Файл: Основной профилактической наукой в медицине является гигиена.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
V – общий объем поглощаемого раствора в мл;
K – общий коэффициент, отображающий предельно допустимую концентрацию, ее часть, которую необходимо обнаружить (1, 1/3 или другие);
Cо – предельно допустимая концентрация вещества в мг на 1 м3;
V1 – объем поглощаемого раствора, взятый на анализ в мл.
Решение:
Приведение взятых на анализ объемов воздуха в литрах к нормальным условиям выполняется по формуле Гей-Люссака:
где V0 – объем воздуха в литрах приведенный к нормальным условиям (0 0С і 760 мм рт. ст.);
Vt – объем воздуха в литрах, отобранный при данной температуре и барометрическом давлении.
273 – коэффициент расширения газов;
Т – температура воздуха во время отбора пробы (20 0С);
В – атмосферное давление во время отбора пробы, мм рт.ст.
Решение:
Приложение 6
Инструкция к газоопределителю ГХ-4.
Газоопределитель ГХ-4 представляет собой портативный ручной прибор для химического экспресс-анализа и состоит из аспиратора, который предназначен для пропускания воздуха через индикаторные трубки.
ГХ-4 предназначается для експрессного определения низких концентраций оксида углерода, сернистого газа, сероводорода, окислов азота в воздушной среде.
Принцип действия основан на специфических цветных реакциях в индикаторных трубках между газом, который определяется, и специальным реактивом, а также измерении длины разноцветного шара.
Экспресс –определение оксида углерода
Отбирают трубку с обозначением «СО», надламывают оба ее конца (приспособление для этого имеется в аспираторе), плотно вставляют в гнездо аспиратора. Стрелка на трубке должна показывать в сторону аспиратора. Сжимая сифон до упора и потом, отпуская его, приводят в действие аспиратор. Один такой цикл позволяет прокачать 100 мл воздуха. Если зеленая окраска реактива достигло кольца на трубке с цифрой 1 или превышает его, концентрация СО выше предельно допустимой. Если окраска после одного хода не появилась, или не достигло кольца с цифрой 1, делают еще 9 нажимов сифона (всего 10, что соответствует 1000 мл аспирированного влздуха).
Величину концентрации СО в объемных процентах определяют сразу после того, как пропустили 100 или 1000 мл воздуха по шкале, находящейся на упаковке трубок.
Экспресс -определение диоксида серы
Анализ проводится путем того, что пропускают 1000 мл воздуха (10 качаний сифона) через соответствующую индикаторную трубку. Концентрацию в объемных процентах опрделяют, используя шкалу на упаковке.
Пример: Отобрано 1000 мл воздуха, окраска индикаторной трубки совпала с делением шкалы 0,005. Таким образом, в 1 л воздуха содержится 0,005 мл СО, а в 1 м3 воздуха - 5 мл СО (в 1 м3 - 1000 л). Для перерасчета объема СО в весовые единицы используем число Авогадро: 1 грамм-молекула любого газа занимает объем 22,4 л (при нормальных условиях). Вес грамм-молекулы СО составляет 28 г, имеет объем 22,4 л. Отсюда в 5 мл, при составлении пропорции, получаем 6 мг. То есть в нашем случае концентрация СО - 6 мг/м3.
Расчет SO2 производится аналогично, грамм-молекула = 64 г.
Приложение 7 Таблица 1
Предельно допустимые концентрации аэрозолей в воздухе преимущественно фиброгенного действия
При одновременном присутствии нескольких вредных веществ в воздушной среде при их комбинированном действии на организм возможен эффект суммации, синергизма, антагонизма или изолированного действия.
Поскольку наиболее универсальним еффектом есть суммационный, поэтому при одновременном содержании в воздушной среде нескольких вредных веществ однонаправленного действия, его гигиеническую оценку осуществляют по формуле Аверьянова:
С1/ПДК1 + С2/ПДК2 +....+Сn/ПДКn < или = 1.
С - фактические концентрации вредных веществ в воздухе;
ПДК - предельно допустимые концентрации вредных веществ.
Сумма отношений фактических концентраций отдельных веществ к их ПДК не должна превышать единицу.
