Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
перечисленным предметам присоединялись геометрия, архитектура, механика, физика, натуральная история и немецкий язык. Главные теоретические основы были изложены в «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783 г.) Руководство было составлено по австрийскому образцу и содержало такие рекомендации: нужно учить всех совокупно, то есть вместе всех разом одному и тому же. Для этого учеников нужно разделять на классы и учить не каждого порознь, а весь класс. Когда ученик читает или отвечает, то весь класс следит за ним68.

Книги должны быть у всех одинаковыми. Совокупное наставление и чтение реформировало школьное обучение. Прежде каждый ученик учился сам по себе, ему задавали особые задания, у каждого были разные книги. Теперь учитель разучивал урок с классом, читал сам и читали ученики, писал на доске, писали и учащиеся, при ответах класс внимательно следил за ответом. Были разработаны методы преподавания по арифметике, которую следовало бы изучать только после освоения чтения69. Рекомендовалось учителю самому на доске решить пример задачи, затем у доски решает задачу лучший ученик, затем задачу решают все ученики. Учитель должен обладать рядом добродетелей: быть миролюбивым, быть порядочным, иметь постоянную бодрость духа и тела, быть терпеливым и внимательным, быть справедливым. Телесные наказания запрещены, допускаются наказания в виде лишения приятных вещей. Появляется новое течение в педагогике, которое характеризуется индивидуальным отношением к каждому ребенку, его уникальности, стремлением к всестороннему развитию человека в атмосфере уважения и самоуважения, учтивости70.

Но данная система применялась ограниченно, так как не было педагогических кадров. Подготовку педагогических кадров возложили на главные училища. Учительская семинария подготовила всего 420 учителей, которые работали в различных учебных заведениях. Нередко они были плохо подготовлены и вследствие этого, приглашали иностранцев71. К сожалению, иностранцы оказали влияние не только в смысле привнесении накопленных в Европе научных знаний, но и на духовную жизнь россиян. Их воздействие на культурное развитие России приобрело негативный характер.

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II (1782-1786 ГГ.)


В период с 1782 по 1786 г. разрабатывалась и приводилась в действие школьная реформа Екатерины II. К этому времени Екатерина во многом пересмотрела свою просветительскую позицию и сделала акцент на создании школ для мещан в губернских и уездных городах по всей Российской империи. К идее воспитания «новой породы» людей она в это время уже не возвращалась.

Следует сказать, что школы учреждались и при Петре I и именно при нем решение вопроса об образовании взяло на себя государство. Создание новых учебных заведений в петровское время было обусловлено тем, что старая школа, подчиненная церкви, не могла дать технически грамотных и образованных людей, в которых нуждалось государство72. Отличительной чертой новых школ являлся их сословный и профессиональный характер. Одним из первых учебных заведений такого типа была гарнизонная школа, ее деятельность была ориентирована на обучение «детей дворянских», проходивших солдатскую службу в учебных полках в течение двух лет до производства в офицерское звание73.

В 1701 г. были учреждены Школа математики и навигацких наук, Инженерно-артиллерийская школа, московская «разноязычная школа - школа переводчиков; в 1704 г. была открыта школа переводчиков в Петербурге; в 1707 г. - Военно-медицинская школа; в 1712 г. - Инженерная школа для дворянских детей; в 1714 г. издается указ об учреждении цифирных школ в городах для детей низших сословий и чинов повсеместно74; в 1719 г. открылись Инженерная и Артиллерийская школы в Петербурге, адмиралтейские школы для детей нижних морских чинов, сходные по статусу и содержанию образования с городскими цифирными.

Можно сделать вывод о том, что уже при Петре Великом появляется школа как государственное учреждение75. Однако в отличие от школ екатерининского периода, петровские школы создавались в первую очередь как профессиональные, технические, ставившие своей целью подготовку кадров в тех областях, которые были нужны государству на данном этапе. Задачи общего образования и воспитания правительством не ставились.

