Файл: Министерство спорта российской федерации федеральное государственное бюджетное.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
ИНСТИТУТ СПОРТА

ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА «ТЕОРИЯ И МЕДОТИКА ФУТБОЛА И ХОККЕЯ»
Направление подготовки: Физическая культура

Профиль подготовки: Спортивная тренировка в избранном виде спорта (футбол)
Группа: 81109

ЧЕРНОВ АРТЁМ МИХАЙЛОВИЧ



ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ УДАРА ПО МЯЧУ СЕРЕДИНОЙ ПОДЪЕМА У ФУТБОЛИСТОВ 7-8 ЛЕТ

Выпускная квалификационная работа


Допущен к Защите ГИА

Зав. кафедрой ТиМФиХ

к. п. н. доцентВ. Б. Поканинов

« » 2022г.

СтудентА. М. Чернов

Научный руководитель

к. п. н. доцент Д. Л. Корзун

КАЗАНЬ – 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Возрастные особенности юных футболистов Эффективная организация и проведение тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки предполагают систематический учет динамики возрастного и индивидуального развития юного спортсмена, что требует от тренера знания основных возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и подростков. В этом возрасте значительно меняются строение и деятельность организма. Ведущую роль в развитии функций организма играет ЦНС и прежде всего ее высший отдел – кора головного мозга. Анатомическое развитие нерв ной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания ядра двигательного анализатора в мозгу заканчивается к 12–13 годам [12]. Перестройка функций коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших. Авторитет тренера у детей младшего возраста очень велик. Принцип дружбы у мальчиков носит чисто внешний характер. У детей появляется стремление проверить свои силы в той или иной деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы детей становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной емкостью. Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей младшего школьного возраста. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Появляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных 7 деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на деталях его выполнения. При том, что память, и количество, и качество движений мальчиков меняются по возрасту. И он в своем разуме очень быстро растет за время от 7 до 12 лет. В возрасте 9-10 лет в коре головного мозга функция контроля увеличивается. Для того, чтобы сформировать новую и все системы корковой деятельности полушарий головного мозга, она делится на все более и более тонкие и сложные. Отсюда скорее условный рефлекс. Динамические стереотипы двигательных навыков и процветания младшего школьного возраста, которые имеют значительную стабильность и могут сохраняться в течение многих лет [10]. Дети 7-10 лет имеют изменения в костной системе. Другими словами, различное умственное развитие и рост костей широко используются в соотношении, определяемом организмом, это упражнение двигательной функции. Движение костной ткани является одним из важнейших биологических факторов, влияющих на стимуляторы роста, формирования и функциональных возможностей системы [9]. Отмечается , что извне формам и четыре его изгибов происходит формирование баланса очень податлив, труд положения залог длины позвоночника непристойного извне характера, тайн особенно у детей, кривая когда мы читаем закон такого рода причину, могут выявлены нарушения в позвоночнике. Полностью как процесс мускулатуры освобождает мальчиков 7-10 лет, что риск много практики, чтобы не было отклонений в кривизне позвоночного столба. При занятиях футболом большую нагрузку несут нижние конечности. Дети могут читься, долгий процесс окостенения еще не завершен. По этой финас причине учениям флотов необходимо уделять больше внимания, что поможет укрепить ноги и конечности. Рядом со школой мышц и костей своих детей, институт новый интенсивного развития сухожилий, связок верхних и нижних конечностей риск всего. У детей расход 27% массы тела составляет баланс мышечная в 8 лет, а в 12 лет - 29,4%. В то же время происходит диск увеличение в мышечной в функциональные табу которой в их отношениях и увеличивают их иннервацию [21]. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы. Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Вес мышц у мальчиков 8 лет составляет 27% массы тела, в возрасте 12 лет - 29,4%. Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются и их функциональные свойства, обогащаются иннервационные отношения [21]. С 7 до 10-ти лет улучшается работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается. Возрастает дыхательный объем, увеличивается жизненная емкость легких. Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе. От 12 до 17 лет значительно возрастает мощность дыхательного аппарата: дыхательные объемы увеличиваются более чем в 1,5 раза, скорость воздушного потока на вдохе и выдохе растет. Сравнивая дыхательный объем в 15-16 лет, то он достигает величины, характеризующей взрослого. Следует отметить, что колебания дыхательного объема в покое у одного и того же индивидуума довольно большие [20]. Кислородные режимы организма детей и юношей при мышечной деятельности менее экономичны и менее эффективны. Функциональные возможности органов дыхания и дыхательной системы у более старших людейдетей увеличиваются. Предел дыхания имеет большое значение для оценки возможностей детей и юношей в выполнении ими физической нагрузки. У юных спортсменов предел дыхания оказывается больше в 1,5-2 раза, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. С увеличением предела дыхания нарастает и резерв дыхания, т. е. разница между максимальной вентиляцией легких (пределом дыхания) и минутным объемом дыхания (МОД) в данный момент. У старших школьников частота дыхания такая же, как и у детей средней возрастной группы, а глубина продолжает увеличиваться, достигая 17-летних 420 мл. К этому времени МОД повышается до 6200мл, приближаясь к величинам взрослых, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в этом период достигает среднего уровня здоровых взрослых. Так, у 17-летних юношей ЖЕЛ в среднем составляет 4000 мл [5]. Недостаточный уровень развития психических функций в 11-12 лет не позволяет юным футболистам добиваться высокой степени быстроты и точности движений. У подростков в этот период в связи с бурным развитием и началом полового созревания отмечается временная задержка в развитии способности овладевать движениями. Острота мышечного чувства, а вместе с ней и точность движения, от которых также зависит быстрота освоения технических приемов игры, развивается у подростков очень быстро до 13-14 лет.В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется анализаторско-систематическая деятельность коры головного мозга [23]. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением. Устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы. Она приобретает все большее значение в образовании новых положительных и отрицательных рефлексов и навыков. Повысилась концентрация процессов возбуждения и торможения. В психической сфере также наблюдаются явные характерные изменения. Для этого возраста характерно стремление к творчеству и конкуренции. Формируются основные черты личности, формируется характер, самооценка становится более объективной, а мотивация к действию приобретает социальный характер. Анализаторы, в том числе двигательный и вестибулярный, достигают высокого уровня развития. В этом возрасте завершается процесс полового созревания. Продолжает совершенствоваться эндокринная система, однако только к концу периода соотношение активности желез внутренней секреции становится таким, как у взрослого человека [6]. 8

