Файл: Дипломная работа разработка электронных дидактических средств для обучения младших школьников работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.2 Основные принципы разработки электронных дидактических средств

1.3 Особенности использования электронных дидактических средств в обучении младших школьников

1.4. Обзор электронных дидактических средств для младших школьников

Выводы по первой главе

Глава 2. Разработка электронных средств для обучения младших школьников

2.1 Определение требований к разрабатываемому программному обеспечению

2.2. Проектирование электронных дидактических материалов

2.3. Разработка электронных дидактических средств

2.4. Рекомендации по организации работы педагогов с использованием ЭДС в обучении младших школьников

Вывод по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

, что ЭДС они могут воспринимать во время урока на протяжение не более 50% от урока, 14%, то что могут 75% от урока воспринимать ЭДС и 13%, то что могут лишь 25% от урока воспринимать ЭДС.

100% учеников ответили, что они не испытывают дискомфорта на уроке, находясь рядом с работающей интерактивной доской

Уроки, которые перечислили учащиеся как более подходящие для использования ЭДС это: математика, русский язык, окружающий мир и литературное чтение

64% учащихся утверждают, о том что могут воспринимать информацию с помощью ЭДС от 2 до 3 уроков, 25% могут воспринимать информацию с помощью ЭДС от 3 до 4 уроков и 11% учащихся отмечают, что могут воспринимать информацию с помощью ЭДС всего от 1 до 2 уроков.

93% учащихся отмечают, то, что родители относятся к применению ЭДС во время уроков положительно и 7% то, что родители беспокоятся о здоровье учащегося.

Таким образом, мы можем подвести итог, что большая часть учащихся желает видеть на уроках ЭДС и с помощью них закреплять знания. Также отметим, что родители относятся к внедрению данных технология в основном положительно.


2.4. Рекомендации по организации работы педагогов с использованием ЭДС в обучении младших школьников



Как организовать работу педагогов с использованием электронных дидактических средств в обучении младших школьников? В первую очередь необходимо обеспечить достаточный доступ к компьютерам и интернету для учащихся. Это можно сделать, например, введя индивидуальные занятия в компьютерном классе. Для проведения занятий с использованием ЭДС необходимо соответствующее оборудование и программы, поэтому педагогам рекомендуется получить необходимые знания и навыки, чтобы осуществлять данную работу. Обучение может проводиться как в форме краткосрочных курсов, так и в более длительной форме, например, с отработкой практических навыков. Важным моментом является создание атмосферы энтузиазма и интереса учащихся к использованию ЭДС, что можно достичь, например, внедрением элементов игровой механики в процесс обучения. Также положительно влиять на мотивацию учащихся может стимулирующая система, основанная на награждении за достижения. Важным аспектом работы с ЭДС является разнообразие предлагаемых заданий, что должно способствовать поддержанию уровня интереса учеников. Кроме того, каждое задание должно включать в себя различные уровни сложности, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. В целях повышения эффективности работы с использованием ЭДС рекомендуется привлекать родителей к процессу обучения, например, через создание сети родительских комитетов, которые будут объединять усилия учителей и родителей в обучении своих детей. В заключение, работа с электронными дидактическими средствами является неотъемлемой частью современного образования. Создание благоприятных условий для развития ЭДС в школьном обучении, правильный подход и подготовленность педагогов позволят достичь максимального эффекта в обучении и развитии младших школьников.

Вывод по второй главе



Таким образом, можно сделать следующие выводы: Анализ требований к электронным дидактическим средствам для младших школьников является важной задачей, которая имеет свои специфические особенности. Участие ребенка в процессе обучения является главным критерием при выборе ЭДС. Электронные дидактические средства должны быть интерактивными, адаптивными и иметь яркий и дружественный дизайн.



Стоит заметить, что традиционные методы обучения также имеют свои преимущества и их не стоит забывать. Электронные дидактические средства являются дополнительным инструментом, который помогает сделать процесс обучения более доступным, увлекательным и интересным для младших школьников.

Определение тестовых заданий для проверки функциональности ЭДС – задача не только техническая, но и педагогическая. Для достижения самых высоких результатов необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, их развитие мышления и способности к усвоению новых знаний. Необходимо подбирать подходящий набор заданий, который не только поможет оценить все функциональные возможности ЭДС, но и будет интересен и понятен для детей. После тестирования не только выявляются возможные ошибки в работе ЭДС, но и формируются предложения по улучшению и корректировке формулировок заданий. Таким образом, определение тестовых заданий является важным шагом процесса тестирования разработанных электронных дидактических средств.
Возможность каждому ученику получить знания и навыки, необходимые для успешной жизни, является фундаментальным принципом образования. Тестирование является важной частью этого процесса, но оно должно быть правильно организовано. Один из способов достичь этого - учитывать культурные и социальные различия учеников при формировании тестовых групп. Это даст возможность каждому ученику справедливо проходить тестирование и получать оценку, отражающую его знания и умения.


