Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом в XVIII в. уровень грамотности населения Сибири по сравнению с предыдущими столетиями возрос, в первую очередь среди служилых людей и чиновничества. Выросло число грамотных в торгово-ремесленной среде. Однако подавляющее число крестьян в Сибири оставались не грамотными.

Следует обратить внимание на то, что, хотя и открывались народные училища, но в деле обучения элементарной грамматике довольно весомую роль продолжали играть частные школы и частные учителя. Как торгово-ремесленное население, так и чиновники, а также служилые люди предпочитали быстрое домашнее обучение, довольно продолжительному и, как они считали, ненужному обучению в народном училище. Этот факт свидетельствует о недостатках данной реформы и о непонимании населением важности и необходимости получения образования.

Школьная реформа не достигла своей главной цели - всеобщего (всесословного) обучения населения Российской империи. Основная цель, как и ранее, при Петре I, - обеспечение потребности государства в грамотных и полезных ему людях.

Несмотря на все недостатки, школьная реформа Екатерины II заложила начало классно-урочной системе обучения и общеобразовательного принципа обучения в России. Данная реформа послужила основой для создания в XIX в. централизованной государственной системы образования.

Развитие образования способствовало повышению общего уровня культуры в стране. Народные училища выступали в качестве катализатора процесса складывания провинциальной интеллигенции.

Екатерина, будучи человеком любившим учиться и понимающим необходимость получения знаний, понимала важность образования, как для отдельной личности, так и для всего общества и государства в целом. Ее взгляды на этот вопрос было достаточно прогрессивны для своего времени и, безусловно, оказали большое влияние на дальнейшую политику России в данном вопросе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Опубликованные источники

1.1 Нормативно-правовые акты

1.1.1 Янкович де Мириево Ф. И. Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи [Электронный ресурс] / Ф. И. Янкович де Мириево. - Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st017. shtml

1.1.2 Янкович де Мириево Ф.И. Правила для учащихся в народных училищах [электронный ресурс]: Библиотека по педагогике. - Режим доступа http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st017.shtml


1.2.3 Янкович де Мириево Ф.И. Из «Устава народным училищам в Российской империи» [электронный ресурс]: Библиотека по педагогике. - Режим доступа:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/st017.shtml1.2.3.4 О должностях человека и гражданина, книга к чтению определенная в народных городских училищах Российской империи, изданная по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй СПБ., 1996. - 250с.

1.2.4 Янкович де Мириево Ф.И. Устав народным училищам в Российской империи, уложенный в царствование императрицы Екатерины II. 1786. [6], 1-60, 67-101, 105-122 с.

2. Неопубликованные историческими источники

2.1. Архивные материалы

2.1.1. Федеральное бюджетное учреждение «Российский государственный исторический архив» (ФБУ РГИА).

2.1.1.1. ФБУ РГИА. Ф. 730 «Комиссия об учреждении народных училищ». Оп. 1. Д. 124.

1.1.1.2. ФБУ РГИА. Ф. 796 «Канцелярия Синода». Оп. 52. Д. 312.

Литература

1. Артамонова Л. М. Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II / Л.М. Артамонова // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - № 73. - С. 12-19.

2. Артамонова Л. М. Источники по истории школьной реформы конца XVIII века в российских архивах / Л.М. Артамонова // Вестник Самарского государственного университета. - №5. - 2007. - С.167-173.

3. Беликова А. П. К историографии истории образования и педагогической мысли в Сибири / А.П. Беликова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №10. - 2006. - С. 86-89.

4. Блинов В. И. Развитие теории и практики образования в России XVIII— XX века под влиянием изменений ценностных ориентации, представлений об идеале человека и целях его воспитания / В.И. Блинов - М., 2001. - 224с.

5. Болгова А. М. Создание учебно-воспитательных учреждений для подготовки людей «третьего чина» в ходе образовательных реформ Екатерины II / А.М. Болгова // Научные ведомости Белгородского государственного университета.- №12. - 2010. - С. 133-141.

6. Брикнер, А. Е. История Екатерины Второй в 2 т / А. Брикнер. 2 т. 2004. - 687 с.