Мысль о народном образовании Екатерина II заимствовала из Австрии. По рекомендации Иосифа II из Австрии на службу в Россию в 1782 г. был приглашен специалист в области образования и ученый методист Федор Иванович Янкович де Мириево

76. Собственно он и стал главным разработчиком школьной реформы и возглавил «комиссию об учреждении народных училищ». С открытием в 1786 г. главных народных училищ потеряла смысл «Комиссия об учреждении народных училищ». Тогда она была преобразована в «Главное правительство училищ», родоначальника современного министерства народного просвещения. Это «Главное правительство училищ» было непосредственно подчинено императрице, что говорило об особом внимании Екатерины II к реформе образования в частности и к проблеме образования в Российской империи в целом77.

Ф. И. Янкович де Мириево ввел в России основы педагогического системы, известной под названием «Саганская». Ее создатель - австриец Фельбигер, настоятель августинско-саганского монастыря в Силезии. Фельбигер разработал «Всеобщий учебный устав для немецких нормальных, главных и тривиальных школ во всех австрийских владениях» (под патронатом Марии-Терезии). Этот устав и был положен в основу русского устава. Следует обратить внимание на то, что данная реформа полностью меняла специфику образования, обеспечила ввод обучения и регламентировала деятельность как учителей, так и учащихся.

Важнейший этап в разработке проекта будущей образовательной реформы во время правления Екатерины II связан с созданием в 1782 г. специальной Комиссии по учреждению в России народных училищ. Ее появлению способствовало изучение европейского опыта по организации школьного образования, прежде всего, в Пруссии и Австрии. В итоге императрица остановилась на австрийском опыте78.

Решающее влияние на выбор в пользу Австрии оказали положительные отзывы многих западноевропейских корреспондентов (например, Гримма, Дальберга) и, самое главное, оценка представителей Московского университета и Академии наук (в частности, Шадена, Эпинуса). Организация школьного дела по образцу Австрии привлекала потому, что реформа имела большой успех в славянских землях империи, более того, в Россию можно было пригласить организаторов реформы и, что называется, из первых рук перенять австрийские учебные методики и руководства79.

Главную роль в этой Комиссии сыграл приглашенный из Австрии Ф. И. Янкович де Мириево (биографическая справка в приложении № 6), к этому времени уже имевший опыт в организации народных училищ в славянских районах империи. Деятельность Комиссии народных училищ была многоплановой, она затронула все те вопросы, от которых зависели открытие и успешное функционирование учебных заведений: подготовка учителей, разработка учебников и методических пособий, контроль над всеми учебно-воспитательными заведениями страны, составление Устава и др. Данный комплекс мероприятий был осуществлен за достаточно короткий срок–в течение с 1782г. до1786 г
80.

После принятия Устава народным училищам в 1786 г. Комиссия продолжила работу дальше. На этот раз ее главная сфера деятельности была связана с открытием главных и малых народных училищ по всей стране. Результаты реализации Устава на местах, т. е. в конкретных губерниях и уездах страны, были разными. Они зависели от целого ряда факторов как объективного, так и субъективного характера81.

Ни с одним из рассмотренных выше проектов создания системы народного образования в стране Екатерина II сама не ознакомилась. Однако это не означает, что их авторы потратили время впустую. Приступая к проведению административной реформы в 1775 г., императрица оказалась перед необходимостью поручить создаваемым Приказам общественного призрения заботу об открытии и содержании учебных заведений. В «Учреждении о губерниях», обнародованном 7 ноября 1775 г., открытие и дальнейшее развитие народных школ были возложены на создаваемые Приказы82. В функции последних было открывать училища сначала в городах, а потом и в многолюдных селениях для всех тех, кто добровольно пожелает учиться. Им предписывалось открывать элементарные школы, в состав учебного курса которых должны были войти закон божий для детей православного вероисповедания, чтение, письмо, арифметика, рисование.