Заключение


На основе тестирования электронных дидактических средств на младших школьников были получены следующие результаты. Во-первых, использование ЭДС значительно повышает интерес школьников к учебному материалу и способствует более глубокому пониманию предмета. Ребята с удовольствием выполняли задания, предлагаемые в рамках ЭДС, что свидетельствует о готовности младших школьников к использованию новых форм обучения. Во-вторых, результаты тестирования показали, что использование электронных дидактических средств позволяет эффективно диагностировать знания учащихся и выявить их слабые места в предмете. Это позволяет учителю более эффективно организовать процесс обучения, сосредоточившись на наиболее проблемных моментах и помогая ученикам устранять ошибки. В-третьих, результаты тестирования подтвердили, что дидактические средства, созданные для младших школьников, должны быть максимально доступными и простыми в использовании. Нет необходимости
перегружать ЭДС сложными инструментами и функциями, которые школьникам будут трудными в освоении. Главное - обеспечить максимально понятный и простой интерфейс, с помощью которого ученики могут выполнять задания и получать обратную связь. И, наконец, результаты тестирования свидетельствуют о том, что важным аспектом успешного использования электронных дидактических средств является их правильное интегрирование в учебный процесс. Электронные дидактические средства не должны заменять традиционные методы обучения, а должны служить дополнением к ним. Их использование должно быть обоснованным и целенаправленным, чтобы максимально эффективно помочь ученикам усвоить учебный материал.
Результаты эксперимента предметной области

В рамках исследования был проведен эксперимент предметной области, связанной с изучением растительности. Электронные дидактические средства были использованы для обучения младших школьников в изучение глаголов, закрепление знание о нахождение площади и важность воды для человека. В эксперименте участвовали дети в возрасте от 9 до 10 лет. Экспериментальная группа использовала ЭДС, которые были разработаны в соответствии с теоретическими основами, изложенными в предыдущих частях работы. В качестве контрольной группы использовались традиционные методы обучения, основанные на лекционных материалах и учебниках. Результаты эксперимента показали, что использование ЭДС позволяет существенно улучшить эффективность обучения. Кроме того, ученики проявляли больший интерес к изучаемой теме и были более мотивированы к обучению. Электронные дидактические средства позволяют создавать интерактивные уроки, направленные на развитие критического мышления, умения анализировать информацию и применять ее на практике. Таким образом, результаты эксперимента на предметной области показали, что использование ЭДС способствует более эффективному обучению младших школьников. Это подчеркивает значимость разработки инновационных методик обучения с использованием современных технологий.

Список использованной литературы





  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/197127/.

  2. ФГОС для начальной школы // Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]: http://www.as consult.ru/pages/40.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва: Просвещение, 2015. – 251 с.

  4. УМК «Школа России». - Электрон. Дан. - [М.]. - URL:www. prosv. ru/Attachment. aspx? Id=9835, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.рус.

  5. Атаханов, Р. А. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия [Текст]/ Р. А. Атаханов, М. Г. Бобкова // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 1. – С. 93-103.

  6. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. - Москва:Просвещение, 2014. – 152 с.

  7. Батакова, Е. Л. Использование интерактивных средств обучения на уроках [Текст]: учебное пособие/ под.ред.Е. Л. Батакова, Е. В. Соболева. – Киров: Радуга ПРЕСС, 2013. – 126 с.

  8. Брусницына, Ф.Г. Интерактивная доска в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Ф. Г. Брусницына. – Москва: М. Дрофа, 2012. -157c.

  9. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. - 2014. - № 8. – С.140 - 150.

  10. Виноградова, Л. П. Использование информационных технологий в начальной школе [Текст] /Л. П. Виноградова. – Москва: Академия, 2014. – 57 с.

  11. Виштынецкий, Е. И. Технологии организации интерактивного процесса обучения [Текст] / Е. И. Виштынецкий, Н. Ю. Вислобоков // Информатика и образование. - 2014. - № 6. - С. – 111-114.

  12. Дубровина, И. В.Возрастная и педагогическая психология[Текст]: Хрестоматия /И. В Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин– Москва: Академия, 2001.

  13. Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А. С. Воронин. — Екатеринбург: ЕГПУ, 2015. - 135 с.

  14. Воронина, Г. А. Зарубежный опыт применения интерактивных технологий на уроках русского языка [Текст] / Г. А. Воронина // Русский язык в школе. - 2010. - № 5. - С. 37-39.

  15. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] / О. Б. Воронкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 315 с.

  16. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С.Л. Кабыльникова. – Москва: Директ Медиа, 2008. – 223 с.

  17. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]:учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / под.ред.М. В. Гамезо. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

  18. Глушаков, В. М. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий [Текст] / В. М. Глушаков – Москва, 2014. — 192 с.

  19. Долгая, Т. И. Психическое развитие младшего школьника [Текст] / под редакцией В.В. Давыдова. – Москва, 2015. –70 с.

