Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83 лесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, до- роги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые рос- сыпи и другие).
В соответствии со ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право сво- бодно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять за- готовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесо- восстановления и правила ухода за лесами.
Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорас- тущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федера- ции, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорас- тущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответ- ствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных ве- ществах».
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, кото- рые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граж- дан при выполнении работ.
Леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом «Об охране окру- жающей среды» и другими федеральными законами.
Согласно ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной вла- сти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определен- ных в соответствии со ст. 81–84 Лесного кодекса РФ.
Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
 лесозащитное районирование;

84
 государственный лесопатологический мониторинг;
 проведение лесопатологических обследований;
 предупреждение распространения вредных организмов;
 иные меры санитарной безопасности в лесах.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от загрязнения и иного негативного воздействия является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, до- говоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного пре- кращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут администра- тивную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законода- тельством Российской Федерации.
Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической систе- ме, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Осо- бенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера воз- мещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

8.4 Правовой режим охраны недр
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Согласно ФЗ «О недрах», недра являются частью земной ко-
ры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии –
ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простираю-
щейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Россий- ской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследо- вания, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами

85 могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям ли- цензии могут находиться в федеральной государственной собственности, соб- ственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятель- ности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Виды пользования недрами закреплены в ст. 6 ФЗ «О недрах». В соответ- ствии со ст. 8 рассматриваемого закона пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной без- опасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это поль- зование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяй- ственным объектам или окружающей среде. Пользование недрами на особо охра- няемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
 соблюдение установленного законодательством порядка предоставле- ния недр в пользование и недопущение самовольного пользования нед- рами;
 обеспечение полноты геологического изучения, рационального ком- плексного использования и охраны недр;
 проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива- ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
 проведение государственной экспертизы и государственный учет запа- сов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в це- лях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
 обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных ком- понентов;


86
 достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основ- ных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
 охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводне- ния, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных иско- паемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
 предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I–V классов опас- ности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попут- ных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
 соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации пред- приятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
 предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
 предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залега- ния подземных вод, которые используются для целей питьевого водо- снабжения или технологического обеспечения водой объектов про- мышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питье- вого водоснабжения.
В случае нарушения указанных требований право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.
Право пользования недрами прекращается:
 по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
 при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
 при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

87
 в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмот- ренных ст. 17.1 ФЗ «О недрах»;
 в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федера- ции о концессионных соглашениях, законодательством Российской Фе- дерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-част- ном партнерстве.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приоста- новлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:
 возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с поль- зованием недрами;
 нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
 систематического нарушения пользователем недр установленных пра- вил пользования недрами;
 возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
 если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
 ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятель- ности, которому недра были предоставлены в пользование;
 по инициативе владельца лицензии;
 непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной за- конодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со ст. 27 ФЗ «О недрах» в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации
(в отношении лицензий на пользование участками недр местного зна- чения);
 по инициативе недропользователя по его заявлению.
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приоста- новлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.


88
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, уста- новленном законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Россий- ской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устра- нить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
8.5 Правовой режим охраны объектов животного мира
В соответствии с ФЗ «О животном мире» животный мир является достоя- нием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной сре- ды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ре- сурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духов- ных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под животным миром понимается совокупность живых ор-
ганизмов всех видов диких животных, постоянно или временно насе-
ляющих территорию Российской Федерации и находящихся в состо-
янии естественной свободы, а также относящихся к природным ре-
сурсам континентального шельфа и исключительной экономической
зоны Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Животный мир в пределах территории Российской Федерации является го- сударственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключи- тельной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов жи- вотного мира в порядке, определяемом ФЗ «О животном мире», другими феде- ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе- дерации, а также нормами международного права.
Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на тер- ритории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном по- рядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

89
Организация охраны животного мира осуществляется органами государ- ственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и ор- ганами местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной ак- тами, определяющими статус этих органов.
Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством
Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объ- екты животного мира и среду их обитания. Обязательной государственной эко- логической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридиза- ции этих объектов.
В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть огра- ничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных террито- риях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представ- лению соответствующего специально уполномоченного государственного ор- гана по охране, федеральному государственному надзору и регулированию ис- пользования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с раз- граничением полномочий, предусмотренным ст. 5 и 6 ФЗ «О животном мире».
Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объек- тов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и пу- тей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечива- ющих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с исполь- зованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, что-


90 бы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали соб- ственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Независимо от видов особо охраняемых природных террито- рий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объ- ектов животного мира, выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осу- ществления их жизненных циклов (размножения, выращивания мо- лодняка, нагула, отдыха, миграции и других).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.
При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков вы- плачивается компенсация в соответствии с законодательством Российской Феде- рации и законодательством субъектов Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты жи- вотного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и
(или) красные книги субъектов Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяй- ственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, за- несенные в красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизвод- ство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Россий- ской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации.

91
8.6 Правовой режим охраны атмосферного воздуха
Охрана атмосферного воздуха представляет собой систему мер, осуществ- ляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами гос- ударственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са- моуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения каче- ства атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здо- ровье человека и окружающую среду.
Атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Он выполняет геоло- гические, экологические, терморегулирующие, защитные, энергоресурсные и хо- зяйственные функции.
Правовые требования к состоянию воздуха в помещениях, сооружениях и т. д. устанавливаются нормами санитарного, трудового, гражданского, жилищ- ного законодательства.
В настоящее время загрязнение атмосферного воздуха представляет сбой серьезную проблему.
Загрязнение атмосферного воздуха – поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, пре- вышающих установленные государством гигиенические (критерий качества ат- мосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное со- держание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при кото- ром отсутствует вредное воздействие на здоровье человека) и экологические (кри- терий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воз- духе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду) нормативы качества атмосферного воздуха.
Попадание вредных веществ в атмосферу является не единственным фак- тором, ухудшающим качество воздуха. К ним также относятся вредное воздей- ствие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других фи- зических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, ра- диационные и другие физические свойства атмосферного воздуха.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В целях определения критериев безопасности и (или) безвред- ности воздействия химических, физических и биологических факто- ров на людей, растения и животных, особо охраняемые природные