Файл: Психокоррекционная программа по снижению тревожности у молодой девушки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приводятся следующие критерии темперамента, признаваемые отечественными и западными авторами: обусловленность динамикой нервных процессов относительно однозначно и непосредственно; непроизвольное, спонтанное проявление; особая устойчивость; независимость от ситуаций; совпадение свойств темперамента у детей и родителей, а также монозиготных близнецов; наличие подобных типов психических проявлений у животных. Далее освещаются взгляды ряда отечественных и зарубежных авторов на структуру темперамента и выделяются компоненты темперамента, предположительно способствующие тревожным проявлениям:

- эмоциональность и основные её характеристики (впечатлительность, импульсивность и эмоциональная лабильность);

- психодинамическая тревожность (В.СМерлин);

- эмоциональность как высокая/низкая чувствительность к неудачам, наличие/отсутствие тревоги в случае невыполнения задания (В.М.Русалов);

- эмоциональная реактивность как легкость порождения эмоциональных реакций на слабые стимулы (Я.Стреляу);

- нейротизм как проявление тревожности и интроверсия как свойство в значи

тельной степени способствующее развитию тревожности (Г.Айзенк) и др.

Вьделяется и анализируется ценность моторного компонента как важного диагностического показателя.

Приводятся три различных точки зрения на проблему типологии темперамента: идея непрерывности индивидуальных различий по любому психологическому признаку; признание реального существования типов; трактовка понятия тип как своеобразных «фокусных точек», между которыми может находиться сколько угодно индивидуумов, имеющих промежуточный диагноз.

Освещается критика В.Д.Небылициным состояния учения о свойствах нервной системы, где подчёркивается отсутствие законченности и научной обоснованности, а также указывается на необходимость поиска новых типов и создания новых классификаций, «свободных от представлений о четырёх типах».

Далее освещается история формирования учения об акцентуациях характера, проводится сопоставление классификаций Б,П.Ганнушкина, А.Е.Личко и К.Леонгарда, рассматриваются типы с проявлениями тревожности, в том числе тревожная (сенситивная), аффективно-экзальтированная, эмотивная, психастеническая, дистимическая (субдепрессивная) и шизоидная акцентуации.


В качестве индивидуально-типологических различий в познавательной сфере анализируется учение о когнитивных стилях. Приводятся определения когнитивных стилей, данные различными авторами, выделяются общие содержательные положения: процессуальность (различие в способе получения информации), биполярность, устойчивость, неприменимость оценочных суждений (МЛ.Холодная). Рассматриваются несколько когнитивных стилей, в отношении которых имеются данные о связи с тревожностью и темпераментом. Среди них такие, как полезависимость-поленезависимость, импульсивность-рефлективность, аналитичность-синтетичность, ригидность-гибкость когнитивного контроля.


Тревожность и концепция Я.


Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей.

Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно связано с "имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком.

Хорни выделяет прежде всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят, и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я".

Введение понятия "образа Я" – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей,


В идеале эти три "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе, т. е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным "образом Я".

С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два "образа Я".

Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей.

Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Виды тревожных расстройств

  • Обсессивно-компульсивное — навязчивое состояние постоянной тревоги. На начальной стадии человек постоянно переживает за свою безопасность. Он несколько раз проверяет выключен ли утюг, закрыта ли входная дверь и т.д. Появляется недоверие к себе: «Действительно ли я поставил квартиру на сигнализацию?». Состояние настолько навязчивое, что невозможно ничего делать, пока не проверишь самого себя несколько раз.

  • Фобия — постоянная тревожность из-за обыденных и безопасных вещей, которые не причиняют серьезной угрозы: замкнутое пространство, боязнь улицы, определенных ситуаций и т.д. Человек пытается избежать встречи с объектом своей тревоги, из-за этого беспокоится и доводит сам себя до состояния паники.

  • Тревожно-депрессивное расстройство (невроз) — этот вид тревожности очень распространён среди современных людей. Параллельно проявляются признаки депрессии и обычной тревоги, а также проблемы со здоровьем — чувство комка в горле, учащенное мочеиспускание, тремор конечностей, головокружение и т.д.

  • Генерализованное тревожное расстройство — тревога без видимых на то причин. Постоянное чувство беспокойства, не получается сосредоточиться на привычных повседневных делах. Но больной не может понять, что именно его так волнует.

  • Посттравматическое стрессовое расстройство — тяжелая степень тревоги, которая возникает после определённой травматической ситуации (война, землетрясение и т.д.). Человек практически всегда тревожится, ему постоянно кажется, что стрессовое событие снова повторится.

  • Паническое расстройство — постоянно начинается паника без конкретных причин. Ухудшается физическое состояние, невозможно «взять себя в руки». Также иногда появляется страх перед паническим приступом.



1.2 Психокоррекция, основы и принципы

Психологическая коррекция (психокоррекция) — один из видовпсихологической помощи (среди других:психологическое консультирование,психологический тренинг,психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения егосоциализации иадаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции.

  2. Принцип нормативности развития.

  3. Принцип коррекции "сверху вниз".

  4. Принцип коррекции "снизу вверх".

  5. Принцип системности развития психической деятельности.

  6. Деятельностный принцип коррекции.

1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

Названный принцип реализуется в двух аспектах.

Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время "самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий" (Д.Б. Эльконин, 1989).

Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.