Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
 Министерство внутренних дел РФ (МВД России);
 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом- ному надзору (Ростехнадзор);
 Федеральная таможенная служба (ФТС России);
 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);
 Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России).
4.3 Нормирование в области охраны окружающей среды
Согласно ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в обла- сти охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохра- нение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопас- ности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельно- сти для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окру- жающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключа- ется в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допу- стимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
1. Нормативы качества окружающей среды. Нормативы качества окружа- ющей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рациональ- ного использования природных ресурсов, сохранения естественных экологиче- ских систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К ним относятся:
 нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых кон- центраций;
 нормативы, установленные для физических показателей состояния окру- жающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
 нормативы для биологических показателей состояния окружающей сре- ды, в том числе видов и групп растений, животных и других использу- емых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
 иные нормативы качества окружающей среды.

45
Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды.
При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения со- ответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирова- ния.
Порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окру- жающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
 нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов;
 технологические нормативы;
 технические нормативы;
 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
 нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
 нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
 нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, дол- жно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нор- мативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим ста- ционарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, рас- положенных на объекте, следствием чего является негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, вре- менно разрешенные сбросы.


46
Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружа- ющей среды или программы повышения экологической эффективности, разра- батываемых в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды».
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанав- ливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанав- ливаются на основе фактических показателей объема или массы выбросов за- грязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ. В период осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязня- ющих веществ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются в соответствии с планируемыми показателями уменьшения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих ве- ществ, предусмотренными планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности.
При установлении временно разрешенных выбросов, временно разрешен- ных сбросов на период осуществления мероприятий по выводу объектов, оказы- вающих негативное воздействие на окружающую среду, из эксплуатации вклю- чение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов, норма- тивов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуется.
Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанав- ливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбро- сы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Феде- рации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответ- ствии с ФЗ «Об охране окружающей среды».
При невозможности соблюдения технологических нормативов (нормати- вов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ) для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов устанавливаются временно разрешенные сбросы на основе фактических показа- телей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений


47 концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов централи- зованных систем водоотведения поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы).
4.4 Оценка воздействия на окружающую среду
Согласно ФЗ «Об охране окружающей среды», под оценкой воздействия на окружающую среду понимается вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую сре- ду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении пла- нируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организаци- онно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей.
Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются
1
:
 информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности миними- зации воздействий;
 выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчи- ком решений, касающихся намечаемой деятельности;
 решения заказчика по определению альтернативных вариантов реали- зации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объ- екта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом резуль- татов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Проведение оценки воздействия на окружающую среду основывается на следующих принципах:
 принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;
1
Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной дея- тельности на окружающую среду в Российской Федерации : Приказ Госкомэкологии РФ от
16.05.2000 № 372 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной вла- сти. 2000. № 31.

48
 принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы;
 принцип гласности, участия общественных организаций (объедине- ний), учета общественного мнения при проведении экологической экс- пертизы;
 принцип научной обоснованности, объективности и законности заклю- чений экологической экспертизы;
 принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, и др.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хо- зяйственной и иной деятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности, которые при- нимаются органами государственной экологической экспертизы.
Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны вклю- чать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.
Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду опреде- ляется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду, зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосно- вывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологи- ческой экспертизы.
Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окру- жающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.
В случае если документация по намечаемой хозяйственной и иной деятель- ности может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, заказчик подготавливает материалы по оценке воздействия на окружающую среду в соот- ветствии с принципом информационной открытости.
4.5 Экологическая экспертиза
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Экологическая экспертиза – установление соответствия до-
кументов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в свя-
зи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную
и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным


49
техническими регламентами и законодательством в области охра-
ны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воз-
действия такой деятельности на окружающую среду.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается ФЗ «Об экологической экспертизе».
Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:
 презумпции потенциальной экологической опасности любой намечае- мой хозяйственной и иной деятельности;
 обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
 комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйствен- ной и иной деятельности и его последствий;
 обязательности учета требований экологической безопасности при про- ведении экологической экспертизы;
 достоверности и полноты информации, представляемой на экологиче- скую экспертизу;
 независимости экспертов экологической экспертизы при осуществле- нии ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
 научной обоснованности, объективности и законности заключений эко- логической экспертизы;
 гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
 ответственности участников экологической экспертизы и заинтересо- ванных лиц за организацию, проведение, качество экологической экс- пертизы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В Российской Федерации осуществляются следующие виды экологической экспертизы: государственная, общественная.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится фе- деральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Государ-

50 ственная экологическая экспертиза проводится в отношении объектов экспер- тизы федерального и регионального уровня, перечень которых закреплен в ст. 11,
12 ФЗ «Об экологической экспертизе».
Заключением государственной экологической экспертизы является доку- мент, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и
(или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объ- екта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологиче- ским требованиям, установленным техническими регламентами и законодатель- ством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответ- ствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому фе- деральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной эко- логической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполни- тельной власти в области экологической экспертизы или органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подго- товленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государ- ственной экологической экспертизы требованиям ФЗ «Об экологической экспер- тизе» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирова- ния и реализации объекта государственной экологической экспер- тизы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации, проводящими конкрет- ную государственную экологическую экспертизу.


51
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В случае отрицательного заключения государственной эколо- гической экспертизы заказчик вправе представить материалы на по- вторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрица- тельном заключении.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспо- рены в судебном порядке.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями
(объединениями), основным направлением деятельности которых в соответ- ствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организа- ция и проведение экологической экспертизы. Общественные организации (объ- единения) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законода- тельством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в ст. 11 и 12 ФЗ «Об экологической экспертизе», за исклю- чением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют гос- ударственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Общественная экологическая экспертиза проводится до прове- дения государственной экологической экспертизы или одновремен- но с ней.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспер- тизы тех же объектов экологической экспертизы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии госу- дарственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. Общественные организации (объединения), организующие об- щественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.
Заключение общественной экологической экспертизы направляется феде- ральному органу исполнительной власти в области экологической экспертизы

52 или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществ- ляющему государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного са- моуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Заключение общественной экологической экспертизы приоб- ретает юридическую силу после утверждения его федеральным ор- ганом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федера- ции.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если обществен- ная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Виды нарушений законодательства РФ об экологической экс- пертизе перечислены в ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Лица, виновные в совершении нарушений, указанных в данной статье, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об админи- стративных правонарушениях.
Лица, виновные в совершении нарушения законодательства Российской Фе- дерации об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяж- кие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты эко- логической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологиче- ской экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспер- тизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомер- ными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную от- ветственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами эколо- гической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической