Файл: Министерство спорта российской федерации федеральное государственное бюджетное.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как принято, те, кто обладает относительно большим весом и силой ног, стремятся создавать большую ударную массу. Если это им удается, удары выходят очень сильными.
Игрокам сухого телосложения с относительно «легкими» ногами удобнее пробивать хлестом. Большое «количество движения» они могут создать за счет очень высокой скорости движения бьющей ноги (высокой скорости движения стопы). При широком замахе такие удары также достигают большой силы.
После ударов резким движением голени мяч летит несколько медленнее, чем при ударах хлестом и с созданием большой ударной массы. Однако игроки с мощными мышцами ног могут таким способом посылать мяч и высокой скоростью.
На скорость полета мяча влияет также и то, какой частью стопы наносится удар. От быстроты движения бьющей ноги и особенностей деформации мяча, связанных с нанесением удара различными частями стопы, зависит импульс силы (величина прилагаемых усилий, умноженная на длительность времени взаимодействия стопы с мячом).
Мощные удары, поэтому выполняются носком или разными частями подъема, так как в этих случаях бьющая нога может двигаться с большей скоростью, а площадь соприкосновения ноги с мячом меньше, чем при ударах внутренней стороной стопы.
Удары, наносимые широкой плоскостью, зато более точны. Самая высокая точность достигается при ударах внутренней стороной стопы, несколько меньшая - при ударах подъемом (разными его частями), а самая низкая - при ударах носком (таблица 1).
Показатели | Удары по мячу | ||
| внутренней стороной стопы | серединой подъемом стопы | носком |
Скорость полета мяча | низкая | Высокая | Максимальная |
Точность удара | максимальная | Высокая | Низкая |
Поставить прямой удар можно быстрее, если соблюдать следующие правила:
1. Начинать отрабатывать удары по воротам с такого расстояния, с которого практически после всех ударов мяча попадают в створ ворот. В этом случае на игрока не будет давить психологический фактор - боязнь промахнуться, который, как правило, заставляет футболиста невольно снижать силу своих ударов. Если же игрок уверен в том, что не промахнется, то будет наносить удары так, как необходимо - все время максимально сильно.
2. Постепенно увеличивать расстояние ударов, но каждый раз делать это только после того, как игрок добьется стабильного попадания в створ ворот с предыдущей дистанции, нанося удары максимально сильно.
3. Желательно иметь срочную информацию о силе нанесенных ударов. Это помогает игроку почувствовать и постоянно поддерживать ощущение сильного удара, а собственные ощущения очень важны для того, кто осваивает новые движения [13].
Футболисты могут использовать простой, правда, не очень точный способ получения срочной информации о силе своих ударов: выполнять удары в ограничительную «стену». По звуку, который издает мяч при касании «стены», и по тому, как мяч отскакивает, игрок может оценить качество своих ударов и почувствовать, в каком случае нанесен действительно мощный удар.
Методика постановки крученого удара с боковым вращением предполагает последовательное выполнение нескольких заданий, в которых производятся удары с начальным направлением посыла мяча на ориентир, расположенный на лицевой линии:
1. Нанести несколько прямых ударов с максимальной силой;
2. Нанести несколько ударов без особой силы, но с максимальным вращением мяча;
3. Выполнять крученый удар, сочетая максимальную силу и максимальное вращение мяча [24].
Первые два задания являются подводящими и не представляют особой сложности. Они необходимы для того, чтобы игроки почувствовали сильный удар и то, как сильно можно вращать мяч, а так же убедились в том, что сильное вращение без высокой скорости полета мяча не дает крутой дуги.
Затруднения возникают у игроков при выполнении третьего основного задания. Одно из них состоит в том, что, стремясь сильнее вращать мяч, игроки начинают снижать силу ударов Попытки объяснить им, что мяч резко закрутится только при сочетании высокой скорости его полета и сильного вращения, как правило, не дают результатов. Футболистам нужно увидеть, как происходит закручивание мяча, иметь пример для подражания. В этом им может помочь исполнитель, уже владеющий крученым ударом. Другое затруднение заключается в том, что приходится наносить удар с первоначальным направлением посыла мяча мимо ворот. И уговорить игрока так бить, пока он еще не привык к тому, что мяч во время полета изменит траекторию и повернет туда, куда следует, очень сложно. Возможно это лишь после того, как футболист убедится, что мяч действительно резко закручивается в ворота, а для этого ему необходимо добиться нескольких удачных попыток [27].
Удар с лета в опорном положении - это один из самых красивых и в то же время один из наиболее трудных по исполнению удара. Сложность в том, чтобы точно соизмерить свои движения с полетом мяча и встретиться с ним в нужном месте в нужное время. Конечно, такие умения необходимы для выполнения любого удара, но при ударе с лета они приобретают особое значение, так как определить скорость и направление движения мяча, летящего по воздуху, гораздо труднее. Многие футболисты без особых усилий могут забить мяч ударом с лета в тренировке, в облегченных условиях, но в игре не каждый возьмет на себя инициативу нанести такой удар. Заметим, что те, кто владеет этим ударом, легче и быстрее осваивают удары в без опорном положении, в том числе и в падении через себя.
При постановке удара с лета в опорном положении по мячу, летящему сбоку, необходимо решить несколько задач:
1. Научить игрока определять, какой ногой в каждом конкретном случае в зависимости от направления полета мяча удобнее наносить удар и занимать соответствующее исходное положение. Для этого мяч посылается на игрока с невысокой скоростью (броском руками на небольшой высоте и с невысоким отскоком от земли).
2. Научить игрока правильно выполнять подготовительные движения таза и туловища, чтобы к моменту удара по мячу таз и туловище «создавали» удобные условия бьющей ноге. Для этого мяч передается игроку с невысокой скоростью так, чтобы удары наносились на разной высоте.