2.1. Методы исследован.ия 27

ГЛАВА III.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32

3.1 Исходные показатели контрольной и экспериментальной групп футболистов 7-8 лет. 32

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44

Установлено, что последовательность в обучении техническим приемам предполагает, освоение начинающими футболистами всего технического арсенала постепенно на основе освоенного материала. Обучение отдельным приемам не должно быть самоцелью. К процессу обучения нужно иметь творческий подход, а освоенные уже технические приемы нужно увязывать с противодействием соперника. 44

Футболистам 10 летнего возраста следует планировать последовательное овладение выполнение двигательными действиями при выполнении технических приемов уже на более высоком качестве. 44

Так как до 10 летнего возраста главным было ознакомление с техническими приемами и начальное их изучение, то с 10 летнего возраста следует требовать более качественное выполнение технических приемов, близкое к проявлению умений. 44

При разучивании технических приемов нужно применять целостный и расчлененный методы. 44





ВВЕДЕНИЕ



Потребность в систематическом пополнении команд мастеров высококвалифицированными футболистами обязывает заботиться о планомерности воспитания резервов на уровне современных требований.
Требования к уровню подготовленности юных футболистов постоянно повышаются, поэтому необходимо внедрять наиболее эффективные, научно обоснованные средства и методы тренировки. Наряду с другими аспектами подготовленности футболистов это касается и подготовки технической.
Технические приемы - это средства ведения игры. Искусное владение техникой является неотъемлемой частью всесторонней подготовки юных футболистов.
Основным средством ведения игры в футболе являются удары по мячу ногой. Это короткие, средние и длинные передачи мяча, а также завершающие удары по воротам. В современном футболе, футболистам возлагается уметь определять силу и точность удара, перед, собственно, самим ударом по мячу. Ведь сила и точность удара по мячу дает контролировать игру, и в итоге может решить исход матча. 

Вопросы совершенствования техники ударов на современном этапе развития футбола приобретают особую актуальность в связи с тем, что результативность наших команд все еще низкая. Но человеческий потенциал скрывает в себе много неизвестного, как неизвестны совершенные средства и методы подготовки футболиста. И только совокупность передовых научных знаний, опыта, углубленного изучения факторов влияющих на развитие техники и их анализа, практических экспериментов и т.д., могут позволить найти более эффективные средства и методы подготовки футболистов. Поэтому тренеры и научные работники продолжают поиск новых средств и методов повышения точности выполнения ударов по мячу.
Понимая данную проблему, большие усилия прикладывает Российский Футбольный Союз, проводятся многочисленные обучающиеся семинары, организовывается методическая помощь регионам, проводится лицензирование тренеров, разрабатываются программы подготовки юных футболистов.
Особое место в современном футболе относится к такому элементу технической подготовки, как ведение и удары, которые являются финальной частью игрового элемента и основной составляющей частью эпизодов всей игры. От того насколько футболист будет обучен на начальном этапе подготовки, от этого будет зависеть его техническая подготовленность в будущем и успешность выступления в соревнованиях.

Именно в этом возрасте происходит переход от этапа формирования знаний о действии, к этапу овладению действия в форме умения. В возрасте 10 лет обучаемые переходят с этапа начальной подготовки, на этап спортивной специализации. Поэтому этот переходный момент считается важной основой в подготовке футболистов 7-8 лет. И от этого объяснения выдвигается актуальность данного исследования.

