Файл: Курсовой проект Навигационная проработка маршрута судна по дисциплине Навигация и лоция.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Весной происходят различные изменения и перестроения в общей климатической картине районов связанные с переходом от зимнего периода к летнему, поэтому приведенные выше среднестатистические данные могут отличаться от фактических

Режим течений в Японском море формируется под влиянием общей циркуляции вод Японского моря, муссонных ветров и приливных явлений.

Общая схема течений в Японском море имеет следующий вид: ветвь тёплого течения Куросио в Корейском проливе разделяется на два потока: Восточно-Корейское и Цусимское течения. Восточно-Корейское течение отклоняется влево и идёт вдоль берегов полуострова Корея, а Цусимское направляется вдоль берегов ост-вов Хонсю и Хоккайдо. В основном влияние оказывает холодное приморское течение. Это течение направлено вдоль северо-западного берега Японского моря с N на S и образует ряд круговоротов. В заливе Петра Великого формируются зоны круговых течений. Скорость Цусимского течения колеблется от 0,2 до 0,5 узл и только на отдельных участках возрастает до 0,8-1,4 узл. Средняя скорость Приморского течения 0,2-0,5 уз, наибольшая – 1,5 узл.

Приливные течения в основном неправильные полусуточные, скорость их не превышает 1,2 уз.

Колебания уровня в Восточно-Китайском море зависят в основном от приливо-отливных явлений и в отдельных пунктах побережья могут достигать значительных размеров. Приливы носят неправильный полусуточный (у побережья Китая и вдоль западного берега острова Тайвань) и правильный полусуточный (остальные берега острова Тайвань) характер.

Приливная волна идёт с Тихого океана. Основная часть волны идёт на северо-запад к Жёлтому морю, другая часть огибает с севера остров Тайвань и направляется в Тайваньский пролив, где встречается с приливной волной, идущей с юга через пролив Лусон. Величина прилива увеличивается с севера на юг. К северу от параллели 30° N средняя величина прилива 2-2,6 м, а к югу от этой параллели 3,8-5,5 м. Средняя величина сизигийного прилива изменяется соответственно от 2,7 до 3,7 м и от 4,8 до 6,9 м.

В устьях рек наблюдается явление "бор", которое образуется при движении приливной волны вверх по реке. При боре после малой воды передний склон входящей в реку приливной волны становится очень крутым. Такая волна высотой 1-2 м и более быстро распространяется вверх по реке
, рассыпаясь на встречных мелких местах пенистым гребнем. При дальнейшем повышении уровня бор прекращается.

Кроме приливов, изменения уровня в Восточно-Китайском море связаны с сейшами и сгонно-нагонными явлениями. Сейшеобразные колебания уровня вызываются резкими изменениями давления воздуха. Сейши представляют собой единственную в природе форму чисто стоячих колебаний уровня моря, в которых участвует вся масса воды, но на поверхности моря не распространяется никаких волн. Высота колебаний обычно не превышает 1 м.

Режим течений Восточно-Китайского моря в основном формируется под влиянием свободного водообмена с Тихим океаном и Жёлтым морем, а также под влиянием муссонного характера господствующих ветров, материкового стока и приливоотливных явлений.

Постоянные течения выражены здесь тёплым течением Куросио и относительно холодным Восточно-Китайским течением. Оба течения претерпевают сезонные изменения, вызванные сменой направления муссонов.

Восточно-Китайское течение берёт своё начало в северо-западной части Жёлтого моря и идёт на юг вдоль побережья Китая к устью реки Янцзы и далее в Тайваньский пролив. Между двумя этими течениями существуют зоны, где течения носят вращательный характер, закручиваясь против часовой стрелки.

Приливоотливные течения имеют большое значение в прибрежных районах и проливах. Наибольшее развитие они получают у берегов Китая: на участке севернее параллели 30° N приливное течение здесь направлено на северо-запад, отливное на юго-восток; между параллелями 30° и 25° N приливное течение идёт на юг, отливное - на север; южнее параллели 25° N приливное течение следует на север, отливное - на юг.