7. Быконя Е.Ф. История народного образования в центральной Сибири (XVII - середина XIX века) / Е.Ф. Быконя. - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.И. Астафьева, 2015. - 262с.

8. Войтеховская М. П. Формирование модели профессионального педагогического образования в России в первой четверти XIX века / М.П. Войтеховская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №13. - 2011. - С.11-15.

9. Желенкова Н. О. Динамика численности учащихся в главных и малых народных училищах Сибири при Екатерине II // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 13-й международной науч-практ. конф. 2017. —С. 68-70.



10. Желенкова Н. О. Проблемы организации главных и малых народных училищ по школьной реформе Екатерины II // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. 2017. — С. 16-19.

11. Зуев М. А. Создание и деятельность комиссии народных училищ при Екатерине II / М.А. Зуев // ФЕБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова». - С.83-89.

12. Иощенко А. С. Педагогические воззрения Екатерины I: историки и реализация / А.С. Иощенко // Вестник Тамбовского университета. - 2010. - №5. - С.53-56.

13. Каптереев П. Ф. История российской педагогики / П.Ф. Каптереев. 1915. - 746 с.

14. Князев Е. А. Еенезис высшего педагогического образования в России XVIII-XIXвв / Е.А. Князев - М.,2001. - 240с.

15. Коваленко Е. А. К вопросу о развитии системы образования в России // Роль вуза в формировании социокультурного пространства: сб. науч. Трудов Всерос. науч.-практ. конференции с межд. участием, посвященной празднованию 70-летнего юбилея вуза, 19 ноября 2010 г. Ч.1. 2010. - С. 66-74.

16. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX в / А.Н. Копылов. – Новосибирск. 1974. - 251с.

17. Ломоносов М. В. Антология гуманной педагогики / сост. С.Ф. Егоров. М., 1997. - 224с.

18. Любавский М., История царствования Екатерины II / М. Любавский - СПб., 2001. - 256с.

19. Неупокоев И. В. Управление школьным делом в тобольской губернии в конце XVIII - начале XX в / И.В. Неупокоев // Образование и наука.-№1. - 2013. - С.58-73.

20. Нечаева Л. В. Православные духовные школы Западной Сибири в XVIII в. / Л.В. Нечаева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - №11. - 2005. - С.15-29.

21. Нечаева Л. В. Формирование системы образования и ее влияние на русскую художественную культуру Западной Сибири во 2-й половине XVIIIв /Автореф. дисс. канд. ист. наук / Омский гос. пед. ун-т. Тобольск, 2004. - 22 с.

22. Окладников А. П. История Сибири с древнейших времен до наших дней. Том 2. Сибирь в составе феодальной России / А.П. Окладников. – Ленинград. 1968. - 458с.

23. Окушова Г. А. Подготовка учительских кадров в дореволюционной России / Г.А. Окушова // Вестник Томского государственного университета. - №11.

24. Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII - начало XXIBB.): монография Г.Ф. Быконя, В.И. Федорова, С.Н. Ценюга и др.; отв. ред. В.И. Федорова / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 580с.

25. Павленко Н. И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко – Москва. 2016. - 512с.

26. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. М., 1978. - 216с.

27. Пискунова А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. идополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.


28. Прибыльский Ю. П. Генезис народного образования Тюменского края в XVIII- XXBB/ Ю.П. Прибыльский // Образование и наука. - №2. - 2004. - С.76-84.

29. Словцов П. А. История Сибири: от Ермака до Екатерины II / П.А. Словцов. 2012. - 505 с.

30. Софронов В. Ю. Культурное наследие Западной Сибири / В.Ю. Софронов. - Екатеринбург: УрГУ, 2007. - 160 с.

31. Стародубцев М. П. Взгляды Екатерины II на воспитание «новой породы» дворянства как основа образовательной политики / М.П. Стародубцев // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Еерцена. - 2014. - №164. - С.180-186.

32. Стародубцев М. П. Влияние образовательной политики России XVIIIв. на формирование среднего класса государства / М.П. Стародубцев // Мир образования - образование в мире. - 2014. - №1. - С.51-60.

