Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Дорожно-уличные сети

1.2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог

1.3 Пересечение улиц и дорог Пересечения являются наиболее неблагоприятными участками дорожно-уличной сети. Здесь останавливаются транспортные средства, возникают опасные ситуации для движения транспорта и пешеходов. Поэтому в местах пересечений при наличии больших транспортных и пешеходных потоков рекомендуются пересечения в разных уровнях. Другие перекрёстки регулируются для пропуска движения во взаимно пересекающихся направлениях. Лево поворотное движение рекомендуется относить за пределы перекрёстков или устраивать направляющие островки. При ограниченных размерах движения по каждой из пересекающихся улиц можно организовать саморегулируемый перекресток за счёт устройства центральных направляющих островков (рис. 1.11).Перекрёстки и площадиПерекрёстком называют участок слияния или пересечения улиц или дорог. Площадь – это архитектурно-организованное пространство общественного пользования, связанное с дорожной сетью города (населенного пункта) и имеющее определенное функциональное значение. В местах пересечения двух и более магистральных улиц или дорог перекрёстки можно преобразовать в транспортные площадки. Перекрёстки бывают простые (рис. 1.9) и сложные (рис. 1.10). Простые перекрёстки образуются при взаимном пересечении двух улиц или дорог или присоединение к одной улице или дороге ёщё одной или двух. Сложные перекрёстки образуются в местах сопряжения нескольких улиц. Присоединение улицы к другой носит название неполного пересечения, или примыкания.1. Перекрёстки: а) прямой <пер

2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог

2.2. Проектирование элементов поперечного профиля улиц и дорог

4.1 Задачи дорожно-эксплуатационной службы

4.2. Надзор за дорожными одеждами

4.3. Ремонт дорожных покрытий и оснований

4.4 Содержание улиц и городских дорог


Л.В. Юдина

Городские улицы и дороги




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Л.В. Юдина


ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ И ДОРОГИ

Ижевск 2009

УДК: 625.731

Ю16
Рецензенты: В.А. Кириченко, гл. инженер

ГУП "Автодормостпроект"

Н. И. Невзоров, профессор

Ижевского государственного технического университета

Юдина Л.В.

Ю16 Городские улицы и дороги: учебное пособие. – Ижевск: издательство ИжГТУ, 2009. – с., с илл.


В учебном пособии приведены основные сведения о городских улицах и дорогах. Рассматриваются вопросы проектирования, строительства и эксплуатации городской дорожной сети. Рассмотрены транспортно-эксплуатационные качества покрытий, основные направления повышения их долговечности.

Пособие предназначено для студентов специальностей "Городское строительство и хозяйство", «Проектирование зданий», «Организация и безопасность движения»

Табл. , ил. , библ.

УДК: 625.731
© Юдина Л.В., 2009
Оглавление
Глава 1. Общие сведения о городских улицах и дорогах.


    1. Дорожно-уличные сети.

    2. Элементы и оборудование городских улиц и дорог.

    3. Пересечение улиц и дорог.


Глава 2. Проектирование городских улиц и дорог.
2.1. Требования и предпосылки к проектированию улиц и дорог.

2.2. Проектирование элементов поперечного профиля городских улиц и дорог.

2.3. Проектирование улиц и дорог в плане.

2.4. Проектирование конструктивных элементов городских улиц и дорог.

2.5. Проектирование водостоков.

2.6. Реконструкция городских улиц и дорог.
Глава 3. Строительство городских улиц и дорог.
3.1. Подготовительные работы.

3.2. Возведение земельного полотна.

3.3. Строительство дорожных одежд: устройство подстилающего слоя.

3.4. Устройство дорожных оснований.

3.5. Устройство дорожных покрытий.
Глава 4. Эксплуатация городских дорог.


    1. Задачи дорожно-эксплутационной службы.

    2. Надзор за дорожными одеждами.

    3. Ремонт дорожных покрытий и оснований.

    4. Содержание улиц и дорог.



Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ

И
з различных видов городского транспорта наибольшее развитие получил автомобильный транспорт. Быстрый рост автомобильного транспорта характерен для всех стран мира. Если к концу XIX века автомобильный парк земного шара насчитывал всего 11 тысяч автомобилей, то к 1908 году (через 7-8 лет) он вырос до 290 тысяч (увеличение в 26 раз), к 1914 году – 1.8 млн., 1929 – 31 млн., 1970 – 130 млн. автомобилей. Для нормальной работы городского транспорта нужна развитая сеть улиц и дорог. В связи с непрерывным совершенствованием автомобильного транспорта (повышение скорости, грузоподъемности и т.п.) требования к автомобильным дорогам также повышаются.

Рис. 1. Уровень автомобилизации в мире

Р
ис. 2. Темпы роста количества автомашин по видам в России

В начале развития колесного транспорта единственными дорогами являлись грунтовые, которые в дождливую погоду становились малопригодными для движения. Поэтому уже в древние века проезжие части дорог, особенно в городах, укрепляли деревянными или каменными материалами. Деревянные настилы, торцовые мостовые устраивались из деревянных коротышей круглой, прямоугольной или шестигранной формы, каменные покрытия – из плит или гравия, щебня. Каменные мостовые (брусчатые, мозаиковые, булыжные) сохранились до наших дней. Их применяют и сейчас – при реконструкции старинных архитектурных памятников.

