Файл: Министерство спорта российской федерации федеральное государственное бюджетное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кислородные режимы организма детей и юношей при мышечной деятельности менее экономичны и менее эффективны. Функциональные возможности органов дыхания и дыхательной системы у более старших людейдетей увеличиваются. Предел дыхания имеет большое значение для оценки возможностей детей и юношей в выполнении ими физической нагрузки. У юных спортсменов предел дыхания оказывается больше в 1,5-2 раза, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. С увеличением предела дыхания нарастает и резерв дыхания, т. е. разница между максимальной вентиляцией легких (пределом дыхания) и минутным объемом дыхания (МОД) в данный момент. У старших школьников частота дыхания такая же, как и у детей средней возрастной группы, а глубина продолжает увеличиваться, достигая 17-летних 420 мл. К этому времени МОД повышается до 6200мл, приближаясь к величинам взрослых, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в этом период достигает среднего уровня здоровых взрослых. Так, у 17-летних юношей ЖЕЛ в среднем составляет 4000 мл [5].
Недостаточный уровень развития психических функций в 11-12 лет не позволяет юным футболистам добиваться высокой степени быстроты и точности движений. У подростков в этот период в связи с бурным развитием и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности овладевать движениями. Острота мышечного чувства, а вместе с ней и точность движения, от которых также зависит быстрота освоения технических приемов игры, развивается у подростков очень быстро до 13-14 лет.В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторско-систематическая деятельность коры головного мозга [23]. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением. Устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы. Она приобретает все большее значение в образовании новых положительных и отрицательных рефлексов и навыков. Повысилась концентрация процессов возбуждения и торможения. В психической сфере также наблюдаются явные характерные изменения. Для этого возраста характерно стремление к творчеству и конкуренции. Формируются основные черты личности, формируется характер, самооценка становится более объективной, а мотивация к действию приобретает социальный характер. Анализаторы, в том числе двигательный и вестибулярный, достигают высокого уровня развития. В этом возрасте завершается процесс полового созревания. Продолжает совершенствоваться эндокринная система, однако только к концу периода соотношение активности желез внутренней секреции становится таким, как у взрослого человека [6].

1.2. Особенности технической подготовки футболистов 7-8 лет.

Если оставить в стороне вопрос о тактике, техника владения мячом отдельного футболиста определяет уровень мастерства команды в общем, так и в целом. Вот несколько высказывания специалистов о владении техникой, а также о преимуществах, возникающих у футболистов, имеющих хорошую техническу подготовку.
Чем лучше каждый игрок обращается с мячом, и чем искусней он владеет им, точнее мячом, в любой ситуации игры, тем живее и благим будет складываться этап хода игры для команды. При условии, что в футболе свой навык футболист вкладывающий будет подчинять интересам коллектива. Более совершенная в техническом отношении команда будет дольше владеть мячом в ходе игры, следовательно, будет иметь больше шансов для взятия ворот. Слабая в техническом отношении команда чаще теряет мяч, и тем самым упускает инициативу и шансы для взятия ворот [2]. Тактические задачи команды могут быть успешно решены только тогда, когда игроки освоят арсенал необходимых технических средств.

Апухтин Б. Т. утверждал: «Футболист, которому в процессе игры мяч подчиняется с трудом, настолько занят самим собой и мячом, что тактическое взаимодействие команды будет постоянно ускользать от внимания. И наоборот, игрок, уверенно владеющий мячом, может в полной мере соответствовать требованиям командной игры, ибо с хорошей техникой затрачивается мало времени и внимания непосредственно на мяч, а это в свою очередь дает больше времени для оценки игровой ситуации и разработки возможных вариантов удара. Поэтому самое серьезное внимание в учебно-тренировочном процессе уделяется технической подготовке юных игроков.»

Андреев С. Н. цитировал: «В настоящее время техническую подготовку лучше осуществлять с раннего возраста, так как к этому подталкивает современное развитие футбола» [1].

В отличие от тактики, физики и морально-волевых качеств именно в юном возрасте закладывается техника игры. В дальнейшем футболисту, не научившемуся правильной техники с детства, будет тяжело повышать свое профессиональное мастерство [5].

Молодой талантливый футболист - это как неотделанный алмаз. Стоит приложить умение, старание и терпение и этим алмазом будут любоваться миллионы людей [7].



Детскому футболу во многих странах уделяется повышенное внимание. Так, тренеры-селекционеры, отбирают талантливых игроков еще в детстве, приглашают в свои клубы, где под постоянным контролем первоклассных специалистов, юные футболисты совершенствуют свою технику и постигают другие азы футбола. В этом видят залог будущих успехов национальных и клубных команд на международном уровне [14]. Современное развитие футбола не возможно без внесения существенных изменений в управление подготовкой юных футболистов, в которой главным фактором все более становится рациональный выбор средств и методов подготовки.

Основным принципом построения учебно-тренировочной работы с юными футболистами служит принцип универсальности постановки задач, выбор средств и методов по отношению ко всем юношам, а также соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого футболиста [8].

В учебно-тренировочном занятии должен присутствовать порядок доступности и индивидуализации, который предполагает такую организацию учебно-тренировочного процесса, при которой обучение и воспитание ведется с учетом уровня развития функциональных возможностей юных футболистов, а также уровня их подготовленности и индивидуальных особенностей. Принцип систематичности предусматривает регулярные занятия с футболистами, рациональное чередование нагрузок с отдыхом, последовательное изучение теоретического и практического материала [4].