33. Стародубцев М. П. Значение педагогических идей Екатерины II для образования современной России / М.П. Стародубцев // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т. 4. - №56. - С. 222¬228.

34. Стародубцев М. П. Идеи просвещения как источник формирования отечественных взглядов на систему образования / М.П. Стародубцев // Научное мнение. - 2015. - №1-2. - С. 162-166.

35. Стародубцев М. П. Истоки формирования просветительских и педагогических взглядов Екатерины II / М.П. Стародубцев // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - №2. - С. 100-106.

36. Стародубцев М. П. Образовательная политика российского государства, проводимая Петром I и Екатериной II / М.П. Стародубцев // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Еерцена. -2013. - №155. - С. 127-136.

37. Стародубцев М. П. Педагогические идеи Екатерины II и Российских просветителей / М.П. Стародубцев // Вестник Орловского государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. - 2012. - №7. С. 177-183.

38. Стародубцев М. П. Педагогические размышления и проекты организации образования во времена правления Екатерины II / М.П. Стародубцев //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - Т. 57. - №1. - С. 182-189.

39. Стародубцев М. П. Проекты развития российского образования второй половины XVIIIвека / М.П. Стародубцев // Междисциплинарные исследования в сфере интеграции образования и науки: Сборник научных трудов научно-педагогического состава Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. - СПб., 2014. - С. 249-261.

40. Стародубцев М. П. Распространение гуманистических взглядов западноевропейской цивилизации в России XVIII века / М.П Стародубцев // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2012.


41. Стародубцев М. П. Реформы системы образования России середины XVIII в. / М.П. Стародубцев // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. -№10. - С. 28-33.

42. Стародубцев М. П. Социальная направленность педагогических реформ Екатерины Великой / М.П. Стародубцев // Педагогическое образование в России. - 2014. - №2. - С. 162-166.

43. Стародубцев М. П. Теория и практика российского воспитания и образования в XVIII веке / М.П. Стародубцев // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. № 150. - С. 249-261.

44. Стародубцев М. П. Культ разума, знания и воспитания - важнейшая ценность эпохи просвещения / М.П. Стародубцев // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 9. - С. 291¬296.

45. Хаит Н. Л. Культурная жизнь Сибири в условиях просвещенного абсолютизма (эпоха Екатерины II) / дисс. канд. ист. наук / Сибирский Федеральный университет, Красноярск, 2007. - 163с.

46. Черказьянова И.В. Школьное образование российских немцев (проблемы развития и сохранения немецкой школы в Сибири в XVIII-XXвв.) / И.В. Черказьянова. - СПб., 2004. - 368с.

47. Чуркина Н.И. Историческая география педагогического образования Западной Сибири (XVIII - XX вв.) / Н.И. Чуркина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - №4. - 2009. - С. 163¬173.

48. Чуркина Н.И. Социальные статус учителей в Западной Сибири в XVIII - XX вв. / Н.И. Чуркина // Вестник ЧГПУ. - №4. - 2009. - С. 163-173.

Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири / Н.С. Юрцовский. - Ново-Николаевск. 1923. - 246с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Состав учащихся малых народных училищ

Таблица А. 1. Состав учащихся малых народных училищ (в скобках указано число девочек поступивших в училище)



Соц.

Происхожде-

ние

Красноярск

Кузнецк

Тюмень

Нарым

Туринск

Томск

Енисейск

Тара

Обер-офицеры

14(7)

3

3

3

5

16

-

5

Приказные

4(1)

2

4(2)

1

2

7

-

-

Купцы

13(3)

5

3

8

1

8

1

4

Мещане

17

11

8

4

12

35

13

6

Солдаты и казаки

40

4

10

2

6(1)




9

6

Священники

2

-

-

-

3

1

-

-

Крестьяне

1

4

-

-

-

-

-

-

Дети боярские

-

2

-

-

-

-

-

-

Ясачные

-

1

-

-

-

-

-

-

Всего

91

32

28

18

29

67

23

21