Увеличение скоростей на дорогах потребовало более ровных и в тоже время прочных покрытий, более индустриальных. Так пришли цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. Меняются требования к планировке улиц и площадей: расширяются проезжие части, уменьшаются продольные уклоны, увеличиваются радиусы закруглений, осуществляются пересечения в разных уровнях, совершенствуются способы регулирования движения.

Особенности городских дорог по сравнению с дорогами общей сети заключаются в следующем:

  • наличие застройки и подземных сооружений, влияющих на водно-тепловой режим земляного полотна;

  • расположение в пределах границ улиц тротуаров, трамвайных путей, пешеходных дорожек и т.п.;

  • невозможность возведения высоких насыпей земляного полотна;

  • сложные условия движения;

  • трудность обеспечения поверхностного стока на участках с малыми уклонами и необходимость устройства подземного водоотвода.



Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОРОДСКИХУЛИЦАХ И ДОРОГАХ

1.1. Дорожно-уличные сети


Улицы и дороги в городах – это транспортные каналы, по которым движутся различный транспорт и пешеходы. Кроме того, их используют для водоотвода и прокладки магистральных подземных сетей. Они делятся на 4 группы:

I гр. Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского назначения, дороги грузового движения (аналог категории дорог общей сети I,II)

II гр. Магистральные улицы районного значения (II)

III гр. Улицы и дороги местного значения, дороги промышленных и складских районов.

IV гр. Жилые улицы и проезды, поселковые улицы и дороги.

Скоростные дороги имеют значительную протяжённость, соединяют городские дороги с автомобильными дорогами общей сети, отдалёнными жилыми, промышленными районами, зонами отдыха.

Магистральные улицы общегородского значения соединяют городские дороги со скоростными дорогами и дорогами общей сети, осуществляют межрайонные связи, связь районов с городскими центрами, объектами общегородского значения (вокзалы, стадионы, парки и.т.д.).

Магистральные улицы районного значения осуществляют транспортные связи внутри жилых и промышленных районов, между районами, а также соединяют районы с магистральными улицами города.

Жилые улицы обеспечивают транспортную и пешеходную связь жилых районов с магистральными улицами.

Улицы и дороги промышленных и складских районов служит для связи с магистральными улицами.

Площади делятся на главные, площади жилых и промышленных районов, транспортные, вокзальные, у торговых зданий и рынков, и перед театрами, клубами, стадионами и т. п.

Автомобильные дороги промышленных предприятий делятся на подъездные и внутренние: подъездные - соединяют промышленные предприятия между собой, с сырьевыми базами, с дорогами общей сети, железнодорожными станциями, пристанями; внутренние – расположены на территории заводов, шахт, складов, карьеров и т. п.


Загородные, или автомобильные дороги общей сети, делятся на 5 категорий:

I и II – общегосударственного значения и республиканского значения с интенсивностью движения свыше 7000 > авт./ сут. (СНиП

III – дороги республиканского или областного значения – интенсивность 1000-3000 авт./сут.

IV; V – автомобильные дороги местного значения – интенсивность 200-1000 авт./ сут.

Система автомобильных дорог общей сети, городских, промышленных, поселковых, сельскохозяйственных дорог создаёт единую автомобильно-дорожную сеть страны. Плотность сети дорог – это протяженность дорог в км на 1 км2 территории. Густая сеть дорог наблюдается в промышленных районах. Конфигурация городской дорожной сети может быть самой различной (рис.1).



а) прямоугольная компактного б) прямоугольная вытянутого

города города




в) прямоугольно-диагональная г) радиально-кольцевая

схема схема
Рис. 1.1. Принципиальные схемы сетей магистральных улиц городов.
У каждой из этих схем есть свои достоинства и недостатки. Одна из характеристик схем – коэффициент непрямолинейности:

Кн= дальность сообщения/ воздушная линия.

Радиально-кольцевая схема имеет самый низкий коэффициент непрямолинейности, но перегружает центр. У прямоугольной схемы большой коэффициент непрямолинейности, особенно у линейных городов( города, расположенные по берегам рек, морей ). Прямолинейно-диагональная схема осложняет организацию движения на перекрёстках, т.к. пересечение улиц происходит под острыми углами. Общая структура сети улиц и дорог предопределяется системой основных магистралей. Для их начертания необходимы сведения о размещении промышленных, жилых районов, вокзалов, аэродромов, транзитных магистралей. Трассирование магистральных улиц осуществляется в направлении основных пассажиропотоков и грузопотоков. Предусматривается, что движение наземного пассажирского транспорта осуществляется по магистральным улицам. Дальность подхода пассажиров к остановочным пунктам должна быть не более 300-400м. В этом случае интервалы между магистральными улицами также ограничиваются (600-800-1000 м.).