Скорость приливоотливных течений у побережья Китая обычно оставляет 1-2 узла, но в узкостях и проливах она возрастает до 3-5 узлов и более.

Вдоль северной части западного берега острова Тайвань приливное течение направлено на юго-запад, а отливное на юго-восток. Скорость отливного течения достигает здесь 5 узл, что намного превышает обычную скорость приливного течения. Вблизи южной части западного берега острова Тайвань приливное течение идёт на север, а отливное - на юг. Отливное течение здесь очень слабое.

Плавание в Южно-Китайском море осложняется наличием большого числа островов, банок и других опасностей. Особенно много их в юго-восточной части моря к W от о. Паллаван. Здесь находится обширный, почти не

исследованный в навигационном отношении, район. Кроме того, особенностью плавания в Южно-Китайском море является наличие здесь свежих сезонных ветров.

Тропические циклоны. Тропический циклон представляет собой область низкого атмосферного давления диаметром обычно 100-600 миль (иногда и более), в которой происходит интенсивное круговое движение воздушных масс против часовой стрелки в северном полушарии и по часовой — в южном.

Тропические циклоны зарождаются в тропических широтах и от места зарождения движутся со скоростью 5-10 уз. В область субтропических и умеренных широт, где их скорость возрастает до 15-30 уз.; продолжи­тельность существования тропических циклонов колеблется в основном от 3-6 сут. до 3 недель.

Атмосферное давление в тропическом циклоне от периферии к центру падает и в центре циклона составляет 950-970 кПа, а в отдельных случаях еще ниже; сила ветра от периферии к центру возрастает и вблизи центра циклона достигает ураганной.

Прохождение тропического циклона всегда сопровождается мощной облачностью, очень сильными и продолжительными ливнями и значительным волнением. Только в самом центре циклона в зоне диаметром, как правило, не более 20 миль небо обычно ясное («глаз бури») или покрыто тонкими высокослоистыми облаками. В этой зоне ветер ослабевает до штиля, однако развивается толчея, представляющая опасность для судов.

Тропические циклоны, наблюдаемые в описываемом районе, зарожда­ются над Тихим океаном главным образом к востоку и юго-востоку от Филиппинских островов. Отсюда циклоны перемещаются на NЕ. Скорость циклонов при приближении к берегам Кореи 20-30 уз.

Тропические циклоны, называемые в данном районе тайфунами, возможны здесь с мая по ноябрь, но чаще всего отмечаются в июле и августе.

Важным признаком приближающегося тропического циклона на расстояниях до 1500 миль от центра циклона может служить появление перистых облаков в виде тонких прозрачных полос, перьев или хлопьев, которые хорошо видны при восходе и заходе солнца. Когда эти облака кажутся сходящимися в одной точке за горизонтом, можно считать, что на расстоянии около 500 миль от судна в направлении сходимости облаков расположен центр циклона. На расстоянии 300 миль от центра циклона полосы перистых облаков обычно вытянуты в направлении движения воздушного потока в циклоне.

На расстояниях, превышающих 250 миль от центра тропического циклона, признаки его приближения нельзя считать безусловными. Более надежные признаки приближающегося тропического циклона представля­ется возможным установить с расстояний порядка 200 миль. На этих расстояниях сила ветра составляет 6-7 баллов; появляются разорвано-кучевые облака, которые приходят на смену перистым облакам; наблюдается значительная зыбь, идущая от центра циклона.


По направлению движения мелких одиночных кучевых облаков можно определить направление движения центра тропического циклона. Если стать навстречу движению кучевых облаков, то в северном полушарии центр тропического циклона будет расположен справа, а в южном полушарии — слева.

Так как зыбь распространяется по радиусам от центра циклона, то по направлению распространения зыби можно судить о положении центра циклона, а по изменению этого направления составить представление о направлении движения циклона. При этом, однако, необходимо учитывать, что если между центром тропического циклона и судном имеются острова, то они могут изменить направление зыби.