Цель исследования – разработать и определить эффективность комплексов упражнений направленных на обучение техники удара по мячу серединой подъема у футболистов 7-8 лет.
Объект исследования – процесс технической подготовки футболистов 7-8 лет.

Предмет исследования – средства и методы обучения технике удара по мячу серединой подъема футболистов 7-8 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанные нами комплексы упражнений, позволят улучшить показатели техники удара по мячу серединой подъема у футболистов 7-8 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблемам технической подготовки в футболе.
2. Выявить исходные показатели подготовленности техники удара по мячу серединой подъема у футболистов 7-8 лет.
3. Разработать и научно обосновать эффективность комплексов упражнений, направленных на обучение техники удара по мячу серединой подъема футболистов 7-8 лет.
Методы исследования: анализ научно–методической литературы; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование, математическая статистика.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты нашего исследования, могут быть представлять интерес, для практикующих тренеров и использованы при планирование учебно - тренировочного процесса в спортивных школах по футболу.

Выпускная квалификационная работа содержит 47 страницы текста, иллюстрирована 6 таблицами и 6 рисунками и состоит из введения, 3 глав, заключений по 1 и 3 главам, выводов, практических рекомендаций, 37 литературных источника, а также отзыва на выпускную квалификационную работу.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Возрастные особенности юных футболистов
Эффективная организация и проведение тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки предполагают систематический учет динамики возрастного и индивидуального развития юного спортсмена, что требует от тренера знания основных возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и подростков.
В этом возрасте значительно меняются строение и деятельность организма. Ведущую роль в развитии функций организма играет ЦНС и прежде всего ее высший отдел – кора головного мозга. Анатомическое развитие нерв ной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания ядра двигательного анализатора в мозгу заканчивается к 12–13 годам [12].

Перестройка функций коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших. Авторитет тренера у детей младшего возраста очень велик. Принцип дружбы у мальчиков носит чисто внешний характер. У детей появляется стремление проверить свои силы в той или иной деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы детей становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной емкостью.
Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей младшего школьного возраста. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Появляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных 7 деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на деталях его выполнения. При том, что память, и количество, и качество движений мальчиков меняются по возрасту. И он в своем разуме очень быстро растет за время от 7 до 12 лет. В возрасте 9-10 лет в коре головного мозга функция контроля увеличивается. Для того, чтобы сформировать новую и все системы корковой деятельности полушарий головного мозга, она делится на все более и более тонкие и сложные. Отсюда скорее условный рефлекс. Динамические стереотипы двигательных навыков и процветания младшего школьного возраста, которые имеют значительную стабильность и могут сохраняться в течение многих лет [10]. Дети 7-10 лет имеют изменения в костной системе. Другими словами, различное умственное развитие и рост костей широко используются в соотношении, определяемом организмом, это упражнение двигательной функции. Движение костной ткани является одним из важнейших биологических факторов, влияющих на стимуляторы роста, формирования и функциональных возможностей системы [9].
Отмечается , что извне формам и четыре его изгибов происходит формирование баланса очень податлив, труд положения залог длины позвоночника непристойного извне характера, тайн особенно у детей, кривая когда мы читаем закон такого рода причину, могут выявлены нарушения в позвоночнике. Полностью как процесс мускулатуры освобождает мальчиков 7-10 лет, что риск много практики, чтобы не было отклонений в кривизне позвоночного столба. При занятиях футболом большую нагрузку несут нижние конечности. Дети могут читься, долгий процесс окостенения еще не завершен. По этой финас причине учениям флотов необходимо уделять больше внимания, что поможет укрепить ноги и конечности. Рядом со школой мышц и костей своих детей, институт новый интенсивного развития сухожилий, связок верхних и нижних конечностей риск всего. У детей расход 27% массы тела составляет баланс мышечная в 8 лет, а в 12 лет - 29,4%. В то же время происходит диск увеличение в мышечной в функциональные табу которой в их отношениях и увеличивают их иннервацию [21]. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы. Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата. Вес мышц у мальчиков 8 лет составляет 27% массы тела, в возрасте 12 лет - 29,4%. Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются и их функциональные свойства, обогащаются иннервационные отношения [21]. С 7 до 10-ти лет улучшается работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается. Возрастает дыхательный объем, увеличивается жизненная емкость легких. Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе. От 12 до 17 лет значительно возрастает мощность дыхательного аппарата: дыхательные объемы увеличиваются более чем в 1,5 раза, скорость воздушного потока на вдохе и выдохе растет. Сравнивая дыхательный объем в 15-16 лет, то он достигает величины, характеризующей взрослого. Следует отметить, что колебания дыхательного объема в покое у одного и того же индивидуума довольно большие [20].