Хотя училищ было открыто мало, надо отметить, что это была принципиальная точка зрения, подразумевающая отказ от прежней политики внепланового функционирования отдельных учебных заведений. В то же время это решение Екатерины можно оценивать как переход к более реальным действиям по созданию системы народного образования в России, т. е. это начало второго этапа ее политики в области школьного образования83.

В 1781 г. в Петербурге было открыто 7 начальных школ, которых насчитывалось 486 учащихся. Это были дети небогатых купцов и мещан, приказных служащих. В каждом из училищ было довольно внушительное число учеников: Исакиевском – 60, Владимирском – 56, Вознесенском – 90, Симеоновском– 58, Андреевском – 100, Введенском – 102, только в Самсоньевском– 20. А к августу 1786 г. в Санкт-Петербурге и в уездных городах губернии функционировало уже 19 учебных заведений, в которых преподавал 41 учитель и обучались 2355 учеников. Цифры по тем временам довольно внушительные.

Кроме как в столице, силами Приказов общественного призрения были открыты школы в Олонце, Петрозаводске, Калуге, Туле, Ярославле, Вологде, Москве, Новой Ладоге и Рязани
84.

Однако учебных заведений в стране по-прежнему было крайне мало85. У Приказов общественного призрения не хватало ни материальных средств, ни организационных возможностей для основательного развития школьного дела. А. Белецкий писал: «… приказы не могли, если бы даже и вполне того желали, немедленно исполнить волю императрицы относительно учрежения училищ». В качестве важной причины тому он называет нехватку денежных средств. Наряду с данной материальной проблемой А. Белецкий выделил еще ряд причин, сдерживавших развитие училищ после 1775 г.: «отсутствие подробного и обстоятельного устава начальных училищ, полное отсутствие учебных книг и пособий и совершенный недостаток в учителях»86.

Потребность в новых училищах постоянно возрастала. Новые школы были нужны для подготовки грамотных людей, чиновников и мелких служащих административного аппарата, который разросся в связи с проводимыми реформами. Серьезные сдвиги в этом деле начались только в 80-е гг. XVIII в., после указа императрицы 1782 г. о создании специальной Комиссии народных училищ.

К 1780-м гг. многие европейские государства уже имели опыт по организации народного образования. Приступая к решению данной задачи в России, Екатерина II решила ознакомиться с этим опытом . С этой целью она пригласила прежде всего тех, кто в той или иной степени имел отношение к вопросам образования и воспитания. Помимо этого, она сама взялась за изучение европейского опыта по организации школьного дела. В итоге в основу реформы был положен австрийский вариант87.

В необходимости взять австрийский опыт за основу для создания народных училищ императрица убедилась после подробного знакомства с системой образования в Австрии в 1780 г. при личной встрече с императором Иосифом II в Могилеве. Обобщив иностранный опыт, русское правительство пришло к решению обратиться к саганской системе обучения, распространившейся в католических немецких княжествах в XVIII в. Эта система была положена в основу школьной реформы, проведенной в 1770-х гг. в Австрии при правителях Марии-Терезиии ее сыне Иосифе II88.

Саганская система обучения связана с именем австрийского церковного деятеля и педагога И. И. Фельбигера (1724-1788), аббата силезско- августинского монастыря в г. Сагане. Соответственно своему сану он исполнял обязанности смотрителя церковных школ в этом районе89. В 1765 г. Фельбигер разработал «Учебный регламент для школ римско-католических жителей в городах и деревнях самодержавного герцогства в Силезии» и руководил этими школами. Кроме этого, он составил руководство учителям, изданное в 1772 г. В 1774 г. Фельбигер был приглашен Марией-Терезией для реформирования австрийских школ. В том же году он был назначен директором Венской учительской семинарии и подготовил устав для нормальных, главных и тривиальных школ