церковнослужительских и чиновничьих семей (особенно вдовы) у себя дома или у кого-либо на квартире обучали группы по 3, 5, 10 и 20 человек».
Частные школы существовали во всех уездах Сибири и даже там, где открывались народные училища. При подготовке к открытию народных училищ в Красноярске было выявлено более 60 детей, занимающихся у частных учителей, а в Кузнецке - около 80184. Их преимуществом было то, что за год можно было овладеть навыками письма и чтения, тогда как в народных училищах процесс обучения шел дольше, и требования были выше. Так называемые домашние школы находились рядом, не нужно было ехать в другое село, тратить время и деньги на теплую одежду. Малое количество учеников в таких школах, способствовало их лучшему обучению. В 1796 г. Тобольское наместничество издает указ, в котором запрещает частное обучение в тех городах, где открыты народные училища, угрожая домашним учителям штрафом за каждого обучаемого им ученика185.
В Иркутске городская дума, для того, чтобы остановить спад количество учащихся в училище, вынесла постановление, которое предписывало детям из бедных семей пользоваться учебниками бесплатно, остальные учебники продавать свободно, бумагу и чернила выдавать всем ученикам бесплатно, директору училища следить, чтобы в городе никто не обучал детей на дому . Однако эта мера не принесла результата, и количество обучаемых в народных училищах продолжала сокращаться186.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что динамика численности учащихся главных и малых училищ зависела как от чиновников, как это было в случае с Тобольским главным народным училищем, так и от благотворительной поддержки местного купечества
, как это было в Иркутске. Также численность зависела от открытия дополнительных классов или школ при училище, по изучению какого-либо иностранного языка, например открытие школы татарского языка при Тобольском главном училище187. В разные периоды существования училищ количество учеников варьировалось, не всегда эта динамика была отрицательной188. Однако, как видно, учебные заведения только в начальный период своего существования пользовались популярностью, в дальнейшем же число учащихся в основном уменьшалось, иногда возрастая, но к первоначальному числу учащихся вернуться уже не удавалось. Данная проблема была характерна для России в целом, и, в частности, для Сибири.
§ 2. УЧИТЕЛЯ ГЛАВНЫХ И МАЛЫХ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИБИРИ
Немаловажной проблемой для функционирования народных училищ в Сибири была нехватка квалифицированных учителей. Эта проблема была характерна не только для Сибири, но и для всей Российской империи. Вопрос о нехватке учителей остро встал еще в начале XVIII в., Петр I достаточно широко восполнял недостаток педагогических кадров за счет приглашения иностранцев. В связи с проведением столь масштабной изменений в области образования при Екатерине II проблема с учительскими кадрами еще больше обострилась.
Для главных народных училищ учителя присылались из числа выпускников Петербургской учительской семинарии. Будущие педагоги набирались из числа выпускников духовных семинарий, школ воинских команд и из просто желающих учиться. Так, в Колыванское главное училище были направлены четверо учителей, окончивших духовную семинарию, трое из них также окончили Петербургскую учительскую семинарию, а четвертый - Киевскую академию - Степан Горенский, Евдоким Зябловский, Никифор Звонников, Василий Красин189.
Педагогический коллектив главного училища в Тобольске также состоял из выпускников Петербургской учительской и Тобольской духовной семинарии. Первыми учителями стали выпускники Санкт-Петербургской учительской семинарии: Т. Воскресенский, И. Лафинов, В. Прутковский, И. Набережнин.
Для малых народных училищ педагогов нужно было искать на местах. В связи с этим первыми учителями малых училищ были выпускники духовных семинарий190.
Первым учителем Томского малого училища был воспитанник Тобольской духовной семинарии, подготовленный к учительству в Тобольском главном народном училище191. Из семинарии первые учителя были в Кузнецком и Нарымском малых училищах.
Однако не всегда учителя малых народных училищ были выходцами из духовных семинарий. В первой главе «Устава» было прописано - в каждом главном народном училище вести подготовку учащихся, желающих быть учителями в малых училищах. Например, первым учителем Красноярского малого училища был Никита Звонников, окончивший Петербургскую главную учительскую семинарию по «математическим наукам»192. Его ценили как умного и творческого человека и жалели о его преждевременной смерти пятого июня 1792 г. Его похоронили на Всехсвятстком кладбище, а на могильном холме положили чугунную плиту с надписью: «Здесь покоится тот, которого и малые дети знают».
Среди учителей, которых набирали из духовных семинарий и даже из учительской гимназии, фактически не было добровольцев и чаще всего это были не самые лучшие выпускники. Данное утверждение подтверждается содержанием письма советника Ломачевского из Барнаула с просьбой прислать учителя в Нарымское училище (1792 г.): «...Из гимназии учительской не охотно, я думаю, согласится кто-либо в учителя ехать в столь отдаленный край, не знаю каковы тут обыватели. На опровержение такового сомнения прошу прочесть сей рапорт, который может их уверить, что не только жители здешние, но и кочующие вблизи татары подняли уже цену нового образа учения»193.
По существующему положению учитель низших классов должен был прослужить в этой должности не менее 36 лет, в высших классах - не менее 23 лет, после которых он мог получить чин коллежского асессора, открывавший путь в потомственное дворянство. Также учитель, получивший образование за казенный счет не имел права переходить на другую службу194. Этот запрет, безусловно, вызывал недовольство учителей, поскольку с образованием учителя на другой должности можно было бы зарабатывать больше. На должности учителя, по существу нужно было отработать половину жизни, чтобы получить дворянство и достойное положение в обществе.
Материальное положение учителей народных семинарий было крайне тяжелое. Преподаватели главных училищ, приезжающие из Петербурга, получали жалование из столицы Российской Империи, его часто задерживали. Учителя малых училищ получали жалование от городского общества, соответственно их материальное положение было еще хуже. Также следует упомянуть, что многие учителя жили прямо в зданиях школы, поскольку далеко не всем выделяли собственное жилье . Соответственно отсюда исходит проблема отсутствия семьи, так как в таких условиях просто невозможно ее обеспечение195.
В некоторых классах иногда по году не велось преподавание из-за того,что не могли найти учителя. Однако, не смотря на то, что учителей не хватало в случае болезни или административных изменений их во многих случаях увольняли. Так, например, произошло с учителем Красноярского малого народного училища Красиным, который работал без жалованья с сентября 1796 г. по май 1797 г. и был уволен после возвращения из длительной командировки
196.
Основной причиной нехватки учителей, помимо их вынужденной бедности, является, непрестижность, если говорить современным языком, данной профессии. Не смотря на то, что учитель согласно Уставу считался государственным работником, в учителя шли люди из низших сословий, в Сибири это в основном ссыльные.
Дворянство относилось к учительству с презрением и считало несовместимой эту деятельность с дворянским достоинством. Лишь в первой половине XIX в. учительские должности были соотнесены с чинами Табеля о рангах, что открывало возможность получения дворянства197.
Можно сделать вывод о том, что существовал ряд причин нехватки квалифицированных учителей - тяжелое материальное положение людей данной профессии, не престижность этой специальности, малое количество образованных людей в Российской империи, отсутствие продуманной системы подготовки учителей и специальных учебных заведений.