  20. Дриг, И. И. ИКТ-компетентность учителя начальных классов: [Текст] / учебник / под.ред.И. И. Дриг. – Москва: Образование и наука,2015. – 315 с.

  21. Жукова, Л.А. Психология творческих способностей: пособие [Текст] / Л.А. Жукова. – Москва: Академия,2012. – 320 с.

  22. Журина, Т. В. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Т. В. Журина, Н.И. Захарова // Начальная школа. – 2016. – №1. – С. 25 – 30.

  23. Золотарев, О. В. Совершенствование учебного процесса вузов на основе его компьютеризации [Текст] / О. В. Золотарев – Москва: ВПА, 2015. – 154 с.

  24. Иванова, Е. О. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности [Текст] / Е. О. Иванова, Л.П. Карина //Начальная школа. - 2014. - № 7. – С. 25-30.

  25. Извозчиков, В. А. Психология физического воспитания [Текст] / В. А. Извозчиков, Е. П. Ильин – Москва: Просвещение, 2014. – 250 с.

  26. Ильясова, А. А. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом [Текст] / А. А. Ильясова, А. В. Картузов – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. – 250 с.

  27. Ильина, Н.В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Ильина. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 304с.

  28. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Русский язык»[Текст] /З. А. Клепинина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.

  29. Коджаспирова, Г. М. Интерактивные методы обучения в педагогике: учебное пособие [Текст] / Г. М. Коджаспирова, С. С. Кашлев. — Минск: Высшая школа, 2014. — 176 с.

  30. Коконова, Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Е.А. Коконова// Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719.

  31. Коротаева, Е. В. Технология обучения в интерактивном режиме [Текст] / Е.В. Коротаева // Мир образования –образование в мире. – 2003. – № 4. – С. 132–143.

  32. Красильникова, В. В. Интерактивные методы обучения [Текст] / В. В. Красильникова, С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

  33. Морозова, О.П. Хрестоматия по педагогике [Текст] / О.П. Морозова. – Барнаул, 1999. – 547 с.

  34. Осина, А. В. Необычные уроки в начальной школе [Текст] / А. В. Осина, Т.П. Лакоцинина. – Москва: ЗАО «Книга», издательство «Учитель», 2014. – 350 с.

  35. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.

  36. Подласый, И.П. Педагогика: Общие основы [Текст]/ И.П. Подласый.- Москва: Владос, 2007. Кн.1. – 564 с.

  37. Роберт, И. В. Интерактивное обучение [Текст] / И.В. Роберт. –Москва: Просвещение, 2015. – С. 75.

  38. Савченко, Н. А. Организационные и методические условия применения мультимедийных программных средств в школе [Текст] / Н. А. Савченко, Н. В. Турковская, О. В. Шкабура // Повышение квалификации педагогических кадров по программе Intel«Обучение для будущего»: Материалы науч.-практ. конф.– Омск: Издательство ОмГПУ, 2012. – С. 42–46.

  39. Сергеева, В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова и др. – Москва: Академия, 2014. – 320 с.

  40. Тоискина, В. С. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения [Текст] / В. С. Тоискина, Н. Д. Угринович. – Москва: Школьная пресса, 2015. - 48 с.



Приложение


Приложение 1

Вопросы к Plickers

  1. Какая группа растений имеет все части?
    1. Цветковые
    2. Водоросли
    3. Мхи

  2. Какая группа растений не имеет никаких частей?
    1. Водоросли
    2. Мхи
    3. Цветковые

  3. Какая группа имеет только стебель и лист?
    1. Мхи
    2. Водоросли
    3. Цветковые

  4. Какую часть не имеют папоротники?
    1. Стебель
    2. Корень
    3. Цветок

Приложение 2

Опросник для младшеклассников
«Использование электронных дидактических средств во время обучения»

Уважаемые учащиеся!

Предлагаем вам принять участие в исследовании актуальной на сегодняшний день темы «использование в образовательном процессе электронные дидактические средства». Нам очень важно твоё мнение!

  1. Считаешь ли ты использование учителем интерактивной доски необходимой составной частью урока?

А) Да

Б) Нет

В) Только по необходимости

  1. Какой количество время ты готов (а) воспринимать от урока электронные дидактические средства?

А) 25% от урока

Б) 50% от урока

В) 75% от урока

Г) Это лишнее, мне достаточно учебника

  1. Испытываешь ли ты дискомфорт на уроке, находясь рядом с работающей интерактивной доской?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

  1. На каких уроках, по твоему мнению, необходимо применение интерактивной доски? (перечисли)

__________________________________________________________

  1. Сколько уроков подряд ты готов воспринимать информацию с помощью интерактивной доски?

А) 1-2 урока

Б) 2-3 урока

В) 3-4 урока

Г) 4-5 уроков

  1. Как твои родители относятся к применению данных технологий на уроках?

А) Положительно

Б) Отрицательно

В) Они не знают об этих технологиях

Г) Они беспокоятся о моём здоровье