Файл: Основной профилактической наукой в медицине является гигиена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


V – общий объем поглощаемого раствора в мл;
K – общий коэффициент, отображающий предельно допустимую концентрацию, ее часть, которую необходимо обнаружить (1, 1/3 или другие);
Cо – предельно допустимая концентрация вещества в мг на 1 м3;
V1 – объем поглощаемого раствора, взятый на анализ в мл.

Решение:  

Приведение взятых на анализ объемов воздуха в литрах к нормальным условиям выполняется по формуле Гей-Люссака:  

где V0 – объем воздуха в литрах приведенный к нормальным условиям (0 0С і 760 мм рт. ст.);

Vt – объем воздуха в литрах, отобранный при данной температуре и барометрическом давлении.

273 – коэффициент расширения газов;

Т – температура воздуха во время отбора пробы (­­­­­20 0С);

В – атмосферное давление во время отбора пробы, мм рт.ст.

Решение:

   Приложение 6

Инструкция к газоопределителю ГХ-4.

Газоопределитель ГХ-4 представляет собой портативный  ручной прибор для химического экспресс-анализа и состоит из аспиратора, который предназначен для пропускания воздуха через индикаторные трубки.
ГХ-4 предназначается для експрессного определения низких концентраций оксида углерода, сернистого газа, сероводорода, окислов азота в воздушной среде.

Принцип действия основан на специфических цветных реакциях в индикаторных трубках между газом, который определяется, и специальным реактивом, а также измерении длины разноцветного шара.

 Экспресс –определение  оксида углерода
Отбирают трубку с обозначением «СО», надламывают оба ее конца (приспособление для этого имеется в аспираторе), плотно вставляют в гнездо аспиратора. Стрелка на трубке должна показывать в сторону аспиратора. Сжимая сифон до упора и потом, отпуская его, приводят в действие аспиратор. Один такой цикл позволяет прокачать 100 мл воздуха. Если зеленая окраска реактива достигло кольца на трубке с цифрой 1 или превышает его, концентрация СО выше предельно допустимой. Если окраска после одного хода не появилась, или не достигло кольца с цифрой 1, делают еще  9 нажимов сифона (всего 10, что соответствует 1000 мл аспирированного влздуха).


Величину концентрации СО в объемных процентах определяют сразу после   того, как пропустили 100 или 1000 мл воздуха по шкале, находящейся на упаковке трубок.

 Экспресс -определение диоксида серы

Анализ проводится путем того, что пропускают 1000 мл воздуха (10 качаний сифона) через соответствующую индикаторную трубку. Концентрацию в объемных процентах опрделяют, используя шкалу на упаковке.

Пример: Отобрано 1000 мл воздуха, окраска индикаторной трубки совпала с делением шкалы 0,005. Таким образом, в 1 л воздуха содержится 0,005 мл СО, а в 1 мвоздуха - 5 мл СО (в 1 м3 - 1000 л). Для перерасчета объема СО в весовые единицы используем число Авогадро: 1 грамм-молекула любого газа  занимает объем 22,4 л (при нормальных условиях). Вес грамм-молекулы СО составляет 28 г, имеет объем 22,4 л. Отсюда в 5 мл, при составлении пропорции, получаем 6 мг. То есть в нашем случае концентрация СО - 6 мг/м3.

Расчет SO2 производится аналогично, грамм-молекула = 64 г.

Приложение 7                                                     Таблица 1

Предельно допустимые концентрации аэрозолей в воздухе преимущественно фиброгенного действия

При одновременном присутствии нескольких вредных веществ в воздушной среде при их комбинированном действии на организм возможен эффект суммации, синергизма, антагонизма или изолированного действия.

Поскольку наиболее универсальним еффектом есть суммационный, поэтому при одновременном содержании в воздушной среде нескольких вредных веществ однонаправленного действия, его гигиеническую оценку осуществляют по формуле Аверьянова:

С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +....+Сn/ПДКn < или = 1.

С - фактические концентрации вредных веществ в воздухе;

ПДК - предельно допустимые концентрации вредных веществ.

Сумма отношений фактических концентраций отдельных веществ к их ПДК не должна превышать единицу.

