Файл: Психокоррекционная программа по снижению тревожности у молодой девушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

(СПбГИПСР)
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«Психологическое консультирование и психокоррекция»
Тема: «Психокоррекционная программа по снижению тревожности у молодой девушки»

ВЫПОЛНИЛ(А):
_____________________

(подпись)

Руководитель-консультант:

кан.псих.н., доцент
______________________

(подпись)

Результаты аттестации:

______________________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………… 3

  2. Глава 1. Теоретические основы

1.1 Теоретические основы тревожности. …………………………… 6

1.2 Психокоррекция, основы и принципы ………………………….. 15

1.3 Супервизия в практической деятельности психолога …………. 24

1.4 Выводы по главе 1 ………………………………………………. 28

  1. Глава 2. Анализ консультации и обоснование психокоррекционных воздействий

2.1 Анализ консультации № 1 ……………………………………….. 29

2.2 Анализ консультации № 2 ……………………………………….. 32

2.3 Рефлексия психолога на проведенные консультации ………….. 36

2.4 Выводы по главе 2 ……………………………………………….. 37

  1. Глава 3. Проект психокоррекционной программы работы с тревожностью и поиском ресурса

3.1 Обоснование проекта психокоррекционной программы коррекции тревоги …………………………………………………...39

3.2 Психокоррекционная программа по снижению тревожности у молодой девушки …………………………………………………… 43


3.3 Супервизия консультаций и программы психокоррекции …….45

3.4 Выводы по главе 3 ……………………………………………… 49

  1. Заключение …………………………………………………………. 50

  2. Список литературы ………………………………………………… 52

  3. Приложения …………………………………………………………. 55


ВВЕДЕНИЕ

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии В последнее время все более возрастает количество людей, в той или иной мере страдающих нарушениями эмоциональной сферы. Мы часто переживаем, беспокоимся, волнуемся по разнообразным причинам, при этом усиливается нагрузка на нервную систему, что негативно сказывается на здоровье человека.

Тревожность довольно подробно рассмотрена в работах как зарубежных (Майерс Ж.,Мэй Р., Спилбергер Ч., Тейлор Ж., Франкл В., Фрейд 3., Филипс В., Хорни К., и др.) исследователей, так и в отечественных (Астапов В.М., Артюхова Т.Ю., Белоус В.В., Березин Ф.Б., Божович Л.И., Бороздина Л.В., Бреслав Г.М., Вилюнас В.К., Вяткин Б.А., Спиваковская А.С., Габдреева Г.Ш., Гарбузов В.И., Гормин А.С., Залученкова Е.А., Захаров А.И., Кисловская В.Р., Мясищев В.Н., Прихожан A.M., Соколова Е.Т., Ханин Ю.М., и др.)

Несмотря на то, что вопросы тревожности и причины ее возникновения достаточно хорошо освещены в психологической литературе, количество людей с данной проблемой не уменьшается, а возрастает. Поле для изучения этой проблемы еще остается обширным и продолжает интересовать многих ученых и практиков.

Особую значимость проблемы изучения тревожности приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, где ребенок получает первые уроки эмоционального переживания. На формирование характера влияет неправильное воспитание при столкновении и психологических проблем. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития ребенка затрудняется и искажается: формируется тревожность, которая может перерасти в личностную.

Цель работы - разработка психокоррекционной программы на основании анализа проведённой консультации на основе изучения зависимости

личностной тревожности от типологических свойств человека (свойств

темперамента, акцентуаций характера и когнитивных стилей).

Гипотезы исследования:



  1. Индивидуально-типологические особенности (темперамент, акцентуации характера, когнитивные стили) являются основным источником тревожности молодых девушек.

  2. 2) Существует несколько свойств темперамента и акцентуаций характера, которые инициируют личностную тревожность при помощи разных способов, образуя различные типы тревожных проявлений.

  3. 3) Когнитивные стили являются следствием некоторых свойств темперамента, поэтому также могут быть связаны с тревожностью.

Исходя из цели и сформированных гипотез, в ходе исследования

планировалось решение следующих задач исследования:

  1. Провести литературный обзор психокоррекционной работе психологов с тревожностью.

  2. Разработать проект психокоррекционной программы на основании

анализа проведенной консультации. То есть воздействие будет

направлено на эмоциональное состояние, поиск ресурса и выявление

причин тревоги.

  1. Написать рефлексии на проведенные консультации.

  2. Провести заочную супервизию психологических консультаций и программы, написать отчет и рекомендации психологу.

Объект работы: клиент ( Девушка, 22 года, не замужем, живет с папой, есть молодой человек, свой бренд. Обратилась с проблемой сильной тревожности.)