Принцип повторности базируется на важнейшем физиологическом положении о необходимости повторных воздействий для образования условно-рефлекторных связей, для возникновения соответствующих изменений, усовершенствований в органах и системах организма и их функциях под влиянием тренировки. Без повторения тренировочных занятий, физических упражнений не может быть развития и совершенствования в спорте. Необходимо чтобы повторность была оптимальной. Это обеспечивается в первую очередь правильным сочетанием работы и отдыха, утомления и восстановления. Приступать к повторению тренировочного занятия можно, лишь восстановив силы после предыдущей тренировочной работы. Тренировочные занятия с максимальными нагрузками надо чередовать с занятиями, имеющими небольшую нагрузку, а также с активным отдыхом [21]. Принцип постепенности имеет первостепенное значение в успехе спортсмена. Изменение в органах и системах организма, улучшения их функций под влиянием тренировки могут, происходит лишь постепенно. Пренебрежение этим принципом ведет к перенапряжениям и травмам. Принцип постепенности в тренировки футболистов реализуется в виде постепенно усложняющихся задач, увеличения объема и повышения интенсивности занятий, что обуславливает необходимость регулярного усложнения заданий с общей тенденцией роста тренировочных и соревновательных нагрузок. Постепенного повышения и снижения
нагрузок тренировочных и межигровых циклов, в годовом цикле и в плане многолетней тренировки футболистов [30]. Не меньшее значение в тренировке футболистов имеет принцип наглядности. Объяснение, сопровождаемое показом фотоснимков, кинограмм, учебных кинокартин, значительно ускоряет процесс обучения, помогает овладеть более совершенной техникой [9].

Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели. В современном футболе технические приемы характеризуются целесообразной с точки зрения биомеханики системой движения, которая позволяет достаточно экономично использовать рабочее усилие для повышения быстроты и точности игровых действий [11].

Для совершенствования в технике применяются все известные методы. Наиболее распространены повторный метод, а так же все варианты и разновидности соревновательного и игрового методов.

Игровой и соревновательный методы используются главным образом для комплексного совершенствования движений в усложненных вариативных условиях [13]. Во время игрового метода совершенствуются и закрепляются естественные движения, отдельные навыки и умения, приобретенные на тренировках [16] .

Игровые методы создают у спортсменов определённый запас движения, на базе которого легче формируются новые навыки. Этот метод способствует обучению технике в случае, если изучаемые приемы техники доведены к состоянию автоматизма, а внимание игрока сосредоточено не только на действиях, условиях и ситуациях, где они выполняются. Навык, применяемый в игровых условиях, становится устойчивым, стабильным, а также гибким, вариативным. [25].

Советуют включать в тренировочные занятия игровой и соревновательный метод, потому что они повышают эмоциональное состояние занимающихся спортом детей и подростков, благоприятно влияют на восстановление работоспособности Юные футболисты забывают об усталости, продолжают тренироваться с желанием и интересом В силу вступает эффект «активного отдыха», связанный с явлением взаимной индукции возбуждения и торможения различных мышечных групп, с индуктивным торможением нервных клеток, обуславливающим повышение их функционального состояния [33].


Техническое мастерство футболиста определяется арсеналом технических средств и приемов, которые он умеет хорошо выполнять и использовать для решения игровой задачи.

Техника полевого игрока состоит из двух разделов: техники передвижения и техники владения мячом. К технике владения мячом относятся удары по мячу, которые являются основным средством ведения игры [26].

Удар по мячу ногой - основной технический прием в футболе. Ударом начинается игра в центральном круге. Ударом вратари и защитники вводят мяч в игру после того, как он вышел за линию ворот. Ударами ногой осуществляется большинство всех передач мяча партнером во время игры. Ударом мяч посылается в ворота, и на конец свободные штрафные и угловые, также пробиваются только ударом ногой [19].

В протяжении игры футболист должен сделать огромное число передач. При этом, чем внезапнее будет передача, тем громадную грозу для команды соперника она будет воображать. Футболист, обладающий мощным и четким ударом , неизменно будет продуктивным игроком для своей команды.
1.3. Техника выполнения удара по мячу серединой подъема в футболе

Скорость полета мяча зависит от величины энергии, переданной ему при ударе. Энергия образуется за счет создания некоторого «количества движения», которое определяется скоростью перемещения и массой тела, наносящего удара. Чем больше масса и выше скорость, тем больше может быть создано «количество движения» и передано энергии, и тем быстрее должен полететь мяч. Сильные удары игроки могут выполнять за счет образования как можно большей ударной массы или за счет высокой скорости движения стопы бьющей ноги, используя механизмы:

1) создания большой ударной массы;

2) хлеста;

3) нанесения удара резким движением бьющего звена.

Первые два механизма предполагают активное движение вперед бедра бьющей ноги и замах с широкой амплитудой. Чтобы подготовиться к выполнению ударов хлестом и с созданием большой ударной массы и исполнить их, игрокам требуется достаточно длительное время. Поэтому такие удары, считающиеся «классическими», в основном наносятся с дальних дистанций.

Механизм нанесения ударов резким движением бьющего звена лежит в основе «нетрадиционного» способа обращения с мячом. При выполнении таких ударов практически отсутствует замах, а бедро бьющей ноги относительно пассивно включается в ударное движение.

Футболисты в зависимости от индивидуальных особенностей по-разному организовывают свои движения, выполняя сильные удары.