 Таблица 2
Значения предельно допустимых концентраций некоторых химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест согласно ДСП-201-97 «Державні санітарні правила охорони атмосферного повітря населених місць (від забруднення хімічними і біологічними речовинами)»



Вещества

ПДК в мг/м3

Класс опасности

Азота диоксид (NО2)

0,04

2

Азота оксид (NO)

0,06

3

Алюминия оксид

0,06

4

Аммиак (NH3)

0,04

4

Ацетон

0,35

3

Бензин

1,5

4

Бенз/а/пирен

0,1 мкг/100м3

1

Бензол

0,1

2

Окись углерода  (СО)

3

4

Углерод четыреххлористый

0,7

2

Насыщенные углеводороды

1

4

Диоксид серы (SO2)

0,05

3

Диэтиловый эфир

0,6

4

Этилена оксид

0,03

3

Железа оксид

0,04

3

Кислота азотная

0,15

2

H2S

0,008

2

Кобальт  (Co)

0,001

1

Марганец  (Mn)

0,001

2

Меди оксид

0,02

2

Никель  (Ni)

0,001

2

Олова диоксид

0,02

3

Ртуть металлическая  (Hg)

0,0003

1

Свинец  (Pb)

0,0003

1

Сероуглерод

0,005

2

Стирол

0,002

2

Толуол

0,6

3

Фенол

0,003

2

Формальдегид

0,003

2

Фтористые соединения

0,006

2

Хлор

0,03

2


 Примечание: ПДК (предельно допустимые концентрации) атмосферных загрязнений бывают максимально разовые (за 30 минут) и среднесуточные (за 24 часа).

Приложение 8

Размеры санитарно-защитных зон (СЗЗ) между границами промышленных предприятий и селитебной зоной

Санитарная характеристика промышленных предприятий и их примеры

Ширина СЗЗ (м)

1-й класс – заводы черной и цветной металлургии, предприятия нефтепереработки и химической промышленности

 

1000

2-й класс – машиностроительные, текстильные, предприятия легкой и пищевой промышленности

500

3-й класс – предприятия по производству минеральных солей, пластмасс, кальцинированной соды

300

4-й класс – предприятия по производству бумаги, мыла, органических препаратов

100

5-й класс – предприятия по производству неорганических реактивов, углекислоты

50

 Примечание: Уровень содержания вредных примесей в атмосферном воздухе за границами СЗЗ не должен превышать гигиенических нормативов (ПДК, ПДЗ).

Здоровый способ жизни и личная гигиена

1. Организация режима дня различных групп населения (дети и подростки, взрослые работающие, беременные и кормящие)


Здоровый образ жизни – это большой комплекс биологически и социально направленных и целесообразных методов и средств жизнедеятельности, которые отвечают потребностям и возможностям человека и которых он сознательно придерживается с целью обеспечения формирования, сохранения и укрепления здоровья, способности к продолжению рода и достижения активного долголетия.

Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является режим дня.

Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

В основе рационального режима дня детей лежит условно рефлекторная деятельность. По мере формирования нервной системы, увеличения периода бодрствования, расширения связей с внешним миром меняется характер деятельности ребенка.

У детей, по мере роста и развития, меняются условия жизни, появляются новые временны́е связи в коре большого мозга, затухают и полностью исчезают старые, образуется новый динамический стереотип. Конечно же, процесс образования динамического стереотипа длителен и сложен. Однако необходимо подчеркнуть, что ломка установившегося стереотипа оказывает неблагоприятное влияние тем сильнее, чем младше ребенок. Поэтому для ребенка особо важен правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня.

При четкой периодичности в организации режима дня рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Это позволяет точнее распределять время, быстро включаться в работу и качественно ее выполнять, повышать эффективность отдыха.

Строгое соблюдение режима дня обеспечивает начало и окончание всех видов деятельности всегда в одно и то же время. Это приводит к возникновению прочных условных рефлексов на время. Благодаря выработавшемуся рефлексу на время организм лучше функционально подготовлен к предстоящему виду деятельности. В связи с этим все процессы жизнедеятельности протекают с меньшим напряжением.

Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточно времени для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к производственной, а у школьников к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.