Предмет работы: влияние занятий по психокоррекционной программе по снижению тревожности у молодой девушки.

Методы: метод Шкалирования, работа с МАК, методика “Незаконченные предложения”, работа в технике Монодрама “Разговор с отцом”

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, в конце которых делаются выводы, списка литературы, заключения. В работе представляются таблицы, протоколы консультаций и глоссарий.

Глава 1. Теоретические основы

1.1. Теоретические основы тревожности


Тревожность рассматривается Г. Прихожан как относительно стойкое образование, которое включившись в структуру личности, имеет тенденцию к самоподкреплению и самоподдержке, приобретает собственную побудительную силу и осуществляет влияние как на развитие других личностных образований, так и на саму себя.

Молодой человек пытается осмыслить происходящее с ним и не может быть активным социализирущимся, «если это стремление остается не реализованным» [V. Frankl, с. 11]. «Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него – не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации» [V. Frankl, с. 11].

Значительное место проблеме тревожности и страха уделено в теории научения. Согласно этой традиции и тревожность, и страх образуются на основе условных рефлексов. Представитель данного направления Дж.Уотсон приходит к выводу, что приобретенный страх обладает значительной устойчивостью. Вызвать его достаточно легко, в то время как избавиться от него много труднее.

Отмечается важность и заслуги направления школы научения, представленного К.В.Спенсом и Дж.Тейлор, которые ввели понятие «уровень тревожности». Дж.Тейлор разработала тест для измерения тревожности, известный как Manifest Anxiety Scale (MAS).

Приводятся психологические и фюиологические характеристики феноменологии тревожности. Рассматриваются проблемы определения тревожности. Наиболее важной из них является разведение тревожности как переживания безобъектной неопределенной угрозы и страха как реакции на конкретную, определенную реальную опасность (Ю.А.Ханин, Ф.Б.Березин, Ch.Spielberger). Приводится так же разведение личностной (относительно постоянная склонность субъекта воспринимать угрозу в самом широком круге ситуаций) и ситуативной (беспокойство, вызванное реально или потенциально угрожающими ситуациями) тревожности (Н.В.Имедадзе, Ю.А.Ханин, Ch.Spielberger). Кроме того, тревожность сопоставляется с такими понятиями
, как стресс (условия окружающей среды, несущей в себе определенную долю физической и психической опасности) и психическая напряженность (вызывается сложными условиями деятельности).

На основе анализа литературных источников выделяются следующие компоненты, важные для определения тревожности: а) напряженность с отрицательным эмоциональным знаком; б) ощущение неопределенной угрозы и недостаточности своих сил для борьбы с ней; в) тенденция к усилению а) и б) в достаточно большом круге ситуаций; г) тенденция возбуждать страх перед достаточно большим количеством объектов.

Обсуждаются работы, рассматривающие в качестве психологических источников тревожности темперамент (Г.Айзенк, В.С.Мерлин), посттравматический стресс (Л.А.Китаев-Смык, Е.М.Черепенова, Б.Колодзин), межличностные отношения (Г.С.Салливэн, К.Хорни), привязанность и разлучение (Дж.Боулби), внутренний конфликт (З.Фрейд, В.Н.Мясищев, К.Хорни, К.Роджерс и др.). Анализ показывает, что большинство из них не может быть главной и всеобъемлющей причиной тревожности. Отмечается, что наибольшее число сторонников имеет позиция, называющая в качестве главной причины личностной тревожности внутренний конфликт. В качестве критического замечания по отношению к данной позиции приводится тот факт, что достаточно точно разграничить степень беспокойства, вносимого внутренним конфликтом и темпераментом, при отсутствии общепринятой схемы индивидуально-типологических свойств и надежной их диагностики вряд ли возможно.

В результате анализа литературных источников показано, что наиболее чувствительными к эмоциональным проявлениям являются такие физиологические показатели, как кожно-гальваническая реакция и величина Т-зубца в электрокардиограмме. Отмечены возможности электромиограммы и электроэнцефалограммы в выявлении устойчивых эмоциональных характеристик. Предполагается, что большой потенциал кроется в исследовании индивидуальных биохимических пропорций в различных подсистемах организма. Однако при всех положительных характеристиках физиологических методик ни каждая из них по отдельности, ни все вместе они не могут описать физиологическую феноменологию тревожности- как специфического эмоционального проявления. Причины этого усматриваются не только в сложности физиологического анализа различных психических феноменов, но и в малочисленности выборок (не более 20-30 человек), на которых проводятся психофизиологические исследования. В качестве ещё одной проблемы указывается также невозможность более точного дифференциального исследования ввиду отсутствия убедительной теоретической модели наиболее устойчивых индивидуально-типичных психодинамических свойств личности.