С приближением тропического циклона происходит уплотнение облачности, усиление ветра и волнения. На расcтояниях порядка 100-150 миль от центра циклона наблюдается заметное падение атмосферного давления, хотя суточный ход его еще сохраняется. Сила ветра в этой зоне достигает 9 баллов, кучевые облака заволакивают все небо и начинаются сильные ливневые дожди. Дождевые завесы обычно хорошо просматриваются на экране судового радиолокатора.

На расстояниях менее 100 миль от центра тропического циклона происходит резкое падение атмосферного давления (до 20 гПа/ч) и полностью нарушается его суточный ход. Сила ветра может достигать 12 баллов. Волнение также усиливается и с приближением к центру циклона переходит в толчею.

Наиболее сильное волнение образуется: в северном полушарии — в правой задней четверти циклона, а в южном полушарии — в левой задней четверти.

После прохождения центра тропического циклона наблюдаются те же метеорологические явления, какие наблюдались во время приближения центра циклона, однако в обратной последовательности и с большей скоростью их смены.

Правила расхождения судна с центром тропического циклона. Попав в область действия приближающегося тропического циклона, необходимо стремиться уйти с пути его движения и удалиться на возможно большее расстояние от центра и опасной четверти циклона. В северном полушарии наиболее опасной является правая передняя четверть тропического циклона, а в южном полушарии — левая передняя, так как в этих четвертях ветер сносит судно по направлению к центру тропического циклона и к пути его движения.

Определение положения центра тропического циклона, направления его движения и четверти циклона, в которой находится судно, выполняется по следующим правилам.


1. Если стать спиной к ветру, то в северном полушарии центр тропического циклона будет находиться впереди приблизительно на 60° влево, а в южном полушарии — вправо от направления, по которому дует ветер. По мере приближения судна к центру тропического циклона этот угол увеличивается до 90°.

2. Судно в северном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление по часовой стрелке. Судно в южном полушарии находится в наиболее опасной четверти, если при падении давления ветер изменяет свое направление против часовой стрелки.

3. Если направление ветра не меняется, сила его возрастает, а давление падает, то судно находится на пути центра приближающегося тропического циклона.

4. Если давление повышается, значит, центр циклона миновал. Если при этом ветер изменяет свое направление по часовой стрелке, то в северном полушарии судно находится в правой (в южном полушарии — в левой) задней четверти циклона, а если ветер изменяет свое направление против часовой стрелки, то в северном полушарии судно находится в левой (в южном полушарии — в правой) задней четверти.

Применить на практике указанные правила не всегда представляется возможным, так как вследствие исключительной сложности гидрометеоро­логической обстановки в тропическом циклоне измерение значений гидрометеорологических элементов и наблюдение за их изменениями затруднительны. Поэтому если не удалось установить четверть, в которой находится судно, то для большей безопасности следует предполагать неблагоприятный случай, когда судно находится в наиболее опасной четверти. В этом случае в северном полушарии рекомендуется изменить курс с таким расчетом, чтобы ветер дул с носовых курсовых углов правого борта (в южном полушарии — левого борта). Если при дальнейшем уточнении окажется, что судно находится в наименее опасной четверти циклона, то курсовые углы ветра следует увеличить до кормовых.

Обычно сведения о зарождении и движении тропического циклона систематически сообщаются радиостанциями, передающими навигационные и гидрометеорологические сообщения. При получении этих сведений рекомендуется следить за изменением траектории движения циклона, пользуясь картой. На карту рекомендуется нанести центр циклона, а также сектор наиболее вероятного его перемещения. Для получения упомянутого сектора следует из центра циклона проложить направление его движения в данный момент и под углом 40° в каждую сторону от этого направле­ния — линии длиной, равной ожидаемому перемещению центра циклона за сутки. Можно ожидать, что в течение ближайших 24 ч центр тропического циклона окажется где-то в пределах указанного сектора.