3. Главное - научить игрока выполнять все движения при ударе своевременно относительно полета мяча. Для этого мячи посылаются с разной скоростью, разными траекториями (прямыми, навесными, с отскоком от земли) [28].
При осуществлении удара по мячу следует и нужно достигнуть, возможно, большей точности, мощности и скорости полета движущегося мяча, умения самому произвольно применять и изменять его направление и скорость. Для достижения мощности и точности в процессе тренировочного занятия футболистов, даются подобранные упражнения в попадании мячом в определенные цели. Основными методами являются постепенное усложнение условий выполнения приема. К ним относятся:
1. уменьшение целей;
2. повышение нормативных требований;
3. различные усложнения;
4. увеличение темпа движения [32] .
В тренировке на точность мишенями чаще всего служат футбольные ворота. Для уменьшения цели ворота при помощи веревки делят на квадраты и прямоугольники различных размеров. А так же используют специальный щит, на котором яркой краской выделяют футбольные ворота, разделенные на квадраты с цифрами [23].
Все дальнейшее обучение техническим приемам и совершенствование приобретенных навыков, на мой взгляд, должно опираться на разучивание упражнений, в которых ставятся конкретные задачи в смысле точности и быстроты выполнения приема. Например, удары целесообразно отрабатывать по определенной цели (мишени), постепенно уменьшая ее размеры, усложняя условия выполнения удара [35]. Совершенствование технического мастерства футболистов строится на общетеоретических основах, и осуществляется совместно с совершенствованием тактики, развитием двигательных и морально-волевых качеств. В процессе тренировки нужно определить за счет чего можно улучшить технику выполнения приема. Техника выполнения приема, доведенная до высокого мастерства в упрощенных условиях не может гарантировать высоких результатов в игре. Условия выполнения изучаемых приемов необходимо постоянно менять, чтобы выработать подвижность и вариативность навыков в ударах, передач, ведении мяча. Изученные приемы закрепляются в учебных играх и соревнованиях [22].
Все дальнейшее обучение техническим приемам и совершенствование приобретенных навыков, на мой взгляд, должно опираться на разучивание упражнений, в которых ставятся конкретные задачи в смысле точности и быстроты выполнения приема. Например, удары целесообразно отрабатывать по определенной цели (мишени), постепенно уменьшая ее размеры, усложняя условия выполнения удара [22].
Совершенствование технического мастерства футболистов строится на общетеоретических основах, и осуществляется совместно с совершенствованием тактики, развитием двигательных и морально-волевых качеств. В процессе тренировки нужно определить за счет чего можно улучшить технику выполнения приема. Техника выполнения приема, доведенная до высокого мастерства в упрощенных условиях не может гарантировать высоких результатов в игре. Условия выполнения изучаемых приемов необходимо постоянно менять, чтобы выработать подвижность навыков в ударах, передачах, ведении мяча. Изученные приемы закрепляются в учебных играх и соревнованиях [28].
Чтобы точно послать мяч в состязаниях, необходимо на тренировках выполнять удары по мячу в условиях максимально приближенных к игровой обстановке. Мяч посылается в наиболее, уязвимые места ворота, защищаемых вратарем. Производству удара мешают защитники. Удар производится без предварительной обработки по катящемуся мячу, или летящему сверху [6].
Тренировка в ударах по мячу не ограничивается только задачей посылать мяч в различные цели с большой точностью. Футболист должен уметь придавать мячу необходимую траекторию и скорость полета. Скорость полета мяча зависит от силы наносимого по нему удара, его выполнения и условий внешней среды. Может быть использовано такое упражнение как попадание мячом в заданный квадрат или круг на определенном расстоянии. Мяч после удара игрока должен сделать первое касание в заданном квадрате. Или самое простое упражнение, когда два игрока становятся на определенном расстоянии друг против друга и делают передачи по воздуху, задача заключается в том, чтобы мяч опустился в ногах у партнера [27].
Важно чтобы на каждый технический прием уходило минимум времени. А для этого надо совершенствовать технику до такой степени, что бы выполнение приема происходило автоматически, те без раздумывания, с высокой точностью и максимальной скоростью. Чего, к сожалению так часто не хватает российским футболистам даже в национальной сборной [31].
1.4. Методики обучения удара по мячу серединой подъема футболистов 7-8 лет
В спорте существует много методик технической подготовки, которые улучшают данные, как начинающих спротсменов, так и проффесионалов. Проводя занятия по технике, тренер должен:
А) Отрабатывать с футболистами отдельные виды движения до тех пор, пока техничное исполнение не будет более лучшим.
Б) Обращать внимание на ошибки, указывать на необходимость их исправления.
В) Время от времени повторять уже освоенные элементы ведения, удара и остановки мяча.
Г) После освоения основных элементов (приемов) соединять их с другими видами упражнений.
Д) Научить своих воспитанников с раннего возраста играть как правой, так и левой ногой, только футболист, играющий обеими ногами, сможет в полной мере отвечать высоким игровым требованиям.
Е) Стимуляция в футболистах стремление к индивидуальным занятиям помимо систематических в составе команды [37].
Осваивая удар серединой подъема, игроки должны:
А) Отрабатывать удар до тех пор, пока не будет обеспеченно его качественное исполнение.
Б) Периодически выполнять (повторять) различные способы выполнения ударов - это дает увидеть и исправить ошибки, закрепить правильное исполнение.
В) Осваивать технику удара в движении, чтобы выработать привычку еще до получения мяча видеть поле, знать, где находятся партнеры и в нужном направлении делать передачу.
Г) Совершенствовать приобретенные навыки путем индивидуальных занятий у стенки с подвешенным мячом и тд [17].