Таблица 2
Значения предельно допустимых концентраций некоторых химических веществ в атмосферном воздухе населенных мест согласно ДСП-201-97 «Державні санітарні правила охорони атмосферного повітря населених місць (від забруднення хімічними і біологічними речовинами)»
Вещества | ПДК в мг/м3 | Класс опасности |
Азота диоксид (NО2) | 0,04 | 2 |
Азота оксид (NO) | 0,06 | 3 |
Алюминия оксид | 0,06 | 4 |
Аммиак (NH3) | 0,04 | 4 |
Ацетон | 0,35 | 3 |
Бензин | 1,5 | 4 |
Бенз/а/пирен | 0,1 мкг/100м3 | 1 |
Бензол | 0,1 | 2 |
Окись углерода (СО) | 3 | 4 |
Углерод четыреххлористый | 0,7 | 2 |
Насыщенные углеводороды | 1 | 4 |
Диоксид серы (SO2) | 0,05 | 3 |
Диэтиловый эфир | 0,6 | 4 |
Этилена оксид | 0,03 | 3 |
Железа оксид | 0,04 | 3 |
Кислота азотная | 0,15 | 2 |
H2S | 0,008 | 2 |
Кобальт (Co) | 0,001 | 1 |
Марганец (Mn) | 0,001 | 2 |
Меди оксид | 0,02 | 2 |
Никель (Ni) | 0,001 | 2 |
Олова диоксид | 0,02 | 3 |
Ртуть металлическая (Hg) | 0,0003 | 1 |
Свинец (Pb) | 0,0003 | 1 |
Сероуглерод | 0,005 | 2 |
Стирол | 0,002 | 2 |
Толуол | 0,6 | 3 |
Фенол | 0,003 | 2 |
Формальдегид | 0,003 | 2 |
Фтористые соединения | 0,006 | 2 |
Хлор | 0,03 | 2 |
Примечание: ПДК (предельно допустимые концентрации) атмосферных загрязнений бывают максимально разовые (за 30 минут) и среднесуточные (за 24 часа).
Приложение 8
Размеры санитарно-защитных зон (СЗЗ) между границами промышленных предприятий и селитебной зоной
Санитарная характеристика промышленных предприятий и их примеры | Ширина СЗЗ (м) |
1-й класс – заводы черной и цветной металлургии, предприятия нефтепереработки и химической промышленности | 1000 |
2-й класс – машиностроительные, текстильные, предприятия легкой и пищевой промышленности | 500 |
3-й класс – предприятия по производству минеральных солей, пластмасс, кальцинированной соды | 300 |
4-й класс – предприятия по производству бумаги, мыла, органических препаратов | 100 |
5-й класс – предприятия по производству неорганических реактивов, углекислоты | 50 |
Примечание: Уровень содержания вредных примесей в атмосферном воздухе за границами СЗЗ не должен превышать гигиенических нормативов (ПДК, ПДЗ).
Здоровый способ жизни и личная гигиена
1. Организация режима дня различных групп населения (дети и подростки, взрослые работающие, беременные и кормящие)
Здоровый образ жизни – это большой комплекс биологически и социально направленных и целесообразных методов и средств жизнедеятельности, которые отвечают потребностям и возможностям человека и которых он сознательно придерживается с целью обеспечения формирования, сохранения и укрепления здоровья, способности к продолжению рода и достижения активного долголетия.
Одним из важнейших элементов здорового образа жизни является режим дня.
Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.
В основе рационального режима дня детей лежит условно рефлекторная деятельность. По мере формирования нервной системы, увеличения периода бодрствования, расширения связей с внешним миром меняется характер деятельности ребенка.
У детей, по мере роста и развития, меняются условия жизни, появляются новые временны́е связи в коре большого мозга, затухают и полностью исчезают старые, образуется новый динамический стереотип. Конечно же, процесс образования динамического стереотипа длителен и сложен. Однако необходимо подчеркнуть, что ломка установившегося стереотипа оказывает неблагоприятное влияние тем сильнее, чем младше ребенок. Поэтому для ребенка особо важен правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня.
При четкой периодичности в организации режима дня рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Это позволяет точнее распределять время, быстро включаться в работу и качественно ее выполнять, повышать эффективность отдыха.
Строгое соблюдение режима дня обеспечивает начало и окончание всех видов деятельности всегда в одно и то же время. Это приводит к возникновению прочных условных рефлексов на время. Благодаря выработавшемуся рефлексу на время организм лучше функционально подготовлен к предстоящему виду деятельности. В связи с этим все процессы жизнедеятельности протекают с меньшим напряжением.
Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточно времени для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к производственной, а у школьников к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.